ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

29 мая 2006 г.

N 1066Р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О серьезных недостатках в организации обеспечения
безопасности движения поездов
на Московской железной дороге

Проведенная в апреле 2006 года комиссией Департамента безопасности движения и экологии (далее комиссия ЦРБ) техническая ревизия организации обеспечения безопасности движения поездов и разбор результатов ревизии, состоявшийся на Московской железной дороге 6 мая 2006 г., показали, что, положение с обеспечением безопасности движения поездов на этой железной дороге остается неудовлетворительным.
В 2005 году на железной дороге допущена авария, проезд запрещающего сигнала, уход подвижного состава на станции Красный Строитель, возросло количество случаев схода подвижного состава в грузовых поездах, обрыва и саморасцепа автосцепок в поездах, неисправностей технических средств с задержкой поезда более 1 часа, неисправностей пути, потребовавших закрытия движения или ограничения скорости движения поездов до 15 км/час.
В первом квартале текущего года состояние безопасности движения поездов на железной дороге резко ухудшилось Общее количество случаев брака возросло на 98 %, особых случаев на 77 %, с пассажирскими поездами на 111 % За этот период рост случаев брака произошел в хозяйствах перевозок, локомотивном, вагонном, пути, сигнализации, централизации и блокировки, электрификации и электроснабжения и на всех отделениях железной дороги.
В ходе ревизии комиссией ЦРБ вскрыты серьезные недостатки в проведении профилактической работы по предупреждению нарушений безопасности движения поездов, как руководящим составом, так и ревизорским аппаратом железной дороги.
В целях создания мнимого благополучия руководители железной дороги скрывали от учета допущенные нарушения безопасности движения поездов.
Первый заместитель начальника Московской железной дороги - главный ревизор по безопасности движения Фурцев А.И, несмотря на непродолжительное время работы (с ноября 2005 года) в должности, руководством Департамента безопасности движения и экологии дважды предупреждался о личной недисциплинированности и невыполнении требований приказа МПС России N 1Ц от 8 января 1994 г. "О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте" в части своевременного расследования, классификации и учета допущенных случаев брака в работе. Однако положение дел не изменилось. В первом квартале текущего года 33 случая нарушений безопасности движения поездов (18% от общего количества) расследованы и приняты к учету с задержкой от 30 до 114 суток только после вмешательства Департамента безопасности движения и экологии ОАО "РЖД".
Кроме этого комиссией ЦРБ в ходе ревизии выявлено еще 20 случаев брака, допущенных в текущем году, которые не были расследованы и не приняты к учету установленным порядком.
В ходе технической ревизии установлено, что на железной дороге создана обстановка, которая может привести к серьезным случаям нарушения безопасности движения поездов, в том числе и с тяжелыми последствиями.
В структурных подразделениях отделений и дирекций железной дороги вскрыты факты невыполнения нормативных актов МПС России и нормативных документов ОАО "РЖД" по вопросам безопасности движения поездов. Серьезные недостатки выявлены в содержании технических средств и ведении документации, организации проведения инструктажа и технического обучения работников, соблюдении технологической дисциплины.
На железной дороге не принято должных мер по устранению недостатков и нарушений, выявленных комиссией ЦРБ при проведении контрольной проверки в июне - июле 2005 года.
Начальник службы перевозок Московской железной дороги Шулянский Д.А. не сделал должных выводов из допущенных ранее случаев ухода подвижного состава на станциях Перово, Люблино-сортировочное, Красный Строитель и не принял исчерпывающие меры профилактического характера по недопущению подобных нарушений безопасности движения. Комиссией ЦРБ были выявлены нарушения при закреплении вагонов на станциях Рыбное, Михайловский Рудник, Бекасово Сортировочное. В хозяйстве перевозок не обеспечено устранение в полном объеме недостатков, вскрытых комиссией ЦРБ в 2005 году, вследствие чего отдельные нарушения повторились.
На железной дороге программа съемки продольных профилей станционных путей в 2005 году выполнена только на 93%. Не завершены работы по 104 путям. Наибольшее количество путей, профиль которых просрочен или неизвестен, на Московско-Курском (166) и Московско-Рязанском (100) отделениях дороги. Программа выправки продольного профиля станционных путей в 2005 году выполнена на 72%. Не проводилась работа по 71 пути. Из 362-х, запланированных на 2005 год сбрасывающих стрелок и остряков, установлено 347, а из 47 сбрасывающих башмаков - 18.
При попустительстве руководителей службы перевозок на железной дороге не завершена работа по приведению станционной технической документации (техническо-распорядительные акты станций, местные инструкции, схемы) к действующим техническим устройствам. Комиссией ЦРБ направлено на доработку 74 документа из-за выявленных нарушений.
На железной дороге не проведена работа в соответствии с телеграммой ОАО "РЖД" от 16 марта 2006 г. N 3/1623 об обеспечении безопасности движения при формировании и пропуске длинносоставных и тяжеловесных поездов. Несмотря на то, что подобные нарушения уже приводили к сходу с рельсов цистерны с последующим возгоранием груза 6 сентября 2005 г. на станции Люблино-сортировочное, сходу с рельсов вагона в поезде N 3440 по станции Кашира 13 февраля 2006 г. из-за его выдавливания груженой группой вагонов, на дороге продолжаются нарушения порядка формирования поездов, в частности на станциях Смоленск Сортировочный и Бекасово Сортировочное.
Руководители хозяйства перевозок не наладили систему своевременной передачи информации о задержках поездов у входных сигналов станций, оперативного разбора и достоверного учета таких нарушений. В ходе ревизии выявлены факты сокрытия и непринятия к учету таких случаев.
Начальниками отдельных станций не обеспечивается выполнение в полном объеме Положения об организации и проведении комиссионного месячного осмотра железнодорожной станции на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденного МПС России 9 июля 2002 г. N ЦД-930. Из-за низкого качества проведения комиссионных месячных осмотров назначены внеочередные осмотры на 17 станциях дороги.
В локомотивном хозяйстве в 2005 году допущен проезд запрещающего показания светофора, авария на станции Москва - Ярославская, количество случаев брака возросло на 28 %, в том числе 34 случая с пассажирскими поездами, из которых 22 особых случая. В первом квартале текущего года количество случаев брака возросло на 117 % (52/24), в том числе допущено 3 особых случая брака с пассажирскими поездами. За этот период допущен рост случаев захода электровозов на неплановый ремонт на 54 %, в пять раз (96/17) возросло количество случаев постановки с перепробегом на текущий ремонт ТР-1 электровозов, на 21 % случаев захода тепловозов на неплановый ремонт. В этом хозяйстве не принято должных мер в вопросах оздоровления локомотивного парка и поддержания его технического состояния на уровне, обеспечивающем безопасность движения поездов.
В проверенных локомотивных депо железной дороги не в полной мере соблюдаются необходимые условия для производства плановых видов ремонта и технического обслуживания, продолжаются нарушения технологии ремонта локомотивов, их узлов и агрегатов.
Руководителями службы локомотивного хозяйства железной дороги не организована целенаправленная работа руководителей депо и машинистов - инструкторов локомотивных бригад, в результате уровень знаний и качество их работы с локомотивными бригадами остается неудовлетворительным.
В хозяйстве снижен уровень профилактической работы и контроль за использованием локомотивных бригад, соблюдением режима их труда и отдыха. В результате в 1-м квартале текущего года допущено 158,3 тыс. часов сверхурочной работы, что в 5,8 раза больше, чем в 2005 году. Только в депо Бекасово с начала года допущено 436 случаев продления режима работы локомотивных бригад до 12 часов. В то же время в депо не ведется анализ этих случаев, телеграммы в адрес руководителей службы не даются и, как следствие, случаи не расследуются. Допускаются случаи превышения часов сверхурочной работы более 120 часов. В депо Бекасово в первом квартале 2006 года 38 работников локомотивных бригад уже имеют более 100 часов сверхурочной работы.
В вагонном хозяйстве качество ремонта вагонов не повышается. В ремонтных цехах вагонных депо неудовлетворительно организована работа средств дефектоскопии, нарушается технология ремонта вагонов. В ходе технической ревизии приостановлена работа 13 цехов и участков, возвращено на повторный ремонт 15 вагонов, 27 узлов и деталей вагонов.
На железной дороге недостаточно проводится работа по выполнению приказа МПС России "О мерах по улучшению организации работы пунктов технического обслуживания вагонов" от 8 декабря 1998 г. N 28Ц и распоряжения ОАО "РЖД" от 29 марта 2004 г. N 1793р "О введении Регламентов технического обслуживания грузовых вагонов", направленных на улучшение работы пунктов технического обслуживания (далее - ПТО) и, как следствие, допускаются нарушения технологии подготовки поездов в рейс и текущего отцепочного ремонта вагонов. В ходе ревизии комиссией ЦРБ в 20 проверенных поездах выявлено 339 вагонов с неисправностями, угрожающими безопасности движения, из которых 78 вагонов отцеплено в текущий ремонт. Допускаются случаи, когда из текущего отцепочного ремонта выпускаются вагоны с неустраненными неисправностями. Комиссией ЦРБ были возвращены на повторный ремонт 17 вагонов , приостановлена работа 3 цехов текущего отцепочного ремонта из-за неукомплектованности запасными частями и мерительным инструментом.
При таком положении дел заместитель начальника железной дороги Снитко Н.Г. не принимает должных мер к улучшению технического состояния рабочего парка локомотивов, организации труда и отдыха локомотивных бригад, повышению качества ремонта вагонов в вагонных депо и подготовки поездов в рейс в ПТО. В результате положение с обеспечением безопасности движения поездов в локомотивном и вагонном хозяйствах железной дороги продолжает ухудшаться.
В путевом хозяйстве железной дороги в 2005 году допущен уход подвижного состава на перегон, в 4 раза увеличились случаи схода подвижного состава в поездах (4/1), неисправности пути, требующие выдачи предупреждений об ограничения скорости движения 15 км/ч или закрытия движения (11/9). В текущем году положение ухудшилось. Общее количество случаев брака возросло на 40 %, в 3,4 раза возросло число случаев брака по излому рельсов (24/7).
На железной дороге не улучшается качество выполнения ремонтно-путевых работ и, в первую очередь, капитального ремонта пути, усиленного среднего ремонта пути и среднего ремонта пути. В 2005 году, как и в 2004 году, на ряде участков железной дороги ремонтно-путевые работы путевыми машинными станциями проведены без наличия проектно-сметной документации и с низким качеством.
Руководителями путевого хозяйства железной дороги не приняты меры по повышению уровня организации текущего содержания пути и, прежде всего, в неблагополучных дистанциях пути. В результате комиссией ЦРБ вновь, как и при проведении контрольной проверки ЦРБ в 2005 году, выявлены серьезные недостатки в организации текущего содержания пути в Каширской, Вяземской, Курской, Орловской, Узловской, Льговской, Московско-Рижской, Новомосковской, Рязанской, Куровской, Калужской, Московско-Курской дистанциях пути.
В ходе технической ревизии комиссией ЦРБ из-за отступлений от норм технического состояния пути и сооружений закрывались для движения 5 перегонов и 11 стрелочных переводов, ограничивалась скорость движения поездов до 80, 60, 40, 25 и 15 км/ч на 174-х километрах главных путей и 37 стрелочных переводах.
В хозяйстве сигнализации, централизации и блокировки процесс старения устройств СЦБ опережает темпы их замены. Вместе с тем, Программа обновления и развития средств железнодорожной автоматики и телемеханики на 2005 год не выполнена. Не введены в эксплуатацию автоблокировка на перегоне Голицыне - Звенигород, электрическая централизация на станции Мытищи. Телеграмма ОАО "РЖД" от 22 марта 2006г. N ВС-2488 по случаю появления более разрешающего сигнала на предупредительном светофоре перегона Тверь - Редкино выполнено некачественно. Так, в Московско-Ярославской, Железнодорожной и Перовской дистанциях сигнализации и связи не проверены взаимозависимости показаний входных и предупредительных сигналов.
В хозяйстве электрификации и электроснабжения в 1-ом квартале текущего года количество случаев брака в работе возросло в 5 раз (15/3). Задержано 147 поездов, в том числе 57 пассажирских.
На железной дороге не обеспечено выполнение в полном объеме телеграммы ОАО "РЖД" от 13 февраля 2005 г. N ХЗ-1333 по случаю возгорания поста электрической централизации (далее - ЭЦ) станции Мытищи, а также телеграммы ОАО "РЖД" от 2 июня 2005г. N ВС-6017 по случаю пожара на посту ЭЦ станции Вязовая Южно-Уральской железной дороги. Так, на станции Пурлово не разделены силовые и сигнально-блокировочные кабели, на станции Серебряные Пруды - силовые кабели основного и резервного питания. На постах ЭЦ станций Рыбное и Тула броня силовых кабелей не изолирована от корпуса стативов. Не обеспечивается селективность защит ряда постов ЭЦ.
На Московской железной дороге не приняты должные меры по повышению качества ремонта и подготовки пассажирских поездов в рейс. Из 16 проверенных комиссией ЦРБ пассажирских поездов 9-ти поездам отменена техническая готовность, в 73 пассажирских вагонах выявлены нарушения, угрожающие безопасности движения поездов. Возвращено на повторный ремонт 10 вагонов после производства плановых видов ремонта. Из-за несоответствия технологии ремонта нормативным документам, отсутствия технологической оснастки, приспособлений и инструмента приостановлена работа 13 участков, производящих ремонт узлов и деталей пассажирских вагонов и направлено на доработку 9 технологических процессов.
Негативное влияние на обеспечение безопасности движения на Московской железной дороге оказывает частая смена руководителей предприятий, станций, отделов отделений и служб.
В 2005 году сменяемость руководителей номенклатуры начальника железной дороги и заместителей начальника железной дороги составила 22,7 %, или 299 человек, из которых 72 понижено в должности, 60 уволено по собственному желанию и 21 переведен на другие предприятия. Сменяемость руководителей номенклатуры начальника отделения дороги составила 17,8 % или 458 человек. В целом по железной дороге в 2005 году проведена замена 757 руководителей номенклатуры Н, НЗ, НОД (из 3884 руководителей), т.е. сменился каждый пятый руководитель. В I квартале текущего года сменяемость руководителей составила 5,1 % или 68 человек, из которых 24 понижено в должности и 18 уволено по собственному желанию.
Неудовлетворительное положение сложилось с подбором и укомплектованностью работников аппарата по безопасности движения поездов По состоянию на 25 апреля 2006 г в целом по дороге не укомплектовано 14 вакансий работников ревизорского аппарата.
На железной дороге допускаются случаи назначения на должность руководителей служб, отделов отделений дороги, предприятий и ревизоров по безопасности движения неподготовленных специалистов, что в очередной раз приводит к их замене и не способствует улучшению положения дел с обеспечением безопасности движения поездов.
По состоянию на 25 апреля 2006 г. на железной дороге не были укомплектованы вакантные должности 31 руководителя служб, отделений дороги и предприятий.
Ревизорским аппаратом по безопасности движения Московской железной дороги допускаются нарушения требований приказа МПС России от 8 января 1994 г. N 1Ц "О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте" в части проведения технических ревизий. На ряде предприятий они проведены без должного анализа состояния технических средств, проверки всех цехов и участков. Не выявляются имеющиеся недостатки в организации обеспечения безопасности движения поездов, не дается принципиальная оценка работы руководителей и инженерно-технических работников предприятий.
На Московской железной дороге допускаются случаи нарушения требований распоряжения ОАО "РЖД" от 30 апреля 2004 г. N 1992р "Об основных нормативах участия в организации обеспечения безопасности движения поездов" в части проведения разбора результатов технических ревизий. Техническая ревизия службы локомотивного хозяйства, проведенная в ноябре 2005 года, разобрана заместителем начальника Московской железной дороги Снитко Н.Г., служб сигнализации, централизации и блокировки, связи и вычислительной техники в ноябре 2005 года разобрана главным инженером Московской железной дороги Лиясовым А.Н., службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок в декабре 2005 года разобрана первым заместителем начальника Московской железной дороги Молдавером В.И., службы пассажирского хозяйства и Дирекции по обслуживанию пассажиров исполняющим обязанности заместителя начальника Московской железной дороги по пассажирским перевозкам Прохоровым О.А.
В целях повышения уровня обеспечения безопасности движения поездов:
1. Начальнику Московской железной дороги Старостенко В.И.:
а) обратить внимание на наличие серьезных недостатков в обеспечении безопасности движения поездов и необходимость принятия незамедлительных мер по улучшению ситуации с обеспечением безопасности движения поездов;
б) рассмотреть в 10-дневный срок состояние безопасности движения в каждом хозяйстве железной дороги с учетом недостатков, вскрытых комиссией НРБ при технической ревизии железной дороги и принять неотложные меры по стабилизации обстановки,
в) разработать и обеспечить выполнение организационно-технических мероприятий по устранению выявленных комиссией ЦРБ недостатков в обеспечении безопасности движения поездов с ежемесячным заслушиванием отчетов начальников отделений железной дороги, служб и заместителей начальника Московской железной дороги,
г) в декадный срок рассмотреть качественный состав ревизорского аппарата железной дороги и отделений железной дороги с принятием конкретных мер по укреплению руководства ревизорским аппаратом и укомплектованию вакантных должностей;
д) специально рассмотреть проводимую на железной дороге работу по подбору, расстановке руководящих кадров и обеспечить назначение на должность руководителей предприятий, отделов отделений, служб и дирекций подготовленных специалистов.
2. Начальникам железных дорог:
а) повысить ответственность главных инженеров железных дорог, служб, дирекций и отделений железных дорог за обеспечение надежности работы технических средств, модернизацию и замену устаревшего оборудования, своевременное внедрение технических средств по Программе повышения безопасности движения поездов в 2006 году, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 19 декабря 2005 г. N 2154р, и организацию качественного обучения работников,
б) принять меры по усилению контроля со стороны ревизорского аппарата железных дорог за выполнением руководителями служб, дирекций, отделений и других структурных подразделений железных дорог нормативных актов МПС России и нормативных документов ОАО "РЖД" по вопросам обеспечения безопасности движения поездов.
3. За неудовлетворительное руководство хозяйством перевозок железной дороги, серьезные недостатки в организации работы железнодорожных станций и низкий уровень профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов объявить выговор начальнику службы перевозок Московской железной дороги Шулянскому Д.А..
4. За низкий уровень руководства локомотивным и вагонным хозяйствами, неудовлетворительное проведение профилактической работы, в результате чего допущено ухудшение состояния безопасности движения поездов в подведомственных хозяйствах, объявить выговор заместителю начальника Московской железной дороги Снитко Н.Г.
5. За непринятие мер по повышению уровня обеспечения безопасности движения поездов, нарушение требований приказа МПС России "О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте" N 1Ц от 8 января 1994 г. в части расследования и учета допущенных случаев брака в работе, объявить выговор первому заместителю начальника Московской железной дороги - главному ревизору по безопасности движения поездов Фурцеву А.И..
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Попова В.А.

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов