ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
УТВЕРЖДАЮ:
Вице-президент ОАО "РЖД"
Б.М.Лапидус
4 июня 2007 г. N БЛ-6188
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ СРЕДНЕЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПО ХОЗЯЙСТВАМ И ОСНОВНЫМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ГРУППАМ
Производительность труда характеризует результативность конкретного труда, определяет степень эффективности целесообразной производительной деятельности за определенный период времени.
Различают локальную или групповую производительность труда, то есть производительность труда в отрасли, подотрасли; индивидуальную производительность, то есть производительность труда на предприятии в целом, в цехе, в бригаде, на участке, на рабочем месте.
Для характеристики локальной и индивидуальной производительности используются такие показатели как выработка продукции или трудоемкость продукции.
С целью оценки эффективности использования трудовых ресурсов Компании необходимо определение производительности труда работников как отдельных хозяйств железных дорог, так и основных производственных групп.
Так, производительность труда работников отдельных хозяйств дорог и основных производственных групп, деятельность которых непосредственно связана с перевозочной работой, рассчитывается на основе тонно- или пассажирокилометровой работы, а для контингента хозяйств и производственных групп, обслуживающих технические средства, - на основе выполненного объема работ этими хозяйствами и производственными группами.
Производительность труда работников отдельных хозяйств или производственной группы определяется отношением показателя, характеризующего выполнение основного объема работы работниками конкретного хозяйства или производственной группы, к среднесписочной численности контингента работников, занятых на перевозках.
Так как производительность труда работников отдельных хозяйств и производственных групп определяется на основе различных натуральных показателей, которые не являются сопоставимыми, то производительность труда в среднем по дороге целесообразно рассчитывать на основе производительности труда работников отдельного хозяйства или производственной группы.
Система показателей
Система показателей представлена обобщающим показателем
___дороги
средней производительности труда на дороге (Int ) в процентах
труда
(формула 1) и основными факторами, влияющими на ее величину:
- производительность труда работников i-го хозяйства
(производственной группы), Int
труда
- среднесписочная численность работников i-го хозяйства
(производственной группы), Ч
сп
Информационная база
Показатели, применяемые для измерения производительности труда работников отдельных хозяйств железных дорог, а также основных производственных групп, приведены в табл.1.
Показатели для оценки производительности труда работников отдельных хозяйств и основных производственных групп
Хозяйства и производственные группы | Показатели для расчета | Источник информации |
Локомотивное | Тонно-км брутто во всех | Статистическая |
Локомотивные | ||
Работники, | Объем ремонтов ТР-1, | Форма ТО-2 по |
Работники, | Локомотиво-сутки | Статистическая |
Хозяйство | Количество технических | Форма |
Электромонтеры | ||
Электромеханики | ||
Хозяйство связи | Количество технических | Форма |
Электромонтеры | ||
Электромеханики | ||
Вагонное | Количество технически | Информация |
Работники, | Количество технически | Информация |
Работники, | Количество выпущенных | Информация |
Хозяйство | Приведенные тонно-км, | Формы |
Штат по | Транзитные вагоны с | Форма ДО-6 "Отчет |
Федеральная | Пассажирооборот на всем | Форма |
Проводники | Пассажирооборот на всем | Форма |
Хозяйство | Погрузка + выгрузка в | Форма ГО-10 |
Приемосдатчики | ||
Хозяйство пути | Тонно-км брутто во всех | Статистическая |
Хозяйство | Тонно-км брутто, | Статистическая |
Электромонтер, | Развернутая длина | Форма |
______________________________
(1) - Определяются в соответствии с нормативным документом, утвержденным ОАО "РЖД" 28.04.2007 г. "Показатели для расчета производительности труда в структурных подразделениях вагонного хозяйства"
Среднесписочная численность работников соответствующих производственных групп и хозяйств отражается в статистической отчетности ОАО "РЖД" формы 1-т (ЦТО-1) "О численности и заработной плате работников".
Методические рекомендации разработаны Департаментом анализа конъюнктуры рынка ОАО "Российские железные дороги": Е.В.Белкина, Е.В.Зайцева.
2. Прядок расчета средней производительности труда работников по хозяйствам и основным производственным группам
Расчет средней производительности труда работников может проводиться как по основным производственным группам, так и по отдельным хозяйствам, приведенным в табл. 1.
Во-первых, необходимо рассчитать производительность труда работников отдельных хозяйств или производственных групп по каждой дороге и сети железных дорог в целом как отношение объема работы работников конкретного хозяйства или производственной группы к их среднесписочной численности, занятой на перевозках.
Во-вторых, рассчитать соотношение производительности труда работников конкретного хозяйства или производственной группы каждой железной дороги к сетевой величине.
В-третьих, рассчитать средневзвешенное отношение производительности труда работников основных хозяйств по каждой дороге к сетевому уровню на основе отношений производительности труда работников по хозяйствам (или производственным группам) по следующей формуле:
Пример расчета:
Пассажирооборот Октябрьской дирекции по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании (далее - дирекция) в 2005 году составил 13 767,4 млн. пасс-км (по сети железных дорог - 118 941,0 млн. пасс-км).
Среднесписочная численность работников Октябрьской дирекции, занятых на перевозках, в 2005 г. составила 11999 чел. (по сети железных дорог - 109 672 чел.).
Таким образом, производительность труда работников Октябрьской
13767,4 млн.пасс-км
дирекции в 2005 г. составила ───────── = 1,15 ─────────────,
11999 чел.
118941 млн.пасс-км
по сети - ──────── = 1,08 ─────────────.
109672 чел.
Производительность труда работников пассажирского хозяйства, занятых на перевозках в целом по сети железных дорог, в 2005 г. составила 1,08 млн. пасс-км/чел, (принимаем равной 100%), Октябрьской дирекции - 1,15 млн. пасс-км/чел, или 106,5% от среднего по сети уровня.