Распоряжение ОАО РЖД от 12.09.2005 N 1426р

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 сентября 2005 г. N 1426р

О СЛУЧАЕ СТОЛКНОВЕНИЯ МАНЕВРОВОГО СОСТАВА С ПАССАЖИРСКИМ ПОЕЗДОМ НА СТАНЦИИ ЯРОСЛАВЛЬ-ГЛАВНЫЙ СЕВЕРНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

9 августа 2005 г. в 23 часа 42 минуты на станции Ярославль-Главный Северной железной дороги при производстве маневровой работы по отцепке двух вагонов от пассажирского поезда N 349 сообщением Благовещенск - Москва допущено столкновение маневрового состава, состоящего из маневрового локомотива ЧМЭЗ N 7305 и вагона-путеизмерителя, с хвостовым вагоном этого поезда. В результате столкновения за медицинской помощью на станции Ярославль-Главный обратилось 6 пассажиров, 2 из которых были госпитализированы. В пути следования поезда до станции назначения за медицинской помощью обратилось еще 17 человек.
Разбором случая столкновения, состоявшимся 13 августа 2005 г. в ОАО "РЖД", было установлено, что 9 августа 2005 г. в 23 часа 33 минуты на станцию Ярославль-Главный прибыл пассажирский поезд N 349, состоящий из 22-х вагонов с электровозом ЧС-7 N 0761 (депо приписки Москва-3 Московской железной дороги). Поезд был принят на 5-й пассажирский путь и занял стрелочные секции 89-109, что соответствует требованиям пункта 1.5 техническо-распорядительного акта станции Ярославль-Главный, утвержденного Северной железной дорогой 29 августа 2005 г. (далее - ТРА).
Для отцепки двух вагонов от пассажирского поезда N 349 был направлен маневровый тепловоз ЧМЭ-Зт N 7305 под управлением машиниста Горбатова С.А., сцепленный с вагоном-путеизмерителем. Дежурный по станции Ферапонтова Л.М. в нарушение требований приложения 3 к Регламенту переговоров при поездной и маневровой работе на железнодорожном транспорте общего пользования, утвержденному распоряжением МПС России от 26 сентября 2003 г. N 876р (далее - Регламент), передала по радиосвязи указание машинисту о проследовании запрещающего показания маневрового светофора М-37.
Машинист Горбатов С.А. в нарушение пунктов 15.16 и 15.24 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС России 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756 (далее - ПТЭ), вел тепловоз вагоном вперед при запрещающем показании светофора со скоростью 22 км/час и несвоевременно реагировал на команды дежурного по станции и составителя поездов, передававшиеся по радиосвязи.
В момент приближения маневрового состава к пассажирскому поезду N 349 составитель поездов станции Ярославль-Главный Сакерин А.Ю. и помощник составителя поездов Карташов С.В. в нарушение требований подпункта 3.3.1 ТРА и пункта 4.3 Местной инструкции о порядке производства маневровой работы с пассажирскими вагонами на станции Ярославль-Главный, утвержденной Северной железной дорогой 24 января 2000 г., не приняли мер к остановке маневрового состава.
Причиной допущенного столкновения явилась несогласованность действий между машинистом маневрового локомотива, дежурным по станции и составителем поездов, а также нарушения машинистом маневрового локомотива Горбатовым М.А. требований пунктов 15.16 и 15.24 ПТЭ, пунктов 11.27 и 11.42 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16 октября 2000 г. N ЦД-790, дежурным по станции Ярославль-Главный Ферапонтовой Л.М. - приложения 3 к Регламенту, составителем поездов станции Ярославль-Главный Сакериным А.Ю. и помощником составителя поездов Карташовым С.В. - пункта 15.23 ПТЭ, пункта 11.20 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, подпункта 3.3.1 ТРА и пункта 4.3 Местной инструкции о порядке производства маневровой работы с пассажирскими вагонами на станции Ярославль-Главный.
При проведении расследования случая столкновения было произведено обследование технического состояния радиостанций, находящихся на локомотиве и у составителя поездов, а также проверка радиообмена между ними. К качеству радиообмена замечания отсутствовали, радиостанции составителя поездов и дежурного по станции на передачу работали исправно, что подтверждается также наличием записи на регистраторе служебных переговоров.
В ходе данного расследования были выявлены серьезные недостатки в организации безаварийной работы на железной дороге, в подборе и расстановке кадров на станции и в депо Ярославль-Главный, а также в организации руководством Ярославского отделения железной дороги профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов. Отдельные руководители Ярославского отделения и других структурных подразделений железной дороги ненадлежаще исполняют возложенные на них должностные обязанности, в том числе при выполнении нормативов личного участия в обеспечении безопасности движения поездов.
Начальник станции Ярославль-Главный Лихачев О.Ю. не контролирует должным образом выполнение технологии маневровой работы с прибывающими пассажирскими поездами и Регламента.
Начальник отдела перевозок Ярославского отделения Северной железной дороги Островский С.Е. не организовал на станциях работу по выполнению требований нормативных актов МПС России и нормативных документов ОАО "РЖД" по обеспечению безопасности движения поездов, ослабил контроль за работой ревизорского аппарата отдела перевозок.
Начальник локомотивного отдела Ярославского отделения Северной железной дороги Коробов В.Б. плохо организовал работу по выполнению требований нормативных актов МПС России и нормативных документов ОАО "РЖД" по вопросам обеспечения безопасности движения, не проводил профилактическую работу по обеспечению безопасности движения поездов с руководителями локомотивных депо и машинистами-инструкторами отделения железной дороги.
Главный ревизор по безопасности движения поездов Ярославского отделения Северной железной дороги Корниенко В.Д. не организовал надлежащий контроль за проведением на станциях и в локомотивных депо отделения железной дороги профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов, создал на отделении железной дороги обстановку терпимости к допускаемым нарушениям Регламента.
Начальник Ярославского отделения Северной железной дороги Васютенко О.Н. не контролировал работу заместителей начальника отделения и начальников отделов отделения железной дороги по выполнению ими требований нормативных актов МПС России и нормативных документов ОАО "РЖД" по вопросам обеспечения безопасности движения поездов.
Ревизор по безопасности движения поездов Северной железной дороги Щетинин С.А. не обеспечил контроль за выполнением технологии маневровой работы на станции Ярославль-Главный, недостаточно контролировал выполнение Регламента путем прослушивания регистратора переговоров и не предъявлял должной требовательности к руководителям станций при выявлении допущенных нарушений.
Исполняющий обязанности начальника службы локомотивного хозяйства Северной железной дороги Чекед В.Д. не проявил к руководителям депо Ярославль-Главный должной требовательности в вопросе качественного профессионального отбора машинистов маневровых локомотивов, работающих с пассажирскими поездами, не принял действенных мер к повышению уровня технологической дисциплины и обеспечения безаварийной работы в локомотивном хозяйстве железной дороги.
Главный ревизор по безопасности движения поездов Северной железной дороги Лещук B.C. осуществляет недостаточный контроль за работой ревизорского аппарата по выполнению требований нормативных актов МПС России и нормативных документов ОАО "РЖД" по вопросам обеспечения безопасности движения, создал на отделении железной дороги обстановку терпимости к недостаткам в проведении профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов.
Заместитель начальника Северной железной дороги по локомотивному хозяйству Машталер Ю.А. организовал на низком уровне работу подразделений локомотивного хозяйства железной дороги, уделяет недостаточно внимания вопросам профессиональной подготовки и качественного обучения локомотивных бригад.
Заместитель начальника Северной железной дороги - начальник службы перевозок Катькин В.И. снизил требовательность к руководителям отделов перевозок отделений железной дороги и станций по организации и проведению ими профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов.
Начальник Северной железной дороги Билоха В.А. не проявляет требовательности к заместителям начальника железной дороги и начальникам служб железной дороги по выполнению ими требований нормативных актов МПС России и нормативных документов ОАО "РЖД" по вопросам обеспечения безопасности движения.
ОАО "РЖД" приняло к сведению, что за допущенный случай столкновения приказом Ярославского отделения Северной железной дороги от 10 августа 2005 г. N 215 и приказом Северной железной дороги от 10 августа 2005 г. N 183/Н, причастные работники были привлечены к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемых должностей.
В целях повышения уровня обеспечения безопасности движения поездов:
1. Начальнику Северной железной дороги Билохе В.А:
а) в соответствии с приказом МПС России от 8 января 1994 г. N 1Ц "О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте" случай столкновения, допущенный 9 августа 2005 г. на станции Ярославль-Главный Северной железной дороги, отнести за службой локомотивного хозяйства Северной железной дороги;
б) разработать в 10-дневный срок организационно-технические мероприятия по устранению нарушений, приведших к данному случаю столкновения, и обеспечить контроль за их выполнением;
в) организовать в месячный срок проверку наличия на станциях местных инструкций по работе с пассажирскими поездами и вагонами и при необходимости организовать работу по внесению в них изменений с учетом замечаний, выявленных при проведении расследования случая столкновения и его разбора в ОАО "РЖД".
2. Начальникам железных дорог, отделений железных дорог:
а) ознакомить всех работников локомотивного хозяйства и хозяйства перевозок с обстоятельствами и причинами случая столкновения;
б) внести в месячный срок в техническо-распорядительные акты станций положение, в соответствии с которым руководитель маневров (составитель поездов, главный кондуктор), следующий на первом по ходу движения вагоне маневрового состава, при заезде маневрового состава на занятый или тупиковый путь обязан сообщить об этом машинисту маневрового локомотива с указанием расстояния, остающегося до стоящих вагонов или тупикового упора. При отсутствии такого сообщения машинист обязан вызвать руководителя маневров (составителя поездов, главного кондуктора) по радиосвязи, а в случае отсутствия ответа - немедленно остановить состав;
в) внести в недельный срок в техническо-распорядительные акты станций и в местные инструкции дополнения об обязательной остановке маневрового состава, двигающегося вагонами вперед, не менее чем за 50 метров до стоящих пассажирских вагонов или поездов с дальнейшим движением со скоростью не более 3 км/час;
г) проверить в месячный срок наличие в дорожных приказах о мерах по обеспечению безопасности движения поездов порядка передачи информации о любом отказе работы средств радиосвязи, в том числе маневровой, и его соответствии требованиям Инструкции по эксплуатации средств маневровой и горочной радиосвязи, устройств двусторонней парковой связи, утвержденной МПС России 6 октября 1998 г. N ЦШ-603, при необходимости внести в них соответствующие дополнения. До устранения причин отказа в работе радиостанций и оформления соответствующей записи в журнале формы ДУ-46 производить маневры с использованием ручных или звуковых сигналов в порядке, установленным техническо-распорядительным актом железнодорожной станции.
3. Начальникам железных дорог доложить до 15 октября 2005 г. в Департамент управления перевозками и Департамент локомотивного хозяйства о проделанной в соответствии с пунктом 2 настоящего распоряжения работе.
4. За низкий уровень руководства отделением железной дороги и недостаточную требовательность к качеству выполнения заместителями начальника отделения, начальниками отделов перевозок и локомотивного хозяйства отделения железной дороги требований нормативных актов МПС России и нормативных документов ОАО "РЖД" по обеспечению безопасности движения поездов, приведшие к случаю столкновения маневрового состава с пассажирским поездом, объявить выговор начальнику Ярославского отделения Северной железной дороги Васютенко О.Н.
Пункт 4 приказа Северной железной дороги от 10 августа 2005 г. N 183/Н отменить.
5. За недостаточный контроль за проведением в локомотивных депо и на станциях отделения железной дороги профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов, ослабление требовательности к их руководителям в части выполнения в указанных структурных подразделениях железной дороги технологии маневровой работы с пассажирскими поездами и Регламента объявить выговор главному ревизору по безопасности движения поездов Ярославского отделения Северной железной дороги Корниенко В.Д.
Пункт 5 приказа Северной железной дороги от 10 августа 2005 г. N 183/Н отменить.
6. Указать начальнику Северной железной дороги Билохе В.А. на допущенные руководителями служб и отделений железной дороги недостатки в организации проведения профилактической работы, направленной на предупреждение аварийности в хозяйствах железной дороги.

Вице-президент
ОАО "РЖД"
С.В.Козырев