ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

31 мая 2005 г.

N 474

УТВЕРЖДАЮ:
Президент ОАО "РЖД"
Фадеев Г.М.

Методические принципы формирования тарифов
на грузовые железнодорожные перевозки в конкурентных
сегментах рынка транспортных услуг

1.Общие положения

В условиях активно развивающихся конкурентных отношений на рынках грузовых перевозок между ОАО "РЖД" и иными собственниками подвижного состава (внутриотраслевая конкуренция) и со смежными видами транспорта (межтранспортная и международная конкуренция) становятся актуальными вопросы дерегулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в целях стимулирования роста объемов перевозок и для смягчения сезонной неравномерности загрузки отдельных типов подвижного состава.
В создавшихся условиях на основании решений Федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий будут выделяться конкурентные сегменты рынка транспортных услуг с прекращением в них государственного регулирования и переходом к свободному ценообразованию.
При развитии внутриотраслевой конкуренции будет прекращаться государственное регулирование платы за использование вагонов, принадлежащих ОАО "РЖД".
При развитии межтранспортной и международной конкуренции будет прекращаться государственное регулирование как платы за использование вагонов, принадлежащих ОАО "РЖД", так и платы за услуги инфраструктуры и локомотивной тяги.
Тарифы в конкурентных сегментах рынка транспортных услуг должны формироваться по перевозкам конкретных родов грузов, используемых типов и принадлежности подвижного состава, направлениям перевозки.
Тариф за перевозку грузов в конкурентном сегменте рынка транспортных услуг должен определяться исходя из необходимости обеспечения фактической, но не ниже среднесетевой себестоимости и рентабельности на уровне не ниже базовой (прейскурантной).
Тариф за перевозку грузов в конкурентном сегменте рынка транспортных услуг может быть определен исходя из условий:

        ОАО     ОАО      ОАО
Титд   = Сит   * Rитд   ;

        С       С        С
Титд   = Сит   * Rитд   ;

         ОАО      ОАО       ОАО                          (1)
Твагд   = Сваг   * Rвагд    ;

        ОАО       ОАО
Rитд   >= Rитб   ;

         ОАО         ОАО
Rвагд    >= Rвагб   ;

        ОАО        ОАО
Rитд    >= Rитб

        ОАО      С
где Титд  , Титд  ,  - договорная ставка  железнодорожного тарифа
за  услуги  инфраструктуры  и   тяги   для
данного груза на конкретном расстоянии при
перевозках в  вагонах  ОАО  "РЖД"  и  иных
собственников соответственно, руб/т;
ОАО
Твагд            - договорная ставка "вагонной"  составляющей
железнодорожного  тарифа для данного груза
на конкретном расстоянии при перевозках  в
вагонах ОАО "РЖД", руб/т;
ОАО    С
Сит    Сит       - фактическая, но   не   ниже  среднесетевой
себестоимость услуг инфраструктуры и  тяги
при  перевозках в вагонах ОАО "РЖД" и иных
собственников соответственно, рассчитанная
по   тем   же   видам   перевозок   и   их
транспортным   признакам,    по    которым
дифференцирована тарифная         система,
(себестоимость услуг инфраструктуры и тяги
при    перевозках    в    вагонах     иных
собственников   рассчитывается   с  учетом
возврата порожних вагонов при коэффициенте
порожнего пробега по отношению к груженому
равном 1), руб/т;
ОАО
Сваг             - фактическая, но   не   ниже  среднесетевой
себестоимость использования для  перевозок
вагонов общего парка,  рассчитанная по тем
же  видам  перевозок  и  их   транспортным
признакам,   по  которым  дифференцирована
тарифная система, руб/т;
ОАО        ОАО
Rитд    и  Rитб  - рентабельность услуг инфраструктуры и тяги
при  перевозках  в  вагонах  общего  парка
соответственно    договорная   и   базовая
(прейскурантный уровень);

         ОАО        ОАО
Rвагд    и Rвагб - рентабельность использования для перевозок
вагонов    общего   парка   соответственно
договорная   и   базовая   (прейскурантный
уровень);

        ОАО       ОАО
Rитд    и Rитб   - рентабельность услуг инфраструктуры и тяги
при     перевозках    в    вагонах    иных
собственников соответственно договорная  и
базовая (прейскурантный уровень).

В условиях сохранения перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых тарифов формирование договорных тарифов может базироваться на использовании тарифных ставок Прейскуранта N 10-01 с применением к ним соответствующих повышающих или понижающих коэффициентов, поскольку тарифы Прейскуранта N 10-01 сформированы с учетом среднесетевой себестоимости и необходимой прибыли, обеспечивающей баланс доходов и расходов ОАО "РЖД" в целом во всех видах деятельности.

2. Дерегулирование ценообразования в отношении "вагонной"
составляющей тарифа при развитии внутриотраслевой
конкуренции

В конкурентных сегментах рынка транспортных услуг плата за
ОАО
перевозку грузов в вагонах общего парка (Тд ) может быть определена следующим образом:

      ОАО     ОАО      ОАО    ваг
Тд   = Тит   + Тваг   * Кд    ,                      (2)

       ОАО
где Tит    - тариф за услуги инфраструктуры и локомотивной тяги
(Прейскурант N 10-01);
ОАО
Тваг   - "вагонная" составляющая тарифа (Прейскурант N 10-01);
ваг
Кд     - коэффициент   к   прейскурантному  уровню  "вагонной"
составляющей    тарифа,  устанавливаемый  с    учетом
эластичности спроса.

Коэффициент к прейскурантным ставкам "вагонной" составляющей тарифа может устанавливаться в пределах от уровня, обеспечивающего получение прироста прибыли, необходимого для дополнительного направления средств на развитие вагонного хозяйства, до уровня обеспечивающего сохранение конкурентоспособности перевозок в вагонах общего парка по сравнению с перевозками в вагонах иных собственников.
Уровень коэффициента, обеспечивающего получение прироста прибыли, необходимого для дополнительного направления средств на
ваг
развитие вагонного хозяйства (Kд1   ), может быть определен исходя
из следующего равенства:

        ОАО     ОАО      ОАО
Тваг   * Кд1   = Тваг   + дельта Пваг/(1-Nпр/100),     (3)

                 ваг                                         ОАО
следовательно Кд1   = 1 + дельта Пваг / ((1 - Nnp/100) * Тваг   ).

Уровень коэффициента, обеспечивающего сохранение конкурентоспособности перевозок в вагонах общего парка по
ваг
сравнению с перевозками в вагонах иных собственников (Кд2 ), может быть определен исходя из следующего равенства:

        ваг      ваг      ОАО       С       С
Тваг    * Кд2    + Тит    = (Тит  + Тваг ) * альфа,     (4)

                 ваг       С      С               ОАО        ОАО
следовательно Кд2   = ((Тит + Тваг ) * альфа - Тит   ) / Тваг

где дельта Пваг - прирост прибыли,        необходимый         для
дополнительного направления средств на развитие
вагонного хозяйства;
Nпр          - величина налога с прибыли, %;
С
Тит         -  тариф за  услуги  инфраструктуры и локомотивной
тяги   при   перевозках    в    вагонах    иных
собственников, суммарный за груженый и порожний
пробег  при  коэффициенте   порожнего   пробега
вагонов  по  отношению  к  груженому  равном  1
(Прейскурант N 10-01);
С
Т ваг        - дополнительная плата  ("вагонная"  составляющая
тарифа),    взимаемая    с    грузоотправителей
(грузополучателей) иными собственниками вагонов
(выявляется     на     основе     маркетинговых
исследований рынка перевозок);

   альфа        - коэффициент максимально  возможного  превышения
уровня тарифов  на  перевозки  грузов в вагонах
иных собственников,  обеспечивающий  сохранение
конкурентоспособности  перевозок  в вагонах ОАО
"РЖД" (устанавливается   на   основе   изучения
эластичности     спроса     и     маркетинговых
исследований), альфа >=1.
ваг       ваг
Если Кд1    <= Кд2   , то:
ОАО                   ваг      С      С
1 + дельта Пваг/(Тваг    * (1-Nпр/100))<=Кд <= ((Тит + Тваг ) *
ОАО        ОАО
* альфа - Тит   ) / Тваг   ,

    иначе:                                                    (5)
ваг        С       С               ОАО        ОАО
1 <= Кд   <= ((Tит  + Тваг ) * альфа - Тит   ) / Тваг

3. Дерегулирование платы за использование вагонов,
принадлежащих ОАО "РЖД", платы за услуги инфраструктуры и
локомотивной тяги при развитии межтранспортной и международной
конкуренции

    В конкурентных сегментах рынка  транспортных  услуг  плата  за
ОАО
перевозку  грузов  в  вагонах  общего  парка  (Тд   )  может  быть
определена следующим образом:

      ОАО      ОАО      ОАО      ОАО
Тд   = (Тит   + Тваг   ) * Кд    ,                      (6)

          ОАО
где Кд   - коэффициент к прейскурантному уровню тарифов на
перевозки грузов  в   вагонах   общего   парка,
устанавливаемый с учетом эластичности спроса.
С
Плата за перевозку грузов в вагонах иных собственников (Титд )
может быть определена следующим образом:

        С       С       С
Титд   = Тит   * Кд  ;                                  (7)
С
где Кд - коэффициент к прейскурантному уровню тарифов на
перевозки грузов в вагонах иных  собственников,
устанавливаемый с учетом эластичности спроса.

При этом соотношение коэффициентов, применяемых к тарифам на перевозки грузов в вагонах общего парка и иных собственников, устанавливается исходя из условий, что в конкурентных сегментах рынка "рыночная" величина платы за услуги инфраструктуры и локомотивной тяги при перевозках в вагонах иных собственников не должна быть:
ниже, чем плата за услуги инфраструктуры и локомотивной тяги при осуществлении перевозок в вагонах общего парка,
и выше, чем "рыночная" величина полного тарифа при перевозках вагонах общего парка за исключением прейскурантного уровня "вагонной" составляющей.

   ОАО    ОАО    С     С      ОАО     ОАО      ОАО      ОАО     С
Тит   * Кд  / Тит <= Кд <= (Тит  + Тваг   ) * Кд   - Тваг   )/Тит
(8)

Коэффициент к прейскурантным тарифным ставкам может устанавливаться в пределах от уровня, обеспечивающего получение дополнительной прибыли, необходимой для решения отдельных задач, стоящих перед ОАО "РЖД", до уровня обеспечивающего сохранение конкурентоспособности перевозок по сравнению с перевозками альтернативными видами транспорта.
Уровень коэффициента, обеспечивающего получение дополнительной прибыли, необходимой для решения отдельных задач, стоящих перед
ОАО
ОАО  "РЖД"  (Кд1   ),  может  быть  определен исходя из следующего
равенства:
ОАО      ОАО       ОАО       ОАО      ОАО
(Тит    +Тваг   ) * Кд1    = (Тит    +Тваг   ) +

+ дельта П / (1 - Nпр/100),

                                                           (9)
следовательно:
ОАО                       ОАО     ОАО
Кд1   = 1 + дельта П / ((Тваг   + ТИТ   ) * (1 - Nпр / 100))

Уровень коэффициента, обеспечивающего сохранение конкурентоспособности перевозок в вагонах общего парка по сравнению с перевозками альтернативными видами транспорта
ОАО
(Кд2)  , может быть определен исходя из следующего равенства:

    ОАО      ОАО       ОАО
(Тит   + Тваг   ) * Кд2    = Т * бетта,                   (10)

    следовательно:
ОАО                  ОАО      ОАО
Кд2   = Т * бетта / (Тит    +Тваг   ).
ОАО      ОАО
Если Кд1   <= Кд2   , то:
ОАО      ОАО                       ОАО
1 + дельта П / ((Тит +Тваг ) * (1 - Nпр/100)) <= Кд <= Т * бетта /
ОАО       ОАО
/ (Тит    + Тваг    ),

    иначе
ОАО                   ОАО       ОАО
1 <= Кд   <= Т * бетта / (Тит    +Т ваг   ),           (11)

    где дельта П - дополнительная прибыль, необходимая для решения
отдельных задач, стоящих перед ОАО "РЖД";

    Т            - стоимость перевозки    альтернативными   видами
транспорта;

    бетта        - коэффициент возможного  отклонения  тарифов  на
перевозки грузов  в  вагонах  общего  парка  от
тарифов  на  перевозки  грузов  альтернативными
видами транспорта,  обеспечивающий   сохранение
конкурентоспособности железнодорожных перевозок
(устанавливается     на     основе     изучения
эластичности     спроса     и     маркетинговых
исследований).

Коэффициент возможного отклонения тарифов на перевозки грузов в вагонах общего парка от тарифов на перевозки грузов альтернативными видами транспорта устанавливается в пределах от уровня, обеспечивающего установление "рыночной" величины тарифа не ниже себестоимости перевозок в вагонах общего парка, и не выше уровня при котором начинается снижение объемов перевозок:

        ОАО       ОАО                    ОАО
(Сит    + Сваг   ) / Т < бетта <= Тсн   / Т,             (12)

    где
ОАО
Тсн        - величина "рыночного" тарифа на перевозки грузов в
вагонах  общего   парка,  приводящая  к  снижению
объемов перевозок.

4. Установление тарифов на уровне, обеспечивающем привлечение
дополнительных объемов перевозок

Переход на оплату отдельных перевозок по договорным тарифам может привести к переключению части грузопотока с:
перевозок с использованием вагонов ОАО "РЖД" на перевозки с использованием вагонов иных собственников и наоборот;
конкурирующего вида транспорта на железнодорожный и наоборот.
Поскольку рентабельность перевозок грузов в вагонах ОАО "РЖД" и иных собственников различна (в ряде случаев перевозки в вагонах иных собственников более прибыльны), а с ростом объемов перевозок увеличиваются как доходы, так и расходы ОАО "РЖД", эффективность установления договорных тарифов в конкурентной сфере транспортных услуг в значительной мере зависит от динамики объемов перевозок, связанной с установлением договорных тарифов, а также от изменения удельного веса перевозок в вагонах ОАО "РЖД".
Оценку экономического эффекта от установления договорных тарифов (изменение прибыли ОАО "РЖД" - дельта П) можно выразить следующим образом:

             ОАО   ОАО    С     С     ОАО     ОАО    С     С
дельта П = Тд  * Рд   + Тд  * Рд  - Тб    * Рб   - Тб  * Рб  -
ОАО     ОАО    ОАО      С      С     С
- Сз   * (Рд   - Рб   ) - Сз  * (Рд  - Рб )               (13)

    где
ОАО    С
Тб   , Тб   - базовая ставка  железнодорожного   тарифа   для
данного  груза  на  конкретном  расстоянии  при
перевозках  в  вагонах   ОАО   "РЖД"   и   иных
собственников соответственно, руб/т;
ОАО    С
Рб   , Рб   - базовый объем железнодорожных перевозок данного
груза на данном направлении в вагонах ОАО "РЖД"
и иных собственников соответственно, т;
ОАО    С
Рд   , Рд   - объем железнодорожных  перевозок  данного груза
на данном направлении в  вагонах  ОАО  "РЖД"  и
иных    собственников    соответственно   после
установления договорных тарифов, т;
ОАО    С
Сз   , Сз   - часть себестоимости,    зависящая   от   объема
перевозок, при перевозках в вагонах ОАО "РЖД" и
иных собственников соответственно, руб/т.

    Прирост экономического эффекта состоится при условии, что:

  ОАО      ОАО    ОАО      С     С    С      ОАО     ОАО     ОАО
Рд   * (Тд    - Сз   ) + Рд * (Тд - Сз ) > Рб   * (Тб    - Сз   )+

    С     С    С
+ Рб  *(Тб - Сз)                                            (14)

    В соответствии с маржинальной теорией ценообразования величина
договорного тарифа должна превышать зависящую часть  себестоимости
ОАО    ОАО    С     С
перевозок(Тд   > Cз   , Тд  > Cз

    Следовательно, необходимыми  условиями прироста экономического
эффекта являются также следующие:
ОАО    ОАО     ОАО     ОАО
Тд   / Тб    > Cз    / Тб   ,

      С     С     С     С                                    (15)
Тд  / Тб  > Сз  / Тб

5. Сфера применения договорных тарифов, обеспечивающих
привлечение дополнительных объемов перевозок

Установление пониженных по сравнению с базовым уровнем тарифов на весь объем железнодорожных перевозок в конкретном направлении возможно только в тех сегментах рынка транспортных услуг, где доминируют другие перевозчики с многократным (на несколько порядков) превышением реальных объемов ОАО "РЖД".
При лидировании в конкурентных сегментах рынка транспортных услуг ОАО "РЖД" привлечение дополнительных объемов перевозок путем установления пониженных тарифов должно происходить только на контрактной основе, путем горизонтальных договорных связей между перевозчиком и конкретными грузоотправителями.
Необходимость такого подхода к тарификации диктуется неопределенностью прогнозных оценок роста перевозок и, следовательно, возможностью потерь доходов и прибыли ОАО "РЖД" при универсальном, обезличенном введении пониженных тарифов.
Поскольку практически проконтролировать фактическое переключение грузов от другого перевозчика весьма затруднительно, для предотвращения негативных ожиданий, пониженные, конкурентоспособные тарифы должны устанавливаться только для тех предприятий-грузоотправителей, которые в соответствии с контрактом, увеличивают объемы перевозок не менее гарантированных размеров.
Пониженные тарифы устанавливаются к дополнительным объемам перевозок, сверх достигнутого, гарантированного контрактом уровня. Размер понижающего коэффициента к тарифу определяется исходя из разницы в стоимости доставки по конкурирующим вариантам перевозок. При этом полученный размер скидки проверяется на превышение себестоимости перевозки.