ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

15 сентября 2005 г.

N 1487р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О случае схода с рельсов вагона в грузовом поезде N 2327
на перегоне Тургеневка - Кинель Самарского отделения
Куйбышевской железной дороги

31 июля 2005 г. в 17 часов 12 минут на 1152 км перегона Тургеневка - Кинель Самарского отделения Куйбышевской железной дороги в грузовом поезде N 2327 при скорости 15 км/час произошел горячий излом шейки оси у четвертой колесной пары с правой стороны по ходу движения 49-го с головы поезда груженого вагона N 65917775 с последующим его сходом с рельсов.
В результате схода повреждено 700 м пути и вагон N 65917775 в объеме текущего отцепочного ремонта.
Причиной горячего излома шейки оси колесной пары явился проворот внутреннего кольца заднего подшипника из-за потери натяга его посадки на шейке оси в процессе эксплуатации.
Вагон N 65917775 построен Уральским вагоностроительным заводом в декабре 1991 г., деповской ремонт производился в ремонтном участке Владимир вагонного депо Горький-Сортировочный Горьковской железной дороги 26 сентября 2004 г. Пробег вагона на момент схода с рельсов составил 80 933 км при норме 160 000 км.
Ось колесной пары изготовлена на Крюковском вагоностроительном заводе в 1987 году, последнее формирование колесной пары производилось на этом же заводе в 1989 году. Полное освидетельствование колесной пары без снятия внутренних колец подшипников проводилось 25 сентября 2004 г. в ремонтном участке Владимир вагонного депо Горький-Сортировочный Горьковской железной дороги.
Последнее техническое обслуживание грузового поезда N 2327 проводилось на станции Дема Куйбышевской железной дороги.
Расследованием установлено, что от станции Дема до места схода вагона с рельсов грузовой поезд N 2327 прошел 19 приборов безопасности (ДИСК и КТСМ). Последний прибор КТСМ, установленный перед станцией Кротовка на 1181 км, поезд прошел без показаний. Интервал между приборами КТСМ на станции Кротовка и на станции Кинель составляет 39 км.
На Куйбышевской железной дороге на грузонапряженных и скоростных участках в нарушение требований пункта 3.3 Инструкции по размещению, установке и эксплуатации средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда, утвержденной МПС России 30 декабря 1996 г. N ЦВ-ЦШ-453, имеются 6 участков с интервалами между линейными пунктами контроля более 35 км. До настоящего времени на железной дороге не выполнено решение Коллегии МПС России от 9 апреля 2003 г. N 7 в части централизации информации, поступающей от средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда (АСКПС). Из 236 приборов безопасности, находящихся в эксплуатации, в систему АСКПС включено только 36 (15,3%).
На Куйбышевской железной дороге не принимаются меры по оснащению подходов к железнодорожным станциям и искусственным сооружениям устройствами контроля схода подвижного состава (УКСПС). Из 336 станций устройствами УКСПС не оборудованы 227, при этом 33 станции расположены на главном ходу.
На Горьковской железной дороге не организован качественный ремонт грузовых вагонов. В августе 2005 г. на железных дорогах комиссионными осмотрами технического состояния грузовых вагонов, отремонтированных в мае-июле 2005 г. в вагонных депо Горьковской железной дороги, выявлены грубейшие нарушения технологии ремонта узлов и деталей вагонов. За 7 месяцев 2004 года коэффициент качества ремонта вагонов на железной дороге составил 0,0485 при среднем коэффициенте по железным дорогам 0,0444. Из осмотренных вагонов наименее качественный уровень ремонта выявлен у вагонов, отремонтированных в вагонных депо Горький-Сортировочный, Муром, Зуевка и Красноуфимск.
Так, в вагоне N 73271686, отремонтированном в ремонтном участке Владимир вагонного депо Горький-Сортировочный, выявлено 22 неисправности, из них: 10 - автосцепного устройства, 7 - тормозного оборудования и 5 - тележек.
25 августа 2005 г. при проведении разбора качества ремонта вагонов на Горьковской железной дороге установлено, что основными причинами нарушения технологии ремонта в указанных вагонных депо являются слабая организация их руководителями профилактической работы по улучшению качества ремонта и низкий уровень технических знаний работников вагонных депо, в том числе мастеров и бригадиров, технологических процессов ремонта вагонов.
Начальник службы вагонного хозяйства Горьковской железной дороги Мациевский В.Р. слабо контролирует выполнение технологии ремонта грузовых вагонов, принимает недостаточно эффективные меры по организации профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов.
Заместитель начальника Горьковской железной дороги по локомотивному и вагонному хозяйствам Фадеев С.В. неудовлетворительно контролирует организацию проведения качественного ремонта грузовых вагонов на железной дороге.
Начальник службы вагонного хозяйства Куйбышевской железной дороги Насретдинов Т.М. осуществляет слабый контроль за выполнением решений, принятых на расширенных заседаниях Коллегии МПС России в части оснащения железной дороги устройствами и приборами безопасности.
В целях обеспечения безопасности движения поездов:
1. Отнести случай горячего излома шейки оси колесной пары вагона N 65917775 в грузовом поезде N 2327, произошедший 31 июля 2005 г. на перегоне Тургеневка - Кинель Самарского отделения Куйбышевской железной дороги, за вагонным депо Горький-Сортировочный Горьковской железной дороги.
2. Начальникам железных дорог и отделений железных дорог ознакомить всех работников вагонного хозяйства, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом грузовых вагонов, с обстоятельствами и причинами схода с рельсов вагона в грузовом поезде N 2327.
3. Начальнику Куйбышевской железной дороги Лемешко В.Г.:
а) выполнить до 31 декабря 2005 г. работы по установке дополнительных средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда на грузонапряженных и скоростных участках дороги с интервалами между линейными пунктами контроля более 35 км;
б) разработать в 10-дневный срок и представить в ОАО "РЖД" программу по оснащению подходов к железнодорожным станциям и искусственным сооружениям устройствами контроля схода подвижного состава (УКСПС) в 2005-2006 гг.
4. Начальнику Горьковской железной дороги Сехину В.Ф. перевести ремонтный участок Владимир вагонного депо Горький-Сортировочный в эксплуатационный участок, прекратив проведение в нем плановых видов ремонта вагонов.
5. Начальнику Департамента вагонного хозяйства Фурцеву А.И. подготовить для рассмотрения на заседании Научно-технического совета ОАО "РЖД" в IV квартале 2005 г. материал о готовности вагонных депо с 1 января 2006 г. к снятию внутренних колец подшипников с шеек осей колесных пар при их полном освидетельствовании.
6. Указать начальнику службы вагонного хозяйства Куйбышевской железной дороги Насретдинову Т.М. на неудовлетворительное обеспечение безопасности движения поездов и недопустимость отсутствия централизации информации, поступающей от средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда.
7. Заместителю начальника Горьковской железной дороги по локомотивному и вагонному хозяйствам Фадееву С.В. принять меры по укреплению кадрового состава Дирекции по ремонту грузовых вагонов Горьковской железной дороги и по выполнению программ, направленных на повышение качества ремонта грузовых вагонов и обеспечение безопасности движения поездов.

Вице-президент ОАО "РЖД"
В.А.Гапанович