ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

16 августа 2005 г.

N 1307p

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О неудовлетворительной работе аппарата главного ревизора по
безопасности движения поездов Московской железной дороги

В ходе плановой проверки организации обеспечения безопасности движения поездов и эффективности участия в этой работе аппаратов главных ревизоров по безопасности движения поездов железной дороги и отделений железной дороги (далее - ревизорский аппарат железной дороги и ревизорский аппарат отделений железной дороги), проведенной комиссией Департамента безопасности движения и экологии (далее - комиссия) на Московской железной дороге в период с 27 июня по 22 июля 2005 г., было установлено, что положение с обеспечением безопасности движения поездов на железной дороге неудовлетворительное.
За 7 месяцев 2005 года на Московской железной дороге допущено 197 случаев брака, по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на прежнем уровне (46/45) остается количество случаев брака с пассажирскими поездами, на 50% увеличилось количество сходов подвижного состава в грузовых поездах и в 2,5 раза количество случаев неограждения сигналами опасного места при производстве работ. Наибольший рост случаев брака допущен на Брянском, Московско-Курском и Тульском отделениях Московской железной дороги.
Комиссией отмечено неудовлетворительное положение с обеспечением безопасности движения поездов в хозяйстве электрификации и электроснабжения, локомотивном хозяйстве и хозяйстве пути.
Имеют место случаи задержек пассажирских поездов у входных сигналов станций - за указанный период задержано 769 поездов, что составляет 22% от общего количества задержанных поездов на сети железных дорогах. Наиболее значительный рост случаев задержек поездов по сравнению с 2004 годом допущен на Московско-Смоленском (173/81) и Московско-Курском (543/308) отделениях Московской железной дороги.
Также по сравнению с 2004 годом на 10% возросло общее количество нарушений нормальной работы устройств сигнализации, централизации и блокировки (1813/1654), а по хозяйству сигнализации, централизации и блокировки - на 34% (919/685). Наибольшее количество отказов в работе этих устройств (более 30% или 559 случаев) допущено из-за неудовлетворительного содержания рельсовых цепей.
Такое положение стало возможным из-за того, что руководители служб, отделений и других структурных подразделений Московской железной дороги не уделяют должного внимания проведению профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности движения поездов. Кроме того, были выявлены факты ненадлежащего выполнения этими руководителями своих должностных обязанностей, в том числе сокрытие, искажение классификации и несвоевременная передача информации в соответствующие подразделения аппарата управления ОАО "РЖД" о случаях нарушений безопасности движения поездов.
Так, по случаю задержки электропоездов на участке Орехово-Зуево - Александров Московско-Курского отделения Московской железной дороги 28 июня 2005 г., комиссии была представлена информация о срабатывании датчика устройства контроля за сходом подвижного состава (далее - УКСПС) из-за опускания валика подъемника автосцепки вагона N 90337874 в грузовом поезде N 2042.
В ходе разбора по данному факту, проведенного в ОАО "РЖД" 6 июля 2005 г., было установлено, что срабатывание этого датчика произошло из-за схода с рельсов колесных пар второй по ходу движения тележки порожнего вагона N 90337874 на перегоне Киржач - Поточино, о чем поездным диспетчером были своевременно проинформированы службы вагонного и локомотивного хозяйств, службы пути, электрификации и электроснабжения, а также диспетчер ревизорского аппарата Московской железной дороги.
В ликвидации последствий схода был задействован восстановительный поезд станции Орехово-Зуево.
Начальник Московско-Курского отделения Московской железной дороги Никитин В.Н., руководители структурных подразделений и ревизоры по безопасности движения поездов этого отделения железной дороги при выезде на место схода истинную причину схода не установили.
При этом в нарушение приказа МПС России от 8 января 1994 г. N 1Ц "О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте", указания МПС России от 18 апреля 2003 г. N К-382у "О сокрытии случаев нарушений безопасности движения" и Инструктивных указаний о порядке информации, учета и отчетности по нарушениям безопасности движения на железных дорогах, утвержденных МПС России 17 мая 1994 г. N Г-393у, первый заместитель начальника Московской железной дороги - главный ревизор по безопасности движения поездов Русак А.Д. и начальник Московско-Курского отделения Московской железной дороги Никитин В.Н., зная о сходе вагона в грузовом поезде N 2042, в целях сокрытия особого случая брака в работе фактическую причину срабатывания УКСПС не передали в установленном порядке.
Сокрытие и несвоевременная передача информации случаев нарушения безопасности движения поездов руководителями ревизорского аппарата Московской железной дороги выявлялись и ранее (например, 28 апреля 2005 года случай схода 5 вагонов в грузовом поезде N 2121 на станции Орехово-Зуево), однако, необходимых выводов ими сделано не было.
Кроме того, в сокрытие истинной причины срабатывания датчика УКСПС был вовлечен целый ряд специалистов и руководителей Московской железной дороги.
Проверкой комиссии установлено, что технические ревизии ряда структурных подразделений Московской железной дороги в 2004 и 2005 годах были проведены ревизорским аппаратом отделений Московской железной дороги на низком уровне, не выявляя имеющиеся недостатки в организации обеспечения безопасности движения поездов и не давая оценки эффективности работы руководителей и инженерно-технических работников этих структурных подразделений. При этом допускались случаи нарушения сроков проведения технических ревизий, утвержденных начальниками отделений Московской железной дороги, и рассмотрения результатов этих ревизий.
В связи с низким качеством проведения технических ревизий на станциях Лужки и Верховье Орловско-Курского отделения Московской железной дороги комиссией были отменены их результаты и назначены внеочередные технические ревизии.
Отсутствие требовательности в работе руководителей ревизорского аппарата Московской железной дороги привели к тому, что материалы отдельных ревизий структурных подразделений железной дороги не были рассмотрены начальником Московской железной дороги и, как следствие, не были приняты должные меры к лицам, виновным в выявленных в ходе ревизий нарушениях.
При отсутствии контроля со стороны ревизорского аппарата Московской железной дороги пассажирские платформы продолжают содержаться в неудовлетворительном состоянии. При проверке содержания высоких пассажирских платформ на станциях Москва-Пассажирская-Курская в апреле 2005 г. и Москва-Пассажирская-Павелецкая в июле 2005 г. комиссией были выявлены грубейшие нарушения, угрожающие безопасности движения поездов.
В отделениях и структурных подразделениях Московской железной дороги не в полном объеме устранены недостатки и нарушения, выявленные комиссией Департамента безопасности движения и экологии при проведении технической ревизии в июне-июле 2004 года.
На Московской железной дороге ревизорский аппарат железной дороги и отделений железной дороги не контролирует работу по внедрению Системных мер, направленных на обеспечение высокого уровня управляемости безопасностью движения поездов для филиалов ОАО "Российские железные дороги", участвующих в перевозочном процессе, утвержденных ОАО "РЖД" 12 мая 2005 г.
Первый заместитель начальника Московской железной дороги - главный ревизор по безопасности движения поездов Русак А.Д. не обеспечил надлежащий контроль за выполнением руководителями служб и отделений железной дороги своих должностных обязанностей, связанных с обеспечением безопасности движения поездов, не уделяет достаточного внимания профилактической работе, направленной на укрепление трудовой и технологической дисциплины в указанных подразделениях.
Уровень проводимой профилактической работы ревизорского аппарата отделений Московской железной дороги по предупреждению аварийности не в полной мере отвечает требованиям приказа МПС России от 8 января 1994 г. N 1Ц "О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте", Инструктивным указаниям по организации личного труда ревизора по безопасности движения от 5 января 1997 г. N ЦРБ/37/2, иных нормативных документов МПС России и внутренних документов ОАО "РЖД", направленных на обеспечение безопасности движения.
В нарушение пункта 4 приказа ОАО "РЖД" от 18.04.2005 г. N 45 "Об утверждении типовых штатных расписаний аппаратов главных ревизоров по безопасности движения поездов железных дорог - филиалов открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и отделения железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на Московской железной дороге не укомплектован штат работников ревизорского аппарата железной дороги и отделений железной дороги.
Следует отметить, что невыполнение данного приказа имеет место и на других железных дорогах. Допускаются случаи необоснованного сокращения штата ревизорского аппарата железных дорог и отделений железных дорог без согласования с Департаментом безопасности движения и экологии и курирующим вице-президентом ОАО "РЖД", что является нарушением пункта 7 Методики составления штатного расписания аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов отделения железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденной приказом ОАО "РЖД" от 18 апреля 2005 г. N 45.
В целях обеспечения безопасности движения поездов и устранения недостатков в работе ревизорского аппарата железных дорог и отделений железных дорог приказываю:
1. Начальникам железных дорог:
а) установить контроль за ходом внедрения на железных дорогах Системных мер, направленных на обеспечение высокого уровня управляемости безопасностью движения поездов для филиалов ОАО "Российские железные дороги, участвующих в перевозочном процессе, утвержденных ОАО "РЖД" 12 мая 2005 г.;
б) ускорить работу по укомплектованию штата работников ревизорского аппарата железных дорог и отделений железных дорог в соответствии с приказом ОАО "РЖД" от 18.04.2005 N 45 "Об утверждении типовых штатных расписаний аппаратов главных ревизоров по безопасности движения поездов железных дорог - филиалов открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и отделения железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Не допускать изменений в структурах ревизорского аппарата железных дорог и отделений железных дорог без согласования с Департаментом безопасности движения и экологии и курирующим вице-президентом ОАО "РЖД";
в) работу ревизорского аппарата железных дорог и отделений железных дорог осуществлять планово, системно и требовательно, с таким расчетом, чтобы каждый руководитель и специалист, занимающийся организацией обеспечения безопасности движения, постоянно знал и понимал, что любое нарушение ПТЭ и должностных обязанностей будет предано гласности и взыскательному разбору. Оказывать ревизорам по безопасности движения помощь и поддержку в работе;
г) принять меры по усилению контроля со стороны ревизорского аппарата железных дорог и отделений железных дорог за выполнением руководителями служб, отделений и других структурных подразделений железных дорог нормативных документов МПС России и внутренних документов ОАО "РЖД" по вопросам обеспечения безопасности движения поездов, обращая особое внимание на предупреждение проезда запрещающих сигналов, порчи локомотивов в пассажирских поездах, неограждения сигналами опасного места при производстве работ, схода и столкновения подвижных составов при маневрах, отцепки вагона от грузового поезда, неисправностей технических средств, в результате которых допускается задержка поезда на один час и более, излома рельс, наезда поезда на устройства и посторонние предметы, столкновения поезда с автотранспортными средствами в пределах железнодорожных переездов;
д) принять к руководству Рекомендации сетевого совещания главных ревизоров по безопасности движения поездов железных дорог и отделений железных дорог, утвержденные ОАО "РЖД" 10 августа 2005 г., по совершенствованию форм контроля за обеспечением безопасности движения в условиях реформирования железнодорожного транспорта, и прежде всего, в период создания дирекций, дочерних и зависимых обществ, разделения функций ремонта и эксплуатации подвижного состава.
2. Начальнику Московской железной дороги Старостенко В.И.:
а) рассмотреть в 10-дневный срок работу ревизорского аппарата железной дороги и отделений Московской железной дороги с учетом деятельности каждого работника, принять меры по устранению выявленных недостатков и укреплению руководства аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги квалифицированными специалистами, способными проявить высокую требовательность, принципиальность, настойчивость и инициативу в работе;
б) по результатам проверки комиссии принять меры по привлечению к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения, руководителей служб, отделений и других структурных подразделений Московской железной дороги, не выполняющих требования нормативных документов МПС России и внутренних документов ОАО "РЖД" по вопросам обеспечения безопасности движения поездов, в том числе по своевременной передаче информации о нарушениях безопасности движения поездов;
в) рассматривать каждый случай брака, скрытый от учета, или искажения классификации нарушения безопасности движения поездов в соответствии с приказом МПС России от 8 января 1994 г. N 1Ц "О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте". По результатам привлекать к дисциплинарной ответственности, вплоть до рассмотрения вопроса о соответствии занимаемой должности.
3. За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в отсутствии требовательности к руководителям служб, отделений и других структурных подразделений Московской железной дороги в вопросах обеспечения безопасности движения поездов и сокрытие случая схода вагона N 90337874 в грузовом поезде N 2042 объявить выговор первому заместителю начальника Московской железной дороги - главному ревизору по безопасности движения поездов Русаку А.Д. и предупредить, что в случае повторения подобных нарушений будет поставлен вопрос о его соответствии занимаемой должности.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента безопасности движения и экологии Шанайца П.С.

Вице-президент ОАО "РЖД"
В.Н. Сазонов