ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

5 мая 2005 г.

N 55

ПРИКАЗ

О крушении грузовых поездов NN 1535 и 1580 на станции
Молосковицы Октябрьской железной дороги

На станции Молосковицы Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги 28 марта 2005 г. в 5 часов 59 минут допущено крушение грузовых поездов NN 1535 и 1580.
В результате крушения тяжело травмирован помощник машиниста грузового поезда N 1535 Сергеев А.Е., произошел сход с рельсов обеих секций тепловоза 2ТЭ116-569 собственности ООО "Трансойл" и 13 цистерн. Повреждены тепловоз и 5 цистерн до степени исключения из инвентаря, 5 цистерн - в объеме заводского ремонта, 2 цистерны - в объеме деповского ремонта и 1 - в объеме текущего ремонта, также повреждены 37 метров пути, 2 стрелочных перевода, 2 опоры воздушной линии электроснабжения. Полный перерыв в движении поездов составил 16 часов 11 минут.
При разборе в ОАО "РЖД" 6 апреля 2005 г. установлено, что причиной крушения поездов явился проезд запрещающего показания выходного светофора H1 станции Молосковицы локомотивной бригадой депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Витебский в составе машиниста 3 класса квалификации Лобцева В.Л. (1964 года рождения, стаж работы машинистом 8 лет) и помощника машиниста Сергеева А.Е. (1977 года рождения, стаж работы 2,5 года), следовавшей на тепловозе 2ТЭ116-569 с грузовым поездом N 1535. Тепловоз 2ТЭ116-569 оборудован приборами безопасности АЛСН, УКБМ и скоростемером ЗСЛ-2М (приборы КЛУБ-У и ТСКБМ - отсутствовали).
Локомотивная бригада после 49 часового отдыха по месту жительства в городе Гатчина затратила на дорогу от дома до станции Кириши - пункта явки (время явки 20 часов 30 минут) 3 часа 30 минут. Со станции Кириши локомотивная бригада должна была отправиться до станции Нарва с грузовым поездом N 1535 в 22 часа, но из-за неготовности локомотива и состава поезда отправилась в 00 часов 23 минуты.
Дежурный по станции Молосковицы Яковлева Н.М. при нахождении грузового поезда N1535 у предвходного светофора этой станции, вызвала по радиосвязи машиниста Лобцева В.Л. и предупредила его о приеме на 1-й путь станции по скрещению с грузовым поездом N 1580, что им было подтверждено.
На станцию Молосковицы грузовой поезд N 1535 принимался при желтом огне входного светофора Н с остановкой для пропуска четного грузового поезда N 1580, прибывающего на 2-й путь станции с однопутного перегона.
Перед входным светофором станции Молосковицы машинист Лобцев В.Л. снизил скорость поезда с 42 до 5 км/час. Далее, следуя по станции при красно-желтом огне локомотивного светофора на расстоянии 1600 метров, скорость поезда увеличилась до 28 км/час и машинист 8 раз нажимал рукоятку бдительности, не принимая мер к торможению и остановке поезда.
Машинист Лобцев В.Л. и помощник машиниста Сергеев А.Е., в нарушение пунктов 16.36,  16.38,  16.39 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации N ЦРБ-756, утвержденных МПС России 26 мая 2000 г., не обеспечили безопасное следование поезда и остановку перед запрещающим сигналом, не приняли мер к снижению скорости за 400-500 метров до 20 км/час, так как находились в сонном состоянии, и при скорости 28 км/час допустили проезд запрещающего показания выходного сигнала H1 с последующим столкновением на стрелочном переводе N 2 с прибывающим грузовым поездом N 1580.
На Октябрьской железной дороге за 3 месяца 2005 года допущено 43 случая брака (за тот же период 2004 года - 38 случаев), из них 8 случаев порчи локомотивов с пассажирскими поездами. Особенно неблагополучное положение с обеспечением безопасности движения сложилось в локомотивных депо Санкт-Петербург - Сортировочный-Московский, Петрозаводск, Волховстрой, допустивших увеличение случаев брака. Ухудшилось техническое состояние локомотивного парка, снизилось качество ремонта тягового подвижного состава в условиях депо, возросли простои локомотивов на плановых видах ремонта, крайне неудовлетворительно организована работа по подготовке хозяйства к весеннему комиссионному осмотру. Из-за неготовности инфраструктуры к проведению осмотра Департаментом локомотивного хозяйства был отменен комиссионный осмотр локомотивов в локомотивных депо Волховстрой и Санкт-Петербург-Варшавский.
Заместители начальника Октябрьской железной дороги по перевозкам Валинский О.С. и по локомотивному и вагонному хозяйствам Танаев В.Ф. самоустранились от решения вопросов по организации работы локомотивных бригад, расследования случаев нарушений режима их труда и отдыха, а также использования локомотивов.
В локомотивном хозяйстве этой железной дороги за 3 месяца 2005 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось время сверхурочной работы локомотивных бригад на 9,8%, что составило 314 тыс. часов, или 20% от сетевого показателя, возросло число случаев отдыха локомотивных бригад с превышением нормы в пунктах оборота. В ряде локомотивных депо отдельные локомотивные бригады выработали сверхурочно более 150 часов при норме не более 120 часов в год. Наиболее неблагополучное положение с использованием рабочего времени локомотивных бригад сложилось в локомотивных депо Санкт - Петербург - Сортировочный - Витебский, Бологое, Дно, Великие Луки и Санкт - Петербург - Сортировочный - Московский.
На железной дороге не соблюдаются нормативы времени, установленные для локомотивных бригад на одну поездку: время от явки на работу до отправления со станции увеличилось более чем на 2 часа.
На Октябрьской железной дороге допускаются случаи заключения договоров с организациями - собственниками подвижного состава в ущерб интересам ОАО "РЖД". Подобный договор был заключен 1 сентября 2004 г. первым заместителем начальника Санкт-Петербург-Витебского отделения Ерошенковым А.А. на оказание услуг локомотивными бригадами по обслуживанию тепловозов 2ТЭ116 собственности ООО "Трансойл" на сумму более 100 млн. рублей.
Главный ревизор по безопасности движения Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги Хнытиков П.А. проявлял беспринципность к руководителям локомотивных депо и отдела локомотивного хозяйства в вопросах устранения недостатков в организации профилактической работы по снижению аварийности, не обеспечил контроль за работой ревизорского аппарата отделения железной дороги.
Начальником Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги Ширяевым А.А. допускались серьезные недостатки в организации работы по текущему содержанию технических средств, улучшению технологии ремонта локомотивов, не осуществлялся контроль за работой руководителей отделов отделения железной дороги и структурных подразделений в части предупреждения нарушений безопасности движения поездов. Производственные совещания с локомотивными бригадами им проводились на низком уровне.
Начальником службы локомотивного хозяйства Октябрьской железной дороги Ходакевичем А.Н. не были приняты меры по стабилизации положения с обеспечением безопасности движения в локомотивном хозяйстве железной дороги, в локомотивных депо не организована работа по снижению аварийности, ослаблен контроль за использованием рабочего времени локомотивных бригад, не обеспечено выполнение в полном объеме требований приказов и распоряжений ОАО "РЖД".
Заместитель начальника Октябрьской железной дороги по локомотивному и вагонному хозяйству Танаев В.Ф. не принял меры по повышению уровня профилактической работы в вопросах обеспечения безопасности движения поездов в локомотивных депо, несмотря на неоднократные предупреждения руководства ОАО "РЖД". Результатом этого явилось ухудшение дел с обеспечением безопасности движения в локомотивном хозяйстве железной дороги.
Заместитель начальника Октябрьской железной дороги по перевозкам Валинский О.С. не принимает должных мер по повышению уровня эксплуатационной работы, рациональному использованию локомотивов и рабочего времени локомотивных бригад железной дороги.
Первый заместитель главного ревизора по безопасности движения Октябрьской железной дороги Кондратенков А.Г. ослабил контроль за организацией профилактической работы по предупреждению нарушений безопасности движения поездов, соблюдением технологии ремонта локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, текущим содержанием пути, а также за качеством подготовки пассажирских и грузовых поездов в рейс.
Начальник Октябрьской железной дороги Степов В.В. не предъявляет должной требовательности к своим заместителям и начальникам служб по устранению недостатков в организации обеспечения безопасности движения поездов, допускает серьезные просчеты в вопросах подбора и расстановки кадров, в том числе руководителей структурных подразделений. С его стороны не принимаются кардинальные меры по улучшению эксплуатационной работы и повышению уровня обеспечения безопасности движения поездов, несмотря на заверения, данные им на расширенном заседании правления ОАО "РЖД" 16 марта 2005 г.
Заместитель начальника Департамента планирования и бюджетирования Данилов С.М. осуществляет недостаточный контроль за работой отдела труда и заработной платы Октябрьской железной дороги по вопросам регулирования рабочего времени работников локомотивных бригад.
Начальник Департамента локомотивного хозяйства Кобзев С.А. ослабил требовательность к своим заместителям и начальникам отделов в вопросах повышения уровня безопасности движения поездов и организации эксплуатационной работы.
Руководство ОАО "РЖД" принимает во внимание объяснения руководителей Октябрьской железной дороги, а также руководителей Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги о принимаемых мерах по улучшению профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов и информацию о привлечении к дисциплинарной ответственности ряда руководящих работников.
В целях стабилизации обстановки с обеспечением безопасности движения поездов приказываю:
1. Отнести случай крушения грузовых поездов N 1535 и 1580 на станции Молосковицы Санкт-Петербург-Витебского отделения за локомотивным хозяйством Октябрьской железной дороги.
2. Начальнику Октябрьской железной дороги Степову В.В. исключить случаи заключения договоров с нарушением Положения о порядке осуществления договорной работы в открытом акционерном обществе "Российские железные дороги", утвержденного приказом ОАО "РЖД" от 15 мая 2004 г. N 40;
3. Начальникам железных дорог:
а) обеспечить организацию работы локомотивных бригад в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, приказа МПС России от 5 марта 2004 г. N 7 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов";
б) разработать в месячный срок программу по оборудованию станционных путей сбрасывающими стрелками и башмаками, исключающими выезд поездов на маршруты приема встречных поездов.
4. Вице-президенту - начальнику Департамента управления перевозками Козыреву С.В., вице-президенту - генеральному директору Центра фирменного транспортного обслуживания Бабаеву С.М., начальнику Департамента локомотивного хозяйства Кобзеву С.А., начальникам железных дорог при рассмотрении вопросов об организации перевозок грузов собственными поездными формированиями требовать от предприятий и организаций документы, подтверждающие наличие приборов безопасности КЛУБ-У и ТСКБМ на принадлежащих им локомотивах.
5. Вице-президенту Гапановичу В.А., начальнику Департамента локомотивного хозяйства Кобзеву С.А., начальнику Департамента автоматики и телемеханики Кайнову В.М., директору ВНИИАС Косареву А.Б. (по согласованию) рассмотреть и внести предложения по совершенствованию приборов безопасности с целью исключения проездов запрещающих сигналов.
6. За ослабление требовательности к ревизорам отделения железной дороги по обеспечению ими контрольных функций выполнения требований приказов и распоряжений ОАО "РЖД", необеспечение контроля за выполнением руководителями отдела локомотивного хозяйства отделения железной дороги и локомотивных депо своих должностных обязанностей и допущенное крушение грузовых поездов на станции Молосковицы освободить от занимаемой должности главного ревизора по безопасности движения Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги Хнытикова П.А.
Пункт 14 приказа начальника Октябрьской железной дороги от 04 апреля 2005 г. N178/Н - отменить.
7. За серьезные просчеты в организации работы по обеспечению безопасности движения поездов, отсутствие контроля за рациональным использованием рабочего времени локомотивных бригад, непринятие мер по повышению уровня профилактической работы в структурных подразделениях отделения железной дороги по предупреждению нарушений безопасности движения и допущенное крушение грузовых поездов на станции Молосковицы освободить от занимаемой должности начальника Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги Ширяева А.А.
Пункт 15 приказа начальника Октябрьской железной дороги от 04 апреля 2005 г. N178/Н - отменить.
8. За непринятие мер по повышению уровня безопасности движения в локомотивном хозяйстве железной дороги, отсутствие контроля за организацией работы локомотивных бригад, ухудшение технического состояния локомотивного парка и допущенное крушение грузовых поездов на станции Молосковицы объявить выговор начальнику службы локомотивного хозяйства Октябрьской железной дороги Ходакевичу А.Н.
Пункт 18 приказа начальника Октябрьской железной дороги от 04 апреля 2005 г. N178/Н - отменить.
9. За ослабление требовательности к начальникам служб и отделений железной дороги по обеспечению безопасности движения поездов, упущения в руководстве ревизорским аппаратом и допущенное крушение грузовых поездов на станции Молосковицы объявить выговор первому заместителю главного ревизора по безопасности движения Октябрьской железной дороги Кондратенкову А.Г.
10. За ухудшение состояния безопасности движения в локомотивном хозяйстве железной дороги, недостаточную требовательность к руководителям службы локомотивного хозяйства и локомотивных депо по повышению уровня профилактической работы с локомотивными бригадами по снижению аварийности, непринятие мер по улучшению использования рабочего времени локомотивных бригад и допущенное крушение грузовых поездов на станции Молосковицы объявить выговор заместителю начальника Октябрьской железной дороги по локомотивному и вагонному хозяйству Танаеву В.Ф.
Пункт 20 приказа начальника Октябрьской железной дороги от 04 апреля 2005 г. N178/Н - отменить.
11. За ослабление требовательности к начальникам служб и отделений железной дороги по эффективному использованию локомотивов и рабочего времени локомотивных бригад, отсутствие контроля за соблюдением режима труда и отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов объявить выговор заместителю начальника Октябрьской железной дороги по экономике и финансам Потемкину С.А.
12. За непринятие должных мер по повышению уровня эксплуатационной работы на железной дороге, необеспечение рационального использования локомотивов и рабочего времени локомотивных бригад объявить выговор заместителю начальника Октябрьской железной дороги по перевозкам Валинскому О.С.
13. За снижение требовательности к работникам отдела труда и заработной платы Октябрьской железной дороги, не обеспечивших регулирование рабочего времени в локомотивном хозяйстве железной дороги, что привело к значительному росту сверхурочных часов работы локомотивных бригад объявить выговор заместителю начальника Департамента планирования и бюджетирования Данилову С.М.
14. За ухудшение состояния безопасности движения поездов на Октябрьской железной дороге, недостаточную требовательность к заместителям начальника железной дороги и начальникам служб по устранению имеющихся недостатков в организации обеспечения безопасности движения поездов и допущенное крушение грузовых поездов на станции Молосковицы строго указать начальнику Октябрьской железной дороги Степову В.В.
15. За ухудшение состояния безопасности движения в локомотивном хозяйстве и недостаточный контроль за организацией работы локомотивных бригад объявить выговор начальнику Департамента локомотивного хозяйства Кобзеву С.А.
16. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-президента Гапановича В.А.

Президент ОАО "РЖД"
Г.М.Фадеев