Распоряжение ОАО РЖД от 21.04.2005 N 574р

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

21 апреля 2005 г.

N 574р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О неудовлетворительном обеспечении безопасности движения
поездов на Калининградской железной дороге

На станции Калининград-Пассажирский Калининградской железной дороги 18 марта 2005 г. в 00 часов 20 минут при отправлении грузового поезда N 3225 весом 4998 т (тепловоз 2М62 N 0572 приписки локомотивного депо Черняховск под управлением машиниста Киселева В.В. и помощника машиниста Авраменко Д.А.) на стрелочном переводе N 218 был допущен сход тепловоза.
Согласно приказу МПС России от 8 января 1994 г. N 1Ц "О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте" случай классифицирован как особый случай брака (отправление поезда по неготовому маршруту).
Расследованием установлено, что 17 марта 2005 г. из-за интенсивного таяния снега и продолжительного дождя в восточной горловине станции Калининград-Пассажирский произошло затопление пути на протяжении 500 метров, стрелочных переводов N 202, 204, 206, 208, 212, 214, 216, 218, 220 и напольных устройств сигнализации, централизации и блокировки (далее - СЦБ).
При приготовлении маршрута отправления грузового поезда N 3225 с 31 пути станции Калининград-Пассажирский на станцию Калининград-Сортировочный стрелки N 204/204 СС и 216/218 не переводились из-за понижения сопротивления изоляции жил кабеля и монтажа вследствие затопления стрелочных электроприводов и путевых ящиков. В результате произошла подпитка стрелочного контрольного реле от напряжения магистрального питания, что привело к появлению ложного контроля положения стрелок N 216/218 при неполном прилегании остряков к рамному рельсу и отсутствии механического замыкания электроприводом остряков стрелочного перевода N 218. Появление ложного контроля минусового положения стрелок N 216/218 создало возможность открытия выходного светофора Н-31 на разрешающее показание.
Руководители Калининградской дистанции пути не приняли мер по предупреждению затопления пути в период пропуска паводковых и ливневых вод. Не проведено своевременное обследование водопропускной ливневой трубы на станции Калининград-Сортировочный. В результате она не была включена в перечень сооружений, требующих повышенного контроля в период пропуска паводковых вод.
Паводковая комиссия Калининградской железной дороги своевременно не скоординировала работу руководителей подразделений станции Калининград-Пассажирский по ликвидации последствий паводка.
Начальник службы сигнализации, связи и вычислительной техники Калининградской железной дороги Липневич Л.М. в период интенсивного таяния снега также не принял дополнительных мер по усилению контроля за сопротивлением изоляции источников питания, кабеля и монтажа устройств СЦБ.
Проверка, проведенная в январе 2005 г. комиссией Департамента безопасности движения и экологии в хозяйстве сигнализации и связи Калининградской железной дороги, выявила серьезные недостатки в работе, многие из которых до настоящего времени не устранены.
Департаментом безопасности движения и экологии и Департаментом управления перевозками при проверке, проведенной в 2005 году, были выявлены нарушения в организации обеспечения безопасности движения поездов в хозяйстве перевозок Калининградской железной дороги, где обстановка продолжает оставаться крайне неудовлетворительной. В техническо-распорядительный акт станции Калининград-Пассажирский не внесены данные о примыкающем к станции подъездном пути, на масштабную схему не нанесены ординаты предельных столбиков, пути восточного ранжирного парка не ограждены устройствами, предотвращающими выход подвижного состава на маршруты приема и отправления пассажирских поездов.
Начальник станции Калининград-Пассажирский Лепешкин В.В. не обеспечил своевременного устранения выявленных недостатков, не предъявлял должной требовательности к выполнению должностных обязанностей своими заместителями, ослабил контроль за работой дежурных по станции, работников дистанции пути и дистанции сигнализации и связи.
Руководители Калининградской железной дороги допускают серьезные просчеты в организации профилактической работы по содержанию технических средств и ведению документации в хозяйствах пути, сигнализации и связи, электроснабжения, пассажирском, грузовой и коммерческой работы.
В вагонном депо Черняховск нарушается технология ремонта вагонов, прежде всего, колесных пар и автосцепного оборудования.
Не принимаются необходимые меры по улучшению технического состояния локомотивов, в результате чего в 2005 году увеличилось число их заходов на неплановый ремонт.
Не обеспечивается качественная расшифровка скоростемерных лент в локомотивных депо Черняховск и Калининград.
Первый заместитель начальника Калининградской железной дороги - главный ревизор по безопасности движения поездов Габдрахманов A.M. не проявляет должной требовательности к заместителям начальника Калининградской железной дороги, начальникам служб и структурных подразделений, ответственным за проведение профилактической работы по предотвращению аварийности, укреплению трудовой и технологической дисциплины.
Начальник Калининградской железной дороги Будовский В.Г. не уделяет должного внимания вопросам укрепления производственной и технологической дисциплины, содержанию в исправном состоянии и обеспечению надежной работы технических средств, допускает назначение на вакантные должности лиц, не имеющих соответствующего образования и опыта работы.
Начальник Департамента автоматики и телемеханики Кайнов В.М. снизил требовательность к своим заместителям и начальникам служб сигнализации, централизации и блокировки железных дорог, ответственным за проведение профилактической работы по предотвращению аварийности, не уделяет должного внимания созданию и внедрению герметичного напольного оборудования СЦБ. Как следствие, в 2004 году на 7 железных дорогах в хозяйстве сигнализации и связи увеличилось количество случаев брака по сравнению с 2003 годом.
В целях стабилизации обстановки с обеспечением безопасности движения поездов:
1. Начальникам железных дорог:
а) ознакомить работников локомотивного хозяйства, хозяйств сигнализации и связи, перевозок, пути и сооружений связанных с движением поездов с обстоятельствами и причинами отправления грузового поезда N 3225 по неготовому маршруту и схода тепловоза на стрелочном переводе N 218 станции Калининград-Пассажирский Калининградской железной дороги;
б) обеспечить проведение внеплановых технических занятий с дежурными по станции, поездными диспетчерами, начальниками производственных участков, старшими электромеханиками, электромеханиками и электромонтерами СЦБ по изучению главы 13 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16 октября 2000 г. N ЦД-790, и Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ, утвержденной МПС России 31 декабря 1997 г. N ЦШ-530, с последующей проверкой знаний;
в) проинструктировать локомотивные бригады об их действиях в период паводка и необходимости обращать особое внимание на состояние пути, земляного полотна, искусственных сооружений с использованием информации о местах возможного размыва земляного полотна, выхода паводковых вод на пути и в горловины станций;
г) незамедлительно рассмотреть на заседаниях паводковых комиссий вопросы выделения сил и средств для борьбы с паводком, разработки действенных мер, обеспечивающих сохранность и надежную работу объектов инфраструктуры;
д) обеспечить круглосуточное наблюдение за наличием талых вод, очисткой водоотводов и устройств СЦБ, а также круглосуточное дежурство руководителей и специалистов служб сигнализации, централизации и блокировки и дистанций сигнализации и связи для проведения оперативного контроля за состоянием устройств СЦБ и принятия решений об их отключении в случае затопления талыми водами;
е) организовать в недельный срок внеочередную проверку состояния сопротивления изоляции жил кабеля и монтажа на стрелках с магистральным питанием, а также проверку наличия схемы автоматического контроля за состоянием изоляции магистральных источников питания. Обнаруженные недостатки устранить незамедлительно;
ж) установить порядок, при котором в случае затопления напольных и постовых устройств СЦБ ввод их в постоянную эксплуатацию может производиться после проверки зависимостей стрелок и светофоров с оформлением соответствующей технической документации.
2. Начальнику Калининградской железной дороги Будовскому В.Г. принять меры по повышению ответственности заместителей начальника железной дороги, начальников служб, начальников отделений и руководителей других структурных подразделений за обеспечение безопасности движения поездов, по комплектованию подразделений Калининградской железной дороги специалистами, способными обеспечить их устойчивую работу.
3. Начальнику Департамента автоматики и телемеханики Кайнову В.М., директору ВНИИАС Косареву А.Б. (по согласованию), директору Гипротранссигналсвязь Мехову В.Б. до 1 мая 2005 г. подготовить предложения по исключению возможности появления ложного контроля положения стрелок с магистральным питанием при понижении сопротивления изоляции жил кабеля и монтажа.
4. Начальнику Департамента автоматики и телемеханики Кайнову В.М.:
а) направить на Калининградскую железную дорогу группу специалистов Департамента автоматики и телемеханики для проведения внеочередной проверки организации профилактической работы, технического состояния устройств СЦБ и оказания практической помощи по устранению выявленных недостатков;
б) совместно с начальником Калининградской железной дороги Будовским В.Г. провести в Калининградской дистанции сигнализации и связи с участием старших электромехаников и начальников производственных участков СЦБ разбор данного случая брака (отправление поезда по неготовому маршруту) и материалов проверки, проведенной Департаментом автоматики и телемеханики в марте 2005 г. и представить предложения по укреплению кадрового состава руководителей хозяйства сигнализации и связи Калининградской железной дороги.
5. За снижение требовательности к работникам хозяйств пути и сигнализации и связи в части обеспечения качественного обслуживания технических средств, отсутствие контроля за действиями дежурных по станции в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ, допущенный случай схода тепловоза N 0572 освободить от занимаемой должности начальника станции Калининград-Пассажирский Калининградской железной дороги Лепешкина В.В.
6. За отсутствие должного руководства ревизорским аппаратом и недостаточный контроль за проведением руководителями служб и структурных подразделений железной дороги профилактической работы по предупреждению аварийности объявить выговор первому заместителю начальника Калининградской железной дороги - главному ревизору по безопасности движения поездов Габдрахманову A.M.
7. За снижение требовательности к заместителям начальника Калининградской железной дороги и руководителям служб в вопросах обеспечения безопасности движения поездов объявить выговор начальнику Калининградской железной дороги Будовскому В.Г.
8. За ослабление требовательности к заместителям начальника Департамента автоматики и телемеханики и начальникам служб сигнализации, централизации и блокировки железных дорог в вопросах обеспечения безопасности движения поездов объявить замечание начальнику Департамента автоматики и телемеханики Кайнову В.М.
9. Указать вице-президенту-начальнику Департамента пути и сооружений Иванову С.Ю. на неэффективность принимаемых в хозяйствах железных дорог мер по пропуску паводковых и ливневых вод.
10. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента-начальника Департамента пути и сооружений Иванова С.Ю. и вице-президента Сазонова В.Н. по кругу курируемых вопросов.

Президент ОАО "РЖД"
Г.М.Фадеев