Распоряжение ОАО РЖД от 11.12.2007 N 2330р

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

11 декабря 2007 г.

N 2330р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О проведении совместно с компанией "Эрнст энд Янг"
анализа системы льгот и социальных программ ОАО "РЖД"

1. Провести до 14 декабря 2007 г. совместно с компанией "Эрнст энд Янг" на Октябрьской, Московской, Калининградской, Северо-Кавказской, Свердловской, Красноярской и Дальневосточной железных дорогах анализ системы льгот и социальных программ ОАО "РЖД".
2. Утвердить прилагаемый регламент проведения анализа системы льгот и социальных программ ОАО "РЖД".
3. Руководителям служб управления персоналом Октябрьской, Московской, Калининградской, Северо-Кавказской, Свердловской, Красноярской и Дальневосточной железных дорогах назначить координаторов по работе с консультантами компании "Эрнст энд Янг" и обеспечить организацию проведения анализа системы льгот и социальных программ ОАО "РЖД" в соответствии с утвержденным регламентом.

Старший вице-президент
ОАО "РЖД"
Ф.Б.Андреев

 

Приложение
к распоряжению ОАО "РЖД"
от 11 декабря 2007 г. N 2330р

РЕГЛАМЕНТ
проведения анализа системы льгот и социальных программ
ОАО "РЖД"

1. Настоящий регламент определяет порядок и методику организации работ при проведении анализа системы льгот и социальных программ (далее соответственно проект, Компания, консультанты).
2. Проект осуществляется в целях совершенствования системы социальных льгот и программ Компании, оптимизации затрат на предоставление социальных льгот и программ и повышения их ценности для работников.
Для реализации этих целей в рамках проекта осуществляются следующие мероприятия:
проведение комплексного анализа затрат на предоставление социальных льгот работникам территориальных филиалов ОАО "РЖД" и реализацию финансируемых Компанией социальных программ для работников Компании;
проведение выборочного анкетирования работников территориальных филиалов Компании относительно их мнения о предлагаемых социальных льготах и программах;
оценка экономической и социальной эффективности предоставляемых социальных льгот и программ с точки зрения соотношения затрат на их предоставление и оценки их значимости для работников;
сопоставление состава и объема льгот и социальных программ, предоставляемых работникам Компании, с практикой российских и международных компаний, а также с практикой зарубежных железных дорог;
определение направлений совершенствования корпоративной системы льгот и социальных программ, предоставляемых работникам Компании, а также путей оптимизации затрат на предоставление социальных льгот и программ и повышения их ценности для работников Компании.
3. В осуществлении проекта участвуют:
со стороны компании Эрнст энд Янг - консультанты, входящие в состав проектной группы и осуществляющие сбор и анализ информации о социальных льготах и программах Компании Для целей оптимизации
временных затрат при проведении проекта на железных дорогах консультанты будут разделены на несколько проектных групп, выезжающих в каждый филиал.
Участники со стороны ОАО "РЖД":
координатор от Департамента планирования и бюджетирования;
координаторы от Департамента управления персоналом;
координаторы от железных дорог - представители службы управления персоналом филиалов, ответственные за организацию сбора информации по соответствующим железным дорогам;
опрашиваемые сотрудники - сотрудники филиалов Компании, участвующие в анкетировании по вопросу социальных льгот и программ.
4. Распределение анкет для опроса работников железных дорог относительно мнения о предлагаемых социальных льготах и программах

Таблица 1

 

Железная дорога 

Количество
работников,
всего     

Количество опрашиваемых работников

всего по
дороге 

отделение
дороги  

аппарат       
управления    
дороги        

Московская      

100 765   

2 800  

2 772   

      28      

Октябрьская     

86 717    

2 420  

2 396   

      24      

Свердловская    

78 904    

2 200  

2 178   

      22      

Северо-Кавказская

67 667    

1 890  

1 871   

      19      

Красноярская    

34 932    

970    

955     

      15      

Дальневосточная 

56 247    

1 570  

1 554   

      16      

Калининградская 

5 311     

150    

 

      10      

ВСЕГО           

430 543   

12 000 

11 866  

      134     

5. Проект реализуется в 2 этапа:
1 этап до 21 декабря 2007 г. - подготовка к проведению сбора данных.
2 этап 24 декабря 2007г - 15 февраля 2008 г. - сбор и анализ данных.
3 этап до 14 марта 2008г - разъяснения консультантами по вопросам полученной информации.

Распределение обязанностей консультантов и координаторов на дорогах по каждому этапу проекта.

Таблица 2
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│                       Ответственность                          │
├───────────────────────────────┬────────────────────────────────┤
│                               │                                │
│Консультант                    │Координатор на дороге           │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│1. Сбор исходных данных о      │1. Назначение ответственных     │
│составе и объеме               │лиц за организацию              │
│социальных льгот и             │проведения опроса в             │
│программ в Центральном         │отделениях дороги и их          │
│аппарате.                      │информирование о процессе       │
│                               │проведения опроса               │
│                               │                                │
│2. Разработка материалов       │2. Составление плана-графика    │
│для проведения                 │проведения опроса на дороге.    │
│выборочного опроса             │                                │
│сотрудников об                 │3. Распределение количества     │
│имеющимися социальными         │удовлетворенности анкет для     │
│льготами и программами.        │заполнения по                   │
│                               │отделениям дороги.              │
│3. Согласование плана -        │                                │
│графика проведения             │4. Утверждение списка           │
│выборочного опроса.            │структурных подразделений,      │
│                               │участвующих в проведении        │
│                               │опроса.                         │
│                               │                                │
│                               │5. Организация                  │
│                               │информирования работников       │
│                               │структурных подразделений о     │
│                               │проведении опроса.              │
│                               │                                │
│                               │6. Подготовка материалов о      │
│                               │фактически предоставляемых      │
│                               │на дороге социальных            │
│                               │программах и льготах.           │
│                               │                                │
│4. Проведение                  │6. Организация                  │
│информационных                 │информационного семинара        │
│семинаров в управлениях        │по проведению опроса в          │
│дорог.                         │управлении дороги.              │
│                               │                                │
│5. Выдача (и последующий       │7. Организация процесса         │
│сбор) анкет для проведения     │опроса работников (доставка     │
│опроса.                        │и распространение анкет,        │
│                               │организация мест сбора          │
│                               │заполненных анкет и             │
│6.Сбор фактических данных      │доставки анкет в управление     │
│о предоставляемых дороги).     │сотрудникам дороги              │
│                               │социальных программах и         │
│                               │льготах.                        │
│                               │                                │
│                               │8. Предоставление               │
│                               │фактических данных о            │
│                               │социальных льготах и            │
│                               │программах консультантам.       │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│7. Обработка и анализ          │9. Возможная корректировка      │
│результатов опроса мнения      │и/или предоставление            │
│работников.                    │дополнительных данных по        │
│                               │запросу консультантов.          │
│                               │                                │
│8. Проведение оценки           │                                │
│эффективности                  │                                │
│предоставляемых                │                                │
│социальных программ и          │                                │
│льгот.                         │                                │
│                               │                                │
│9. Подготовка отчета о         │                                │
│результатах комплексного       │                                │
│анализа системы льгот и        │                                │
│социальных программ.           │                                │
│                               │                                │
│10. Подготовка письменного     │                                │
│заключения об                  │                                │
│эффективности системы          │                                │
│льгот и социальных             │                                │
│программ для работников и      │                                │
│соответствии применимой        │                                │
│международной и российской     │                                │
│практике                       │                                │
└───────────────────────────────┴────────────────────────────────┘
6. На 1 этапе координатор после получения поручения от начальника дороги об организации работ по проекту, проводит следующие мероприятия:
1) назначает ответственных лиц за организацию проведения опроса в каждом из отделений дороги, проинформировав их о целях и процессе проведения проекта, а также об их роли в осуществлении проекта. Ответственные лица в отделениях дороги должны быть определены из числа работников службы управления персоналом отделения дороги;
2) составляет план-график проведения опроса на дороге. В приложении к данному документу приведен образец плана-графика, который должен быть заполнен Координатором. План-график должен быть заполнен и направлен консультанту по указанному в нем номеру факса до 21 декабря 2007 года. Дата проведения информационного семинара в управлении дороги должна быть в период с 14 января по 23 января 2008 года. При указании даты ожидаемого сбора заполненных анкет в управлении дороги необходимо учесть, что временной промежуток между датой проведения информационного семинара и датой сбора заполненных анкет в управлении дороги не должен превышать 3-х недель;
3) распределяет количество анкет для заполнения между аппаратом управления дороги и отделениями дороги. Для каждой дороги, участвующей в проекте, определено количество анкет для распространения среди работников управления дороги и отделений дороги (Таблица 1). Координатор должен распределить количество анкет, выделенных для распространения в отделениях дороги, пропорционально численности работников отделений по всем видам деятельности.
4) совместно с ответственными лицами отделений дороги определяет список структурных подразделений дороги, работники которых примут участие в опросе. Структурные подразделения должны быть выбраны таким образом, чтобы представлять все хозяйства и аппарат управления отделений дорог, а также с учетом территориальной распределенности подразделений по дороге.
Количество анкет определяется с учетом численности персонала структурных подразделений.
Ответственные лица отделений дороги при поддержке координатора должны составить примерные списки опрашиваемых работников.
В целях обеспечения точности результатов проводимого опроса выборка опрашиваемых сотрудников должно максимально соответствовать общему составу сотрудников структурных подразделений по следующим параметрам:
категория работников;
стаж работы в Компании;
пол;
возраст;
семейное положение;
наличие детей.
Выборка должна быть сформирована с учетом распределения сотрудников по соответствующим категориям по каждому из параметров: т.е. пропорционально тендерной и возрастной структуре персонала, распределению по категориям персонала, стажу работы в Компании, с учетом семейного положения и наличия детей по всей численности персонала дороги.
Параметры формирования выборки для целей опроса работников железных дорог относительно мнения о предлагаемых социальных льготах и программах.

Таблица 3
┌──────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐
│Параметры │Группы персонала                                     │
├──────────┼──────────┬──────────┬───────────┬───────────────────┤
│          │          │          │           │                   │
│Категория │          │          │           │                   │
│сотрудника│Рабочие   │Служащие  │Специалисты│Руководители       │
├──────────┼──────────┴──────────┴───────────┴───────────────────┤
│          │                                                     │
│Пол       │Мужчины/Женщины                                      │
├──────────┼──────┬──────┬──────┬───────────────┬────────────────┤
│          │      │      │      │               │                │
│Возраст   │До 30 │30-40 │40-50 │Старше 50 лет  │Пенсионный      │
│          │лет   │лет   │лет   │(до пенсионного│возраст         │
│          │      │      │      │возраста)      │                │
├──────────┼──────┴──────┴──────┴───────────────┴────────────────┤
│Семейное  │                                                     │
│положение │Женат/Замужем/Не женат/Не замужем                    │
├──────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤
│Наличие   │Есть дети/Нет детей                                  │
│детей     │                                                     │
├──────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤
│Стаж      │                                                     │
│работы    │                                                     │
│в         │                                                     │
│Компании  │1-5 лет 5-10 лет 10-20 лет Более 20 лет              │
└──────────┴─────────────────────────────────────────────────────┘

Распределение опрашиваемых сотрудников по половой принадлежности должно быть равным, то есть при одинаковом количестве сотрудников мужского и женского пола, эти категории должны быть в равной степени представлены в выборке. В случае если это распределение отличается от указанного (например, 60% мужчин и 40% женщин), то выборка должна быть сформирована пропорционально тендерной структуре сотрудников компании.
Возрастная структура компании охватывает сотрудников в возрасте от 18 до 55-60 лет (пенсионный возраст женщин и мужчин). Выборка должна быть сформирована с учетом распределения сотрудников компании по соответствующим возрастным категориям. Каждая категория должна быть представлена в выборке пропорционально своей численности.
Наличие или отсутствие семьи может иметь непосредственное влияние на результаты опроса, по причине больших потребностей в социальном обеспечении тех сотрудников, которые имеют семью, особенно, если состав семьи также включает детей. Выборка должна быть составлена с учетом семейного положения сотрудников и наличия у них детей таким образом, чтобы были представлены все категории сотрудников, образуемые сочетанием этих двух факторов: семейные с детьми и без детей, одинокие с детьми и без детей.
Кроме того, территориальная распределенность сотрудников, входящих в выборку, имеет ключевое значение. По возможности в выборке должны быть представлены сотрудники всех отделений дороги, а также различных структурных подразделений (с учетом ограничений по временным и трудозатратам на организацию опроса в труднодоступных районах).
Для корректного определения количественных параметров каждой их вышеуказанных категорий сотрудников необходимы следующие данные о персонале каждой из дорог, на которой будет проводиться опрос:
среднесписочная численность
половозрастной состав
данные о семейном положении сотрудников
распределение персонала по профессиональным категориям согласно классификации Компании
Таким образом, выбор сотрудников, принимающих участие в опросе, осуществляется с учетом всех вышеперечисленных параметров таким образом, чтобы численность каждой группы (образованной сочетанием различных параметров) примерно отражала ситуацию по общей численности сотрудников филиала.
Координатор должен также обеспечить информирование работников структурных подразделений о проведении опроса на местах. Информационное обеспечение проведения опроса заключается в распространении информационных материалов о планируемом проведении опроса. Это могут быть информационные бюллетени на местах, различные письма на информационных стендах и досках, устная информация для работников об опросе. При этом важно обеспечить осведомленность именно тех сотрудников, которые будут участвовать в опросе, и руководителей выбранных структурных подразделений.
Помимо организации проведения опроса работников дороги, координатор подготавливает материалы о фактически предоставляемых на дороге социальных программах и льготах, постатейном составе затрат на социальные программы и льготы за 2006 год.
7. На 2 этапе проекта координатор организует следующие мероприятия:
1) информационный семинар по проведению опроса в управлении дороги. Семинар будет проводиться консультантами. Координатор проекта организует помещение для проведения семинара и приглашает на семинар работников, ответственных за проведение опроса в отделениях дороги, а также, при возможности, некоторых руководителей тех структурных подразделений, работники которых примут участие в опросе;
2) координатор организует доставку и распространение анкет работникам, принимающим участие в опросе. Консультанты доставят в управление дороги бумажные бланки анкет. Координатор совместно с ответственными лицами в отделениях дорог должны организовать доставку и раздачу анкет работникам;
3) совместно с ответственными работниками в отделениях дорог координатор организует места сбора заполненных анкет в структурных подразделениях, аппаратах управления отделений дорог и в управлении дороги. Для обеспечения конфиденциальности собираемых данных должны быть установлены опечатанные ящики для сбора заполненных анкет.
4) после того, как истечет срок заполнения анкет, обозначенный на бланках анкет и в информационных материалах, координатор организует доставку ящиков с анкетами в управление дороги. Консультанты доставят анкеты для дальнейшей обработки в Москву в офис "Эрнст энд Янг".
5) во время пребывания на дороге консультанты при поддержке координатора соберут и обобщат фактические данные о социальных льготах и программах, предоставляемых работникам дороги, а также о затратах на их предоставление.
Данный план-график составляется координатором проекта на дороге и отправляется по факсу (495) 755-9701 на имя Екатерины Уховой до 21 декабря 2007 года.

План-график проведения опроса мнений сотрудников дороги об удовлетворенности социальными льготами и программами


ДОРОГА:                        

 

Ф.И.О. координатора:           

 

Должность координатора:        

 

Контактный телефон координатора:

 

Предлагаемая дата проведения   
информационного семинара в     
управлении дороги:             

 

Ожидаемая дата сбора           
заполненных анкет в управлении 
дороги: