ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

31 августа 2007 г.

N 1648р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об итогах проверки применения нормативных документов по труду в
структурных подразделениях Юго-Восточной железной дороги

Во втором квартале 2007 года Центром организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО "РЖД" проведена проверка применения нормативных документов по труду в структурных подразделениях Юго-Восточной железной дороги и анализ работы дороги по оптимизации численности работников и приведения контингента в соответствие с объемами выполненных в 2006 году работ. Дорогой в 2006 году выполнены основные производственные показатели. Вместе с тем, в ходе проверки были выявлены отступления от действующих в ОАО "РЖД" нормативных документов; несоответствия численности работников выполняемому объему работ; потери, вызванные нерациональным использованием рабочего времени; перерасход и нецелевое использование фонда оплаты труда; низкая квалификация и исполнительная дисциплина на местах; нарушения порядка заполнения форм статистической отчетности.
Работники ведущих профессий и должностей на дороге укомплектованы на 95,5%. При этом выявлены факты превышения фактической численности работников к рассчитанной по нормативам в структурных подразделениях локомотивного хозяйства, хозяйствах пути и перевозок, дирекции по управлению терминально-складским комплексом, дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, дорожной дирекции связи в целом по дороге на 765 человек, что позволяет при рациональном планировании и перераспределении контингента укомплектовать штат работников основных производственных групп.
В результате неправильного применения в структурных подразделениях нормативных документов по труду и отсутствия контроля со стороны руководителей отделений и управления дороги за правильностью их применения, расчеты численности выполнены с многочисленными нарушениями, приводящими к завышению расчетной численности работников на 4,1 тыс. человек. Только в хозяйстве пути превышение составило 1560 человек за счет применения неверно рассчитанного коэффициента перевода явочной численности в списочную; проведения расчета численности бригадиров (освобожденных) по текущему содержанию и ремонту пути, искусственных сооружений не по количеству линейных отделений, а по развернутой длине пути; неверного учета загрузки железнодорожно-строительных машин.
В нарушение Положения о системе нормирования труда в ОАО "РЖД" в локомотивном, вагонном хозяйствах, в дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении при расчете численности работников на ремонте подвижного состава используются устаревшие нормы времени и неправомерно применяется коэффициент увеличения трудоемкости на моторвагонный подвижной состав с истекшим сроком службы, что приводит к завышению расчетной численности. В локомотивных депо Елец и Россошь по указанным причинам на ремонте локомотивов содержится сверх норматива 73 и 54 человека соответственно. Существенно завышена фактическая трудоемкость работ по сравнению с нормативной, в том числе за счет двойного учета технологических операций.
На дороге не проводится изучение использования рабочего времени. Мероприятия по эффективному его использованию и совершенствованию организации труда не разрабатываются. В дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении из 593 проводников пассажирских вагонов - 160 выполняют обязанности разъездных кассиров билетных, в то время как на станциях и остановочных пунктах дороги открыты билетные кассы с ежесуточной продажей менее 50 проездных документов (билетов) в сутки. По причине неудовлетворительного использования рабочего времени и несвоевременного укомплектования локомотивных бригад в соответствии с объемами выполняемых работ, количество часов сверхурочной работы в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросло на 4,1%.
Выявлены нарушения в тарификации работников. В ряде случаев, разряды квалификации рабочих не соответствуют сложности выполняемых работ. Неправомерное завышение разрядов рабочим и категорий специалистам в локомотивных и вагонных депо, дистанциях пути, электроснабжения, дорожной дирекции связи привело к увеличению затрат на оплату труда.
Неудовлетворительно проведена работа по переходу на корпоративную систему оплаты труда. В нарушение Положения о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" ряду работников установлены тарифные ставки по повышенному уровню оплаты труда, завышенные должностные оклады.
Отсутствует взаимосвязь между премированием и конкретными результатами труда, что не позволяет достигнуть необходимого уровня заинтересованности работников в качественном выполнении работы и повышении экономической эффективности производства. Выявлен формальный подход к установлению показателей премирования. В положении о премировании рабочих дистанций гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения установлены показатели премирования, которые являются их должностными обязанностями. Неправомерно начисляется премия на должностной оклад (тарифную ставку) того месяца, в котором издается приказ на ее выплату.
На дороге выявлены случаи нарушения порядка заполнения форм статистической отчетности, искажающие показатели работы структурных подразделений.
Указанные недостатки свидетельствуют об отсутствии планомерной работы по совершенствованию нормирования труда и оптимизации численности работников, планирования и использования фонда оплаты труда, рационального использования рабочего времени, что явилось основной причиной нецелевого использования и перерасхода фонда оплаты труда на Юго-Восточной железной дороге.
В целях обеспечения содержания численности работников в соответствии с объемами выполняемых работ, снижения эксплуатационных расходов и обеспечения заданного роста производительности труда:
1. Начальнику Юго-Восточной железной дороги Володько А.И. в месячный срок принять меры по устранению выявленных недостатков.
2. Начальникам железных дорог:
2.1. Усилить контроль за использованием фонда оплаты труда, "обеспечив выполнение утвержденных параметров бюджета 2007 года.
2.2. Обязать руководителей служб, дирекций, отделений железных дорог и структурных подразделений проводить работу, направленную на совершенствование вопросов нормирования труда, применение более прогрессивных технически-обоснованных норм затрат труда.
2.3. Принять меры по приведению численности работников к объемам выполняемых работ и недопущению нарушений в работе, аналогичных выявленным в ходе проверки структурных подразделений Юго-Восточной железной дороги.
3. Директору Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО "РЖД" Семеровой Т.Г. в 2008 году провести выборочную проверку устранения выявленных недостатков в структурных подразделениях Юго-Восточной железной дороги.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента планирования и бюджетирования Рящина И.П.

Старший вице-президент
ОАО "РЖД"
Ф.Б.Андреев