ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

25 июня 2007 г.

N 1161р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О случаях схода вагонов с рельсов в грузовых поездах
N 2764 и N 3434 на перегонах Гартмашевка - Зориновка и
Валуйки - Рай Юго-Восточной железной дороги

Обстановка с обеспечением безопасности движения поездов в путевом хозяйстве сети железных дорог в последнее время складывается крайне неблагополучная. В мае текущего года допущено 6 случаев схода подвижного состава в организованных поездах (2006 г. - 1), из них два случая на Юго-Восточной железной дороге.
19 мая 2007 года в 17 часов 40 минут на 876 км пикет 1 второго главного пути перегона Гартмашевка - Зориновка Лискинского отделения Юго-Восточной железной дороги в кривой радиусом 655 м при скорости 43 км/час в грузовом поезде N 2764 допущен сход с рельсов 12 вагонов.
В сошедшем состоянии вагоны проследовали 280 метров. В результате схода поврежден путь на протяжении 200 метров. Перерыв в движении поездов по второму главному пути составил 18 часов 40 минут, движение по первому главному пути не прерывалось.
Путь на месте схода бесстыковой, рельсы типа Р-65, шпалы железобетонные, балласт щебеночный, грузонапряженность - 56,6 млн.т.-км бр. на км/год. Пропущенный тоннаж 320,3 млн т. брутто.
По результатам последнего прохода вагона-путеизмерителя ПС-042 14 мая 2007 г. состояние пути на 876 км оценено в 10 баллов (3 неисправности II степени).
Расследованием установлено, что в ночь с 14 на 15 мая 2007 года на участке с 867 км пикет 8 по 868 км пикет 5 второго главного пути перегона Гартмашевка - Зориновка производился усиленный средний ремонт пути. На этом перегоне, в это же "окно", было выполнено восстановление целостности рельсовых плетей методом алюминотермитной сварки на 876 км пикет 1 посредством вваривания двух рубок. Температура рельса при производстве сварочных работ была + 20 градусов.
В ночь с 18 на 19 мая т. г. при температуре воздуха +14 градусов С на участке с 875 км пк 5 по 876 км пк 3 перегона Гартмашевка - Зориновка проводились работы по усиленному среднему ремонту пути с глубокой очисткой балласта и применением соответствующего комплекса путевых машин. Разрядка одной из щебнеочистительных машин произведена в месте сварки плети. В результате температура закрепления рельсовой плети была значительно понижена.
Днем, 19 мая т. г., при повышении температуры рельсов до +41 градусов С в круговой кривой 876 километра из-за значительных температурных напряжений в рельсах образовался угол в плане величиной 350 мм на протяжении 15 метров, с последующим выбросом пути и сходом вагонов с рельсов.
В ходе расследования выявлено случаи невыполнения требований ряда распоряжений и указаний ОАО "РЖД", а также ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей руководителями Лискинского отделения дороги и Россошанской дистанции пути.
Начальник Россошанской дистанции пути Хахубия В.Б. не контролирует должным образом работу своих заместителей и дорожных мастеров в части обеспечения безопасности движения поездов при производстве путевых работ. Не организовал своевременную разрядку температурных напряжений в рельсовых плетях бесстыкового пути после производства работ по усиленному среднему ремонту пути.
Заместитель начальника Лискинского отделения - главный ревизор по безопасности движения поездов Зуев A.M. не предъявляет должных требований к руководителям дистанций пути по выполнению ими требований нормативно - правовых актов МПС России и внутренних документов ОАО "РЖД" по вопросам обеспечения безопасности движения поездов.
Начальник Лискинского отделения дороги Аксенов С.В. снизил требовательность к своим заместителям, руководителям отделов отделения дороги, предприятий в вопросах обеспечения безопасности движения поездов, неудовлетворительно организовал рассмотрение плана производства работ в "окно". Не обеспечил осуществление комплекса дополнительных мер в период высоких температур, в соответствии с требованиями распоряжения ОАО "РЖД" от 25 сентября 2006 г. N 1928р и требований телеграфного указания ОАО "РЖД" от 14 мая 2007 г. N ВБ-5221.
Несмотря на допущенный случай схода 12 вагонов 19 мая 2007 года на перегоне Гартмашевка - Зориновка, неоднократные требования руководства ОАО "РЖД" на Юго-Восточной железной дороге не принимаются исчерпывающие меры по предупреждению случаев схода подвижного состава в поездах.
31 мая 2007 года в 17 часов 15 минут на 731 км пикет 5 второго главного пути перегона Валуйки - Рай Белгородского отделения Юго-Восточной железной дороги в прямом участке пути, при скорости 68 км/ч, на спуске 7,7 %, в поезде N 3434 допущен сход хвостового вагона N 95339180.
В результате схода повреждено 2100 метров пути, вагон в объеме текущего отцепочного ремонта. Перерыв в движении поездов по нечетному пути составил 3 часа 15 минут, по четному пути 26 часов 34 минуты.
Путь на месте схода бесстыковой, грузонапряженность 10,9 млн тн.-км брутто/км в год, пропущенный тоннаж 385,0+87,7 млн.тн.брутто, рельсы типа Р-65, шпалы железобетонные с эпюрой 1840 штук на километр, балласт щебеночный. Установленная скорость движения поездов 100/80 км/час. Рельсовые плети с 731 км пк 1+75 по 731 км пк 9+76 15 апреля 1982 года закреплены при температуре +36 градусов С.
Во время схода подвижного состава температура рельсов составляла +53 градусов С.
Второй главный путь перегона Валуйки - Рай 15 июня 2005 года отремонтирован усиленным средним ремонтом при температуре рельсов +29 градусов С.
По результатам весеннего осмотра пути выявлено 10 дефектных шпал, процент незакрепленных клеммных болтов составил 15%.
При последнем проходе вагона-путеизмерителя ПС-060 29 мая 2007 г. состояние пути на этом километре оценено в 40 баллов (хорошо), выявлено 8 неисправностей II-й степени.
Комиссионным осмотром и инструментальным обмером сошедшего вагона N 95339180 выявлены отступления от требований Инструкции по ремонту тележек РД 32 ЦВ 052-2002 при производстве деповского ремонта: разность по высоте пружин рессорных комплектов в 1-й тележке до 12 мм, во 2-й тележке до 15 мм, при норме не более 4 мм; разница расстояний "А" первой по ходу надрессорной балки N 31711 составляет 9 мм, второй по ходу надрессорной балки N 5210 составляет 15 мм. при норме не более 5мм. Фрикционные клинья первой по ходу тележки имеют износ до 7 мм, при норме не более 3 мм. В сопрягаемом с первой тележкой пятнике, в месте перехода от цилиндрической части к опорной плоскости, имеется выкрашивание металла, по некачественно произведенной наплавке при ремонте, а так же фрагменты металла в подпятнике отколотые ранее от пятника.
Из-за повышения температуры рельсов до 53 градусов С, что превысило температуру закрепления рельсовых плетей бесстыкового пути (+36 градусов С), рельсовые плети N 7301Л и N 7301П находились в температурно-напряженном состоянии. Наличие высоких температурных напряжений в рельсовых плетях, при движении поезда привело к образованию резкого угла в плане под последним вагоном, движущимся с повышенной отрицательной динамикой из-за наличия отступлений от нормативных требований при выпуске вагона из деповского ремонта с последующим его сходом с рельсов.
Заместитель начальника Белгородского отделения - начальник отдела пути Сорокин А.И. не предъявляет должных требований к своим заместителям и руководителям дистанций пути в части обеспечения безопасности движения поездов при производстве путевых работ, упустил контроль за ведением технической документации бесстыкового пути в дистанциях пути, не принял мер к исполнению телеграфного указания ОАО "РЖД" от 5 мая 2007 г. N ВП-4930 в части постановки рельсовых плетей бесстыкового пути в оптимальный интервал температур.
Начальник Белгородского отделения дороги Сапков В.А., неудовлетворительно организовал работу по выполнению телеграфного указания ОАО "РЖД" от 14 мая 2007 г N ВБ-5221 по случаю схода вагонов в электропоезде на Северо-Кавказской железной дороге, не принял должных мер по приведению плетей бесстыкового пути в соответствие с нормативными требованиями.
Главный инженер службы пути Юго-Восточной железной дороги Зубко П.Е. неудовлетворительно организовал обучение руководителей структурных подразделений в части организации работ по содержанию и ремонту бесстыкового пути. Упустил контроль за работой технических отделов дистанций пути и службы пути по ведению технической документации бесстыкового пути.
Начальник службы пути Юго-Восточной железной дороги Богатырев С.В. не обеспечил необходимый уровень организации текущего содержания пути, неудовлетворительно организовал работы по приведению бесстыкового пути в соответствие с условиями эксплуатации, снизил требовательность к руководителям дистанций и отделов пути отделений дороги по повышению уровня безопасности движения поездов.
Заместитель начальника Юго-Восточной железной дороги по путевому хозяйству Раенок Д.Л. не обеспечил качественное проведение весеннего комиссионного осмотра пути и устранение вскрытых недостатков. Снизил требовательность к руководителям службы пути, дирекции по ремонту пути, отделов пути отделений и дистанций пути, в части качественной подготовки к проведению "окон" и соблюдения технологии ремонтно-путевых работ.
Заместитель начальника дороги - главный ревизор по безопасности движения Вершебалюк Ю.Ф. снизил требовательность к руководителям путевого хозяйства железной дороги и отделений дороги в части проведения ими профилактической работы по укреплению технологической дисциплины и предупреждению нарушений безопасности движения поездов.
Первый заместитель начальника Юго-Восточной железной дороги Бавыка А.В. не принимал необходимых мер по устранению имеющихся в хозяйстве пути недостатков, укреплению трудовой и технологической дисциплины и повышению уровня безопасности движения поездов.
Руководство ОАО "РЖД" принимает к сведению, что за допущенные случаи схода вагонов с рельсов в грузовых поездах N 2764 и N 3434 приказами начальника Юго-Восточной железной дороги от 28 мая 2007 г. N 504/Н и от 7 июня 2007 г. N 537/Н ряд руководителей Лискинского и Белгородского отделений железной дороги, службы пути были привлечены к дисциплинарной ответственности.
В целях повышения уровня безопасности движения поездов в путевом хозяйстве железных дорог:
1. Начальникам железных дорог:
1.1. Ознакомить с обстоятельствами и причинами допущенных сходов вагонов с рельсов в грузовом поезде N 2764 на перегоне Гартмашевка-Зориновка Лискинского отделения и в грузовом поезде N 3434 на перегоне Валуйки - Рай Белгородского отделения Юго - Восточной железной дороги всех причастных работников путевого хозяйства, связанных с движением поездов под роспись.
1.2. Повысить ответственность заместителей начальников железных дорог, начальников служб пути, дирекций по ремонту пути, начальников отделений железных дорог за организацию, качественную подготовку и проведение "окон", предоставленных для выполнения путевых работ с применением путевых машин.
2. Заместителям начальников железных дорог по путевому хозяйству:
2.1 Организовать проведение на отделениях дороги семинаров по изучению технологии содержания и ремонта бесстыкового пути с участием начальников дистанций пути, главных инженеров и заместителей начальников дистанций пути, начальников технических отделов дистанций пути, инженеров технических отделов ведущих учет эксплуатации бесстыкового пути, техников околотков.
2.2. Запретить производство работ, связанных с нарушением устойчивости бесстыкового пути в период высоких температур (температура воздуха более +25 градусов С). При необходимости выполнения работ по исправлению геометрических параметров пути, в том числе и по показаниям путеизмерительных вагонов, осуществлять выправкой на регулировочные прокладки соблюдая технологию ее выполнения. Работы связанные с нарушением целостности рельсовой колеи выполнять только в технологические "окна".
2.3. В срок до 30 июня 2007 г. обеспечить проведение инвентаризации рельсовых плетей бесстыкового пути. В ходе проверки уделять особое внимание продольным смещениям рельсовой плети относительно рисок на маячных шпалах. По итогам инвентаризации организовать незамедлительные работы на рельсовых плетях, требующих ввода в оптимальный температурный интервал.
2.4. Незамедлительно организовать проверку уравнительных пролетов, участков примыкания звеньевого пути к бесстыковому и при отсутствии стыковых зазоров выполнить разрядку концов рельсовых плетей с заменой примыкающих к ним рельсов на укороченные, с обязательным закреплением примыкающего звеньевого пути с постановкой противоугонов согласно установленной схемы закрепления.
3. В связи с недостаточным уровнем знаний требований нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" по ведению путевого хозяйства и организации обеспечения безопасности движения поездов, направить заместителя начальника Белгородского отделения - начальник отдела пути Сорокина А.И. и начальника Белгородского отделения дороги Сапкова В.А. на внеочередную проверку знаний в комиссию при управлении Юго-Восточной железной дороги.
4. За ухудшение безопасности движения поездов в путевом хозяйстве, допущенные случаи схода подвижного состава в грузовых поездах на перегонах Гартмашевка - Зориновка и Валуйки - Рай, начальник службы пути Юго-Восточной железной дороги Богатырев С.В. заслуживает освобождения от занимаемой должности. Однако, учитывая, что приказом начальника дороги от 28 мая 2007 г. N 504/Н он привлечен к дисциплинарной ответственности, предупредить его, оставив в занимаемой должности под личную ответственность начальника железной дороги. По итогам работы за 8 месяцев рассмотреть в ОАО "РЖД" его соответствие занимаемой должности.
5. Предупредить заместителя начальника Юго-Восточной железной дороги по путевому хозяйству Раенка Д.Л., что если им не будут приняты меры по устранению недостатков, вскрытых при весеннем комиссионном осмотре пути и не приведен в соответствие с нормативными условиями бесстыковый путь, будет рассмотрен вопрос о соответствии его занимаемой должности.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента пути и сооружений Павленко В.В.

Вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Б.Воробьев