ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

26 октября 2006 г.

N 2142р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об утверждении рекомендаций по предотвращению противоправных
действий, связанных с наложением посторонних предметов на
железнодорожные пути

В целях повышения уровня безопасности движения поездов и обеспечения единых требований к предупреждению наложений посторонних предметов на железнодорожные пути:
1. Утвердить прилагаемые рекомендации по предотвращению противоправных действий, связанных с наложением посторонних предметов на железнодорожные пути.
2. Начальникам причастных департаментов, железных дорог и региональных центров безопасности организовать изучение всеми причастными работниками рекомендаций, утвержденных настоящим распоряжением, и обеспечить их выполнение.
3 Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Бобрешова А.С.

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО "РЖД"
от 26 октября 2006 г. N 2142р

РЕКОМЕНДАЦИИ
по предотвращению противоправных действий, связанных с
наложением посторонних предметов на железнодорожные пути

1. Одной из реальных опасностей, угрожающих состоянию безопасности движения на железнодорожном транспорте, является совершение противоправных действий, связанных с наложением посторонних предметов на железнодорожные пути (далее - правонарушения). Допущенные в результате этого повреждения локомотивов или моторвагонного подвижного состава списываются на убытки локомотивных и других служб, а виновники происшествий остаются без соответствующего наказания. Указанные правонарушения совершаются на всех железных дорогах, что требует принятия эффективных мер по противодействию им В условиях развития скоростного и высокоскоростного движения на железных дорогах России данная проблема приобретает исключительную актуальность.
2. Цель настоящих рекомендаций - определение для каждой службы железной дороги, связанной с обеспечением безопасности движения поездов, мероприятий по предупреждению правонарушений.
3. В зависимости от возможных последствий правонарушения подразделяются на правонарушения двух степеней:
правонарушения 1 степени - приведшие к вынужденной остановке поезда для устранения препятствия движению, а также наезду на посторонние предметы без каких-либо материальных последствий;
правонарушения 2 степени - приведшие к наезду на умышленные препятствия, в том числе на тормозные башмаки, результатом которого явилось повреждение либо сход локомотива, вагона или подвижного состава.
4. Правонарушения различной степени предполагают различные схемы действий работников ОАО "РЖД", а также вмешательства правоохранительных органов.
5. О правонарушениях 2 степени и случаях задержания правонарушителей за подобные действия необходимо сообщать в установленном порядке в Департамент безопасности.
По указанным фактам необходимо проводить служебное расследование, а при отсутствии на месте происшествия сотрудников милиции оформлять и передавать в линейные органы внутренних дел акт об обнаружении посторонних предметов на железнодорожном пути по форме согласно приложению N 1 (далее - акт) и сопроводительное письмо по форме согласно приложению N 2. В каждом локомотивном и моторвагонном депо необходимо установить порядок оформления, регистрации и передачи акта в линейный орган внутренних дел.
6. Настоящие рекомендации являются обязательными для работников служб локомотивного хозяйства, пути и перевозок, ревизорского аппарата по безопасности движения, а также дирекции пригородных перевозок и региональных центров безопасности.
С учетом особенностей выполняемых задач службы, непосредственно участвующие в соблюдении безопасности перевозочного процесса, осуществляют следующие мероприятия.
7. Служба локомотивного хозяйства и дирекция пригородных перевозок:
1) разрабатывают систему мер и действий локомотивных бригад при обнаружении правонарушений;
2) проводят регулярные инструктажи машинистов и помощников машинистов локомотивов и моторвагонного подвижного состава о необходимости внимательного наблюдения за состоянием рельсовой колеи при ведении поездов для обнаружения на железнодорожных путях или вблизи железнодорожного полотна посторонних предметов и подозрительных лиц;
3) своевременно доводят до сведения работников локомотивных бригад перечень сооружений и опасных мест, где посторонними лицами наиболее вероятно могут быть совершены умышленные действия, представляющие угрозу безопасности движения;
4) требуют от работников локомотивных бригад:
а) при возникновении угрозы безопасности движения принимать меры к немедленной остановке поезда или иных транспортных средств;
б) незамедлительно передавать информацию дежурному по станции, а при необходимости и машинисту встречного поезда и (или) вслед идущего поезда об обнаружении на железнодорожных путях посторонних предметов, угрожающих безопасности движения поездов;
в) соблюдать требования личной безопасности при обнаружении подозрительных предметов, имеющих признаки наличия в них взрывного устройства;
г) не предпринимать самостоятельно до прибытия сотрудников правоохранительных органов и специалистов (взрывотехников) какие-либо действия с подозрительными предметами, имеющими признаки наличия в них взрывного устройства;
д) по возможности принимать меры по уборке с железнодорожных путей посторонних предметов, а при обнаружении тормозного башмака, наложенного на рельсы, изымать его и доставлять в локомотивное (моторвагонное) депо с последующей передачей работникам ревизорского аппарата или в линейный орган внутренних дел для проведения расследования;
е) при правонарушениях 2 степени оформлять акт по форме, указанной в приложении N 1, в двух экземплярах, один из которых хранится в локомотивном (моторвагонном) депо. Первый экземпляр акта регистрируется и передается в линейный орган внутренних дел с сопроводительным письмом по форме, указанной в приложении N2;
5) представляют по запросу линейных органов внутренних дел справку о размере материального ущерба, причиненного локомотивному (моторвагонному) хозяйству в результате правонарушения.
8. Служба пути:
1) обеспечивает содержание полосы отвода и железнодорожного пути в соответствии с требованиями нормативных документов;
2) назначает на дистанциях пути должностных лиц, ответственных за соблюдение правил содержания и уборки железнодорожного пути и полосы отвода, закрепленных за этими лицами территорий предприятий, перегонов и станций;
3) осуществляет неукоснительное соблюдение правил хранения материалов верхнего строения пути и содержания полосы отвода железной дороги, проводит систематический осмотр железнодорожного пути, особенно стрелочных переводов, искусственных сооружений и полосы отвода железной дороги на наличие посторонних предметов и материалов верхнего строения пути, оставшихся после ремонтных работ;
4) организует систематическую уборку находящихся в опасной близости от железнодорожных путей материалов верхнего строения пути, деталей подвижного состава и строительных материалов, нередко используемых для наложения на железнодорожные пути;
5) информирует дежурных по станции, правоохранительные органы и подразделения филиалов ФГП ВО ЖДТ России о фактах обнаружения работниками пути подозрительных предметов на железнодорожных путях и искусственных сооружениях в ходе их осмотров;
6) направляет обращения в администрации городов и муниципальных образований с требованием наведения порядка и уборки несанкционированных свалок бытового мусора на территориях, прилегающих к полосе отвода железной дороги;
7) организует совместно с представителями администраций областей, районов и городов объезды и осмотры полосы отвода и железнодорожного пути и их уборку;
8) определяет места складирования материалов верхнего строения пути, обеспечивает своевременную их переработку и восстановление;
9) организует работу по восстановлению и содержанию в закрытом состоянии ларей для хранения материалов верхнего строения пути;
10) принимает участие в проведении служебных расследований правонарушений, выявлении причин и условий, способствовавших их совершению.
9. Дежурный аппарат службы перевозок:
1) обеспечивает оперативное прохождение информации об угрозе безопасности движения;
2) осуществляет оповещение в установленном порядке органа внутренних дел на транспорте и подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ России при получении сообщения локомотивной бригады, а также других работников железнодорожного транспорта об обнаружении постороннего предмета на железнодорожных путях и вынужденной остановке поезда;
3) ведет журнал учета замечаний машинистов, куда также вносит записи по фактам обнаружения посторонних предметов на железнодорожных путях.
10. Ревизорский аппарат по безопасности движения:
1) осуществляет контроль за соблюдением нормативных документов по безопасности движения;
2) организует проведение служебных расследований по фактам наезда подвижного состава на устройства, механизмы, оборудование и посторонние предметы, а также контролирует выезд на расследование причастных руководителей структурных подразделений в соответствии с приказами МПС России от 8 января 1994 г. N 1Ц, от 4 августа 2003 г. N 58 и Положением об организации в ОАО "РЖД" служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах, утвержденным ОАО "РЖД" 7 июля 2005 г.
11. Региональные центры безопасности:
1) организуют взаимодействие и координацию работы служб железных дорог с правоохранительными органами, филиалами ФГП ВО ЖДТ России по вопросам обеспечения безопасности объектов ОАО "РЖД", в том числе предупреждения случаев правонарушений;
2) проводят анализ случаев правонарушений с целью определения наиболее уязвимых и потенциально опасных мест для совершения правонарушений, а также выявления причин и условий, способствующих их совершению;
3) на основании анализа случаев правонарушений вносят в линейные органы внутренних дел и филиалы ФГП ВО ЖДТ России предложения о привлечении совместных специализированных групп на конкретные участки железной дороги для предотвращения правонарушений;
4) вносят на рассмотрение антитеррористических комиссий железных дорог и отделений железных дорог предложения о заслушивании руководителей служб, по вине которых допущено увеличение случаев правонарушений;
5) обобщают и анализируют в целом по железной дороге работу локомотивных бригад и машинистов пригородных поездов по оформлению и передаче в органы внутренних дел на транспорте актов по правонарушениям 2 степени;
6) обеспечивают на начальном этапе службу локомотивного хозяйства и дирекцию пригородных пассажирских перевозок необходимым количеством бланков актов для оформления и направления в линейные органы внутренних дел;
7) анализируют результаты проводимых правоохранительными органами расследований правонарушений в целях выработки дополнительных мер по их предупреждению;
8) принимают участие в проведении служебных расследований правонарушений 2 степени, установлении причин и условий, способствовавших их совершению;
9) участвуют при необходимости в проверках участков железной дороги на наличие на железнодорожных путях крупногабаритных и других посторонних предметов, которые могут быть использованы для совершения правонарушений, и принимают меры к их уборке;
10) используют возможности средств массовой информации для предупреждения правонарушений;
11) формируют на добровольной основе специальную группу из числа работников ОАО "РЖД", студентов отраслевых образовательных учреждений и привлекают их для участия в мероприятиях по предупреждению правонарушений.
12. Рекомендовать филиалам ФГП ВО ЖДТ России и частным охранным предприятиям:
1) предотвращать незаконный проезд посторонних лиц в грузовых поездах и нахождение их на железнодорожных путях в неустановленных местах;
2) проводить оперативно-профилактические мероприятия с целью недопущения правонарушений;
3) сообщать в отдел регионального центра безопасности о случаях правонарушений;
4) использовать предложения региональных центров безопасности о проведении совместно с правоохранительными органами объездов и патрулирований в местах, где имеется потенциальная опасность совершения противоправных действий, создающих угрозу безопасности движения поездов;
5) проводить регулярный инструктаж работников ведомственной охраны и частных охранных предприятий, сопровождающих грузовые (пригородные) поезда, о необходимости повышения бдительности при выполнении своих обязанностей, внимательного наблюдения за состоянием рельсовой колеи, нахождением на путях или вблизи них, в подвижном составе посторонних лиц или подозрительных предметов;
6) привлекать совместные специализированные группы на потенциально опасные участки железной дороги для предупреждения правонарушений, оказывать содействие в задержании правонарушителей.

Приложение N 1

                            АКТ N____
об обнаружении посторонних предметов на железнодорожном пути

__________200__г. в___ч___ мин при следовании поезда N_____, серия
_________номер_______, депо приписки локомотива или моторвагонного
подвижного состава _____________________________, км_____________,
пикет_______, на перегоне (станция)_______________________________
____________________отделения______________________железной дороги
локомотивной бригадой в составе:__________________________________
_______________обнаружено на ______ железнодорожном пути:_________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(указать, что обнаружено, в каком количестве и примерные размеры)
Применялось ли экстренное торможение___________(да, нет)
Удалось ли избежать наезда__________(да, нет)
Кому сообщено о происшествии______________________________________
__________________________________________________________________
(должность, наименование станции, ф.и.о., дата и время сообщения)
Предметы с ж.д. путей убраны______________________________________
(локомотивной бригадой или другими работниками железной дороги)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(при обнаружении  тормозного  башмака   указывается   его   номер,
состояние, куда доставлен и кому сдан)
Время задержки движения поезда (в мин)____________________________
Были ли очевидцы случившегося_____________________________________
(да, нет, если да. то указать краткие сведения о них )
__________________________________________________________________
Последствия наезда________________________________________________
(наличие и характер повреждения (схода), данные о пострадавших)
__________________________________________________________________
Дополнительные сведения:__________________________________________
__________________________________________________________________

_________200_ г. Работники _______________________________________
(наименование депо приписки)
машинист ______________  (_______________________)
(подпись)             (ф.и.о.)
помощник машиниста ______________  (_______________________)
(подпись)             (ф.и.о.)
проводник ______________  (_______________________)
(подпись)             (ф.и.о.)

Примечание. Акт   составляется  только  при  отсутствии  на  месте
происшествия работников  правоохранительных  органов  и  в  случае
причинения  материального  ущерба  локомотиву  или  моторвагонному
подвижному составу.

Приложение N 2

                         Начальнику ЛУВД (ЛОВД) на ст ____________
_________________________________________
_________________________________________

    В соответствии со ст 141 УПК  Российской  Федерации  направляю
акт  N ___ об обнаружении посторонних предметов на железнодорожном
пути.
О принятом решении просьба сообщить.
Приложение по тексту на 1 л.

Начальник локомотивного (моторвагонного) депо       (____________)
___________________________                             (ф.и.о)
(наименование депо приписки)
"    " ___________ 200_ г.