Распоряжение ОАО РЖД от 08.06.2007 N 1081р

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 июня 2007 г. N 1081р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МОЙЩИКА-УБОРЩИКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, ЗАНЯТОГО НАРУЖНОЙ ОБМЫВКОЙ КУЗОВОВ И ВНУТРЕННЕЙ УБОРКОЙ ПОМЕЩЕНИЙ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 декабря 2007 г. прилагаемую Инструкцию по охране труда для мойщика-уборщика подвижного состава, занятого наружной обмывкой кузовов и внутренней уборкой помещений пассажирских вагонов.
2. Генеральному директору Федеральной пассажирской дирекции Шатаеву В.М., начальникам железных дорог:
довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников;
обеспечить в установленном порядке тиражирование и изучение Инструкции, утвержденной настоящим распоряжением.

Вице-президент
ОАО "РЖД"
В.А.Попов

 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 08.06.2007 г. N 1081р

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МОЙЩИКА-УБОРЩИКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, ЗАНЯТОГО НАРУЖНОЙ ОБМЫВКОЙ КУЗОВОВ И ВНУТРЕННЕЙ УБОРКОЙ ПОМЕЩЕНИЙ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Трудового Кодекса Российской Федерации, Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта, утвержденных МПС России 20 ноября 2002 г. N ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02, других нормативных документов по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда для мойщика-уборщика подвижного состава, занятого наружной обмывкой кузовов и внутренней уборкой помещений пассажирских вагонов (далее - вагонов) при подготовке составов вагонов в рейс в пунктах формирования (оборота) состава.
1.2. К работе мойщиками-уборщиками подвижного состава (далее - мойщик-уборщик) допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, противопожарный инструктаж, стажировку и первичную проверку знаний требований охраны труда.
Не позднее одного месяца после приема на работу мойщик-уборщик должен пройти обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.
1.3. В процессе работы мойщик-уборщик должен проходить:
повторные, не реже одного раза в три месяца, и при необходимости внеплановые и целевые инструктажи по охране труда;
очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда;
периодические медицинские осмотры в установленном порядке;
периодическое, не реже одного раза в год, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим;
проверку знаний по электробезопасности один раз в год.
1.4. Мойщик-уборщик должен иметь I группу по электробезопасности.
1.5. Мойщик-уборщик должен знать:
действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности;
устройство вагона в объеме, необходимом для выполнения своих профессиональных обязанностей;
технологический процесс подготовки составов вагонов в рейс в объеме выполняемой работы;
инструкцию по приготовлению моющего раствора для обмывки вагонов;
видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава;
место хранения аптечки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.
1.6. Мойщик-уборщик должен:
выполнять только входящую в его обязанности или порученную руководителем работ (бригадиром) работу;
применять безопасные приемы выполнения работ;
содержать в исправном состоянии и чистоте приспособления, инвентарь, а также специальную одежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты;
применять для наружной и внутренней очистки и обмывки вагонов, разрешенные к применению, моющие и дезинфицирующие средства;
следить за сигналами и распоряжениями руководителя работ (бригадира) и выполнять его команды;
выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, сигналов, подаваемых машинистами, водителями транспортных средств, составителями поездов и другими работниками железнодорожного транспорта, а также указаний, передаваемых по громкоговорящей связи;
быть предельно внимательным в местах движения транспорта;
уметь оказывать первую помощь пострадавшим;
знать и соблюдать требования настоящей Инструкции;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха.
Мойщику-уборщику запрещается находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.
1.7. Во время работы на мойщика-уборщика могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав), транспортные средства;
повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
повышенная температура водогрейного оборудования, воды;
повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли;
острые кромки, заусенцы и неровности поверхностей оборудования, инвентаря, инструмента и приспособлений.
На мойщика-уборщика могут воздействовать химические опасные и вредные производственные факторы при его контакте с моющими средствами.
1.8. Мойщик-уборщик должен обеспечиваться сертифицированной специальной одеждой (далее - спецодежда), специальной обувью (далее - спецобувь) и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ). Мойщику-уборщику должны выдаваться следующие спецодежда и спецобувь:
костюм хлопчатобумажный;
комплект водозащитной спецодежды мужской (женский);
или полуплащ из плащ-палатки;
или из прорезиненной ткани;
очки защитные.
При внутренней уборке пассажирского вагона, мытье полов и мест общего пользования дополнительно должны выдаваться:
галоши резиновые;
перчатки резиновые;
фартук прорезиненный с нагрудником.
При наружной обмывке подвижного состава дополнительно должны выдаваться:
сапоги резиновые;
фартук прорезиненный с нагрудником;
рукавицы кислотозащитные.
На наружных работах зимой дополнительно должны выдаваться:
теплозащитный костюм;
Сапоги утепленные юфтевые на нефтеморозостойкой подошве в I, II поясах;
валенки в III, IV и особом поясах;
галоши на валенки.
При работах по наружной очистке и обмывке кузовов вагонов, а также приготовлению моющих растворов должен выдаваться респиратор.
При производстве работ на железнодорожных путях мойщику-уборщику должны выдаваться сигнальные жилеты со световозвращающими полосами.
1.9. Мойщик-уборщик должен знать сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре, а также знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.
1.10. Мойщик-уборщик должен соблюдать следующие требования пожарной безопасности:
курить в отведенных для этой цели местах, имеющих надпись "Место для курения", обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами или ящиками с песком;
не пользоваться открытым огнем вблизи и внутри вагона, а также не использовать и не хранить в вагоне легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
не пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;
не оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.
1.11. Принимать пищу следует только в столовых, буфетах или в специально оборудованных для этого помещениях или местах, пить воду только из специально предназначенных для этого установок, а в вагоне - из бака с кипяченой водой.
Перед приемом пищи необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.
1.12. Мойщик-уборщик должен следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавая ее в стирку и ремонт. Хранить спецодежду необходимо в специально предназначенных для этого шкафчиках гардеробных.
1.13. Для защиты открытых участков кожного покрова от воздействия моющих средств следует применять мази и пасты, разрешенные к применению в установленном порядке, в соответствии с инструкциями по их использованию.
1.14. При нахождении на железнодорожных путях мойщик-уборщик должен соблюдать следующие требования:
к месту работы и с работы проходить только по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход";
при проходе вдоль железнодорожных путей на станции идти по широкому междупутью, обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия;
переходить железнодорожные пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося подвижного состава;
при переходе железнодорожных путей в ненастную погоду (при тумане, снегопаде, метелях, дождях и т.п.), когда видимость световых и звуковых сигналов значительно снижается, необходимо предварительно остановиться в средней части междупутья и посмотреть как в одну, так и в другую сторону;
переходить железнодорожный путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тамбурами вагонов или переходными площадками вагонов с исправными подножками и поручнями;
обходить группы вагонов или локомотивов на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;
обращать внимание на показания ограждающих светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки;
1.15. При нахождении на железнодорожных путях мойщику-уборщику запрещается:
производить работы по наружной обмывке кузова вагона со стороны соседнего железнодорожного пути, по которому движется подвижной состав;
переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд;
подлезать под стоящие вагоны;
становиться или садиться на рельсы;
находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям. В случае возникновения такой ситуации необходимо лечь или сесть на корточки, обхватив руками голову;
переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов;
при переходе железнодорожных путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал, находиться в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава;
прикасаться к подвагонному электрооборудованию и межвагонным соединениям непосредственно или каким-либо предметом, инвентарем, а также подниматься на крышу вагона;
наступать на электрические провода и кабели;
прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;
приближаться самому или применяемым инвентарем ближе 2 м к токоведущим частям контактной сети и воздушных линий, находящимся под напряжением, а к оборванным проводам - ближе 8 м.
Мойщик-уборщик, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, должен немедленно сообщить об этом руководителю работ (бригадиру).
До прибытия ремонтной бригады следует принять все необходимые меры к ограждению опасного места любыми подручными средствами, привлекая для этого работников всех подразделений железнодорожного транспорта и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м.
Мойщик-уборщик, оказавшийся на расстоянии менее 8 м от лежащих на земле оборванных проводов, должен выходить из опасной зоны мелкими шагами, не превышающими длину стопы, и не отрывая ног от земли.
1.16. При выходе из помещений в ночное время необходимо некоторое время выждать, пока глаза привыкнут к темноте, и установится нормальная видимость окружающих предметов.
1.17. Выходя на железнодорожный путь из помещений или из-за сооружений, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.
1.18. В случае получения травмы или заболевания мойщик-уборщик должен прекратить работу, поставить в известность руководителя работ (бригадира) и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.
При травмировании других работников мойщик-уборщик должен оказать, при необходимости, первую помощь пострадавшему и доложить о случившемся руководителю работ (бригадиру).
1.19. При обнаружении нарушений настоящей Инструкции или неисправностей какого-либо приспособления, инструмента, а также средств индивидуальной защиты и пожаротушения мойщик-уборщик должен сообщить руководителю работ (бригадиру).
1.20. Мойщик-уборщик, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы мойщик- уборщик должен:
получить от руководителя работ (бригадира) задание на смену и, при необходимости, дополнительные указания при назначении на новый участок работы, изменении метеорологических условий;
уточнить местонахождение вагонов, подлежащих обработке, безопасный маршрут следования к ним и последовательность выполнения работ.
2.2. Мойщик-уборщик должен надеть полагающуюся спецодежду и спецобувь, привести их в порядок. Спецодежда должна быть исправна, плотно застегнута и не сковывать движения, волосы должны быть убраны под головной убор. Не следует закалывать одежду булавками, иголками и держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы. Обувь должна быть на прочной подошве. Головной убор не должен препятствовать прохождению звуковых сигналов.
При наружной обмывке кузовов вагонов необходимо надеть сигнальный жилет.
2.3. Мойщик-уборщик должен проверить наличие и исправность моющего инвентаря, приспособлений, а также отсутствие в обтирочном материале и тряпках для уборки колющих и режущих предметов. Ведра и бачки для моющего раствора должны быть с исправными ручками, без течи и не иметь острых кромок и углов.
Мойщик-уборщик, занятый наружной обмывкой кузовов вагонов, должен проверить:
состояние щеток. Рукоятки (черенки) щеток должны иметь ровную и гладкую поверхность (без трещин, сколов, сквозных сучков) и быть надежно скреплены с колодкой. Для предохранения рук от стекающего моющего раствора на рукоятке должна быть укреплена резиновая или тканевая манжета;
правильное и надежное крепление резиновых шлангов с колонками водоснабжения хомутами и другими приспособлениями, а также их целостность. Шланги не должны иметь порезов и проколов;
исправность деревянных трапов, настилов (при работе в вагономоечном цехе).
Мойщик-уборщик, занятый внутренней уборкой помещений вагонов, должен проверить наличие даты следующего испытания у лестниц-стремянок, отсутствие у них сколов и трещин на ступенях и тетивах, а также исправность устройства, предотвращающего возможность сдвига и опрокидывания при работе. Уклон стремянок должен быть не более 1:3. Применять лестницы с истекшим сроком испытания запрещается.
Неисправные приспособления, инвентарь следует заменить на исправные.
2.4. Мойщик-уборщик должен проверить и подготовить СИЗ:
при наружной обмывке кузовов вагонов - защитные очки, респиратор, рукавицы кислотозащитные, фартук прорезиненный с нагрудником, сапоги;
при внутренней уборке вагона - резиновые перчатки, а при использовании моющей установки - диэлектрические перчатки и диэлектрическую резиновую обувь.
2.5. При проходе к объекту работы следует соблюдать меры безопасности при проходе по междупутью, обходя различные сооружения, устройства, приспособления и материалы, расположенные на нем. Необходимо быть внимательным в темное время суток, при гололеде, снежных заносах, а также при плохой видимости.
2.6. Приступать к работам необходимо после ограждения состава и получения разрешения руководителя работ (бригадира) на начало производства работ.
2.7. Приступая к работе по наружной обмывке кузовов вагонов на междупутьях необходимо убедиться:
в отсутствие в зоне работы посторонних предметов, осколков стекла, скопления снега и льда. При обледенении междупутий рабочее место должно быть очищено и посыпано песком;
в наличие решеток на водосточных лотках, крышек люков подземных коммуникаций.
Перед началом работы в вагономоечном цехе необходимо убедиться в отсутствии на полу посторонних предметов и разлитых жидкостей, которые могут привести к скольжению или падению.
2.8. Перед началом эксплуатации вакуумных, моющих и других установок, применяемых при механизированной уборке внутренних помещений вагона, необходимо внешним осмотром проверить состояние установки в целом, целостность и надежное крепление рабочих шлангов, питающих электрокабелей.
2.9. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря мойщик-уборщик должен сообщить руководителю работ (бригадиру) и далее выполнять его указания.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Требования охраны труда при приготовлении моющих и
дезинфицирующих растворов

3.1.1. При производстве работ следует применять моющие и дезинфицирующие средства, предусмотренные технологическим процессом.
3.1.2. Приготовлять моющие и дезинфицирующие растворы следует в соответствии с инструкциями по их применению и с соблюдением мер безопасности при использовании химических веществ.
3.1.3. При приготовлении моющих и дезинфицирующих растворов превышать установленные концентрацию и температуру моющих растворов не допускается.
Во избежание попадания моющих и дезинфицирующих средств на кожу и слизистые оболочки глаз необходимо недопускать их распыления и разбрызгивания.
3.1.4. Приготовление моющего раствора должен производить работник, специально выделенный из числа бригады мойщиков-уборщиков, под руководством бригадира.
3.1.5. Забор жидких синтетических моющих средств производить с помощью специальной мерной емкости, избегая попадания их на кожу рук. Порошковое моющее средство следует высыпать в ведро с водой, размешивая раствор деревянной лопаткой. Не рекомендуется вливать воду в ведро с моющим средством.
Размешивать моющий раствор следует осторожно, не выплескивая раствор на пол, а если это произошло необходимо смыть раствор проточной водой в сливную канаву.
3.1.6. При приготовлении моющего раствора нахождение посторонних лиц вблизи емкостей не допускается.
3.1.7. Запас моющих и дезинфицирующих средств должен быть не более сменной потребности. Моющие и дезинфицирующие средства следует хранить в емкостях с плотно закрытыми крышками (пробками). Емкости должны иметь надписи с названием вещества.
3.1.8. Во время приготовления моющих и дезинфицирующих растворов необходимо пользоваться резиновыми перчатками, респиратором и защитными очками.

3.2. Требования охраны труда при наружной обмывке и очистке
кузовов вагонов

3.2.1. Производить наружную обмывку и очистку кузовов вагонов необходимо в соответтсвии с технологическим процессом.
3.2.2. Во избежание ожога переносить горячую воду к месту работ необходимо в закрытых емкостях. При применении ведра без крышки наполнять его следует не более чем на 3/4 вместимости ведра.
3.2.3. Перед нанесением моющего раствора необходимо убедиться в том, что окна и двери вагона закрыты.
3.2.4. При обмывке кузова вагона емкость с моющим раствором следует располагать перед собой.
3.2.5. При нанесении моющего раствора щетками на очищаемую поверхность кузова вагона следует не допускать попадания раствора на открытые участки тела и в глаза.
Не допускается прилагать на рукоятку щетки усилие, которое может вызвать ее излом.
3.2.6. Мыть стекла окон вагона, имеющие трещины и сколы, не допускается.
3.2.7. Производить работы на междупутьях, на которых расположены водо- и воздухоразборные колонки и другие устройства, следует с осторожностью во избежание травм.
3.2.8. При получении извещения о проходе поезда по смежному железнодорожному пути мойщик-уборщик должен прекратить работу, подойти ближе к стоящему поезду, остановиться, повернуться лицом к движущемуся поезду и дождаться его прохода или остановки. Только после этого можно продолжить работу.
3.2.9. При получении извещения о начале маневровых работ на железнодорожном пути, где производиться обмывка вагонов, необходимо прекратить работу и отойти на безопасное расстояние. Щетки следует положить вдоль междупутья, на его середине. Возобновить работы по обмывке вагонов следует только после ограждения состава и получения разрешения руководителя работ (бригадира).
3.2.10. При перемещении резинового шланга для обмывки кузова вагона по междупутью необходимо следить за тем, что бы он не скручивался и не зацеплял водоразборные колонки, другие устройства и предметы, расположенные на междупутье.
При неогражденном составе протягивать шланги через железнодорожный путь под вагоном или через его тамбур не допускается.
3.2.11. Производить обмывку кузовов вагонов, стоящих на электрифицированном железнодорожном пути, с применением шлангов с водой не допускается.
3.2.12. При производстве работ в вагономоечном цехе необходимо: следить за указаниями и сигналами руководителя работ (бригадира); следить за передвижением состава вагонов и находиться от него на безопасном расстоянии;
приступать к обмывке вагона после полной его остановки.
3.2.13. Производить работу с применением приставных лестниц и стремянок не допускается.
3.2.14. При наружной очистке и обмывке кузовов вагонов необходимо применять индивидуальные защитные средства (защитные рукавицы, респиратор, защитные очки или защитный щиток).

3.3. Требования охраны труда при внутренней уборке вагона

3.3.1. Для уборки пола, туалетов и оборудования вагонов следует использовать промаркированные ведра и специально предназначенные для этого ветошь, ерши, обтирочный материал.
3.3.2. При протирке багажных и спальных полок, стен, потолков, очистке вентиляционных решеток, застилке белья и выполнении других работ высоте, необходимо пользоваться исправными стремянками. Вставать на откидные столики и влажные диваны, дверные ручки, на ребра багажных рундуков, упираться ногами в стенки и перегородки вагона не допускается.
3.3.3. Перед началом работы на стремянке необходимо убедиться в ее устойчивом положении.
При работе на стремянке не допускается работать с двух верхних ступенек стремянки, не имеющей перил или упоров, а также находиться на ступеньках стремянки более чем одному человеку.
3.3.4. При подъеме спальной полки и откидного столика необходимо проверить их фиксацию в поднятом положении, потянув полку (столик) на себя.
3.3.5. Мытье и протирку полов, труб нижней разводки системы отопления, плинтусов, мусорных емкостей, пепельниц следует производить осторожно, избегая ранения кожи рук возможными выступающими острыми предметами.
При мытье рундуков и полов под диванами необходимо ставить полки диванов на предохранители.
3.3.6. Мыть и протирать окна при наличии битых стекол и неисправных рам не допускается.
3.3.7. При уборке тамбура необходимо запереть боковые и торцевые (наружные) двери на замок и убедиться в том, что крышки потолочных люков, крышки и дверцы угольных стояков закрыты
3.3.8. Обмывку нижней стороны откидной площадки следует производить со ступенек, держась за поручень, и убедившись в надежной фиксации поднятой площадки. При протирке пазов наружного дверного проема следует присесть и держаться за специальную ручку, закрепив дверь на фиксатор. При отсутствии ручки держаться за поручень.
3.3.9. Проводить обработку унитазов, умывальных чаш, мусорных емкостей и пепельниц дезинфицирующими средствами следует в резиновых перчатках. После уборки туалетов необходимо провести гигиеническую обработку рук с применением дезинфицирующих средств с последующим мытьем рук теплой водой.
3.3.10. В вагонах с электрическим отоплением влажную уборку и мытье полов необходимо производить при отключенном питании электропечей.
3.3.11. В вагонах с комбинированным отоплением мыть полы разрешается без отключения нагревательных элементов котла отопления, кроме полов котельного отделения и полов рабочего тамбура.
3.3.12. Сбор мусора в вагоне необходимо производить в специальные полиэтиленовые мешки и удалять его из вагона в мусоросборники, установленные на междупутьях в пунктах формирования (оборота) состава.
Выбрасывать мусор на железнодорожные пути, междупутья и другие места, не предназначенные для этих целей, запрещается.
3.3.13. При начале маневровой работы необходимо прекратить уборку вагона, сесть на нижнюю полку и не производить никаких действий до полного окончания маневровых работ. Боковые двери вагона должны быть заперты, кроме двери тамбура, в котором находится составитель поезда.
3.3.14. При входе и выходе из вагона необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
открывать дверь вагона только после полной остановки вагона;
зафиксировать открытую дверь на фиксатор. В момент подъема откидной площадки находиться от нее на безопасном расстоянии. Если откидная площадка не открылась автоматически, то ее следует открыть принудительно, осторожно придерживая рукой. Открытую откидную площадку надежно закрепить на фиксатор;
убедиться в надежном креплении поручней входных дверей и откидных площадок, подножек и ступенек вагона;
при сходе с вагона располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава по соседнему железнодорожному пути или транспортного средства по платформе (перрону);
спускаться вниз по подножкам вагона из тамбура осторожно, держась обеими руками за поручни, и не отрывать рук до тех пор, пока ноги не коснутся земли. Прыгать с тамбурной площадки или с подножки вагона не допускается;
закрывать и открывать двери плавно, без стука, держась только за ручку двери и располагаясь лицом к ней. Держаться за дверные пазы, наружные решетки, а также закрывать снаружи боковые тамбурные двери, держась за решетку, не допускается.
при переходе из вагона в вагон убедиться в том, что фартуки переходных площадок, их фиксаторы и резиновое ограждение перехода не имеют повреждений, угрожающих безопасному проходу. Фартуки переходных площадок должны быть в опущенном положении. При поднятых фартуках опускать их плавно, действием "от себя". Фартук соседнего вагона должен опустить мойщик-уборщик соседнего вагона. При его отсутствии выйти из вагона, перейти в соседний вагона и опустить фартук действием "от себя".
В зимнее время переходные площадки следует очищать от снега и льда. При переходе из вагона в вагон необходимо становиться на верхнюю поверхность фартука, а рукой держаться за специальную скобу межвагонного суфле.
3.3.15. При внутреней уборке вагона необходимо применять индивидуальные защитные средства (халат, резиновые перчатки, галоши).

3.4. Требования охраны труда при механизированной уборке
внутренних помещений вагона

3.4.1. Эксплуатировать вакуумные, моющие и другие установки, применяемые при механизированной уборке внутренних помещений вагона, необходимо в соответствии с эксплуатационной документацией завода-изготовителя на данную установку и использовать установки только для тех работ, которые предусмотрены инструкцией по их эксплуатации.
3.4.2. При эксплуатации установок необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
производить присоединение и отсоединение шлангов для подачи воды (воздуха) только при выключенной установке;
проверять закрепление шлангов перед включением установки;
не допускать перекручивания, переламывания или запутывания шлангов, а также не прокладывать или пропускать их по шероховатым, острым краям и поверхностям оборудования вагона, рельсам При повреждении шлангов их необходимо заменить;
избегать очагов открытого огня вблизи установки.
3.4.3. При эксплуатации вакуумной установки не допускается всасывание ветоши, громоздких предметов, клейкой пыли, металлических предметов, а также агрессивных химических, маслянистых, вязких и других материалов, могущих привести к засорению фильтра установки, закупорке труб и шлангов, а также взрыву, угрожающему здоровью человека;
3.4.4. При возникновении закупорки всасывающего трубопровода необходимо выключить вакуумную установку и устранить неисправность

4 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. Действия мойщика-уборщика при возникновении аварий и
аварийных ситуаций

4.1.1. При наружной и внутренней обмывке вагонов могут возникнуть аварии и аварийные ситуации, например, загорание вагона.
4.1.2. При возникновении аварийной ситуации или аварии мойщик-уборщик должен прекратить работу, немедленно сообщить о случившемся руководителю работ (бригадиру) и далее выполнять его указания или действовать в соответствии с утвержденным в депо планом ликвидации аварий. При наличии пострадавших в результате аварии принять участие в оказании им первой помощи.
4.1.3. При возникновении очага пожара в вагоне необходимо обесточить его, нажав на кнопку <аварийное отключение> на электрощите в служебном купе, и приступить тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения. Если очаг пожара не может быть ликвидирован своими силами и средствами необходимо сообщить в пожарную охрану, руководителю работ (бригадиру) и организовать эвакуацию материальных ценностей.
4.1.4. Мойщики-уборщики, находящиеся поблизости от места аварии, по сигналу тревоги должны немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в оказании пострадавшему первой помощи или устранении аварийной ситуации.
4.1.5. При загорании не обесточенного электрооборудования напряжением до 1000 В следует применять только углекислотные или порошковые огнетушители. При тушении не следует подносить раструб огнетушителя на расстояние ближе 1 м к электроустановке (контактной сети) и пламени. При пользовании углекислотным огнетушителем не следует браться за раструб огнетушителя.
4.1.6. Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается только углекислотными и порошковыми огнетушителями. Тушить горящие предметы водой и воздушно-пенными огнетушителями можно только после указания руководителя работ или другого ответственного лица о том, что напряжение с контактной сети снято и она заземлена.
4.1.7. Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети, находящейся под напряжением, может быть допущено без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м.
4.1.8. Тушение пожара внутренними пожарными кранами должны производить два человека: один раскатывает рукав от крана к месту пожара, второй по команде работника, раскатывающего рукав, открывает кран.
4.1.9. При тушении пламени песком совок, лопату и иные подобные инструменты не следует поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.
4.1.10. При тушении очага загорания кошмой, пламя следует накрывать так, чтобы огонь из-под кошмы не попадал на человека, тушащего пожар.
4.1.11. При загорании на человеке одежды необходимо как можно быстрее погасить огонь, но при этом нельзя сбивать пламя незащищенными руками. Воспламенившуюся одежду необходимо быстро сбросить, сорвать, либо погасить, заливая водой. На человека в горящей одежде можно накинуть ткань, одеяло, брезент, которые после ликвидации пламени необходимо убрать.
4.1.12. При пользовании воздушно-пенными (порошковыми, углекислотными) огнетушителями струю пены (порошка, углекислоты) направлять в сторону от людей. При попадании пены (порошка, углекислоты) на незащищенные участки тела необходимо стереть ее платком или другим материалом и тщательно смыть чистой водой.
4.1.13. При обнаружении посторонних подозрительных предметов запрещается осуществлять какие-либо действия с ними. Необходимо изолировать доступ к ним окружающих и немедленно сообщить об этом руководителю работ (бригадиру), работникам правоохранительных органов.

4.2. Действия мойщика-уборщика по оказанию первой помощи
пострадавшим

4.2.1. Механические травмы
При получении механической травмы необходимо остановить кровотечение. При венозном кровотечении кровь темная, вытекает сплошной струей. Способ остановки - давящая повязка в области ранения, придание пострадавшей части тела возвышенного положения. При артериальном кровотечении - алая кровь, вытекает быстро пульсирующей или фонтанирующей струей. Способ остановки кровотечения - наложение жгута, закрутки или резкое сгибание конечности в суставе с фиксацией ее в таком положении.
Жгут на конечности накладывают выше места ранения, обводя его вокруг поднятой кверху конечности, предварительно обернутой какой-либо мягкой тканью, и связывают узлом на наружной стороне конечности. После этого первый виток жгута необходимо прижать пальцами и убедиться в отсутствии пульса. Следующие витки жгута накладывают с меньшим усилием.
Жгут на шею накладывают без контроля пульса, охватывая им вместе с шеей заведенную за голову руку, и оставляют до прибытия врача. Для герметизации раны накладывают чистую салфетку или многослойную ткань (упаковку бинта).
При наложении жгута (закрутки) под него обязательно следует положить записку с указанием времени его наложения. Жгут можно наложить не более чем на один час.
При переломах, вывихах необходимо наложить на поврежденную часть тела шину (стандартную или изготовленную из подручных средств, - доски, рейки) и с помощью бинта зафиксировать ее так, чтобы обеспечить неподвижность поврежденного участка тела. При открытых переломах необходимо до наложения шины перевязать рану. Шину располагают так, чтобы она не ложилась поверх раны и не давила на выступающую кость.
При падении с высоты, если есть подозрение, что у пострадавшего сломан позвоночник (резкая боль в позвоночнике при малейшем движении), необходимо дать пострадавшему обезболивающее средство и уложить на ровный твердый щит или широкую доску. Необходимо помнить, что пострадавшего с переломом позвоночника следует перекладывать с земли на щит осторожно, уложив пострадавшего набок, положить рядом с ним щит и перекатить на него пострадавшего. При болях в шейном отделе позвоночника необходимо зафиксировать голову и шею. Пострадавшего с травмой позвоночника запрещается сажать или ставить на ноги.
При растяжении связок необходимо наложить на место растяжения давящую повязку и холодный компресс.
Не допускается самим предпринимать каких-либо попыток вправления травмированной конечности.

4.2.2. Термические ожоги
При ожогах первой степени (наблюдается только покраснение и небольшой отек кожи) и ожогах второй степени (образуются пузыри, наполненные жидкостью) необходимо наложить на обожженное место стерильную повязку. Не следует смазывать обожженное место жиром и мазями, вскрывать или прокалывать пузыри.
При тяжелых ожогах (некроз тканей) следует на обожженное место наложить стерильную повязку и немедленно отправить пострадавшего в медицинскую организацию. Запрещается смазывать обожженное место жиром или мазями, отрывать пригоревшие к коже части одежды. Пострадавшему необходимо дать обезболивающее лекарство, обильное питье.

4.2.3. Травмы глаз
При ранениях глаза острыми или колющими предметами, а также повреждениях глаза при сильных ушибах пострадавшего следует срочно направить в медицинскую организацию. Попавшие в глаза предметы не следует вынимать из глаза, чтобы еще больше не повредить его. На глаз наложить стерильную повязку.
При попадании пыли или порошкообразного вещества в глаза промыть их слабой струей проточной воды.
При ожогах химическими веществами, необходимо открыть веки и обильно промыть глаза в течение 10-15 минут слабой струей проточной воды, после чего пострадавшего отправить в медицинскую организацию.
При ожогах глаз горячей водой, паром промывание глаз не проводится. Глаза закрывают стерильной повязкой и пострадавшего направляют в медицинскую организацию.

4.2.4. Электротравмы
При отделении пострадавшего от токоведущих частей, к которым он прикасается, оказывающий помощь не должен прикасаться к пострадавшему без применения надлежащих мер предосторожности, так как это опасно для жизни. Он должен следить за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью или под напряжением шага, находясь в зоне растекания тока замыкания на землю.
При поражении электрическим током необходимо как можно быстрее освободить пострадавшего от действия электрического тока (отключить электроустановку, которой касается пострадавший, с помощью выключателя, рубильника или другого отключающего аппарата, а также путем снятия предохранителей, разъема штепсельного соединения).
При напряжении до 1000 В для отделения пострадавшего от токоведущих частей или провода следует воспользоваться канатом, палкой, доской или каким-либо другим сухим предметом, не проводящим электрический ток. Можно оттащить пострадавшего от токоведущих частей за одежду (если она сухая и отстает от тела), избегая при этом прикосновения к окружающим металлическим предметам и частям тела пострадавшего, не прикрытым одеждой. Можно оттащить пострадавшего за ноги, при этом оказывающий помощь не должен касаться его обуви или одежды без средств электрозащиты своих рук, так как обувь и одежда могут быть сырыми и являться проводниками электрического тока. Можно изолировать себя от действия электрического тока, встав на сухую доску. При отделении пострадавшего от токоведущих частей следует действовать одной рукой.
Если электрический ток проходит в землю через пострадавшего, который сжимает в руке провод, находящийся под напряжением, то прервать действие электрического тока можно следующим образом:
отделить пострадавшего от земли (подсунуть под него сухую доску или оттянуть ноги от земли веревкой или одеждой);
перерубить провод топором с сухой деревянной рукояткой;
сделать разрыв, применяя инструмент с изолирующими рукоятками (кусачки, пассатижи).
Если пострадавший находится на высоте, то отключение установки и тем самым освобождение пострадавшего от действия тока может вызвать его падение с высоты. В этом случае необходимо принять меры для предотвращения дополнительных травм.
В тех случаях, когда пострадавший от поражения электрическим током не дышит или дышит редко, судорожно, необходимо проводить искусственное дыхание. В случае отсутствия дыхания и пульса надо немедленно применить искусственное дыхание и массаж сердца. Искусственное дыхание и массаж сердца делаются до тех пор, пока не восстановится естественное дыхание пострадавшего или до прибытия врача
После того, как пострадавший придет в сознание, необходимо, при наличии у него электрического ожога, на место электрического ожога наложить стерильную повязку.

4.2.5. Отравления
При отравлении недоброкачественными пищевыми продуктами необходимо вызвать у пострадавшего искусственную рвоту и промыть желудок, давая ему выпить до 3-х литров холодной воды, подкрашенной марганцовокислым калием, или слабого раствора питьевой соды. После этого дать выпить 1-2 таблетки активированного угля.
При отравлении ядом прижигающего действия (концентрированные растворы кислот и щелочей) через желудочно-кишечный тракт пострадавшему, до прибытия скорой помощи, рекомендуется дать охлажденную воду. В случае сильной боли в животе, кровавой рвоты пострадавшего следует уложить и на подложечную область положить лед Слабительные при этих отравлениях не применяют во избежание попадания кислоты или щелочи в кишечник.
При отравлении газами, аэрозолями, парами вредных веществ пострадавшего необходимо вывести на свежий воздух или устроить в помещении сквозняк, открыв окна и двери.
При остановке дыхания и сердечной деятельности приступить к искусственному дыханию и массажу сердца.

4.2.6. Переохлаждение
При переохлаждении пострадавшего (озноб, мышечная дрожь, заторможенность и апатия, бред, галлюцинации, неадекватное поведение, посинение или побледнение губ, снижение температуры тела) необходимо укрыть его, предложить теплое сладкое питье или пищу с большим содержанием сахара и быстро доставить в теплое помещение. В помещении необходимо снять одежду, растереть тело, а затем укрыть теплым одеялом или надеть теплую сухую одежду.
Во всех случаях травмирования пострадавшего следует направить в медицинскую организацию.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. После получения извещения от руководителя работ (бригадира) об окончании работ мойщик - уборщик должен отойти в безопасное место или помещение отдыха.
5.2. По окончании работ мойщик - уборщик должен:
привести в порядок свое рабочее место;
промыть уборочный инвентарь, приспособления и ветошь с использованием моющих и дезинфицирующих средств, просушить и убрать в специально предназначенные для них места или кладовые;
собрать и вынеси использованный обтирочный материал и мусор в предназначенный для этого контейнер;
моющие и дезинфицирующие средства убрать под замок.
5.3. После окончание работы на уборочном оборудовании необходимо отключить его от электросети, очистить от пыли и грязи и переместить в место для хранения.
5.4. Вымыть, руки в резиновых перчатках с мылом; вытереть досуха и снять перчатки. Принять душ.
5.5. О всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы, и о принятых мерах к их устранению, необходимо сообщить мастеру (бригадиру).