ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

8 августа 2005 г.

N 1235р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О случае схода с рельсов вагонов в грузовом поезде N 3502
на перегоне Разъезд 11 км - Басандайка Кузбасского отделения
Западно-Сибирской железной дороги

27 июня 2005 г. в 1 час 02 минуты на перегоне Разъезд 11 км-Басандайка Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги в грузовом поезде N 3502, при скорости 65 км/час, произошел горячий излом шейки оси N 0052908773 у первой колесной пары с левой стороны по ходу движения 29-го с головы поезда груженого вагона N 61144556 с последующим сходом с рельсов этого вагона и 12 груженых вагонов, следующих за ним.
В результате схода повреждено 3 опоры контактной сети, 100 метров пути, 11 вагонов в объеме деповского и 2 вагона в объеме текущего отцепочного ремонта. Полный перерыв в движении поездов составил 7 часов 24 минуты.
При разборе в ОАО "РЖД" 8 июля 2005 г. случая схода с рельсов вагона N 61144556 установлено, что вагон построен Уральским вагоностроительным заводом в апреле 1977 г., деповской ремонт производился в вагонном депо Мураши Горьковской железной дороги 27 июля 2004 г.
Последнее техническое обслуживание грузового поезда N 3502 проводилось на пункте технического обслуживания станции Анжерская Западно-Сибирской железной дороги. От станции Анжерская до места схода вагонов поезд прошел 67 км, проследовал один прибор безопасности КТСМ02, установленный на 3569 км, не доехав 9 км до следующего прибора КТСМ, расстояние между которыми составляет 46 км.
Ось N 0052908773 колесной пары изготовлена на Уральском вагоностроительном заводе в 1973 году, последнее формирование колесной пары производилось в вагонном депо Тосно Октябрьской железной дороги в сентябре 1999 г., полное освидетельствование без снятия внутренних колец подшипника проводилось 6 апреля 2004 г. в вагонном депо Мураши Горьковской железной дороги.
Причиной излома шейки оси колесной пары N 0052908773 явился холодный излом внутреннего кольца переднего подшипника, изготовленного из стали марки ШХ15СГ, с последующим заклиниванием роликов.
Проведенная специалистами Департамента вагонного хозяйства проверка работы вагонного депо Мураши Горьковской железной дороги выявила неудовлетворительную организацию ремонта колесных пар, других узлов и деталей вагонов. По результатам проверки работа вагонного депо Мураши была приостановлена.
Начальник Кировского отделения Горьковской железной дороги Процкий А.В. к вопросу обеспечения безопасности движения в вагонном хозяйстве подходит формально: по результатам личной проверки работы вагонного депо Мураши разбор не провел и не принял мер по улучшению качества ремонта и технического обслуживания вагонов.
Начальник службы вагонного хозяйства Горьковской железной дороги Мациевский В.Р. не достаточно осуществляет контроль за обеспечением безопасности движения поездов и выполнением технологии ремонта вагонов в вагонном депо Мураши.
На Западно-Сибирской железной дороге в нарушение требований пункта 3.3. Инструкции по размещению, установке и эксплуатации средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда, утвержденной МПС России 30.12.1996 N ЦВ-ЦШ-453, имеются участки с расстоянием между линейными пунктами контроля более 35 км. Из 297 приборов безопасности до настоящего времени 28 не включены в систему централизации АСКПС.
В целях обеспечения безопасности движения поездов:
1. Отнести случай горячего излома шейки оси колесной пары вагона N61144556 в грузовом поезде N 3502, произошедший 27 июня 2005 г. на перегоне Разъезд 11 км - Басандайка Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги, за вагонным депо Мураши Горьковской железной дороги.
2. Начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог ознакомить с обстоятельствами и причинами схода с рельсов вагонов 27 июня 2005 г. в грузовом поезде N3502 всех работников вагонного хозяйства, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом грузовых вагонов, под расписку.
3. Начальникам железных дорог, начальнику Департамента вагонного хозяйства Фурцеву А.И.:
1) завершить в соответствии с решением коллегии МПС России от 9 апреля 2003 г. N 7 в 2006 году работы по включению всех средств контроля (ДИСК, КТСМ) в систему централизации АСКПС;
2) обеспечить в рамках Программы повышения безопасности движения на 2006 год выполнение работ по приведению расстояний между средствами контроля к установленным нормативам (не более 35 км) путем организации новых постов КТСМ на грузонапряженных и скоростных участках. Провести указанные работы в 2007 году на остальных направлениях.
4. Начальнику Департамента вагонного хозяйства Фурцеву А.И.:
1) рассмотреть работу приборов контроля посадки внутренних колец подшипников на шейку оси колесной пары (ПС-219);
2) представить в установленном порядке предложения по увеличению объемов закупок внутренних колец роликовых подшипников из стали ШХ4 для замены всех внутренних колец из стали ШХ15СГ при проведении полного освидетельствования колесных пар;
3) производить с 1 января 2006 г. при полном освидетельствовании колесных пар снятие всех внутренних колец роликовых подшипников;
4) для обеспечения выявления неисправных буксовых узлов на ранней стадии нагрева проводить на станциях, имеющих остановку поездов по графику, осмотр вагонов, выявленных средствами контроля (КТСМ) с уровнями нагрева ниже уровня "тревога - 0", с записью результатов осмотра в журнале формы ВУ-100. Внести соответствующие дополнения в технологию работы пунктов технического обслуживания вагонов;
5) обеспечить в 2006 году поставку в вагонные депо 130 вихретоковых дефектоскопов ВД-233.1. для контроля внутренних и наружных колец роликовых подшипников.
5. Директору ВНИИАС Косареву А.Б. (по согласованию) до 1 сентября 2005 г. представить предложения по организации передачи информации с линейного пункта контроля (ДИСК, КТСМ) лицам, снимающим показания с регистрирующих устройств, по радиоканалу.
6. Директору ВНИИЖТ Беседину И.С. (по согласованию) и начальнику Департамента вагонного хозяйства Фурцеву А.И. представить предложения о введении при производстве полного освидетельствования колесных пар технологии контроля зазора между упорным кольцом переднего подшипника и привалочными поверхностями гайки Ml10 или крепительной шайбы торцевого крепления.
7. Начальнику Департамента вагонного хозяйства Фурцеву А.И. и начальнику Департамента автоматики и телемеханики Кайнову В.М. подготовить до 1 сентября 2005 г. предложения по совершенствованию Инструкции по размещению, установке и эксплуатации средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда от 30 декабря 1996 г. N ЦВ-ЦШ-453.
8. За ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей в части обеспечения безопасности движения поездов объявить выговор начальнику Кировского отделения Горьковской железной дороги Процкому А.В.
9. Указать начальнику службы вагонного хозяйства Горьковской железной дороги Мациевскому В.Р. на неудовлетворительное качество ремонта вагонов и необеспечение безопасности движения поездов в вагонном депо Мураши.

Вице-президент
ОАО "РЖД"
С.В.Козырев