Распоряжение ОАО РЖД от 05.08.2005 N 1219р

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

5 августа 2005 г.

N 1219р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об обрушении пролетных строений железобетонного моста
при проведении капитального ремонта пути на перегоне
Трактовый - Арзамас-2 Горьковской железной дороги

12 июля 2005 г. при производстве работ по капитальному ремонту первого главного пути перегона Трактовый - Арзамас-2 Муромского отделения Горьковской железной дороги на железобетонном мосту, находящемся на 418 км указанного перегона, произошло обрушение пяти блоков трех ребристых двухблочных пролетных строений, в результате чего движение поездов по нечетному пути было прервано на 17 часов 49 минут.
При обрушении блоков пролетных строений получили травмы средней тяжести два работника путевой машинной станции N 73 - бульдозерист Колобанов А.В., 1961 года рождения, и инженер технического отдела Богомазов В.А., 1985 года рождения.
Причиной обрушения блоков пролетных строений стало грубое нарушение технологии укладки пути начальником путевой машинной станции N 73 Никифоровым А.Н., который в нарушение пункта 6 приказа Горьковской железной дороги от 25 апреля 2001 г. N1441 "Об организации капитального ремонта пути на участках с наличием искусственных сооружений" отдал бульдозеристу команду на рихтовку укладываемого звена путевой решетки в пределах моста ножом бульдозера.
В результате этого при наезде на консоль правой балки первого пролетного строения моста произошло его несимметричное загружение, а при развороте бульдозера было создано дополнительное распорное усилие между блоками пролетных строений N 1 и N 2 моста, что в совокупности стало причиной их раскантовки и дальнейшего обрушения.
Капитальный ремонт моста с установкой на нем трех ребристых пролетных строений был произведен мостопоездом N 33 в 2000-2001 годах. Согласно акту, утвержденному начальником службы пути Горьковской железной дороги Клочко А.П. 28 сентября 2001 г., мост был принят в эксплуатацию без замечаний.
Однако в нарушение требований пунктов 1.5 и 1.8 СНиП 3.06.07-86 указанный мост был принят в эксплуатацию без обследования.
Осмотр монтажных стыков диафрагм после обрушения моста показал, что их конструкция изменена и выполнена с грубыми отступлениями от типового проекта, разработанного в 1978 году "Ленгипротрансмостом" (инвентарный N 557/11). Исполнительная документация на указанный мост в Арзамасской дистанции пути отсутствует.
Из 6 балок пролетных строений 4 полностью непригодны к дальнейшему использованию, 2 оставшиеся балки имеют незначительные повреждения и могут быть использованы для временного восстановления моста с последующей их заменой.
Расследование причин обрушения также показало, что усиленный капитальный ремонт 413-422 км первого главного пути участка Трактовый - Арзамас-2 проводился по проекту Нижегородского проектно-изыскательского института "Нижегороджелдорпроект". В нарушение подпункта 2.3.1 Технических условий на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути, утвержденных МПС России 30 сентября 2003 г. N ЦПТ-53, вопросы техники безопасности при выполнении работ на искусственных сооружениях и технология их проведения не были отражены в указанном проекте.
В нарушение пункта 5 приказа Горьковской железной дороги от 25 апреля 2001 г. N 1441 комиссия для оценки на месте общего технического состояния моста и рассмотрения технологии капитального ремонта пути не создавалась. Мероприятия по обеспечению безопасности при проведении капитального ремонта пути на мосту не осуществлялись.
Мостовой мастер Павлов Н.М. в нарушение пункта 2.2 телеграммы МПС России от 26 мая 2000 г. N 578А не осуществлял технического надзора за работой путевой машинной станции N 73 на мосту и подходах к нему, а вместе с бригадой был по распоряжению заместителя начальника дистанции пути Токарюка Д.М. привлечен к работам по демонтажу низкой пассажирской платформы на другом участке дистанции пути.
Ответственным за производство работ от Арзамасской дистанции пути был назначен исполняющий обязанности начальника этой дистанции Хандин И.Г., который в период предоставления "окна" сопровождал вагон-путеизмеритель.
Поездной диспетчер участка Арзамас - Сергач Щекин И.А. в нарушение пункта 8.2 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16 октября 2000 г. N ЦД-790, предоставил "окно" в отсутствие Хандина И.Г.
Начальник Муромского отделения Горьковской железной дороги Маркичев С.В. не принял необходимых мер по повышению уровня безопасности движения поездов, не уделил достаточного внимания вопросам организации работ по капитальному ремонту пути и их проведения в период предоставления "окна", в том числе на инженерных сооружениях, формально подошел к проверке готовности дислоцирующегося в отделении восстановительного поезда.
Руководство путевым хозяйством железной дороги осуществляется заместителем начальника Горьковской железной дороги по пути Добышевым Е.О. на низком уровне.
Приказами Горьковской железной дороги и Муромского отделения железной дороги виновные работники были привлечены к дисциплинарной ответственности.
В целях обеспечения безопасности движения поездов, сохранности инженерных сооружений и безопасных условий труда при проведении ремонтных путевых работ:
1. Вице-президенту Иванову С. Ю. утвердить до 1 ноября 2005 г. план мероприятий по улучшению системы надзора за текущим содержанием и капитальным ремонтом инженерных сооружений.
2. Начальникам железных дорог:
а) не допускать проведения работ по капитальному ремонту пути без утвержденных службой пути железной дороги проектов, в состав которых должна включаться технология ремонта пути на мостах, перечень ремонтных машин, допускаемых к работам на каждом инженерном сооружении, а также сделан перерасчет элементов мостовых конструкций на восприятие ими дополнительных нагрузок от путевой техники;
б) пересмотреть в 10-дневный срок проекты капитального ремонта пути на участках с наличием железобетонных мостов с целью включения в них технологии ремонта пути на мостах. Предусмотреть в указанной технологии установку страховочных конструкций для обеспечения устойчивости железобетонных пролетных строений;
в) обеспечить перед началом работ по капитальному ремонту пути осмотр искусственных сооружений комиссиями во главе с заместителями начальников дистанций пути по искусственным сооружениям или главными инженерами дистанций пути - малых мостов, заместителями начальников отделений железных дорог по пути или главными инженерами отделений железных дорог - средних мостов, заместителями начальников служб пути или главными инженерами служб пути - больших мостов, с участием в них руководителей путевых машинных станций или дистанций пути для рассмотрения технологии работ, определения дополнительных мер по недопущению раскантовки и других повреждений пролетных строений;
г) возложить технический надзор за состоянием и устойчивостью искусственных сооружений при проведении ремонтных путевых работ на мостовых мастеров дистанций пути и специалистов мостоиспытательных станций железных дорог, назначить ответственными за проведение указанных работ начальников дистанций пути, заместителей начальников отделений железных дорог по путевому хозяйству, начальников служб пути - по соответственно малым, средним или большим мостам, и начальников путевых машинных станций - независимо от длины моста;
д) не допускать привлечения к разработке проектно-сметной документации организаций, не имеющих соответствующей лицензии;
е) не допускать внесения в проекты типовых конструкций искусственных сооружений изменений без согласования с Департаментом пути и сооружений;
ж) осуществлять приемку в эксплуатацию объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых закончен, только после их обследования специализированными организациями с последующими испытаниями и обкаткой в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 1 октября 2004 г. N 3383р "О порядке обследования и испытаний искусственных сооружений перед сдачей в постоянную эксплуатацию";
з) укомплектовать в соответствии со штатными расписаниями дорожные мостоиспытательные станции в III квартале 2005 г. квалифицированными специалистами;
и) привлекать для контроля за работами по смене пролетных строений на мостах представителей мостоиспытательных станций; к) рассматривать кандидатуры на должности заместителей начальников дистанций пути по инженерным сооружениям, мостовых и тоннельных мастеров только после проверки их знаний в службе пути железной дороги, на должности начальников отделов по инженерным сооружениям и заместителей начальников служб пути по инженерным сооружениям - после их согласования с Департаментом пути и сооружений.
3. Начальнику Горьковской железной дороги Сехину В.Ф.:
а) произвести в месячный срок работы по замене пролетных строений временно восстановленного моста;
б) принять исчерпывающие меры по улучшению положения с обеспечением безопасности движения поездов на Горьковской железной дороге.
4. За низкий уровень руководства путевым хозяйством Горьковской железной дороги, допущенные грубые нарушения технологии производства работ по капитальному ремонту пути, в результате чего произошло обрушение пролетных строений моста, объявить выговор заместителю начальника Горьковской железной дороги по пути Добышеву Е.О.
5. За непринятие необходимых мер по повышению уровня безопасности движения поездов, имеющиеся недостатки в организации и проведении работ по капитальному ремонту пути и инженерных сооружений, в результате чего было допущено обрушение пролетных строений моста и травмирование работников путевой машинной станции N 73, формальный подход к проверке готовности дислоцирующегося в отделении восстановительного поезда, который привел к увеличению времени работ по ликвидации последствий обрушения, освободить от занимаемой должности начальника Муромского отделения Горьковской железной дороги Маркичева С.В.
Начальнику Горьковской железной дороги Сехину В.Ф. рассмотреть вопрос о дальнейшем трудоустройстве Маркичева С.В. с учетом его квалификации.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Иванова С.Ю.

 

Президент ОАО "РЖД"
В.И.Якунин