Распоряжение ОАО РЖД от 13.08.2008 N 1712р

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 августа 2008 г. N 1712р

О КРУШЕНИИ ПАССАЖИРСКОГО ПОЕЗДА N 326 НА ПЕРЕГОНЕ ШИМАНОВСКАЯ - СЕЛЕТКАН СВОБОДНЕНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

(В ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 26.03.2013 N 725р)

12 июня 2008 г. на 7736 километре второго главного пути перегона Шимановская - Селеткан Свободненского отделения Забайкальской железной дороги допущено крушение пассажирского поезда N 326 сообщением Нерюнгри - Хабаровск при скорости 88 км/час со сходом 13 вагонов, начиная со 2-го с головы состава.
В результате крушения сбито 6 опор контактной сети, повреждено 13 пассажирских вагонов и 200 метров пути. Перерыв в движении по четному пути составил 14 часов 25 минут, задержано 33 пассажирских, 19 пригородных и 303 грузовых поездов. Материальный ущерб ОАО "РЖД" составил предварительно 35588 тысяч рублей.
В поезде находилось 412 человек, в том числе 47 детей, за медицинской помощью обратилось 94 человека, 5 из которых были госпитализированы. На месте происшествия работали 5 бригад скорой помощи.
Причиной крушения явилось нарушение технологии производства работ по устранению неисправностей, выявленных при проходе путеизмерительного вагона, что привело к образованию угла в плане с последующим выбросом пути.
Расследованием установлено, что при выходе поезда из левой кривой перегона Шимановск - Селеткан на 7736 км машинист Фалеев А.Л. на расстоянии около 200 метров увидел угол в плане, применил экстренное торможение, но из-за малого расстояния наезд на неисправный участок пути предотвратить не смог.
Данный километр был отремонтирован усиленным капитальным ремонтом в сентябре 2007 года. При принудительном вводе рельсовых плетей в оптимальный интервал температур 1 ноября 2007 г. путевой машинной станцией Ушумун (ПМС-185 Жук В.И.) в нарушение пункта 4.7.3 Технических указаний по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути, утвержденных МПС России 31 марта 2000 г. (ТУ-2000) была организована работа по растяжению одновременно всей плети "при требовании ввода в оптимальную температуру полуплетями" с перепадом температур +22 град.С "при допустимом перепаде +10 град.С в кривой радиусом 650 м и менее". Нарушен пункт 5(д) распоряжения ОАО "РЖД" от 17 июля 2007 г. N 1322р "О случае схода вагонов в пригородном поезде на перегоне Поливянский - Развильная Северо-Кавказской железной дороги", так как указанная плеть находилась в кривой с минимальным радиусом 586 м.
Со стороны руководства Михайло-Чесноковской дистанции пути (ПЧ Холопенко В.Д.) неудовлетворительно осуществлялся контроль за качеством работ и соблюдением требований по безопасности движения поездов в части ввода плетей в оптимальный интервал температур, в результате был нарушен пункт 5(д) распоряжения ОАО "РЖД" от 17 июля 2007 г. N 1322р и пункт 4.7.3 ТУ-2000.
В результате указанных нарушений плеть не была введена в оптимальный интервал температур по всей длине. С более высокой температурой закреплено начало плети и практически не разряжена средняя часть и конец плети. При понижении температуры рельсов в зимний период эксплуатации на 7736 км пк 2 - 4 плеть имела на "маячных" шпалах смещение контрольных сечений рельсов до 38 мм.
Дистанцией пути с ноября 2007 г. по май 2008 г. для устранения сверхнормативных стыковых зазоров в уравнительных пролетах производилась неоднократная смена рельсов, а 21 декабря 2007 г. и 18 января 2008 г. вместо того, чтобы детально разобраться с причиной угона, произведена обрезка начала плетей с укладкой дополнительных рельсов длиной 12,44 м и только после этого на 7736 км пк 1-2 были выполнены работы по закреплению клеммных и закладных болтов до нормативных значений при температуре -22 град.С.
Как следствие, 19 мая 2008 г. при повышении температуры рельсов, путеизмерительным вагоном ПС-031 на месте схода было выявлено отступление в плане II-ой степени величиной 17 мм на 13 метрах, а 6 июня 2008 г. этим же путеизмерительным вагоном вновь было выявлено отступление в плане, но уже 38 мм на 23 метрах (III-я степень). В связи с интенсивным ростом отступления в плане заместитель начальника путеизмерительного вагона N 031 Кудрявцев А.С. выдал ограничение скорости 60 км/час.
7 июня 2008 г. дорожный мастер Мотрев А.Г. с бригадой в составе 7-ми человек, зная о смещении рисок на маячных шпалах, закреплении плети при отрицательной температуре и об ожидаемом повышении температуры воздуха до + 27 град.С, в нарушение пункта 3 телеграммы ОАО "РЖД" от 2 июня 2008 г. N 8734, организовал работу по устранению отступления в плане без предварительной разрядки температурных напряжений в рельсовых плетях с применением шести гидравлических приборов для рихтовки пути. При этом сдвижку пути произвел вовнутрь кривой, создав дополнительные напряжения в рельсовых плетях.
Назначенный распоряжением начальника Михайло-Чесноковской дистанции пути от 6 июня 2007 г. N 333 ответственным за устранение выявленных неисправностей путеизмерительным вагоном заместитель начальника дистанции пути Гончаров А.П., зная о нарушениях, допущенных при вводе плетей в оптимальный интервал температур при проверке качества выполненных работ по рихтовке пути, не принял мер по разрядке температурных напряжений и отменил предупреждение об ограничении скорости 60 км/час.
В период повышения температуры воздуха в нарушение пункта 3 телеграммы ОАО "РЖД" от 2 июня 2008 г. N 8734 начальник Михайло-Чесноковской дистанции пути Холопенко В.Д. не запретил проведение работ по устранению угла в плане на 7736 км без предварительной разрядки температурных напряжений в рельсовых плетях.
В результате невыполнения работ по вводу плетей в оптимальный интервал температур по всей их длине и осуществления работ по устранению угла в плане без предварительной разрядки температурных напряжений в рельсовых плетях при повышении температуры рельсов на момент выброса до +44 град.С из-за возникших значительных температурных напряжений в рельсах на расстоянии 310 метров от начала плети на сопряжении переходной и круговой кривых образовался угол в плане, в результате чего произошло крушение пассажирского поезда N 326 сообщением Нерюнгри - Хабаровск.
Аварийно-восстановительные работы четырех восстановительных поездов были организованы крайне неудовлетворительно.
В нарушение пункта 4.4 Инструктивных указаний по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах ОАО "РЖД", утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 8 июня 2006 г. N 1153р, в соответствии с обстановкой на месте не был рассмотрен и утвержден "Оперативный план восстановления движения".
К работам по восстановлению второго главного пути (габарит первого главного пути не нарушен) приступили в 17 часов 00 минут, т.е. спустя 8 часов 53 минуты после схода вагонов. Движение было открыто только через 14 часов 25 минут с момента схода вагонов, в 22 часа 32 минуты.
Это стало возможным из-за несвоевременного выезда к месту крушения восстановительных и рабочих поездов, неудовлетворительной организации движения поездов при восстановительных работах. Поезда проходили по однопутному участку с задержкой до 40 минут. Неудовлетворительно было организовано освещение места восстановительных работ в ночное время, так как не были задействованы все имеющиеся для этих целей средства.
Не были приняты действенные меры по своевременному пропуску и вводу в график пассажирских поездов, неудовлетворительно организовано информационное обеспечение пассажиров на вокзале станции Шимановск.
Проверкой установлено, что на Забайкальской железной дороге дистанции пути неудовлетворительно обеспечены средствами малой механизации, динамометрическими и предельными ключами, термометрами для измерения температуры рельсов.
В соответствии с установленным порядком на выполняемый объем работ комплексами машин, на Забайкальской железной дороге ежегодно сокращается около 200 монтеров пути, при этом из-за бесконтрольности руководителей железной дороги и отделений железной дороги машины на дистанции пути не поступают, продолжительность "окон" для работы комплексов машин на текущем содержании пути в первом полугодии по времени в два раза ниже заявленной продолжительности.
Объем перевозок на Забайкальской железной дороге за 5 месяцев 2008 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос на 13,3%, при этом численность работников путевого хозяйства, занятых на текущей эксплуатации, снизилась к аналогичному периоду прошлого года на 542 чел. или 5,0%.
В нарушение приказа от 18 июня 2008 г. N 14/47/К начальник Свободненского отделения Забайкальской железной дороги Назарчук В.Ю. не предъявляет должной требовательности к руководителям отделения железной дороги и подведомственных подразделений в отношении выполнения ими должностных обязанностей по обеспечению безопасности движения поездов, неудовлетворительно проводит осмотры и неадекватно оценивает состояние путевого хозяйства.
В нарушение должностной инструкции, утвержденной начальником Забайкальской железной дороги от 6 февраля 2007 г., начальник службы пути Забайкальской железной дороги Яковлев Н.К. не принял достаточных мер по повышению уровня знаний руководителей дистанций пути и, в первую очередь в вопросах содержания бесстыкового пути, не контролировал работу комиссий по приемке в эксплуатацию отремонтированных километров, не требовал качественного выполнения работ.
В нарушение приказа начальника Забайкальской железной дороги от 10 апреля 2008 г. N 129/Н заместитель начальника Забайкальской железной дороги - главный ревизор по безопасности движения поездов Герасимец А.А. не предъявляет должной требовательности к ревизорскому аппарату, руководителям службы пути и Свободненского отделения Забайкальской железной дороги по безусловному и качественному исполнению системных мер, направленных на обеспечение высокого уровня управляемости безопасностью движения поездов для филиалов ОАО "РЖД", участвующих в перевозочном процессе, утвержденных ОАО "РЖД" 12 мая 2005 г.
В нарушение пункта 6.7.12 Положения о Забайкальской железной дороги от 19 ноября 2006 г. начальник Забайкальской железной дороги Тимофеев С.И. не предъявляет должной требовательности к руководителям отделений железной дороги и подведомственных подразделений в отношении выполнения ими должностных обязанностей по обеспечению безопасности движения поездов, не обеспечивает своевременное и в полном объеме устранение недостатков, выявляемых Департаментом безопасности при технических ревизиях дороги, в нарушение требований телеграммы ОАО "РЖД" от 18 марта 2008 г. N 3976 не обеспечил должный контроль за устранением недостатков, выявленных при весеннем комиссионном осмотре.
В нарушение приказа начальника Департамента пути и сооружений Киреевнина А.Б. "О распределении обязанностей между начальником Департамента пути и сооружений ОАО "РЖД" и его заместителями" от 9 июля 2008 г. N 38 заместитель начальника Департамента пути и сооружений Конаков В.П. не добился от железной дороги принятия предупредительных мер в содержании бесстыкового пути, надлежащего контроля со стороны службы пути за работой и проведением весеннего комиссионного осмотра дистанциями пути.
Заслушав объяснение начальника Забайкальской железной дороги Тимофеева СИ. по случаю схода вагонов в пассажирском поезде N 326, руководство ОАО "РЖД" принимает к сведению, что приказом начальника железной дороги от 8 июля 2008 г. N 225/Н ряд руководителей Забайкальской железной дороги и Свободненского отделения Забайкальской железной дороги были привлечены к дисциплинарной ответственности.
Согласиться с мерами и выводами, изложенными в протоколе вице-президента ОАО "РЖД" Акулова М.П. от 12 июля 2008 г. N МА-60пр "О результатах ведения аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий крушения пассажирского поезда N 326 на перегоне Шимановская - Селеткан Забайкальской железной дороги 12 июня 2008 года" в части разработанных организационно-технических мероприятий и привлечения к дисциплинарной ответственности виновных работников.
На основании разбора, проведенного в ОАО "РЖД" 14 июля 2008 г., и в соответствии с приказами МПС России от 8 января 1994 г. N 1Ц Минтранса России от 25 декабря 2006 г. N 163 данный особый случай брака в работе классифицировать как крушение пассажирского поезда и учесть его по ответственности за Михайло-Чесноковской дистанцией пути Свободненского отделения Забайкальской железной дороги.
На основании изложенного и в целях обеспечения безопасности движения поездов:
1. Вице-президенту Воробьеву В.Б., начальнику департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б., директору ВНИИЖТ Семечкину А.Е. (по согласованию), директору ПТКБ ЦП Рабчуку С.А., начальникам железных дорог:
а) начиная с третьего квартала 2008 года, для обеспечения необходимого уровня знания бесстыкового пути у работников путевого хозяйства дорог обеспечить веерное углубленное обучение причастных, начиная с курсов во ВНИИЖТе для руководителей и специалистов уровня служб пути и дирекций по ремонту пути, с последующей подготовкой указанными специалистами руководителей на уровне отделений дорог, дистанций пути, путевых машинных станций, дорожных мастеров и бригадиров пути. Обеспечить указанную систему подготовки компьютерными программами, видеофильмами, опытными полигонами на дорогах. Для текущего контроля и корректировки процесса создать в установленном порядке сектор бесстыкового пути в ПТКБ ЦП;
б) в целях обеспечения ввода плетей в оптимальную температуру по всей длине при их первоначальной укладке и разрядках в 2008 г. оснастить дистанции пути и путевые машинные станции по опыту зарубежных стран подвесными роликами, а также упорными роликами для кривых участков пути, обеспечивающими гарантированное вывешивание плетей. Разработать и установленным порядком утвердить соответствующие технологические процессы;
в) для обеспечения необходимого уровня закрепления рельсов в процессе эксплуатации в период до 2010 года обеспечить до расчетных норм оснащенность железных дорог машинами ПМГ и механизированными гайковертами, обеспечивающими необходимый крутящий момент на участках со скреплениями КБ, ускорить переход на упругие рельсовые скрепления типа ЖБР, АРС, Фоссло, обеспечивающие стабильность прижатия рельсов в течение всего срока эксплуатации;
г) для увеличения длин эксплуатирующихся плетей, включая сварку мест временного восстановления, в 2008 г. разработать и установленным порядком утвердить пятилетнюю программу поставки машин ПРСМ для контактной сварки и объемов алюмо-термитной сварки;
д) в целях обеспечения достоверности информации о фактическом положении с закреплением рельсовых плетей в 2008 г. оснастить подразделения железных дорог динамометрическими и предельными ключами для болтовых и шурупных скреплений, термометрами для измерения температуры рельсов, измерителями прижатия клеммы для скрепления АРС, внедрить автоматизированный видеоконтроль за подвижками плетей по маячным меткам с использованием путеизмерителя ЦНИИ-4;
е) адаптировать к условиям эксплуатации РЖД системы контроля типа Райл Стресс (Канада), а также Райл Скан (Венгрия), определить сферы их рационального применения и в 2008 г. разработать программу оснащения ими железных дорог;
ж) в 2008 г. откорректировать оптимальные температуры закрепления плетей по дорогам и регионам дорог в сторону повышения и установленным порядком в 2009 г. внести изменения в Технические указания по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути, утвержденных МПС России 31 марта 2000 г.;
з) в 2008 - 2009 гг. провести исследование устойчивости бесстыкового пути при одновременном воздействии на путь температурных напряжений и поездных нагрузок.
2. Начальникам Департамента по организационно-штатным вопросам Костенец И.А., Департамента управления персоналом Васиной Л.И., Департамента планирования и бюджетирования Рящину И.П., Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б., начальникам железных дорог для обеспечения выполнения работ на текущем содержании пути в соответствии с утвержденными технологическими процессами:
а) укомплектовать штат монтеров дистанций пути не ниже 75% от расчетной потребности и все вакантные должности начальников дистанций пути, заместителей начальников дистанций пути, дорожных мастеров и бригадиров пути;
в) исключить формирование малочисленных бригад явочной численностью менее шести монтеров пути.
3. Генеральному директору Федеральной пассажирской дирекции Шатаеву В.Н. организовать проведение повторного обучения работников поездных бригад действиям в случаях возникновения внештатных ситуаций в пути следования пассажирских поездов с проведением практических занятий. При необходимости внести предложения по изменению и внесению дополнений в существующие нормативные документы.
4. Для стабилизации положения с состоянием безопасности движения и предотвращения выбросов пути начальникам железных дорог:
а) ознакомить с обстоятельствами и причинами крушения пассажирского поезда N 326 на перегоне Шимановская - Селеткан Свободненского отделения Забайкальской железной дороги всех причастных работников, связанных с движением поездов, под роспись;
б) в целях исключения выбросов бесстыкового пути в период высоких температур и разрывов стыков в зимний период в дистанциях пути установить порядок ежемесячного контроля за положением плетей бесстыкового пути по величине смещения контрольных сечений рельсов на маячных шпалах с принятием мер в соответствии с пунктом 4.2.3 Технических указаний по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути, утвержденных МПС России 31 марта 2000 г.;
в) запретить производство работ, связанных с нарушением устойчивости бесстыкового пути в период высоких температур (температура воздуха более +25 град.С). При необходимости выполнения работ по исправлению геометрических параметров пути, в том числе по показаниям путеизмерительных вагонов, выправку по уровню производить укладкой регулировочных прокладок при отступлениях до 8 мм, работы по устранению отступлений в плане и при отступлениях более 8 мм только после разрядки температурных напряжений;
г) до начала производства работ на бесстыковом пути с применением выправочно-подбивочных и рихтовочных машин производить съемку положения пути в плане с привязкой ремонтируемого пути через каждые 50 метров к соседнему пути, а на однопутном участке относительно реперов, установленных до начала "окна". После выполнения работ осуществлять контрольный замер положения пути в плане и при выявлении сдвижек вовнутрь кривой протяжением от 100 м и более и на величину на 50 мм и более необходимо при наступлении температуры рельсов, соответствующей t опт + 5 град.C произвести разрядку напряжений в плетях от ближайшего уравнительного пролета до конца отрихтованного участка + 50 м. Об этом необходимо сделать запись в Журнале учета температурного режима плетей с указанием длины разряжаемых участков плетей и величин подвижек;
д) в декадный срок провести внеочередную ревизию бесстыкового пути, обратив особое внимание на содержание уравнительных пролетов, состояние скреплений, температуру закрепления и продольное перемещение плетей, надлежащее закрепление промежуточных скреплений, маркировку плетей и оборудование маячных шпал.
В случаях, когда рельсовые плети уложены за пределами оптимальных температурных интервалов или когда не представляется возможным установить в каком температурном режиме работает плеть, произвести перезакрепление плетей с полной разрядкой температурных напряжений и введением их в оптимальный интервал температур.
Проверить соответствие фактического состояния и длин рельсовых плетей бесстыкового пути, длин рельсовых рубок и величин стыковых зазоров в уравнительных пролетах данным, внесенным в "Журнал учета службы и температурного режима рельсовых плетей" и "Паспорт-карты" бесстыкового пути с длинными плетями.
При выявлении плетей, принудительно введенных в оптимальную температуру закрепления растяжением сразу всей плети при длинах плетей 650 м и более, а также в кривых, тем более S-образных, немедленно организовывать перезакрепление плетей на постоянный режим эксплуатации в оптимальном интервале температур;
е) Подпункт исключен Распоряжением ОАО "РЖД" от 26.03.2013 N 725р.
ж) в связи с сохранением высоких температур воздуха на железных дорогах до + 30 град.С, местами до +35 град.С, в целях своевременного контроля за состоянием пути в плане, организовать в ранние утренние часы его осмотр с целью выявления "слепых" зазоров, а также продольных перемещений плети, и в период максимальных высоких температур обеспечить объезд главных путей в голове поезда, установить постоянный контроль за разрядкой температурных напряжений в плетях бесстыкового пути, разгонкой и регулировкой зазоров на звеньевом пути;
з) для отработки технологии содержания и ремонта бесстыкового пути и практического обучения руководителей путевого хозяйства всех уровней, в срок до 1 октября 2008 г. создать на одной - двух станциях каждой железной дороги на станционном пути учебные полигоны бесстыкового пути;
и) провести до 30 августа 2008 г. внеочередную аттестацию всех руководителей хозяйства пути, допустивших ухудшение положения с обеспечением безопасности движения поездов и показателей по текущему содержанию пути;
к) обеспечить приемку километров после капитального ремонта при условии затяжки гаек клеммных и закладных болтов не ниже установленного норматива, соблюдение технологии и повторной затяжки клеммных болтов после обкатки вновь уложенной плети (пропуска 200-300 тыс. тонн груза) с оформлением акта за подписью начальника путевой машинной станции и начальника дистанции пути. Акт прикладывается к форме ПУ - 48.
5. В связи с серьезными упущениями в организации обеспечения безопасности движения поездов, приведшими к крушению пассажирского поезда N 326 на перегоне Шимановская - Селеткан, считать нецелесообразным нахождение Назарчука В.Ю. в должности начальника Свободненского отделения Забайкальской железной дороги.
И.о. начальника Забайкальской железной дороги Иванову С.Ю. в установленном порядке внести предложение по укреплению руководства Свободненского отделения.
Пункт 10 приказа начальника Забайкальской железной дороги от 8 июля 2008 г. N 225/Н отменить.
6. За отсутствие спроса с руководителей структурных подразделений хозяйства пути в части соблюдение технологии работы и допущенный сход вагонов в пассажирском поезде, повлекший материальный ущерб, считать нецелесообразным нахождение Яковлева Н.К. в должности начальника службы пути Забайкальской железной дороги.
И.о. начальника Забайкальской железной дороги Иванову С.Ю. в установленном порядке внести предложение по укреплению руководства службы пути.
7. За необеспечение должного уровня руководства ревизорским аппаратом и недостаточную организацию профилактической работы по предупреждению аварийности объявить выговор заместителю начальника Забайкальской железной дороги - главному ревизору по безопасности движения поездов Герасимцу А.А.
Пункт 20 приказа начальника Забайкальской железной дороги от 8 июля 2008 г. N 225/Н отменить.
8. За неудовлетворительное состояние безопасности движения поездов в путевом хозяйстве ОАО "РЖД", непринятие предупредительных мер в содержании бесстыкового пути, ненадлежащий контроль за организацией весеннего комиссионного осмотра на Забайкальской железной дороге объявить замечание заместителю начальника Департамента пути и сооружений Конакову В.П.
9. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Воробьева В.Б.

Первый Вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н. Морозов