Письмо Росжелдора от 14.04.2005 N ИЯ-14 759-ис

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

14 апреля 2005 г.

N ИЯ-14/759-ис

Об организации скоростного пассажирского железнодорожного
сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки

Уважаемый Виталий Валентинович!

Федеральное агентство железнодорожного транспорта рассмотрело Ваше письмо от 16.02.2005 N 103 об организации скоростного пассажирского железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки и сообщает следующее.
Пересечение Государственной границы осуществляется лицами и транспортными средствами на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения или в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Непосредственно пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных пунктах пропуска через Государственную границу. Согласно абзацу второму статьи 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон) под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
По мнению Федерального агентства железнодорожного транспорта, под "специально оборудованным местом" понимается пропускной пункт, расположенный вне пределов территории железнодорожного, автомобильного вокзала станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), где также осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
На основании изложенного следует, что специально оборудованный состав пассажирского поезда не является специально оборудованным местом, выполняющим функции пункта пропуска.
По вопросу, касающемуся распространения пограничной зоны (как временно, так и постоянно) на специально оборудованный состав пассажирского поезда необходимо отметить следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона пограничная зона представляет собой зону местности в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и на островах на указанных водоемах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений пограничных войск в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности. Кроме того, в пограничной зоне действует пограничный режим, который служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы. Таким образом, распространение пограничной зоны (как временно, так и постоянно) на специально оборудованный состав пассажирского поезда не представляется возможным.

И.М.Яриков