ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

23 марта 2005 г.

N 395р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О недостатках в организации обеспечения безопасности
движения поездов на Горьковской железной дороге

В соответствии с планом работы Департамента безопасности движения и экологии в январе-феврале 2005 г. на Горьковской железной дороге была проведена техническая проверка организации обеспечения безопасности движения.
Разбором результатов указанной проверки 21 февраля 2005 г. с выездом на Горьковскую железную дорогу было установлено, что, несмотря на принимаемые меры, положение с обеспечением безопасности движения поездов на железной дороге остается неудовлетворительным.
По сравнению с 2003 годом увеличилось количество нарушений безопасности движения в хозяйствах: перевозок, сигнализации, централизации и блокировки, электрификации и электроснабжения, а также в Дирекции по ремонту пути и на Казанском отделении Горьковской железной дороги в целом.
В 2004 году при снижении общего количества случаев брака на 5,3% по сравнению с 2003 годом увеличилось количество случаев схода подвижного состава в организованных поездах и при маневровой работе, изломов рельсов, саморасцепов автосцепок (13/7), падений деталей железнодорожного подвижного состава на путь (8/6), смены колесных пар в пассажирских поездах, наездов на посторонние предметы (12/2), неисправностей подвижного состава, что приводило к задержке поездов более чем на один час.
Допущены случаи нарушения безопасности движения поездов, которых в 2003 году не было: неограждение опасного места при производстве работ (2), уход вагонов (1), излом рельсов под поездом (3).
В хозяйстве перевозок в 2004 году количество случаев брака увеличилось на 37% по сравнению с 2003 годом (11/8).
Остается неудовлетворительным положение с обеспечением безопасности движения в пассажирском хозяйстве.
По вине работников Дирекции по обслуживанию пассажиров увеличилось количество случаев брака с поездами формирования Горьковской железной дороги (3/2). Допущено значительное количество остановок поездов по показаниям приборов безопасности ДИСК, КТСМ, УКСПС, по подтвержденным показаниям данных приборов остановлено 110 пассажирских поездов.
Комиссией было проверено 9 пассажирских поездов, из них отменена техническая готовность 5 пассажирских поездов, в 42 вагонах было выявлено 58 неисправностей, угрожающих безопасности движения.
Не стабилизировалось положение с обеспечением безопасности движения поездов в хозяйствах: локомотивном, где из 388 допущенных на железной дороге в 2004 г. случаев брака, доля браков составила 31,9% (124), путевом и Дирекции по ремонту пути - 14% (55).
В путевом хозяйстве железной дороги не достигнуто снижения особых случаев брака в работе, таких как сход подвижного состава в поездах на перегонах и станциях (2).
В 2004 году изъято из пути 9806 дефектных рельсов, при этом на 1 января 2005 г. общее количество дефектных рельсов составило 8312. По состоянию на 1 января 2005 г. на железной дороге эксплуатируется 1633 км главного пути с просроченным сроком капитального ремонта, в том числе 854 км - железнодорожные пути 1 и 2 класса.
В ходе проверки комиссией вскрыты нарушения требований приказа МПС России от 25 февраля 1997 г. N 2ЦЗ "О совершенствовании системы контроля состояния рельсов средствами дефектоскопии", указания МПС России от 8 августа 2000 г. N 2192у "Об организации контроля состояния рельсов съемными дефектоскопами".
На железной дороге не укомплектован штат операторов дефектоскопных тележек.
Ухудшилось положение с пропуском поездов: задержано 835 пассажирских поездов у входных сигналов станций. Рост количества таких задержек был выявлен на Муромском, Кировском, Казанском и Ижевском отделениях Горьковской железной дороги.
Возросло количество случаев приема на неспециализированные пути станций пассажирских поездов, а также случаев приема и отправления пассажирских поездов при запрещающих показаниях сигналов.
В хозяйстве сигнализации, централизации и блокировки не улучшается положение с обеспечением безопасности движения, содержанием технических средств и документации, заменой устаревшей аппаратуры, укомплектованием штата и повышением его квалификации.
Из-за нарушения регламента технологии обслуживания технических средств по сравнению с 2003 годом на 3,7% (4108/3962) возросло количество нарушений работы устройств сигнализации, централизации и блокировки (далее - устройств СЦБ), из них 43% (1770) допущено по вине работников путевого хозяйства, 35% (1432) - хозяйства сигнализации, централизации и блокировки.
На Юдинской, Арзамасской, Ижевской, Владимирской, Кировской, Горьковской и Муромской дистанциях сигнализации и связи на щитовых питающих установках выявлены незакрепленные контакты проводов, греющиеся предохранители, не выполнена защита силовых трансформаторов от перенапряжения, не измеряется фактический ток нагрузки на предохранителях.
В сложившихся условиях вызывает тревогу пожаробезопасность постов электрической централизации. На 1 января 2005 г. 86% таких постов не были оборудованы автоматическими средствами пожаротушения и охранно-пожарной сигнализацией, 92,2% средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда не оборудованы охранной пожарной сигнализацией, а 86,7% - автоматической системой пожаротушения.
Не организована работа ремонтно-технологических участков (далее - РТУ). На Юдинской, Красноуфимской и Горьковской дистанциях сигнализации и связи не закончено внедрение программы АРМ РТУ. Отсутствует система проверки контроля и учета испытательных шунтов с сопротивлением 0,06 Ом и стрелочных щупов. Электромеханики РТУ дистанций сигнализации и связи не измеряют замедление на сигнальных реле и сопротивление защитного заземления кабельных ящиков.
Как следствие, на 195% (145/74) возросло количество нарушений в работе рельсовых цепей, на 27% (266/209) - повреждений аппаратуры.
Ухудшилось положение дел с обеспечением безопасности движения поездов в хозяйстве электрификации и электроснабжения, увеличилось количество случаев брака в поездной работе и отказов в работе технических устройств.
По вине эксплуатационного персонала дистанций электроснабжения допущен рост случаев брака на 13% (17/15), в результате чего возросло общее количество задержанных поездов.
Наибольшее количество случаев брака допущено на устройствах контактной сети, что составляет 82,3% от всех случаев брака по указанному хозяйству железной дороги.
В 2004 году произошло увеличение повреждений на контактной сети и автоблокировки на Владимирской, Красноуфимской, Кировской, Ижевской и Арзамасской дистанциях электрификации и электроснабжения. На тяговых подстанциях количество повреждений увеличилось на Горьковской, Владимирской и Кировской дистанциях электрификации и электроснабжения. В Кировской и Горьковской дистанциях электроснабжения допущено увеличение повреждений и в устройствах электроснабжения в 5 и 2 раза соответственно.
Главным инженером Горьковской железной дороги Логиновым М.В. за период, прошедший после проведения технической ревизии железной дороги комиссией Департамента безопасности движения и экологии в 2004 году не было уделено должного внимания положению дел с обеспечением безопасности движения поездов, контролю за состоянием технических средств, выполнением требований приказов, указаний МПС России и внутренних документов ОАО "РЖД", направленных на предупреждение аварийности в хозяйствах электрификации и электроснабжения, сигнализации, централизации и блокировки.
Начальником службы сигнализации, централизации и блокировки Никулиным А.А. не были приняты достаточные меры по повышению уровня обеспечения безопасности движения поездов. Несмотря на то, что ему ранее указывалось на недостатки в работе, положение с содержанием технических средств и документации, заменой устаревшей аппаратуры, укомплектованием штата работников хозяйства и повышением квалификации не улучшается.
Со стороны ревизорского аппарата Горьковской железной дороги ослаблен контроль за своевременным выполнением руководителями отделений железной дороги, начальниками служб должностных нормативов, требований приказов, указаний МПС России и внутренних документов ОАО "РЖД" по вопросам обеспечения безопасности движения поездов.
В целях улучшения положения с обеспечением безопасности движения:
1. Принять во внимание, что по результатам технической проверки приказом начальника Горьковской железной дороги от 25 февраля 2005 г. N 86/Н за необеспечение безопасности движения поездов были привлечены к дисциплинарной ответственности начальник Казанского отделения железной дороги Белов И.А., заместитель начальника службы пути Карлов А.Н., начальник службы вагонного хозяйства Мациевский В.Р., начальник службы локомотивного хозяйства Афанасьев A.M., начальник Дирекции по ремонту пути Коннов Ю.В., начальник Дирекции по обслуживанию пассажиров Обрубов И.М.
2. В целях обеспечения безопасности движения поездов начальнику Горьковской железной дороги Сехину В.Ф.:
2.1. Обеспечить выполнение организационно-технических мероприятий по устранению выявленных комиссией Департамента безопасности движения и экологии недостатков в вопросах организации обеспечения безопасности движения поездов с ежемесячным заслушиванием отчетов заместителей начальника железной дороги.
2.2. Принять дополнительные меры по выполнению требований приказа МПС России от 8 января 1994 г. N 1Ц "О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте", прежде всего в части усиления контроля руководителями структурных подразделений железной дороги за качеством технического обучения обслуживающего персонала, укреплением его трудовой и технологической дисциплины, качеством ремонта и содержания пути, искусственных сооружений, локомотивов, вагонов, устройств сигнализации, централизации и блокировки, электрификации и электроснабжения, других технических средств, а также за содержанием в исправном состоянии и эффективным использованием средств дефектоскопии и систем диагностики.
2.3. Не допускать пропусков пассажирских поездов по неспециализированным путям.
2.4. Во II квартале 2005 г. обеспечить оборудование постов электрической централизации, установок ДИСК и КТСМ автоматическими средствами пожаротушения и охранно-пожарной сигнализацией.
2.5. Расследовать каждый случай нарушения безопасности движения с разбором результатов в установленном порядке.
3. В связи с неудовлетворительной организацией профилактической работы в вопросах обеспечения безопасности движения поездов, необеспечением соблюдения требований технологической дисциплины в организации работы ремонтно-технологических участков считать нецелесообразным дальнейшее пребывание Никулина А.А. в должности начальника службы сигнализации, централизации и блокировки Горьковской железной дороги.
Начальнику Горьковской железной дороги Сехину В.Ф. в установленном порядке внести предложения по укреплению руководства службы сигнализации, централизации и блокировки.
4. За низкий уровень проведения профилактической работы и непринятие должных мер по организации обеспечения безопасности движения и повышению надежности работы устройств сигнализации, централизации и блокировки, электрификации и электроснабжения объявить выговор главному инженеру Горьковской железной дороги Логинову М.В.
5. Указать первому заместителю начальника Горьковской железной дороги Лесуну А.Ф. на наличие серьезных недостатков в организации безаварийной работы в хозяйствах сигнализации, централизации и блокировки, электрификации и электроснабжения.
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента безопасности движения и экологии Шанайца П.С.

Вице-президент ОАО "РЖД"
В.Н.Сазонов