ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
14 января 2005 г. N ХЗ-243

ОАО "РЖД" направляет для руководства "Временные методические указания по определению стоимости реализации грузовых вагонов парка РЖД", разработанные ВНИИЖТ ОАО "РЖД" в соответствии с поручением ОАО "РЖД" от 17 сентября 2004 года N П-ХЗ-115.
Указанные Временные методические указания рекомендуются для определения действительной (рыночной) стоимости основных типов грузовых вагонов, а также для использования в качестве первоначальных (стартовых) цен при осуществлении конкурсных торгов.

Х.Ш.Зябиров

ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЦЕНЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ПАРКА ОАО "РЖД"

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Временные методические указания предназначаются для определения действительной (рыночной) стоимости основных типов грузовых вагонов, находящихся в собственности ОАО "РЖД" для использования в качестве первоначальных (стартовых) стоимостей при осуществлении конкурсных торгов.
1.2. Данные Временные методические указания разработаны по поручению Первого Вице-президента ОАО "РЖД" Х.Ш. Зябирова N П-ХЗ115 от 17.09.2004 г. в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 23.07.2004 г. N 3011 "О порядке продажи грузовых вагонов ОАО "РЖД".
1.3. Временные методические указания базируются на основных положениях следующих нормативных актов: Гражданский кодекс Российской Федерации; Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н; Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" и другие.
1.4. Целью Временных методических указаний является установление единого подхода к определению действительной рыночной (стартовой) стоимости основных типов грузовых вагонов ОАО "РЖД" при их продаже.
1.5. Под действительной (или реальной) стоимостью должна пониматься рыночная стоимость объекта оценки согласно статье 7 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
1.6. Рыночная стоимость объекта это наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
- объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
- платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
1.7. Рыночная стоимость имущества не всегда совпадает с денежной оценкой подвижного состава железнодорожного транспорта, проводимой в бухгалтерском учете, т.е. его балансовой стоимостью.
В бухгалтерском учете имущество организаций оценивается по правилам статьи 11 Закона "О бухгалтерском учете":
для покупного имущества - по цене, за которую оно фактически было приобретено плюс расходы, связанные с его приобретением;
для вновь созданного имущества - по расходам на его создание;
для безвозмездно полученного имущества - по среднерыночной цене.
1.8. Балансовая стоимость и его действительная (рыночная) стоимость имущества могут совпадать только при безвозмездном получении этого имущества или же при переоценке его по действительной стоимости.
В период между переоценками балансовая стоимость имущества может не совпадать с его рыночной стоимостью.
1.9. Действительная стоимость имущества (объекта) определяется с учетом его износа и эксплуатационно-технического состояния.
1.10. При определении действительной стоимости имущества следует применять по аналогии нормы статьи 424 Гражданского Кодекса. Необходимо получить максимально достоверные и точные данные об объекте, чтобы верно идентифицировать его и определить его действительную рыночную стоимость.

 

2. ПОРЯДОК РАСЧЕТА РЫНОЧНОЙ (СТАРТОВОЙ) СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ

2.1. Действительная (стартовая) стоимость грузового вагона определяется на основе его остаточной стоимости, которая корректируется "по капитальному ремонту", что позволяет оценить восстановление технических параметров и, следовательно, эксплуатационной готовности грузового вагона в результате проведения капитального ремонта.
2.2. Действительная (стартовая) стоимость грузового вагона определяется по формуле (1):

                     ст       кр
Д  = О + К   , тыс.руб.,     (1)
i    i   i

       ст
где   Д  - действительная (стартовая) стоимость i -го грузо-
i   вого вагона на дату проведения оценки;

      О - величина остаточной стоимости  i-го грузового вагона
i  по состоянию на дату оценки;

       ст
К - корректировка остаточной стоимости грузового вагона
i  "по капитальному ремонту".

2.3. Корректировка остаточной стоимости грузового вагона "по капитальному ремонту" осуществляется по формуле (2):

               t    кр     кр  кр   кр
К  = C  * [(T - t  )/T  ], тыс.руб.,   (2)
i    i      i   i    i
кр
где С - фактическая стоимость последнего (по отношению к дате
i  проведения оценки) капитального ремонта i-го грузового
вагона на дату проведения оценки;

     кр
Т - нормативная периодичность проведения последнего капи-
i  тального ремонта i-го грузового вагона, в годах;

     кр
t - период времени, отделяющий дату проведения последнего
i  капитального ремонта i-го грузового вагона от даты
выполнения оценки, лет.

Период времени, отделяющий дату проведения последнего капитального ремонта грузового вагона от даты выполнения оценки,
кр
(t  ) устанавливается по формуле (3):
i
кр    оц   рем      оц   рем
t  = (T  - T   ) + (t  - t   ):12,    (3)
i          i        i    i

         оц
где     Т - год проведения оценки грузового вагона;

         рем
T - год проведения последнего капитального ремонта
i  i-го грузового вагона;

         оц
t - месяц проведения оценки грузового вагона;

         рем
t - месяц проведения последнего капитального ремонта
i  i-го грузового вагона;

        12 - количество месяцев в году.

                                оц           рем          оц
Так, например, при условии Т = 2004 г., Т = 2002 г., t = 7 и
i
рем           кр
t = 2 месяцев t = (2004 - 2002) + (7 - 2):12 = 2,42.
i             i

                                          кр  кр
2.8. Разность временных показателей (Т - t  )  в  формуле (2)
i   i
кр  кр
не должны быть отрицательными, т.е. (Т - t  )>0.
i   i
кр  кр           t
Если (Т - t  )<=0 , то K = 0, т.е. корректировка "по капиталь-
i   i            i
ному ремонту" не осуществляется.

2.9. Если капитальный ремонт не выполнялся, то корректировка расчетной остаточной стоимости "по капитальному ремонту" не

                           кр
проводится, т.е. величина К  = 0.
i

2.10. В результате проведения корректировки остаточной стоимости грузового вагона "по капитальному ремонту" величина действительной стоимости объекта не может быть меньше его расчетной остаточной стоимости, или
ст
Д >= О .
i    i

2.11. При расчете действительной (стартовой) стоимости грузовой вагона необходимо учитывать особенности капитально-восстановительногс ремонта (КРП), продлевающего срок его полезного использования. Как правило, этот вид ремонта осуществляется после истечения нормативного срока полезного использования грузового вагона и продлевает срок его эксплуатации на срок, равный, половине установленного для данного вагона срока службы.
Действительная стоимость грузового вагона, прошедшего КРП, рассчитывается по следующей формуле (4):

            ст   расч  крп    крп   крп    крп
Д = О    + С  * [(T  - t    )/T    ], тыс.руб.,  (4)
i   i      i      i    i      i

         крп
где     С - фактическая стоимость КРП i-го грузового вагона на
i  дату проведения оценки;

         крп
Т - временной период, на который увеличивается срок
i  полезного использования i-го грузового вагона
в результате проведения КРП, в годах (в случае
отсутствия информации  рекомендуется срок продления
принимать равным половине срока полезного
использования вагона);

         крп
t - период времени, отделяющий дату проведения КРП 1-го
i  грузового вагона от даты выполнения оценки, лет.

2.12. В тех случаях, когда рассчитанная по формуле (1)

                                                   ст
действительная   стоимость   грузового   вагона  (Д  )  ниже  его
i

утилизационной стоимости величина остаточной стоимости вагона

(О ),  принимаемая  для  расчета,  будет  равна его утилизационной
i
ст       ст
стоимости (Л  ):О = Л
i    i   i

Утилизационная стоимость имущества - это стоимость, которая получается в качестве дохода от продажи списанного грузового вагона по цене металлолома.
Утилизационная стоимость определяется по формуле (5):

                  ст      т   тел  ко
Л = Р * Ц + С  + C ,          (5)
i   i       i    i

 

где     Р - масса тары i-го грузового вагона без учета веса
i  тележек, тонн;

         т
Ц - цена 1 т металлолома, тыс. руб. (Справочно:
по состоянию на 01.10.2004 г. Цт = 3,0 тыс.руб.
*)
за тонну) ;

______________________________
*) Здесь и далее приводятся цены без учета НДС.

         тел
С - остаточная стоимость 2-х тележек, тыс. руб.;
i

         ко
С - затраты по комиссионному осмотру и отбору i-го вагона
i  для продажи и затраты по его предпродажной подготовке,
тыс.руб.

    Масса тары i-го грузового вагона без учета веса 2-х тележек
(Р ) определяется по формуле (6):
i

                        P = P  - Р   ,      (6)
i   ваг  тел

где     Р - масса тары вагона, тонн;
ваг

        Р -   общий вес 2-х тележек, тонн (вес одной тележки
тел  равен 4,8 т).

    Остаточная стоимость тележек (С   ) определяется по
тел
формуле (7):
тел   ваг
(Т  -  Т  )
пи    пи
С  = 2*Ц   * _____________ ,     (7)
тел    тел        тел
Т
пи

         тел
где     Т - срок полезного использования вагонной тележки
пи (по техническим условиям этот срок - 30 лет
или 360 месяцев);

         ваг
Т  - фактический возраст вагона, лет;
пи

        Ц  -  цена вагонной тележки, тыс.руб./ед. (Справочно:
тел  по состоянию на 01.10.2004 г. принимается равной
162 тыс.руб./ед);

        2 - количество тележек в расчете на вагон.

В стартовую стоимость также должны быть включены затраты по комиссионному осмотру и отбору вагона для продажи и затраты по его предпродажной подготовке.
Затраты по комиссионному осмотру, отбору вагона для продажи и затраты по предпродажной подготовке вагона в средних условиях молено принять равными 2,3 тыс.руб. на 1 вагон.

 

3. ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА РЫНОЧНОЙ (СТАРТОВОЙ) СТОИМОСТИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА

Пример 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ (РЫНОЧНОЙ)
СТОИМОСТИ КРЫТОГО 4-х-ОСНОГО ВАГОНА С ОБЪЕМОМ
КУЗОВА 120 КУБ.М БЕЗ ТОРМОЗНОЙ ПЛОЩАДКИ.

Наименование объекта:                     Крытый 4-х-осный вагон с
объемом кузова 120 куб.м
Серийный номер:                           N хххххххххх
Дата заполнения:                          20.09.2004 г.

    Исходные данные для расчета:

 N
п/п

         Наименование показателя        

 Величина
показателя

 1

Дата выпуска (месяц, год)               

  03.1987

 2

Остаточная стоимость, тыс. руб.         

   409,9 

 3

Вид последнего капитального ремонта     

    КР   

 4

Дата проведения последнего капитального 
ремонта (месяц, год)                    

  09.2002

 5

Нормативный срок полезного использования
крытого вагона, лет                     

    28   

 6

Стоимость последнего капитального ремонта
на дату проведения оценки, тыс.руб.     

    170  

 7

Нормативная периодичность проведения    
последнего капитального ремонта, лет    

    15   

Корректировка действительной стоимости крытого вагона по признаку капитальный ремонт осуществляется по формуле (2):

   t   кр    кр  кр   кр
К = C * [(T - t  )/T  ] = 170*[(15-2,0):15] = 147,3 тыс. руб.,
i   i     i   i    i
кр
где     t - (время, отделяющее дату проведения последнего
i  капитального ремонта вагона от даты выполнения
оценки, рассчитываемое по формуле (3):

              кр
t = (2004 - 2002) + (9 - 9):12 = 2,0.
i

Действительная стоимость крытого вагона на дату проведения оценки рассчитывается по формуле (1):

         ст  расч   кр
Д = О   +  К = 409,9 + 147,3 = 557,2 тыс. руб.
i   i      i

Таким образом, рыночная стоимость крытого грузового вагона постройки 1987 г. серийный номер N ххххххх может составить по состоянию на 01.10.2004 г. 557 тыс. руб. (без учета НДС).

Пример 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ (СТАРТОВОЙ) СТОИМОСТИ
4-х-ОСНОГО ПОЛУВАГОНА С ОБЪЕМОМ КУЗОВА
77 КУБ.М (БЕЗ ТОРМОЗНОЙ ПЛОЩАДКИ).

Наименование объекта:                     Полувагон 4-х-осный с
объемом кузова 77 куб.м
Серийный номер:                           N хххххххххх
Дата заполнения:                          15.08.2004 г.

    Исходные данные для расчета:

 N
п/п

         Наименование показателя        

 Величина
показателя

 1

Дата выпуска (месяц, год)               

  08.1979

 2

Остаточная стоимость, тыс. руб.         

     0   

 3

Вид последнего капитального ремонта     

    КР   

 4

Дата проведения последнего капитального 
ремонта (месяц, год)                    

  08.1990

 5

Нормативный срок полезного использования
крытого вагона, лет                     

    21   

 6

Стоимость последнего капитального ремонта
на дату проведения оценки, тыс.руб.     

   35,0  

 7

Нормативная периодичность проведения    
последнего капитального ремонта, лет    

    11   

Поскольку остаточная стоимость Oi равна нулю, остаточная стоимость рассчитывается по формуле (5). При массе тары полувагона - 22,3 т.

          ст
Oi = Л
i

     ст      т   тел  ко
Л = P * Ц + С  + С ,
i   i       i    i

     ст
Л = (22,3 - 2*4,8)*3,0 + 2*162*(30-21)/30+2,3= 137,6 тыс.руб.
i

Корректировка действительной стоимости полувагона по признаку капитальный ремонт осуществляется по формуле (2):

     t   кр    кр  кр   кр
K = C * [(Т - t  )/T = 35,0*[(11 - 14):11] = -9,5 тыс.руб.
i   i     i   i    i

              t
Так  как К < 0, то корректировка по "капитальному ремонту"
i
не осуществляется.                                                                         ,

Таким образом, рыночная стоимость полувагона постройки 1979 г. серийный номер N ххххххх может составить по состоянию на 01.09.2004 г. 138 тыс. руб. (без учета НДС).