Распоряжение ОАО РЖД от 31.03.2006 N 547р

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 марта 2006 г. N 547р

О СЛУЧАЕ ОБРУШЕНИЯ ЗДАНИЯ ВАГОНОСБОРОЧНОГО ЦЕХА И ТРАВМИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ РЕМОНТНОГО ВАГОННОГО ДЕПО САСОВО

21 декабря 2005 г. в 14 час. 50 мин. в ремонтном вагонном депо Сасово Дирекции по ремонту грузовых вагонов Московской железной дороги (далее - депо Сасово) при производстве работ по деповскому ремонту четырех грузовых вагонов произошло обрушение кровли размером 60 м х 15 м и внешней стены сборочного цеха до фундамента. При обрушении крановое оборудование и вагоны, находившиеся на ставлюгах, были опрокинуты на пол. Одним из вагонов был смертельно травмирован слесарь Коваленко А.Ф., 12 человек получили травмы разной степени тяжести.
Согласно заключениям независимых экспертных комиссий ОАО "Научно-исследовательский институт транспортного строительства" (ОАО ЦНИИС), ООО "Ремстройсити" и ЦНИИПСК им. Мельникова в результате необеспеченной поперечной жесткости здания, неустойчивого состояния наружной несущей стены, перегрузки несущих конструкций, сложившегося сочетания неблагоприятных условий и одновременного воздействия неблагоприятного сочетания временных нагрузок (нагрузки от работающего кранового оборудования, вибродинамического воздействия от проходящего железнодорожного состава), произошло отклонение стены в месте примыкания фермы N2 от вертикального положения, которое из-за отсутствия поперечных связей и наличия продольной связи (крановый путь) перешло в необратимое падение стены и обрушение конструкций покрытия.
По факту проверки депо Сасово и разбора данного случая в ОАО "РЖД" выявлены следующие недостатки. В нарушение требований Инструкции о порядке осмотров зданий и сооружений, эксплуатируемых организациями федерального железнодорожного транспорта, утвержденной МПС России 29.09.2000 г. ЦУКС-788 (далее - Инструкция ЦУКС-788), контроль за техническим состоянием зданий депо, конструктивных элементов и инженерного оборудования руководством депо не проводился, акты комиссионных осмотров технического состояния зданий не составлялись.
В депо Сасово не были назначены ответственные лица по контролю за техническим состоянием зданий и соблюдением правил их эксплуатации.
Внутренние стены зданий депо Сасово были закрыты сайдингом, что не давало возможности проверять их техническое состояние и своевременно выявлять дефекты.
В нарушение п. 2.18.1 и п. 8.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов в депо Сасово отсутствовали документация, разрешающая монтаж и эксплуатацию двух мостовых кранов на одном крановом пути, и сведения о монтаже и наладке кранов в паспортах.
В 2005 году выполнялись работы по капитальному ремонту цеха без учета разработанной в 1977 году институтом Мосжелдорпроект проектной документации, предусматривающей усиление несущих конструкций с учетом дополнительных нагрузок и воздействий.
В процессе подготовительных работ по реконструкции депо Сасово, в нарушение требований на проведение обследования строительных конструкций, не производилось комплексное обследование фундаментов, несущих стен, балок и ферм перекрытия, плит перекрытия, крановых путей с привлечением специализированной организации.
В октябре 2005 года подрядчиком ООО "Промстроймонтаж" проводились работы по капитальному ремонту крановых путей. При производстве работ не было выявлено отсутствие паспорта на крановые пути, не проверено соответствие балок нагрузкам. По окончании капитального ремонта необходимая документация в полном объеме не была оформлена. Отсутствовали акты сдачи-приемки крановых путей в эксплуатацию, паспорт на крановые пути с указанием последних замеров ширины колеи, нивелировки кранового пути.
Руководство депо Сасово не организовало работу согласно требованиям Инструкции ЦУКС-788, не осуществляло контроль за выполнением должностных обязанностей своих подчиненных.
Главный инженер Московской железной дороги Лиясов А.Н. не обеспечил выполнение руководителями служб и отделений железной дороги своих должностных обязанностей по организации технической эксплуатации зданий и сооружений и соблюдению технологической дисциплины в структурных подразделениях, а также не организовал контроль за проведением проверок зданий и сооружений в соответствии с Инструкцией ЦУКС-788.
Главным инженером Департамента вагонного хозяйства Комисаровым А.Ф. не приняты исчерпывающие меры в части проведения обследования зданий и сооружений в соответствии с Инструкцией ЦУКС-788 и выполнения причастными работниками вагонного хозяйства требований Положения о технической эксплуатации зданий и сооружений.
Начальник Управления охраны труда и промышленной безопасности Мезенцев А.П. не обеспечил на должном уровне организацию на железных дорогах профилактической работы в области охраны труда и промышленной безопасности. Им неудовлетворительно организован контроль за соблюдением требований охраны труда, что сказалось на росте в 2005 году травматизма со смертельным исходом на ряде железных дорог, в том числе и на Московской железной дороге.
В целях повышения надежности конструкции зданий и сооружений и обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов в ОАО "РЖД":
1. Начальникам железных дорог:
а) предусмотреть в выделенных лимитах на эксплуатационные расходы железных дорог средства на обследование производственных объектов в сроки, установленные нормативными документами.
б) провести до 1 апреля 2006 г.:
внеплановое обследование и инвентаризацию производственных зданий и сооружений с составлением соответствующих актов с целью: определения технического состояния согласно Инструкции ЦУКС-788 и выявления фактов выполнения реконструкции или капитального ремонта с нарушением установленного порядка, наличия необходимой технической документации. При наличии фактов изменения несущих конструкций без утвержденной проектной документации запретить их эксплуатацию до принятия соответствующего решения специальной дорожной комиссией;
внеплановую проверку эксплуатируемого кранового оборудования на соответствие Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;
обследование всех грузоподъемных механизмов, а также другого грузоподъемного оборудования, не подлежащего регистрации в Ростехнадзоре и Ространснадзоре, выработавших нормативный срок службы, на предмет их соответствия требуемым нормам и правилам.
в) принять меры по недопущению эксплуатации кранов при отсутствии паспорта на крановый путь, расхождении данных в исполнительной документации и реального состояния крановых путей, а также выработавших нормативный срок службы и не прошедших специального диагностирования.
г) провести корректировку титульных списков на капитальный ремонт зданий и сооружений на 2006 год, уделив первостепенное внимание ремонту несущих конструкций, кровли, стен, крановых путей, технических устройств на производственных объектах.
д) разработать по результатам обследований и инвентаризации и до 15 апреля 2006 г. утвердить план мероприятий по оздоровлению зданий и сооружений, находящихся на балансе железных дорог кранового хозяйства, котельного и компрессорного оборудования, уделив первостепенное внимание ремонту несущих конструкций, стен, перекрытий, кровли, крановых путей, технических устройств на производственных объектах.
е) не допускать отделку зданий и сооружений производственного назначения материалами, не предусмотренными проектной документацией и не позволяющими контролировать целостность несущих конструкций.
ж) установить на железных дорогах порядок, при котором при проведении плановых осмотров зданий (весенних и осенних), внеплановых и частичных осмотров участвуют руководители и специалисты служб капитального строительства и гражданских сооружений железных дорог с выполнением ими требований в соответствии с Инструкцией ЦУКС-788.
з) обеспечить проведение внеплановых осмотров производственных зданий и сооружений после событий техногенного характера и стихийных бедствий (ураганных ветров, ливней, снегопадов, наводнений).
и) назначить в каждом структурном подразделении, без увеличения штатной численности, специалиста, ответственного за текущее содержание зданий и сооружений в соответствии с п.1.6. Инструкции ЦУКС-788.
2. Начальнику Департамента капитального строительства Тони О.В. разработать и до 30 сентября 2006 г. представить в установленном порядке на утверждение первому вице-президенту Морозову В.Н. инструкцию по комплексному обследованию, текущему содержанию и капитальному ремонту несущих конструкций производственных зданий ОАО "РЖД".
3. Вице-президенту Попову В.А., начальнику Департамента корпоративных финансов Гнедковой О.Э., начальнику Департамента инвестиционной деятельности Коломейскому И.Б., первому заместителю начальника Управления охраны труда и промышленной безопасности Шульге А.В. разработать совместно с причастными до 15 апреля 2006 г. среднесрочную программу до 2008 года включительно по замене технических устройств, не подконтрольных Ростехнадзору и Ространснадзору.
4. Первому заместителю начальника Управления охраны труда и промышленной безопасности Шульге А.В. обеспечить в установленном порядке осуществление отбора специализированных организаций для проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств в соответствии с нормативными требованиями Ростехнадзора, имеющих большой опыт работы, положительные отзывы филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" и лицензию Ростехнадзора на проведение данных работ.
5. Вице-президенту Гапановичу В.А., начальнику Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов Сапетову М.В., начальнику Московской железной дороги Старостенко В.И. подготовить обоснованные предложения о целесообразности дальнейшей эксплуатации депо Сасово.
6. Согласиться с принятыми мерами, предусмотренными в приказе начальника Московской железной дороги от 8 февраля 2006 г. N34/Н, в том числе в отношении привлечения к дисциплинарной ответственности виновных лиц.
7. За отсутствие должного руководства в части организации технической эксплуатации зданий и сооружений, низкий уровень проведения профилактической работы по укреплению трудовой и производственной дисциплины, отсутствие надлежащего контроля за выполнением руководителями служб и отделений железной дороги своих должностных обязанностей объявить выговор главному инженеру Московской железной дороги Лиясову А.Н. в соответствии с пунктом 2 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации.
8. За недостаточный контроль за выполнением на местах руководящих документов ОАО "РЖД" и организацией обследований технического состояния зданий и сооружений в подведомственном хозяйстве объявить выговор главному инженеру Департамента вагонного хозяйства Комисарову А.Ф. в соответствии с пунктом 2 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации.
9. Удовлетворить просьбу начальника Управления охраны труда и промышленной безопасности Мезенцева А.П. об увольнении в связи с переходом на другую работу.
10. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президентов Гапановича В.А. и Попова В.А. по кругу ведения.

Президент
ОАО "РЖД"
В.И.Якунин