ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 февраля 2007 г. N 170р

О СЛУЧАЕ СХОДА ВАГОНА В ГРУЗОВОМ ПОЕЗДЕ N 3583 НА ПЕРЕГОНЕ ЛУНГАЧИ - КОЛЧАНОВО ВОЛХОВСТРОЕВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОКТЯБРЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

(В ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 16.07.2007 N 1314р)

1 января 2007 г. при следовании поезда N 3583 на перегоне Лунгачи - Колчаново Волховстроевского отделения Октябрьской железной дороги при скорости 58 км/час допущен излом боковой рамы N 49569 тележки модели 18-100 у 42-го с головы состава груженого вагона N 66493529 с последующим сходом с рельсов второй по ходу движения колесной пары.
В сошедшем состоянии вагон проследовал 1300 м.
В результате схода вагон N 66493529 поврежден в объеме текущего отцепочного ремонта. Перерыв движения по нечетному пути составил 6 часов 25 минут.
Последнее техническое обслуживание вагона N 66493529 в составе поезда N 3483 проводилось на пункте технического обслуживания станции Петрозаводск Октябрьской железной дороги 31 декабря 2006 г.
Вагон N 66493529 является собственностью ОАО "РЖД", построен в июне 1990 года Уральским вагоностроительным заводом, деповской ремонт проходил 28 октября 2005 г. в вагонном ремонтном депо Новокузнецк - сортировочный Западно-Сибирской дирекции по ремонту грузовых вагонов - структурном подразделении Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов, текущий отцепочный ремонт 28 сентября 2006 г. в эксплуатационном вагонном депо Белово Западно-Сибирской железной дороги по неисправности "тонкий гребень".
Боковой раме N 49569, изготовленной в 1974 году Уральским вагоностроительным заводом, был продлен срок службы 27 октября 2005 г. при проведении деповского ремонта вагона в вагонном ремонтном депо Новокузнецк - сортировочный.
Разрушение боковой рамы N 49569 произошло по нижнему поясу технологического окна с выходом на опорную плоскость поддомкратной подушки и последующим доломом верхнего пояса.
Согласно техническому заключению ВНИИЖТ на основании проведенных металлографических исследований изломавшихся частей боковой рамы N 49569, а также материалов расследования допущенного случая, излом боковой рамы произошел в результате развития усталостной трещины, зародившейся на внутренней поверхности отбуртовки технологического окна боковой рамы от очага в виде дефекта литья, образовавшегося вследствие нарушения технологии изготовления стержня и сборки формы литья, которое проявилось в виде местного уменьшения толщины стенки от 16,6 до 6,2 мм.
Более быстрое, чем это могло бы происходить в стандартных условиях эксплуатации вагона, развитие трещины обусловлено перегрузом вагона N 66493529 на 6,1 тонны сверх установленной величины грузоподъемности вагона (94 тонны), который вызвал повышенные в 1,5 раза динамические нагрузки на боковую раму тележки. По этой же причине быстрое развитие трещины происходило из-за замыкания пружин рессорного комплекта, что привело к многократным ударным нагрузкам, передаваемым на боковую раму при движении вагона.
Ранее проведенными ВНИИЖТ исследованиями установлено, что при замыкании пружин динамические нагрузки на боковую раму тележки увеличиваются в 1,5 - 1,7 раза.
Расследованием установлено, что 31 декабря 2006 г. вагон N 66493529 был погружен грузоотправителем ООО "Кондопожский шунгитовый завод" грузом - щебень шунгитовый и отправлен со станции Нигозеро Октябрьской железной дороги назначением на станцию Яничкино Московской железной дороги в адрес грузополучателя ООО "Ваш дом". Определение массы груза производилось грузоотправителем ООО "Кондопожский шунгитовый завод" на находящихся на его подъездном пути собственных вагонных весах "ВЖС-150т". Вес груза, указанный грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной N ЭЭ 671727 на данный вагон и "Распечатке результатов взвешивания", составил 71000 кг, тара вагона 22900 кг, вес брутто 93900 кг.
При приеме груза к перевозке 31 декабря 2006 г. работники станции Нигозеро сверяли сведения о массе груза и грузоподъемности вагона, указанные грузоотправителем ООО "Кондопожский шунгитовый завод" в транспортной железнодорожной накладной и "Распечатке результатов взвешивания". Согласно представленным документам превышения массы груза сверх трафаретной грузоподъемности не было.
В ходе расследования 1 января 2007 г. при контрольном взвешивании вагона N 66493529 на станции Волховстрой-1 Октябрьской железной дороги было установлено, что фактически вес брутто составляет 100 тонн, перегруз - 6,1 тонны с нагрузкой на ось - 25 тонн при норме 23,5 тонны.
2 января 2007 г. проверкой ОАО "РЖД" соблюдения технологии взвешивания на вагонных весах "ВЖС-150т" на подъездном пути ООО "Кондопожский шунгитовый завод" выявлено, что при взвешивании группы вагонов возможно отключение автоматического режима взвешивания и внесение в распечатку результатов взвешивания в ручном режиме, что позволяет в случае перегруза вагонов сверх трафаретной грузоподъемности вносить искаженную информацию о весе груза.
При проведении контрольных взвешиваний на станции Волховстрой Октябрьской железной дороги в 9 вагонах, погруженных 30 декабря 2006 г. грузоотправителем ООО "Кондопожский шунгитовый завод", был выявлен перегруз вагонов сверх трафаретной грузоподъемности от 2,5 до 10,6 тонн. Для предъявления грузоотправителю штрафа на обнаруженный перегруз вагонов, согласно требованиям статьи 102 ФЗ Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации составлены коммерческие акты.
Приказом начальника Октябрьской железной дороги от 9 января 2007 г. N3/Н привлечены к ответственности начальник отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Петрозаводского отделения железной дороги Анисимов В.В. и заместитель начальника службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Октябрьской железной дороги Шпиталев А.В., а также принято решение о рассмотрении ответственности ряда руководителей по выходу их на работу после болезни.
На основании изложенного по результатам рассмотрения причин и обстоятельств данного случая нарушения безопасности движения:
1. Отнести случай излома боковой рамы тележки вагона N 66493529 в грузовом поезде N 3583, произошедшего 1 января 2007 г. на перегоне Лунгачи - Колчаново Волховстроевского отделения Октябрьской железной дороги, по виновности за ООО "Кондопожский шунгитовый завод".
2. Согласиться с приказом начальника Октябрьской железной дороги от 9 января 2007 г. N3/Н в части привлечения к дисциплинарной ответственности работников и руководителей предприятий, а также отделений железной дороги за допущенные нарушения должностных инструкций.
3. Организовать и провести в феврале 2007 года месячник по проверке достоверности массы грузов, указанной грузоотправителями в перевозочных документах.
4. Начальнику Департамента вагонного хозяйства Бочкареву Н.А., директору ПКБ ЦВ Соколовскому М.С. в срок до 1 марта 2007 г. разработать измерительный инструмент для выявления перегруза грузовых вагонов.
5. Начальникам железных дорог после разработки Департаментом вагонного хозяйства и представления на дороги технологической документации по применению измерительного инструмента для выявления перегруза вагонов обеспечить его внедрение на пунктах технического обслуживания грузовых вагонов с рекомендациями по использованию в повседневной работе. Предусмотреть материальное стимулирование осмотрщиков-ремонтников вагонов за выявление перегруза вагонов.
6. Начальнику Департамента вагонного хозяйства Бочкареву Н.А., начальнику Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов Сапетову М.В., директору ПКБ ЦВ Соколовскому М.С:
1) в месячный срок разработать временный единый порядок продления срока службы литых деталей тележек, включающий в себя использование акустико-эмиссионной установки для контроля литых деталей тележки модели 18-100.

7. Начальнику Октябрьской железной дороги Степову В.В. предъявить ООО "Кондопожский шунгитовый завод" требования о возмещении убытков от схода с рельсов вагона N 66493529 в грузовом поезде N 3583, допущенного 1 января 2007 г. на перегоне Лунгачи - Колчаново.
8. Указать заместителю начальника Октябрьской железной дороги - главному ревизору по безопасности движения поездов Толмачеву В.Н. на снижение требовательности к начальникам служб и отделений железной дороги в вопросах личного участия в профилактической работе по предупреждению нарушений безопасности движения и потребовать от него принятия исчерпывающих мер по улучшению положения.
9. Контроль за исполнением пунктов 3 и 7 настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Косова Ю.М., пунктов 4, 5 и 6 на начальника Департамента вагонного хозяйства Бочкарева Н.А.

Вице-президент
ОАО "РЖД"
В.А.Попов