Распоряжение ОАО РЖД от 18.01.2005 N 35р

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

18 января 2005 г.

N 35р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О столкновении маневрового тепловоза ЧМЭЗ-2445 с грузовым
поездом N 2363 на станции Златоуст Южно-Уральской железной
дороги из-за проезда запрещающего маневрового светофора

17 декабря 2004 года в 17 часов 13 минут на станции Златоуст, Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги при производстве маневровой работы машинистом 2 класса квалификации локомотивного депо Златоуст Шебалиным М.Н. (стаж работы машинистом 15 лет), работавшим "в одно лицо", на одиночном тепловозе ЧМЭЗ-2445 допущен проезд запрещающего маневрового светофора М-30 с последующим боковым столкновением с отправляющимся с 3 пути станции грузовым поездом N 2363.
В результате столкновения произошел сход 2 вагонов (35 и 36 вагоны) с повреждением их в объеме текущего ремонта, повреждены 75 метров железнодорожного пути и стрелочный перевод N 26, тепловоз ЧМЭЗ-2445 - в объеме текущего ремонта ТР-1, задержаны по проследованию 4 пассажирских поезда на время 2 часа 35 минут.
В 17 часов 11 минут машинист тепловоза ЧМЭЗ-2445 Шебалин М.Н. по радиосвязи получил от дежурного по станции Гильмутдинова А.Р. план маневровых передвижений, предусматривающий заезд с 1 пути станции Златоуст на товарный двор с проследованием за маневровый сигнал М-44 до сигнала М-30. Во время получения машинистом этого плана работы составитель поездов Макеев А.П. находился на посту электрической централизации (ЭЦ), где получил от Гильмутдинова А.Р. другой план работы по заезду в технический парк для проверки тормозных башмаков. Эту команду Макеев А.П. передал Шебалину М.Н. по возвращении на тепловоз. Машинист Шебалин М.Н., получив эту информацию от составителя поездов Макеева А.П., подтвердил ее по радиосвязи дежурному по станции Гильмутдинову А.Р. и привел локомотив в движение.
Дежурная по станции (основная) Боботкова О.Г., в нарушение пунктов 15.1. и 15.23. Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 26.05.2000 г. N ЦРБ-756 (далее - ПТЭ), пункта 9.1. Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации от 16.10.2000 г. N ЦД-790 (далее - ИДП и пункта 2.3. техническо-распорядительного акта станции Златоуст (далее - ТРА), не прекратила маневры с выходом на путь отправления грузового поезда N 2363.
При маневровом передвижении составитель поездов Макеев А.П., находясь в кабине тепловоза на месте помощника машиниста, вместо выполнения регламента переговоров отвлекал машиниста посторонними разговорами. Машинист Шебалин М.Н., следуя по станции, в нарушение пунктов 15.15. и 15.24. ПТЭ, не наблюдал за показанием маневрового светофора М-30, горевшего синим огнем, готовностью маршрута следования, расположением подвижного состава. В результате был допущен проезд запрещающего маневрового светофора М-30 со взрезом стрелки N 26 и столкновением с грузовым поездом N 2363.
Проезд запрещающего показания сигнала на станции Златоуст произошел вследствие неудовлетворительной организации в локомотивном депо Златоуст профилактической работы с локомотивными бригадами по предупреждению нарушений безопасности движения и низкого качества выполнения командно-инструкторским составом своих должностных обязанностей.
На Южно-Уральской железной дороге реализация распоряжений ОАО "РЖД", изданных по случаям крушений поездов и проездов запрещающих сигналов, осуществляется не в полном объеме. В локомотивном хозяйстве железной дороги в 2004 г. ухудшилось обеспечение безопасности движения при маневровой работе - допущено 3 схода подвижного состава. В локомотивных депо Челябинск, Курган, Карталы, Орск, Оренбург, Троицк произошел рост случаев неисправностей локомотивов, а в депо Петропавловск - порч локомотивов с пассажирскими поездами.
Проверка, проведенная в локомотивном депо Златоуст комиссией ОАО "РЖД" в декабре 2004 г., выявила серьезные просчеты в организации работы машинистов-инструкторов, контроля по скоростемерным лентам за действиями машинистов в пути следования и при производстве маневров, выполнением регламента переговоров. В этом локомотивном депо машинистами-инструкторами нарушались сроки проведения с машинистами контрольно-инструкторских поездок, внезапные проверки работы локомотивных бригад проводились в основном в дневное время суток ,и как правило, без выявления замечаний, при изъятии предупредительных талонов работники локомотивных бригад не лишались премиальной оплаты, на недостаточном уровне организована техническая учеба машинистов и помощников машинистов, с 1 сентября 2004 г. не проводился учет нарушений, допускаемых машинистами и выявляемых по скоростемерным лентам. В депо неудовлетворительно проводился инструктаж работников локомотивных бригад по данному случаю.
На станции Златоуст в 2004 г. некачественно проведена выверка ТРА, не осуществлялся контроль за выполнением регламента переговоров путем прослушивания регистратора служебных переговоров, дежурная по станции Боботкова О.Г. допущена к работе без сдачи испытаний по безопасной перевозке опасных грузов.
На Челябинском отделении Южно-Уральской железной дороги в хозяйстве перевозок не были сделаны выводы из допущенных ранее случаев брака, и как следствие, в 2004 г. состояние безопасности движения поездов ухудшилось, в том числе имел место особый случай брака - перекрытие светофора на станции Челябинск-Главный с разрешающего на запрещающее показание с последующим его проездом.
Представленные на разбор в ОАО "РЖД" приказ начальника Южно-Уральской железной дороги и мероприятия служб локомотивного хозяйства и перевозок не отражают необходимые направления в работе по стабилизации положения с обеспечением безопасности движения поездов.
Заместитель начальника Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги - главный ревизор по безопасности движения Анфалов О.А. не обеспечил контроль за выполнением руководителями локомотивных депо и станций своих должностных обязанностей, ослабил требования к ревизорам отделения железной дороги по осуществлению ими контрольных функций в части реализации приказов и распоряжений по обеспечению безопасности движения поездов.
Заместитель начальника Южно-Уральской железной дороги - начальник Челябинского отделения Терехов В.Н. проводил на недостаточном уровне работу по профилактике нарушений безопасности движения поездов, не уделял внимания профессиональному росту молодых специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, не принял мер по укреплению кадрового состава руководителей локомотивных депо и машинистов-инструкторов.
Начальник службы локомотивного хозяйства Южно-Уральской железной дороги Муругов В.А. упустил контроль за работой цехов эксплуатации локомотивных депо в вопросах обеспечения безопасности движения поездов, принимал недостаточные меры по качественному подбору руководителей локомотивных депо и созданию резерва руководящих кадров локомотивного хозяйства железной дороги.
Заместитель начальника Южно-Уральской железной дороги - начальник службы перевозок Поваренко С.Н. (в должности 3 месяца) не организовал работу руководителей отделов перевозок отделений железной дороги и начальников станций по контролю за выполнением ревизорами отделов перевозок и дежурными по станциям своих прямых должностных обязанностей, установленных ПТЭ и ИДП.
Заместитель начальника Южно-Уральской железной дороги по локомотивному и вагонному хозяйствам Кленкин В.А. не уделял должного внимания вопросам обеспечения безопасности движения в локомотивном хозяйстве, не создал систему контроля и ответственности за выполнение руководителями службы локомотивного хозяйства и локомотивных депо личных должностных нормативов.
Заместитель начальника Южно-Уральской железной дороги - главный ревизор по безопасности движения Кузьминых В.В. предъявляет недостаточные требования к руководителям служб железной дороги и структурных подразделений по проведению ими профилактической работы, направленной на укрепление дисциплины и повышение уровня безопасности движения поездов.
Первый заместитель начальника Южно-Уральской железной дороги Егоров В.В. ослабил спрос с заместителей начальника железной дороги, начальников отделений и служб железной дороги за обеспечение безопасности движения, не принял достаточных мер по устранению серьезных недостатков в организации маневровой работы на станциях.
ОАО "РЖД" принимает во внимание объяснения руководителей Южно-Уральской железной дороги Егорова В.В., Кузьминых В.В., Кленкина В.А., Поваренко С.Н., Терехова В.Н., начальника службы локомотивного хозяйства Южно-Уральской железной дороги Муругова В.А., заместителя начальника Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги главного ревизора по безопасности движения Анфалова О.А. о принимаемых мерах по повышению уровня безопасности движения поездов и информацию о привлечении к дисциплинарной ответственности ряда руководителей структурных подразделений железной дороги.
С целью исключения нарушений при производстве маневровой работы на станциях и повышения безопасности движения поездов:
1. Случай столкновения маневрового тепловоза ЧМЭЗ-2445 с грузовым поездом N 2363 на станции Златоуст Южно-Уральской железной дороги из-за проезда запрещающего показания маневрового светофора классифицировать, как особый случай брака в работе - столкновение грузового поезда, и отнести по виновности за локомотивным депо Златоуст.
2. Начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог:
2.1. Ознакомить причастных работников, связанных с движением поездов, с обстоятельствами и причинами столкновения маневрового тепловоза ЧМЭЗ-2445 с грузовым поездом N 2363, допущенного на станции Златоуст Южно-Уральской железной дороги.
2.2. Обеспечить неукоснительное выполнение пункта 9.1 ИДП в части прекращения маневров с выходом на путь и маршрут приема (отправления) поезда и открытия сигнала поезду до убеждения в фактическом прекращении маневров.
2.3. Организовать проведение в декадный срок проверку на железных дорогах местных инструкций, регламентирующих порядок производства маневровой работы на станциях, и соответствие их требованиям Инструкции составителю поездов и помощнику составителя поездов от 17.12.2001 г. N ЦД-920, с обязательным уточнением местонахождения составителя поездов при передвижениях по станциям одиночного маневрового локомотива.
2.4. Обеспечить систематическое проведение на станциях совместных руководителями локомотивных депо и станций целевых внезапных проверок организации и технологии производства маневровой работы, выполнения порядка подъезда к запрещающим сигналам с прослушиванием регламента переговоров и распечаткой магнитной ленты регистратора переговоров с рассмотрением результатов проверок на производственных совещаниях с локомотивными бригадами и на совещаниях единых смен.
2.5. Установить на железных дорогах порядок ежеквартального проведения технических занятий начальниками отделов перевозок и ревизорами отделов перевозок с начальниками станций по изучению нормативных документов, направленных на обеспечение безопасности движения в хозяйстве перевозок и порядка действий в нестандартных ситуациях с последующим принятием зачетов в комиссии начальника отдела перевозок отделения железной дороги.
2.6. Организовать проведение выборочных проверок порядка организации производства маневровой работы на станциях через систему диспетчерского контроля или диспетчерской централизации:
начальниками служб перевозок - два раза в месяц,
начальниками центров управления перевозками - ежедекадно,
заместителями начальника центров управления перевозками - ежедневно,
поездными диспетчерами - периодически в течение смены с последующим ежедекадным рассмотрением выявленных недостатков у начальника службы перевозок.
2.7. Обязать машинистов производить записи в "Книгу замечаний" каждого случая нарушения ТРА станции при выполнении маневровой работы.
3. Начальнику Южно-Уральской железной дороги Левченко А.С.:
3.1. Разработать на железной дороге комплекс мер, направленных на исключение нарушений во время производства маневровой работы на станциях.
3.2. Рассмотреть лично до 15 февраля 2005 г. итоги работы хозяйств локомотивного и перевозок по обеспечению безопасности движения поездов за 2004 г.
3.3. Обеспечить на отделениях железной дороги внесение в местные инструкции дополнений, регламентирующих обязанности составителя поездов при следовании его в кабине маневрового локомотива.
4. За ухудшение состояния безопасности движения поездов в локомотивном хозяйстве Южно-Уральской железной дороги, непринятие достаточных мер по качественному подбору руководителей локомотивных депо и допущенный случай столкновения маневрового тепловоза ЧМЭЗ-2445 с грузовым поездом N 2363 на станции Златоуст начальнику службы локомотивного хозяйства Южно-Уральской железной дороги Муругову В.А. объявить выговор в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации.
Пункт 19 приказа начальника Южно-Уральской железной дороги от 24.12.2004 г. N 443/Н отменить.
5. За серьезные упущения в организации профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов на Челябинском отделении железной дороги, непринятие достаточных мер по укреплению кадрового состава руководителей структурных подразделений и допущенный случай столкновения маневрового тепловоза ЧМЭЗ-2445 с грузовым поездом N 2363 на станции Златоуст заместителю начальника Южно-Уральской железной дороги - начальнику Челябинского отделения Терехову В.Н. объявить выговор в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации.
6. За непринятие мер по пресечению нарушений безопасности движения при производстве маневровой работы на станциях, неосуществление контроля за выполнением руководителями службы локомотивного хозяйства и локомотивных депо личных должностных нормативов и допущенный случай столкновения маневрового тепловоза ЧМЭЗ-2445 с грузовым поездом N 2363 на станции Златоуст заместителю начальника Южно-Уральской железной дороги по локомотивному и вагонному хозяйствам Кленкину В.А. объявить замечание в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации.
7. Указать первому заместителю начальника Южно-Уральской железной дороги Егорову В.В. на ухудшение состояния безопасности движения на железной дороге и потребовать принятия исчерпывающих мер по стабилизации положения.
8. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента локомотивного хозяйства С.А.Кобзева и заместителя начальника Департамента управления перевозками В.К.Иванова.

Вице-президент ОАО"РЖД"
В.Н.Сазонов