Положение ОАО РЖД от 11.01.2006 N ВМ-137

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

УТВЕРЖДАЮ:
Первый вице-президент ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов
11 января 2006 г. N ВМ-137

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ РАБОЧИХ КАДРОВ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

(В ред. Распоряжений ОАО "РЖД" от 11.08.2009 N 1689р, 19.04.2011 N 825р)

 

I. Общие положения

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Трудовым кодексом Российской Федерации, уставом открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и нормативными документами ОАО "РЖД", определяет виды и порядок профессионального обучения рабочих кадров (далее - рабочие) железных дорог, других филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" (далее-структурные подразделения).
2. Профессиональное обучение рабочих проводится в целях получения, непрерывного расширения и углубления профессиональных знаний, а также совершенствования профессионального мастерства рабочих.
3. Профессиональное обучение рабочих осуществляется по основным направлениям производственной деятельности на базе среднего (полного) общего образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образования.
4. Профессиональное обучение рабочих проводится в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования (далее - образовательные учреждения), имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности в сфере профессиональной подготовки (далее - лицензия), на основе соответствующих договоров, а также в технических школах и учебных центрах железных дорог (далее - технические школы) и в структурных подразделениях, имеющих лицензии.
При осуществлении профессионального обучения рабочих в образовательных учреждениях в договорах на обучение предусматривается порядок, установленный настоящим Положением.
5. Вице-президент по управлению персоналом и специальным программам ведет вопросы организации профессионального обучения рабочих.
Департамент управления персоналом:
а) осуществляет планирование потребности в профессиональном обучении рабочих и контроль за выполнением планов профессионального обучения;
б) разрабатывает мероприятия по укреплению материально-технической и учебно-лабораторной базы технических школ и осуществляет меры по их реализации;
в) разрабатывает и утверждает в установленном порядке примерные учебные планы и программы по подготовке, переподготовке, обучению вторым профессиям и повышению квалификации рабочих в соответствии с лицензией;
г) согласовывает назначение начальников технических школ;
д) осуществляет учебно-методическое руководство профессиональным обучением рабочих;
е) организует работу по методическому обеспечению учебного процесса профессионального обучения рабочих;
ж) обеспечивает соответствие содержания профессионального обучения рабочих требованиям квалификационных характеристик;
з) контролирует работу технических школ, выполнение учебных планов и программ, соблюдение сроков обучения, качество профессионального обучения рабочих;
и) обобщает и применяет передовой опыт организации профессионального обучения рабочих.
6. Железные дороги:
а) определяют потребность в профессиональном обучении рабочих;
б) осуществляют планирование потребности в профессиональном обучении рабочих в технических школах и образовательных учреждениях;
в) осуществляют профессиональное обучение рабочих в технических школах;
г) создают и развивают материально-техническую и учебно-лабораторную базу технических школ;
д) осуществляют подбор штатных преподавателей и других работников технических школ и организуют регулярное повышение их квалификации и стажировку;
е) обеспечивают контроль за соответствием уровня профессионального обучения рабочих требованиям квалификационных характеристик;
ж) заключают договоры с образовательными учреждениями на профессиональное обучение рабочих;
з) осуществляют финансирование профессионального обучения рабочих.
Ответственность за планирование, организацию и качество профессионального обучения рабочих в технических школах возлагается на заместителей начальников железных дорог по кадрам и социальным вопросам, за развитие и совершенствование материально-технической и учебно-лабораторной базы технических школ - на главных инженеров железных дорог.

II. Организация профессионального обучения рабочих

7. Профессиональное обучение рабочих осуществляется в следующих видах: подготовка, переподготовка и обучение вторым профессиям, а также повышение квалификации.
8. Подготовка проводится с целью профессионального обучения лиц, ранее не имевших профессии.
Переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям проводится в целях профессионального обучения имеющих профессию рабочих и получения ими новой профессии.
9. Подготовка, переподготовка и обучение вторым профессиям (далее - подготовка) проводятся по утвержденным учебным планам и программам.
10. При направлении на подготовку лиц, ищущих работу, структурные подразделения заключают с ними ученические договоры на профессиональное обучение в соответствии с трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации. С рабочими заключаются ученические договоры на переобучение без отрыва от работы.
11. Направление рабочих на подготовку осуществляется, как правило, на основе профессионального отбора.
12. Подготовка женщин и лиц, не достигших 18-летнего возраста, проводится только по профессиям и для тех производств и работ, по которым законодательством Российской Федерации разрешается применение их труда.
13. Для теоретического обучения рабочих формируются учебные группы численностью от 20 до 30 человек.
14. Специальные занятия по обучению работе в нештатных ситуациях, если проведение этих занятий предусмотрено примерными учебными планами и программами, утвержденными ОАО "РЖД", проводятся по программе специальных занятий на действующем оборудовании и тренажерах в учебных кабинетах и лабораториях технических школ.
Программа специальных занятий разрабатывается соответствующей службой железной дороги, согласовывается со службой управления персоналом и утверждается заместителем начальника железной дороги по кадрам и социальным вопросам. Количество учебных часов специальных занятий на каждого обучающегося определяется примерными учебными планами по конкретной профессии.
Специальные занятия не включаются в основное расписание, сроки обучения, определенные примерными учебными планами и программами, не увеличиваются. Учебные часы, определенные для специальных занятий, включаются в штатный тарификационный список и входят в предельную учебную нагрузку, установленную распоряжением ОАО "РЖД" от 21 июня 2005 г. N 947р "Об особенностях организации и оплаты труда начальников, заместителей начальников, преподавателей и воспитателей технических школ (учебных центров) железных дорог".
15. Производственное обучение проводится в структурных подразделениях на рабочих местах.
16. Теоретическое и производственное обучение проводится в пределах рабочего времени, установленного трудовым законодательством для рабочих соответствующих профессий и производств.
17. Подготовка рабочих, связанных с обслуживанием объектов котлонадзора и подъемных сооружений, проводится в технических школах и образовательных учреждениях в порядке, установленном органами Ростехнадзора.
18. В целях проверки профессиональных знаний, умений и навыков, полученных при прохождении подготовки, проводятся квалификационные экзамены.
19. Повышение квалификации включает в себя периодическое обучение рабочих, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям.
20. Повышение квалификации рабочих осуществляется с учетом требований, предъявляемых к квалификации рабочих соответствующих профессий, но не реже одного раза в 5 лет, рабочих, связанных с безопасностью движения поездов - один раз в 3 года.
21. Повышение квалификации рабочих проводится на производственно-технических курсах, на курсах целевого назначения и в школах по изучению передовых приемов и методов труда.
22. Производственно-технические курсы создаются в технических школах и образовательных учреждениях для получения рабочими более высоких квалификационных разрядов, классов и категорий в соответствии с требованиями производства.
23. Обучение на производственно-технических курсах осуществляется по утвержденным планам. Для обучения формируются учебные группы из рабочих одной или нескольких родственных профессий, близкой квалификации и примерно одинакового образовательного уровня численностью от 20 до 30 человек.
После окончания производственно-технических курсов рабочие сдают квалификационные экзамены, по результатам которых им выдают свидетельства установленной формы.
24. Курсы целевого назначения создаются в технических школах, образовательных учреждениях и структурных подразделениях для изучения новой техники, технологических процессов, оборудования, изделий, материалов, трудового законодательства, правил охраны труда, технической эксплуатации, инструкций, вопросов экономики, повышения эффективности и качества работы.
25. Обучение на курсах целевого назначения проводится по учебным планам и программам, разрабатываемым и утверждаемым структурными подразделениями. Курсы формируются из 20-30 рабочих одной или нескольких профессий в соответствии с тематикой курсов. Продолжительность обучения составляет не менее 20 часов.
После окончания курсов целевого назначения рабочие сдают зачет.
26. Школы по изучению передовых приемов и методов труда создаются в структурных подразделениях в целях освоения рабочими производственного опыта передовых рабочих, а также коллективов, добившихся высоких производственных показателей.
27. Обучение в школах по изучению передовых приемов и методов труда проводится специалистами и рабочими, опыт которых обобщается, по учебным планам и программам, разрабатываемым и утверждаемым структурными подразделениями. Школы комплектуются рабочими одной или нескольких смежных профессий. Продолжительность обучения составляет не менее 20 часов.
После окончания школы по изучению передовых приемов и методов труда рабочие сдают зачеты.

III. Правила приема рабочих в технические школы

28. Профессиональное обучение рабочих в технических школах проводится с отрывом от работы за счет средств ОАО "РЖД".
29. В период обучения в технических школах за рабочими сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Рабочие, направленные на обучение профессии машинист электровоза, тепловоза, паровоза, электропоезда и дизельпоезда, имеют иные условия оплаты времени обучения.
В период подготовки в технических школах, учебных заведениях машинистов электровоза, тепловоза, паровоза, электропоезда и дизельпоезда рабочим, направленным на подготовку, выплачивается стипендия в размере 100% месячной тарифной ставки, установленной трудовым договором.
(Пункт дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" 19.04.2011 N 825р)
30. Иногородним рабочим на период их обучения в технических школах оплачиваются командировочные расходы в размере, установленном ОАО "РЖД".
31. Технические школы на время обучения обеспечивают иногородних рабочих общежитием.
32. В соответствии с планами комплектования технических школ структурные подразделения:
а) определяют не позднее чем за месяц до начала занятий контингент рабочих для обучения в технических школах с учетом их производственного стажа, квалификации и образования;
б) направляют кандидатов на обучение в негосударственные учреждения здравоохранения ОАО "РЖД" для прохождения медицинского освидетельствования по профессии, получаемой в технической школе;
в) представляют в технические школы не позднее чем за две недели до начала занятий списки кандидатов на обучение с указанием сведений об их профессии, производственном стаже, квалификации и образовании.
33. Рабочие, направленные на подготовку, представляют в технические школы следующие документы:
а) заверенную отделом кадров копию приказа руководителя структурного подразделения о направлении на обучение;
б) командировочное удостоверение;
в) заверенную отделом кадров копию документа об образовании;
г) три фотографии размером 3x4 см;
д) заверенную отделом кадров копию трудовой книжки;
е) заверенную отделом кадров копию карты обязательного медицинского осмотра формы АКУ-22 о медицинском освидетельствовании по профессии, получаемой в технической школе;
ж) служебное транспортное требование на приобретение проездного документа;
з) страховой полис обязательного медицинского страхования;
и) страховой полис добровольного медицинского страхования;
к) военный билет (для военнообязанного);
л) паспорт.
34. Рабочие, направленные на повышение квалификации, представляют в технические школы следующие документы:
а) заверенную отделом кадров копию приказа руководителя структурного подразделения о направлении на обучение;
б) командировочное удостоверение;
в) страховой полис обязательного медицинского страхования;
г) страховой полис добровольного медицинского страхования;
д) служебное транспортное требование на приобретение проездного документа;
е) военный билет (для военнообязанного);
ж) паспорт.
35. После окончания обучения копии приказов руководителей структурных подразделений о направлении рабочих на обучение, копии документов об образовании, трудовых книжек, карт обязательного медицинского осмотра формы АКУ-22 остаются в технических школах.
36. Зачисление в технические школы и выпуск рабочих из технических школ оформляются приказами начальников технических школ.

IV. Организация учебного процесса в технических школах

37. Сроки, содержание обучения и организация учебного процесса в технических школах определяются нормативными документами ОАО "РЖД", настоящим Положением и примерными учебными планами и программами, разработанными в соответствии с государственными нормативами, согласованными с причастными департаментами и утвержденными Департаментом управления персоналом.
На основании утвержденных примерных учебных планов и программ технические школы составляют рабочие учебные планы и программы, которые после согласования со службой управления персоналом и причастными службами железной дороги утверждает заместитель начальника железной дороги по кадрам и социальным вопросам.
38. Учебный процесс в технической школе включает в себя теоретическое и производственное обучение.
39. Теоретическое обучение проводится в учебных кабинетах и лабораториях технических школ. Продолжительность теоретического обучения составляет 40 часов в неделю.
40. Периодичность текущей проверки знаний и проведение промежуточной аттестации обучающихся определяют технические школы.
41. На первом этапе производственное обучение рабочих осуществляется в учебных мастерских, лабораториях и на полигонах технических школ, на втором - в структурных подразделениях на рабочих местах.

V. Порядок проведения производственного обучения

42. Производственное обучение проводится в целях закрепления и углубления знаний, полученных в процессе теоретического обучения, а также приобретения необходимых профессиональных навыков и опыта практической работы по профессии.
43. Основной задачей производственного обучения является формирование основ профессионального мастерства по получаемой профессии и квалификации.
44. Рабочим, направленным техническими школами в структурные подразделения для прохождения производственного обучения, выдают следующие документы:
а) приказы начальника технической школы о направлении на производственное обучение;
б) выписки из программ производственного обучения;
в) дневники производственного обучения по форме КУ-97, утвержденной ОАО "РЖД" 5 октября 2004 г. (далее-дневник);
г) служебные транспортные требования на приобретение проездного документа для проезда к месту прохождения производственного обучения и обратно.
45. Мастера производственного обучения и преподаватели технических школ для осуществления контроля за выполнением программы производственного обучения выезжают в структурные подразделения.
46. Руководители структурных подразделений назначают руководителей производственного обучения из числа квалифицированных рабочих, бригадиров и мастеров и организуют работу по созданию необходимых условий труда рабочих (включая обеспечение инструментами, механизмами, приборами, материалами, спецодеждой и индивидуальными средствами защиты), а также бытовых условий.
47. Руководители производственного обучения проводят инструктаж рабочих по вопросам охраны труда, обеспечивают подготовку их рабочих мест, инструментов, приборов и материалов в соответствии с требованиями правил по охране труда и осуществляют контроль за соблюдением режима труда и отдыха. Кроме того, руководители производственного обучения консультируют рабочих по вопросам организации работы, ведения дневников, выполнения программы обучения, а также оценивают качество их работы.
48. Руководители структурных подразделений не могут привлекать рабочих, проходящих производственное обучение, к работам, не связанным с выполнением программы производственного обучения.
49. Во время производственного обучения рабочие:
а) в установленном порядке проходят проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, инструкций и других нормативных актов;
б) выполняют задания, предусмотренные программой производственного обучения, и требования правил внутреннего трудового распорядка структурных подразделений железных дорог;
в) соблюдают правила по охране труда, пожарной безопасности и производственной санитарии;
г) оформляют дневники и представляют их руководителям производственного обучения для проверки.
50. Квалификационные (пробные) работы по профессии, предусмотренные квалификационными характеристиками, проводятся в последний период производственного обучения с целью определения уровня освоения профессией.
51. Квалификационные (пробные) работы выполняются рабочими в течение не менее одной смены.
52. По результатам квалификационной (пробной) работы оформляется заключение о квалификационной (пробной) работе по форме КУ-148, утвержденной ОАО "РЖД" 5 октября 2004 г.
53. Оценку практической подготовке рабочих, обслуживающих производственные участки и технологические процессы, агрегаты, машины, аппараты, локомотивы, пассажирские поезда и другие объекты, и заключение о достигнутом уровне квалификации по форме КУ-94, утвержденной ОАО "РЖД" 5 октября 2004 г., дают руководители работ (мастер цеха, дорожный мастер, дежурный по станции, старший электромеханик, машинист-инструктор, машинист локомотива, машинист-инструктор по грузоподъемным кранам и машинист крана, начальник пассажирского поезда и др.).
Указанное заключение выдается на основании производственных показателей, по результатам наблюдения и проверки правильности и самостоятельности ведения ими технологических процессов, умений и навыков управления механизмами, пользования контрольно-измерительными приборами, соблюдения правил по охране труда, правил технической эксплуатации, инструкций и др.
54. Рабочие, не выполнившие квалификационную (пробную) работу или не получившие заключение о достигнутом уровне квалификации, к сдаче квалификационных экзаменов не допускаются.
55. В дневниках рабочие делают записи о проделанной работе, содержание которых подтверждают руководители производственного обучения. Руководители производственного обучения записывают в дневниках краткие отзывы-характеристики, в которых отмечают выполнение программы обучения, отношение к работе, уровень трудовой дисциплины и степень овладения рабочим производственных навыков.
56. Итоговую оценку в дневнике выставляет мастер производственного обучения технической школы, принимая во внимание характеристику руководителя производственного обучения и итоговые оценки в период производственного обучения.