Распоряжение ОАО РЖД от 01.10.2005 N 1562р

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

1 октября 2005 г.

N 1562р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О контроле за правильностью определения массы грузов,
перевозимых железнодорожным транспортом ОАО "РЖД"

Анализ и итоги работы последних лет показывают определенную положительную тенденцию в решении проблемы правильного определения массы грузов при перевозке их железнодорожным транспортом ОАО "РЖД".
В первую очередь это обусловлено существенным укреплением материально-технической базы весового хозяйства железных дорог.
За последние 5 лет на железные дороги поставлено 244 электронных тензометрических вагонных весов и 146 весоповерочных вагонов модели А300 для их метрологического обслуживания, что позволило существенно повысить эффективность контроля за массой перевозимых грузов, снизить количество перегрузов вагонов сверх установленной грузоподъемности.
Определенным результатом этой работы явилось отсутствие за последние годы случаев аварий и крушений с грузовыми поездами по причине перегруза вагонов.
Вместе с тем, проблема контроля за правильностью определения массы грузов, перевозимых железнодорожным транспортом остается до конца не решенной.
В настоящее время на сети железных дорог имеется 2549 железнодорожных путей необщего пользования, где зарождаются потоки "тяжелых" грузов, погрузка которых до полной вместимости вагонов может повлечь за собой превышение их грузоподъемности. Однако только на 1527 таких железнодорожных путях необщего пользования (60 %) установлены вагонные весы, что не позволяет в полной мере осуществлять контроль за правильностью указания массы грузов в перевозочных документах.
Особую тревогу вызывают задержки вагонов на пограничных передаточных станциях железных дорог, где таможенными органами задерживаются вагоны, следующие на экспорт и, прежде всего, с лесными грузами, металлопродукцией, нефтепродуктами.
Это приводит к значительному осложнению эксплуатационной работы пограничных передаточных станций. Вагоны проверяются с полной выгрузкой, излишки груза изымаются и складируются на неподготовленных площадках станций, грузовых дворах, выгруженный груз из-за длительного хранения подвергается порче и утрате.
Так, за 9 месяцев 2005 г. по станции Забайкальск Забайкальской железной дороги было отцеплено 140 вагонов с неправильным указанием массы перевозимых грузов в перевозочных документах.
Кроме того, неправильное указание массы грузов в перевозочных документах приводит к снижению доходов железных дорог.
Грузоотправители, в целях уклонения от уплаты тарифов в полном объеме, снижения налоговых платежей, а также незаконного перемещения грузов через границу умышленно занижают массу предъявляемых к перевозке грузов. Наряду с этим создается прямая угроза безопасности движения поездов. Такие случаи выявлены при перевозках различных грузов, в том числе лесных.
Так, на Восточно-Сибирской железной дороге не выполняется требование пункта 10 Указания МПС России от 6 марта 2001 года N Е-323у в части определения массы круглого леса и пиломатериалов только путем взвешивания на вагонных весах, если в процессе разработки местных технических норм загрузки этих грузов установлено, что погрузка до полной вместимости вагонов может повлечь превышение их грузоподъемности. На дороге по большинству предприятий, отгружающих лесные грузы, местные технические нормы не разработаны, вагонные весы не установлены.
Несмотря на то, что железной дорогой в процессе контрольных перевесок в массовом порядке выявлялись случаи перегруза вагонов сверх установленной грузоподъемности и массы, указанной в перевозочных документах (от 1 до 16,5 тонн), а так же направлялись грузоотправителям письменные предписания с предупреждениями о прекращении приема таких грузов к перевозке, начиная с 1 апреля 2001 года (телеграфное указание МПС России от 25 сентября 2000 года N Е-10741), грузоотправители продолжают определять массу лесных грузов расчетным путем (по обмеру).
Аналогичная ситуация складывается и на других железных дорогах.
Это свидетельствует о том, что руководством железных дорог не приняты меры к реализации совместно с грузоотправителями статьи 26 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в части определения массы грузов, погрузка которых до полной вместимости вагонов может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, только посредством взвешивания.
Наиболее неблагополучное положение сложилось по контролю за правильностью определения массы нефтепродуктов в цистернах. Вызывает тревогу тот факт, что по этой категории грузов, имеющей наибольший удельный вес в общем количестве случаев хищений грузов на железных дорогах, в наименьшей степени осуществляется контроль правильности определения массы.
Так, в сентябре текущего года, в ходе опытной эксплуатации тепловизионного комплекса дистанционного контроля загрузки вагонов (КЗВТ) по станции Ремонтная Северо-Кавказской железной дороги были выявлены несколько цистерн с явными признаками недолива нефтепродуктов. При проведении 10, 11 и 13 сентября контрольных перевесок 5 отцепленных по станции Сальск Северо-Кавказской железной дороги цистерн были выявлены недостачи массы груза против перевозочных документов в размере: 5,5; 32,6; 27,9; 26,8 и 5,9 тонн. Указанные цистерны следовали со станций налива Приволжской и Куйбышевской железных дорог за исправными запорно-пломбировочными устройствами.
Внедряемые на железных дорогах автоматизированные системы коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ) обеспечивают выявление коммерческих неисправностей, вместе с тем, только с текущего года данные системы стали оснащаться весоизмерительными приборами ("взвешивающий рельс"), причем количество таких приборов явно недостаточно.
В целях усиления контроля за правильностью определения массы грузов перевозимых железнодорожным транспортом:
1. Начальникам железных дорог, отделений железных дорог:
до 15 ноября 2005 г. рассмотреть и проанализировать работу весового хозяйства железных дорог за прошедший период года, разработать мероприятия по повышению эффективности использования вагонных весов и весоповерочных вагонов;
проанализировать объекты поставок электронных вагонных весов, предусмотренные проектом среднесрочной инвестиционной программы ОАО "РЖД" на 2006-2008 гг., установить приоритетность установки вагонных весов, прежде всего на железнодорожных станциях погрузки на экспорт через пограничные переходы нефтепродуктов, лесных грузов и металлопродукции, а также зарождения потоков грузов, погрузка которых до полной вместимости вагонов может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности. Соответствующие предложения представить до 1 ноября 2005 в Департамент коммерческой работы в сфере грузовых перевозок для внесения изменений в проект среднесрочной инвестиционной программы ОАО "РЖД" на 2006-2008 гг.;
активизировать работу по завершению разработки совместно с грузоотправителями, утверждению и введению в действие до 15 декабря 2005 года местных технических норм загрузки вагонов с лесными грузами, погрузка которых до полной вместимости вагонов не может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности. Копии всех разработанных местных технических норм (летних и зимних) представить в Департамент коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО "РЖД";
на основании статьи 26 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" с 1 января 2006 года запретить прием к перевозке грузов, погрузка которых до полной вместимости вагонов может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, если их масса определена посредством обмера. Определение массы таких грузов производить только на вагонных весах;
объявить с 1 октября 2005 года месячник по 100% перевеске грузов (круглый лес, нефтепродукты), отгружаемых на экспорт с ежесуточным представлением данных по выявленным недогрузам или перегрузам в Департамент коммерческой работы в сфере грузовых перевозок;
при обнаружении случаев несоответствия массы перевозимых грузов с их массой, указанной в перевозочных документах, принимать срочные меры по довзысканию провозной платы и взысканию штрафов в установленном порядке, виновных в приеме таких грузов к перевозке привлекать к ответственности.
2. Начальнику Департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Косову Ю.М., начальнику Управления по таможенно-брокерской деятельности Кахидзе А.К. подготовить предложения в Федеральную таможенную службу Российской Федерации по упрощению порядка выпуска вагонов, следующих на экспорт при условии их максимального досмотра на станциях отправления.
3. Начальнику Департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Косову Ю.М. совместно с начальником Забайкальской железной дороги Тимофеевым СИ. принять меры к ускорению реализации в установленном порядке излишков лесных грузов, выявленных таможенными органами и находящихся на грузовом дворе станции Забайкальск Забайкальской железной дороги.

Первый вице-президент ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов