Распоряжение ОАО РЖД от 03.06.2005 N 843р

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

3 июня 2005 г.

N 843р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О проведении эксплуатационных испытаний дизельного топлива
с улучшенными служебными характеристиками

Для оценки технико-экономической эффективности применения в тепловозных дизелях дизельного топлива по ГОСТ 305-82 с полифункциональной присадкой FP 4000:
1. Начальнику Московской железной дороги Старостенко В.И., директору федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" МПС России (далее - ВНИИЖТ) Беседину И.С. (по согласованию) организовать и провести в 2005-2006 годах эксплуатационные испытания дизельного топлива по ГОСТ 305-82 с полифункциональной присадкой FP 4000 по программе, утвержденной Департаментом локомотивного хозяйства (прилагается).
2. Директору ВНИИЖТ Беседину И.С. (по согласованию) представить после завершения испытаний в Департамент локомотивного хозяйства заключение о возможности допуска к применению топлива по ГОСТ 305-82 с полифункциональной присадкой FP 4000 с учетом его технико-экономической эффективности.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента локомотивного хозяйства Кобзева С.А.

Вице-президент ОАО "РЖД"
В.А.Гапанович

 

ПРОГРАММА
эксплуатационных испытаний дизельного топлива по ГОСТ 305-82
с полифункциональной присадкой FP 4000 производства компании
"Firepower" (Австралия)
Утверждено
Заместитель начальника
Департамента локомотивного
хозяйства ОАО "РЖД"
М.Н.Крохин

СОГЛАСОВАНО
Генеральный директор
ООО "Ирбис"
С.П.Орехова

РАЗРАБОТАНО
Первый заместитель директора
ФГУП ВНИИЖТ
Ю.М.Черкашин

1. Цель и задачи испытаний

Целью испытаний является оценка технико-экономической эффективности использования в тепловозных дизелях дизельного топлива по ГОСТ 305-82 с полифункциональной присадкой FP4000 (далее - топливо с присадкой).
Основными задачами эксплуатационных испытаний являются:
сравнительная оценка расхода топлива с присадкой и штатного топлива тепловозами серии 2ТЭ10 в условиях эксплуатации;
оценка экологических показателей топлива с присадкой по дымности выхлопа и выбросам вредных веществ с отработавшими газами;
оценка влияния использования топлива с присадкой на снижение трудоемкости проведения технического обслуживания (ТО-3) и текущего ремонта (ТР) тепловозов, экономию запасных частей;
оценка влияния использования топлива с присадкой на техническое состояние цилиндро-поршневой группы, турбокомпрессора и топливной аппаратуры дизеля.

2. Объект испытания

Топливо по ГОСТ 305-82 с присадкой FP4000 производства компании "Firepower" (Австралия).

3. Объем, условия и сроки проведения испытаний

3.1. Эксплуатационным испытаниям подвергаются 20 тепловозов серии 2ТЭ10 приписки локомотивного депо Узловая Московской железной дороги, прошедших текущий ремонт с разборкой дизеля, отрегулированных на реостате по нагрузке и параметрам, согласно руководству по эксплуатации. Из них 10 тепловозов, эксплуатируются на топливе с присадкой и 10 тепловозов - на штатном топливе.
На топливном баке тепловозов, эксплуатируемых на топливе с присадкой, наносится надпись "Опытное топливо".
3.2. Из тепловозов, выбранных для эксплуатационных испытаний, выделяется в контрольную группу 2 тепловоза, эксплуатируемых на топливе с присадкой, и 2 - на штатном топливе, для выемки и разборки комплектов деталей и узлов шатунно-поршневой группы дизелей с последующим их комиссионным освидетельствованием до начала испытаний и после их окончания.
3.3. Условия поездной работы тепловозов, эксплуатируемых на топливе с присадкой, не должны отличаться от условий эксплуатации приписного парка тепловозов серии 2ТЭ10 на штатном топливе.
3.4. Эксплуатационные испытания топлива с присадкой проводятся с мая 2005г в 2 этапа: 1 этап - до текущего ремонта в объеме ТР-1, 2 этап - до текущего ремонта в объеме ТР-2 последнего тепловоза опытной группы.

4. Организация и порядок проведения испытаний

4.1. Начальник службы локомотивного хозяйства железной дороги приказом назначает ответственного в службе локомотивного хозяйства за организацию испытаний и обеспечение контроля за их ходом.
4.2. Начальник локомотивного депо издает приказ о порядке проведения испытаний и назначает ответственного в депо за проведение эксплуатационных испытаний.
4.3. Поставка присадки FP4000 в локомотивное депо Узловая осуществляется ООО "Ирбис" в сроки и объемах, согласованных с Департаментом локомотивного хозяйства ОАО "РЖД".
4.4. Подготовка топлива с присадкой производится работниками локомотивного депо в соответствии с технологическим регламентом (прилагается) под контролем, при необходимости, представителей ВНИИЖТ и ООО "Ирбис".
4.5. Входной контроль качества топлива по ГОСТ 305-82 производится работниками химико-технической лаборатории депо в соответствии с требованиями Инструкции по применению смазочных материалов на локомотивах и моторвагонном подвижном составе ЦТ/940, утвержденной 16.05.2003 г.
Контроль топлива с присадкой осуществляется работниками химикотехнической лаборатории депо по следующим параметрам:
вязкость кинематическая;
содержание водорастворимых кислот и щелочей;
массовая доля механических примесей; массовая доля воды;
температура вспышки в закрытом тигле;
содержание серы;
кислотное число (кислотность).
4.6. Заправка тепловозов топливом с присадкой фиксируется в специальном журнале, хранящемся на пункте экипировки. Форму журнала разрабатывает ВНИИЖТ.
4.7. До начала и после окончания испытаний для тепловозов контрольной группы производятся комиссионные осмотры и реостатные испытания, в том числе с определением дымности и токсичности выхлопных газов в присутствии комиссии, в состав которой входят: представители службы локомотивного хозяйства железной дороги, локомотивного депо, представителей ВНИИЖТ и ООО "Ирбис".
4.8. В процессе испытаний:
4.8.1. В химико-технической лаборатории депо производится периодический ежеквартальный контроль стабильности физико-химических показателей топлива с присадкой в соответствии с пунктом 4.5. настоящей Программы.
4.8.2. ВНИИЖТ:
анализирует показатели использования топлива с присадкой в эксплуатации, техническое состояние и показатели надежности дизелей тепловозов, задействованных в эксплуатационных испытаниях;
представляет ежемесячно в Департамент локомотивного хозяйства ОАО "РЖД" (раздельно для тепловозов, эксплуатируемых на топливе с присадкой и штатном топливе) следующие данные:
пробеги тепловозов от начала испытаний;
объем перевозной работы (млн. ткм. брутто);
средний вес поезда (тыс.тонн);
средняя техническая скорость (км/ч);
расход дизельного топлива (тыс.тут);
удельный расход топлива (кгут/10 тыс.ткм.бр);
расход дизельного масла на эксплуатацию (кг), в том числе при смене по браковке, на ремонт и плановую смену, расход (%) дизельного масла к расходу дизельного топлива на угар;
состояние дизеля, неисправности и отказы.
4.9. Досрочное прекращение эксплуатационных испытаний топлива с присадкой производится при возникновении систематических неисправностей топливной аппаратуры, закоксованности выпускных окон гильз цилиндров, потерей мощности ДГУ, при которых дальнейшее использование топлива с присадкой является невозможным.
Решение о досрочном прекращении испытаний или их продлении принимается Департаментом локомотивного хозяйства ОАО "РЖД" по представлению локомотивного депо, ВНИИЖТ и оформляется протоколом.

5. Оценка результатов испытаний

5.1. Оценка показателей использования штатного топлива и топлива с присадкой в эксплуатации осуществляется по следующим характеристикам:
удельный расход топлива;
удельный расход дизельного масла (в % от расхода топлива);
стабильность показателей дизельного масла;
влияние топлива с присадкой на надежность дизеля и элементов топливной системы тепловоза.
5.2. Оценка уровня технического состояния дизелей осуществляется ежемесячно раздельно для тепловозов, эксплуатируемым на топливе с присадкой и штатном топливе, по следующим показателям:
суммарный общий пробег, км;
выполненная работа, млн. ткм-брутто;
суммарный расход топлива, кг;
удельный расход топлива, кгут/10 тыс.ткм.брутто;
суммарный расход дизельного масла по месяцам эксплуатации, кг;
расход дизельного масла по браковочным показателям, кг;
расход дизельного масла на угар в % к расходу топлива;
динамика изменения физико-химических показателей дизельного масла в эксплуатации (по результатам анализа на всех видах ТО и ТР);
результаты лабораторного контроля охлаждающей воды;
перепад давления на масляных фильтрах, фактический срок службы фильтров до достижения предельно допустимых эксплуатационных параметров.
5.3. Оценка показателей надежности дизелей тепловозов осуществляется по следующим характеристикам:
наработка на отказ;
классификация отказов (конструктивные, эксплуатационные);
технические причины отказов или повреждений;
виды ремонта, на которых устраняются отказы (ТО, ТР или неплановый ремонт).
5.4. Для оценки стабильности физико-химических показателей топлива с присадкой при длительном хранении в химико-технической лаборатории локомотивного депо в течение 1 года хранится контрольная его проба в объеме не менее 10 литров для осуществления ежеквартального контроля по показателям, указанным в пункте 4.5. настоящей Программы.
5.5. Оценка величины нагароотложений на выпускных окнах дизелей 10Д100 и защитных решетках турбокомпрессоров ТК34 тепловозов осуществляется визуально (в процентах) специалистами депо и ВНИИЖТ при проведении технического обслуживания ТО-3 и текущего ремонта ТР-1.
5.6. Оценка состояния деталей топливной аппаратуры (распылителей и сопловых наконечников форсунок) осуществляется совместно специалистами депо и ВНИИЖТ при проведении текущего ремонта ТР-1.
5.7. Оценка количества и характера нагароотложений на поршнях и поршневых кольцах осуществляется путем их взвешивания совместно специалистами депо и ВНИИЖТ при проведении текущего ремонта ТР-2.
5.8. Оценка уровня дымности и токсичности выхлопных газов производится при проведении реостатных испытаний тепловозов.

6. Оформление результатов испытаний

6.1. По достижении тепловозами опытной группы пробега не менее 50 тыс. км ВНИИЖТ представляет в Департамент локомотивного хозяйства заключение о возможности организации расширенной эксплуатационной проверки топлива с присадкой.
6.2. При проведении испытаний в полном объеме ВНИИЖТ представляет в Департамент локомотивного хозяйства отчет о результатах испытаний с заключением о возможности допуска к применению топлива с присадкой в тепловозных дизелях с учетом полученного технико-экономического эффекта.
7. С учетом особенностей работы депо, по согласованию с Департаментом локомотивного хозяйства ОАО "РЖД", в программу испытаний могут быть внесены изменения и дополнения.

Приложение
к Программе эксплуатационных испытаний

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
подготовки дизельного топлива по ГОСТ 305
с кондиционером "Firepower" FP 4000.
Заправка тепловозов топливом с присадкой

Введение

Средство FP 4000 является многофункциональным кондиционером к дизельному топливу для повышения полноты сгорания дизельного топлива, уменьшения выбросов отработанных газов. Кондиционер "Firepower" FP 4000 представляет собой подвижную янтарную жидкость с плотностью от 1,00 до 1,03 кг/м в диапазоне температур от 5 до 35 градусов С.

Технология смешивания кондиционера с дизельным топливом

Требуемая концентрация кондиционера "Firepower" FP 4000 в дизельном топливе 0,25%.
Для организации заправки тепловозов топливом с присадкой применяется схема дозирования присадки (прилагается) в штатную раздаточную колонку.

Правила безопасности при хранении, транспортировке и применении

Хранение, транспортировку и применение кондиционера FP 4000, осуществлять в соответствии с требованиями безопасности, представленными фирмой-изготовителем (прилагается).

Порядок заправки топливом

1. Заправка тепловозов контрольной группы производится в пункте экипировки, расположенном на ПТОЛ депо Узловая при производстве ТО-2 в соответствии с установленной периодичностью производства ТО-2 и норм пробега утвержденных ОАО "РЖД".
2. Заправка тепловозов контрольной группы топливом с присадкой производится на 19 пути у раздаточных колонок N 1 и N2. (рис. 1). Заправка тепловозов производится поочередно для каждой секции (допускается возможность заправки у раздаточной колонки N1 и N2 локомотивов серийным топливом).
3. Количество дизельного топлива, необходимое для экипировки тепловоза определяет машинист, руководствуясь показаниями топливомерной рейки.
4. Последовательность операций приведения в действие системы заправки.
4.1. Заправка тепловозов контрольной группы топливом с присадкой Для заправки тепловоза топливом с присадкой необходимо включить питание топливоподкачивающего агрегата и одновременно включить питание насоса дозатора, затем открыть кран (3), при этом топливо из основной магистрали (1) через подводящую трубу (2) подается в топливный счетчик ШЖУ-40С-6 (4). Присадка из емкости (7) через насос дозатор (6) и дозирующее устройство (5) поступает в топливопровод в необходимой концентрации 1л присадки к 4000л топлива. Далее топливо с присадкой подается в раздаточный пистолет РП-40Г(8).

4.2. Заправка тепловозов топливом без присадки

Заправка тепловозов топливом без присадки производится в той же последовательности, как и топливом с присадкой, но при этом электропитание на насос дозатор не подается. В этом случае дозирующее устройство не подает присадку.

4.3. Порядок заправки топливом секции тепловоза:

- открыть крышку горловины топливного бака;
- вставить раздаточный пистолет РП-40Г в горловину бака и зафиксировать накидной гайкой;
- на раздаточном пистолете открыть клапан подачи топлива путем нажатия на ручку пистолета, ручку зафиксировать фиксирующим устройством;
- включить подачу электропитания топливоподкачивающего агрегата, и одновременно, включить подачу электропитания насоса дозатора (заправка топливом с присадкой) и открыть кран (3). Руководствуясь показаниями топливного счетчика ШЖУ-40С-6 произвести заправку необходимого количества дизельного топлива, заявленного машинистом;
- закрыть кран;
- отсоединить раздаточный пистолет от бака;
- закрыть и опломбировать горловину топливного бака;
- записать в журнал расхода ГСМ количество залитого дизельного топлива с указанием даты, номера и секции тепловоза.