Распоряжение ОАО РЖД от 08.02.2006 N 237р

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

8 февраля 2006 г.

N 237р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О случаях столкновения локомотивов с пассажирскими поездами
на Южно-Уральской железной дороге

5 января 2006 г. в 11 часов 52 минуты на станции Петропавловск при подъезде к составу пассажирского поезда N 95 электровоза ЧС2 N 932 приписки локомотивного депо Свердловск - пассажирский под управлением локомотивной бригады депо Петропавловск в составе машиниста Фролова П.А. и помощника машиниста Халина В.П. со скоростью 8 км/час допущено жесткое сцепление электровоза с составом поезда, в результате последствий которого 10 пассажиров обратились за медицинской помощью.
Расследованием установлено, что при подъезде к составу поезда машинист остановил локомотив за 7 метров до первого вагона. После осмотра помощником машиниста автосцепных устройств, продувки тормозной магистрали и возвращения его в кабину, машинист привел локомотив в движение постановкой контроллера машиниста на первую позицию. При сбросе контроллера на нулевую позицию произошло нарушение синхронизации контроллера и группового переключателя, в результате чего, групповой переключатель переместился на третью реостатную позицию. Машинист не применил экстренное торможение краном машиниста усл. N 395 (для срабатывания автоматического выключателя управления (АВУ) и отключения быстродействующего выключателя (БВ), а пытался остановить электровоз применением только прямодействующего тормоза локомотива усл. N 254, но из-за малого расстояния остановить электровоз не смог.
В журнале формы ТУ-152 электровоза ЧС2 N932 имелись неоднократные записи о неудовлетворительной работе контроллера машиниста и группового переключателя (при сбросе контроллера машиниста на нулевую позицию групповой переключатель остается на третьей позиции) Однако, при производстве технического осмотра ТО-2 в депо Свердловск-Пассажирский причины неисправности выявлены не были. Кроме этого, электровоз ЧС2 N 932 под пассажирский поезд был выдан с перепробегом между плановыми видами ремонта ТР-1 на 8,5 тыс. км.
По результатам комиссионного осмотра локомотива, проведенного 6 января 2006 г. начальником службы локомотивного хозяйства Свердловской железной дороги Балдиным В.Л. был составлен акт о технической исправности электровоза ЧС2-932. Однако, осмотром локомотива специалистами Департамента локомотивного хозяйства 8 января 2006 г. была обнаружена неисправность контроллера машиниста кабины N 1, что характеризует низкую техническую подготовку руководителя службы локомотивного хозяйства Свердловской железной дороги.
Подобные случаи неисправности электровозов ЧС2 в локомотивном депо Свердловск-Пассажирский не единичны и стали возможными из-за отсутствия должной организации ремонта и приемки локомотивов в эксплуатацию командным составом указанного депо и личной недоработки в этом вопросе начальника службы локомотивного хозяйства Свердловской железной дороги Балдина В.Л.
6 января 2006 г. в 2 часа 23 минуты на станции Челябинск при подъезде к составу поезда N 346 сообщением Адлер - Нижний Тагил тепловоза 2ТЭ10У N 211Б/146Б приписки локомотивного депо Челябинск под управлением локомотивной бригады того же депо машиниста Юдина В.Ю., и помощника машиниста Филимонова Е.А. также допущено превышение скорости при сцеплении локомотива с составом поезда.
Для остановки локомотива за 10 метров до состава поезда N346, стоявшего на пятом пути, машинист применил торможение краном усл. N 254, но тормозного эффекта не получил. Локомотивная бригада пыталась остановить локомотив применением контртока, ручного тормоза, но из-за малого расстояния снизила скорость с 18 до 8 км/час, при которой допущено соединение с составом поезда N 346. Экстренное торможение краном усл. N395 не применялось. Отказ тормозного оборудования произошел из-за самопроизвольного разъединения рукавов магистрали тормозных цилиндров между секциями тепловоза.
В результате столкновения тепловоза с составом пассажирского поезда повреждено 4 вагона в объеме текущего отцепочного ремонта, 21 человек по станции Челябинск обратились за медицинской помощью, в том числе один человек госпитализирован. Для пересадки пассажиров из первого вагона была произведена прицепка дополнительного вагона.
За день до этого, 5 января 2006 г. при постановке локомотива 2ТЭ10У N 211Б/146Б на технический осмотр ТО-2 машинистом Сергеевым Н.Н. была сделана запись в бортовом журнале о необходимости установки предохранительного устройства на рукава магистрали тормозных цилиндров, однако эта работа ремонтным персоналом не была выполнена. Мастер цеха ПТОЛ Удальцов И.В., не убедившись в выполнении этой работы, сделал запись в журнале формы ТУ-152 об устранении замечания. Ответственный дежурный заместитель начальника депо по эксплуатации Любаев В.В. при осмотре тепловоза неисправностей не выявил. Машинист Юдин В.Ю. при осмотре и приемке тепловоза под пассажирский поезд не проконтролировал устранение записанных в журнал формы ТУ-152 замечаний.
Локомотив 2ТЭ10У N 211Б/146Б был сформирован из двух секций тепловозов разных номеров на пункте технического осмотра локомотивов (ПТОЛ) Челябинск в ночь с 31 декабря 2005 г. на 1 января 2006 г. под руководством мастера Талалаева А.И. При объединении секций тепловоза не было установлено предохранительное устройство от самопроизвольного разъединения рукавов магистрали тормозных цилиндров (МТЦ).
Расследованием данных случаев ОАО "РЖД" установлено, что руководители Южно-Уральской железной дороги в своей работе допускают серьезные упущения в вопросах обеспечения безопасности движения.
Заместитель начальника дороги - начальник Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги Терехов В.Н. ослабил требовательность к руководителям структурных подразделений отделения железной дороги и своим заместителям в вопросах организации профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов. В нарушение пункта 1 приказа МПС России от 8 января 1994 г. N 1Ц, не приняты достаточные меры к предупреждению и устранению причин, порождающих случаи брака в поездной работе, не оказывается действенная помощь в улучшении качества работы локомотивного хозяйства этого отделения.
Заместитель начальника Южно-Уральской железной дороги по локомотивному и вагонному хозяйствам Кленкин В.А. ослабил контроль за выполнением должностных нормативов работниками локомотивного хозяйства в части организации эксплуатационной работы и производства ремонта тягового подвижного состава.
Заместитель начальника дороги - главный ревизор по безопасности движения поездов Южно-Уральской железной дороги Кузьминых В.В. не проявляет должной требовательности к работе ревизорского аппарата железной дороги в вопросах обнаружения и устранения недостатков в обеспечении безопасности движения поездов.
Начальник Южно-Уральской железной дороги Левченко А.С. не предъявляет должной требовательности к своим заместителям и начальникам служб по устранению недостатков в организации обеспечения безопасности движения поездов. С его стороны не принимаются кардинальные меры по укреплению технологической дисциплины, недопущению снижения надежности работы технических средств и повышению уровня обеспечения безопасности движения поездов.
В целях повышения уровня безопасности движения поездов и исключения в дальнейшей работе случаев столкновения локомотивов с составами поездов при прицепке:
1. Столкновение локомотива с составом пассажирского поезда N 95 на станции Петропавловск, допущенное 5 января 2006 г., квалифицировать в соответствии с пунктом 4 приложения N 2 к приказу МПС России от 8 января 1994 г. N 1Ц "О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте", как брак в работе. Столкновение локомотива с составом пассажирского поезда N 345 на станции Челябинск, допущенное 6 января 2006 г., классифицировать в соответствии с пунктом 3 приложения N 2 к приказу МПС России от 8 января 1994 г. N 1Ц, как аварию.
2. Начальникам железных дорог и отделений железных дорог:
2.1. Ознакомить всех причастных работников с обстоятельствами допущенных на Южно-Уральской железной дороге случаев столкновений локомотивов с составами пассажирских поездов;
2.2. Организовать в месячный срок на станциях силами заместителей начальников отделений железных дорог по локомотивному хозяйству и командно-инструкторского состава локомотивных депо проверки порядка подъезда локомотивов к составам пассажирских и грузовых поездов. Обеспечить постоянный контроль за подъездом локомотивов к составам по скоростемерным лентам и модулям памяти приборов безопасности;
2.3. Обязать машинистов локомотивов при необходимости экстренной остановки во всех случаях производить в первую очередь экстренное торможение поездным краном машиниста (усл.NN 394, 395). После этого принимать другие меры к остановке локомотива или поезда;
2.4. Принять меры по недопущению приемки локомотивными бригадами локомотивов с не устраненными замечаниями, записанными в журнале ТУ-152. В случае двух и более записей в журнале формы ТУ-152 по одной и той же неисправности отдавать локомотив в работу только после осмотра его комиссией в составе заместителя начальника депо по ремонту (председатель), приемщика локомотивов, мастера цеха ПТОЛ с обязательным указанием в журнале устраненного замечания;
2.5. На плановых видах ремонта в соответствии с пунктом 9.6. "Инструкции по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава", утвержденной МПС России 27 января 1998 года N ЦТ-533 провести разовую проверку наличия и соответствия диаметров отверстий дроссельных шайб межсекционных соединений пневматической системы локомотивов, при их отсутствии поставить. Проверить исправность АВУ и датчиков разрыва тормозной магистрали усл. N418. О проделанной работе сделать запись в журнал формы ТУ-28.;
2.6. Заменить до 1 июня 2006 г. рукава импульсных магистралей и магистралей тормозных цилиндров локомотивов, не требующих оперативного разъединения со стороны локомотивной бригады, с разъемного типа на штуцерные. Оборудовать автосцепки ограничителями от саморасцепа;
2.7. Провести разовую проверку наличия и исправности, а так же соответствия проектной документации кронштейнов и приспособлений для закрепления межсекционных соединений тормозной, импульсной и напорной магистралей. При обнаружении нетиповых или неисправных предохранительных креплений локомотивы от эксплуатации отставить до устранения. Все нетиповые конструкции предохранительных кронштейнов предоставить на утверждение в Департамент локомотивного хозяйства;
2.8. Установить в дополнение к Инструктивным указаниям "О порядке составления учетных форм по локомотивному хозяйству" от 30 сентября 1999 года следующее требования к оформлению записей в "Книге записи ремонта локомотивов, моторвагонного подвижного состава, железнодорожных кранов" формы ТУ-28: после выполнения основных и дополнительных работ по ремонту локомотива в книге проставлять табельные номера и фамилии исполнителей, которые заверять подписью руководителя (мастера, бригадира), принявшего работу.
3. Начальнику Департамента локомотивного хозяйства Кобзеву С.А.:
3.1. Обеспечить до 1 апреля 2006 г.:
разработку технических проектов по переводу межсекционных соединительных рукавов импульсных магистралей и магистралей тормозных цилиндров тепловозов на штуцерные соединения.
рассмотрение и внесение изменений в техническую документацию электровозов серии ЧС2 для исключения самопроизвольного набора позиций и предотвращения возможности нахождения группового переключателя на позициях при потере питания в цепях управления контроллера машиниста.
рассмотрение и внесение изменений в техническую документацию монтажа прибора безопасности КЛУБ-У, исключающих возможность регистрации модулем памяти нагрузки на тяговых двигателях при фактическом ее отсутствии.
3.2. Организовать в июне 2006 года силами Департамента локомотивного хозяйства проверку обеспечения безопасности движения поездов в локомотивном хозяйстве Южно-Уральской железной дороги. Результаты проверки рассмотреть у начальника Южно-Уральской железной дороги.
4. Начальнику Дирекции "Желдорреммаш" Худорожко В.А., директорам локомотиворемонтных заводов, начальникам железных дорог принять меры по недопущению на всех видах капитальных, средних и текущих ремонтов внесения каких-либо конструктивных изменений на локомотивах, в первую очередь в электрических и пневматических цепях, без разработки проекта и утверждения его в Департаменте локомотивного хозяйства.
5. Начальнику Департамента локомотивного хозяйства Кобзеву С.А., начальникам железных дорог, начальнику Дирекции "Желдорреммаш" Худорожко В.А., директорам локомотиворемонтных заводов исключить случаи выпуска локомотивов с текущих, средних и капитальных ремонтов с установленными в цепях отключения аппаратов защиты управляющих кнопок, не предусмотренных конструкцией локомотива.
6. За ослабление требовательности к руководителям структурных подразделений отделения железной дороги и своим заместителям в вопросах организации профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов объявить выговор заместителю начальника дороги - начальнику Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги Терехову В.Н.
7. За неудовлетворительную организацию проведения ремонта и не обеспечение контроля технической исправности локомотивов при выходе с плановых видов ремонта объявить выговор начальнику службы локомотивного хозяйства Свердловской железной дороги Балдину В.Л.
8. За ослабление контроля за выполнением должностных нормативов работниками локомотивного хозяйства в вопросах организации эксплуатационной работы и производства ремонта тягового подвижного состава объявить выговор заместителю начальника Южно-Уральской железной дороги по локомотивному и вагонному хозяйству Кленкину В.А.
9. За ослабление требовательности к организации работы ревизорского аппарата железной дороги в вопросах обнаружения и устранения недостатков в обеспечении безопасности движения поездов объявить замечание заместителю начальника дороги - главному ревизору по безопасности движения поездов Южно-Уральской железной дороги Кузьминых В.В.
10. За ухудшение состояния безопасности движения поездов, недостаточную требовательность к заместителям начальника железной дороги и начальникам служб по устранению имеющихся недостатков в организации обеспечения безопасности движения поездов и допущенные столкновения локомотивов с составами пассажирских поездов на станциях Петропавловск и Челябинск объявить выговор начальнику Южно-Уральской железной дороги Левченко А.С.
11. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Гапановича В.А.

Президент
ОАО "РЖД"
В.И.Якунин