Протокол селекторного совещания от 10.12.2008 г. N ВЯ-79пр

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

10 декабря 2008 г. N ВЯ-79пр

 

ПРОТОКОЛ
СЕЛЕКТОРНОГО СОВЕЩАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА ОАО "РЖД"
В.И.ЯКУНИНА

Присутствовали:

члены правления:
старший вице-президент    Андреев Ф.Б.
главный бухгалтер         Крафт Г.В.
вице-президенты           Атьков О.Ю., Бобрешов А.С,
Воробьев В.Б., Воротилкин А.В.,
Корнилов Г.В., Лемешко В.Г.,
Решетников В.И., Тишанин А.Г., Тони О.В.
статс - секретарь,
начальник Правового
департамента              Бынков В.И.

начальники департаментов  Гнедкова О.Э., Ивашкин А.Г.

руководители департаментов,  управлений,  филиалов,  структурных и
других подразделений,  дочерних обществ,  советники президента ОАО
"РЖД"

председатель Роспрофжела  Никифоров Н.А.

председатель Дирекции
совета по
железнодорожному
транспорту государств -
участников СНГ            Кучеренко П.Г.

председатель Центрального
совета ветеранов войны и
труда железнодорожного
транспорта                Сиденко А.Я.

руководители департаментов,   управлений,   филиалов,  структурных
подразделений,  дочерних обществ,  советники президента ОАО "РЖД",
начальники   железных   дорог   и  отделений  железных  дорог,  их
заместители,    руководители    служб,    отделов,     структурных
подразделений   железных   дорог   и   отделений  железных  дорог,
руководители территориальных органов ДЗО  ОАО  "РЖД",  дорожных  и
территориальных комитетов Роспрофжела - всего 20059 человек.

По предложению президента ОАО "Российские железные дороги", председателя попечительского совета Фонда Андрея Первозванного В.И. Якунина память о Его Святейшестве Патриархе Московском и всея Руси Алексии II представители всех Российских железных дорог (более 20 тыс. человек) почтили минутой молчания.

I. О заседании Правительства Российской Федерации
13 ноября 2008 г.

1. Отметить, что 13 ноября т.г. Правительством Российской Федерации при рассмотрении финансового плана и инвестиционной программы ОАО "РЖД" на 2009 год и на трехлетний период приняты важнейшие для российских железных дорог решения, в том числе:
1.1. В рамках финансово-экономической и инвестиционной деятельности:
сохранение параметров инвестиционной программы на 2009 год в объеме 434 млрд. рублей, что создаст необходимые условия не только для продолжения модернизации железнодорожного транспорта, но и для поддержания важнейших отраслей российской промышленности;
сохранение ранее запланированного уровня индексации грузовых железнодорожных тарифов на 2009 год.
В этих целях поручено:
ОАО "РЖД" обеспечить сбалансированность доходов и расходов, а также максимальную экономию затрат во всех видах деятельности;
Минтрансу России, Минэкономразвития России изыскать возможность компенсации потерь в инвестиционных ресурсах в связи с экономическим кризисом.
1.2. В рамках рассмотрения хода реформирования железнодорожного транспорта:
дана позитивная оценка завершенным мероприятиям по реформам железнодорожного транспорта, которые проводились только после тщательного изучения всех возможных альтернатив и последствий;
поставлена задача продолжить структурные преобразования в отрасли, обратив особое внимание на создание равных условий для конкуренции на рынке оперирования грузовыми вагонами, обеспечение обновления парка подвижного состава и повышение эффективности его эксплуатации при сохранении единых принципов управления, что должно быть учтено при завершении мероприятий реформирования в 2009-2010 годах, разработку эффективной модели рынка грузовых перевозок и стратегии формирования и развития холдинга "РЖД";
поручено дополнительно проработать вопрос создания Федеральной пассажирской компании и принятия консолидированного решения до конца текущего года.
2. Отметить, что руководством и правлением ОАО "РЖД" даны соответствующие поручения по реализации поручений Правительства Российской Федерации с учетом реального макроэкономического состояния мировой и российской экономики.

II. О производственных результатах

1. Отметить, что в ноябре т.г. из-за непредъявления грузов к перевозкам погрузка на сети железных дорог составила в среднем в сутки 3 млн. 26 тыс. тонн, что на 20% ниже уровня ноября 2007 г., в результате чего погрузка в целом за 11 месяцев снижена к уровню 2007 года на 0,8%.
При этом более чем вдвое снижена погрузка железной руды, на 39% - черных металлов, почти в 4 раза - лома черных металлов, на 23% - строительных грузов, на 45% - удобрений, а в целом сокращение погрузки произошло практически по всей номенклатуре грузов (36 позиций из 40).
2. В связи с принятием плана погрузки на декабрь т.г. в соответствии с заявками железных дорог (на уровне 2 млн. 694 тыс. тонн в сутки, что на 28% ниже уровня прошлого года) считать важнейшей задачей руководителей ОАО "РЖД" всех уровней проведение эффективной работы, направленной на:
привлечение сверхплановых объемов грузов к перевозке железнодорожным транспортом;
проведение действенной работы во всех трудовых коллективах по разъяснению особой важности выполнения плановых объемов работы и сбалансированности затрат с доходными поступлениями, что обеспечит сохранение рабочих мест, достойный уровень заработной платы и социальные гарантии.
3. Первому вице-президенту Морозову В.Н., вице-президенту Лемешко В.Г., начальникам департаментов Миронову А.Ю., Казанцеву А.П., генеральному директору ЦФТО Кунаевой Е.А. продолжить активную работу по привлечению к железнодорожным перевозкам грузов за счет:
переключения перевозок грузов с других видов транспорта, используя такие инструменты, как надежная доставка и удобные для клиента условия оформления и оплаты перевозок;
заключения долгосрочных соглашений с крупными грузоотправителями;
кардинального повышения внимания к транспортному обслуживанию мелких и средних товаропроизводителей;
максимального привлечения к перевозкам продукции пищевой промышленности;
активизации конкурентной борьбы за транзитные перевозки контейнеров, прежде всего, через Транссиб с выработкой при необходимости новых условий тарифной политики.

III. О финансово-экономических результатах и реализации
антикризисных мер

1. Отметить, что в ноябре т.г. доходы по грузовым перевозкам вследствие резкого снижения их объемов возросли к прошлогоднему уровню всего на 2% при индексации тарифов на 21%. В абсолютном выражении потери доходов в IV квартале оцениваются в 53 млрд. руб., а общей величины денежных поступлений - более чем в 80 млрд. рублей.
В этих условиях считать важнейшими задачами:
сокращение собственных затрат во всех сферах деятельности подразделений Общества;
развитие рыночной среды, совершенствование системы управления, активную реализацию транзитного потенциала российских железных дорог;
проведение мероприятий в рамках процедур по стабилизации фондового рынка, осуществляемых Центробанком России, по своевременному и экономически обоснованному финансированию особо значимых инфраструктурных объектов ОАО "РЖД", поддержке поставщиков и потребителей через систему размещения заказов, а также созданию в государственной финансовой системе рычагов по привлечению частного капитала и инвесторов к финансированию развития транспортной системы;
совершенствование форм взаимодействия с владельцами подвижного состава в условиях его избытка;
предоставление грузовладельцам наиболее выгодных условий для реализации своей продукции с использованием железнодорожных перевозок за счет ускорения процедуры оформления заявок на перевозки и формирование более выгодных условий их оплаты;
развитие новых логистических схем выхода отечественных товаропроизводителей на новые рынки сбыта, привлечение дополнительных грузопотоков за счет роста контейнеризации перевозок;
расширение международного сотрудничества Российских железных дорог в экспортных и транзитных перевозках.
2. Отметить конструктивность решений, принятых 15 ноября т.г. на заседании Координационного совета начальников железных дорог при президенте ОАО "РЖД", в том числе по вопросам:
создания Комитета по антикризисному управлению в ОАО "РЖД";
определения основных направлений антикризисных мер, в числе которых - привлечение к перевозкам дополнительных грузов за счет новых форм сотрудничества с клиентами и сокращения собственных эксплуатационных расходов;
высвобождения не менее 3% контингента работников и, в первую очередь, непосредственно не связанных с обеспечением перевозочного процесса и безопасности движения поездов.
3. Отметить, что для реализации внутрикорпоративных мер по снижению издержек руководство ОАО "РЖД" в первоочередном порядке приняло решения:
об ужесточении системы премирования руководящих работников ОАО "РЖД" - членов правления, начальников департаментов и их заместителей, начальников железных дорог;
о приостановлении единовременных поощрений работников аппарата управления ОАО "РЖД" за выполнение особо важных заданий;
о проведении работы по сокращению с 1 января 2009 г. численности центрального аппарата на 3%;
по оптимизации плана подготовки и повышения квалификации руководящего состава с общей экономией 24 млн. рублей.
Экономия средств от уже утвержденных мероприятий по оптимизации затрат на содержание центрального аппарата ОАО "РЖД" в 2009 году составит 320 млн. рублей.
4. Вице-президентам, начальникам департаментов, управлений, железных дорог, других структурных подразделений продолжить работу по:
обоснованному снижению текущего уровня цен на закупаемые ресурсы не менее чем на 30% либо их приведению к уровню декабря 2007 г.;
повышению в 2009 году эффективности деятельности дочерних и зависимых обществ с оптимизацией их затрат (3,5 млрд. рублей) и повышением доходности работы (3,9 млрд. рублей);
снижению расходов по капитальному ремонту, выполняемому подрядным способом на сумму не менее чем на 7 млрд. рублей;
снижению стоимости капитального ремонта подвижного состава от 5 до 14%, а единичной стоимости восстановления пути - не менее чем на 20%.
5. Отметить, что в условиях кризиса ОАО "РЖД" делает все возможное для сохранения занятости и социальных гарантий работников, используя для этого прежде всего:
запрет приема новых сотрудников и оптимизацию численности работников с учетом изменяющихся условий эксплуатационной деятельности;
повышение эффективности использования рабочего времени и, в первую очередь, наиболее высокооплачиваемых производственных групп, таких как локомотивные бригады (в ноябре сверхурочные часы работы локомотивных бригад по сравнению с аналогичным периодом 2007 года снижены более чем на 30%);
снижение непроизводительных потерь рабочего времени локомотивных бригад (в ноябре они снижены на 6,3%) и, прежде всего, за счет сокращения часов следования пассажиром;
проведение взвешенной специальной политики по вопросам заработной платы работников и обеспечение их социальных гарантий.
6. Руководителям филиалов и структурных подразделений обеспечить совместно с профсоюзными органами проведение широкой разъяснительной работы в трудовых коллективах по вопросам:
объективной необходимости принимаемых мер по преодолению негативных последствий финансового кризиса;
повышения уровня производственной дисциплины и ответственности за качество выполнения должностных обязанностей;
ликвидации случаев хищения собственности ОАО "РЖД" и, в первую очередь, дизельного топлива.

IV. О состоянии безопасности движения

1. Отметить, что принимаемые меры позволили в ноябре т.г. добиться снижения уровня аварийности на 32%. Вместе с тем было допущено 2 схода в грузовых поездах по вине работников путевого хозяйства Северной и Куйбышевской железных дорог и 3 проезда запрещающих сигналов на Северной, Куйбышевской и Октябрьской железных дорогах.
В локомотивном хозяйстве не решен ряд серьезных проблем, влияющих на риски проезда запрещающих сигналов, таких как:
нарушения режима труда и отдыха локомотивных бригад;
недостаточная работа с молодыми машинистами и машинистами со
стажем работы свыше 10 лет;
отсутствие взаимной требовательности машиниста и помощника машиниста;
низкая эффективность технической учебы;
недостаточные темпы работ по кодированию станционных приемо-отправочных путей;
возможность вмешательства локомотивных бригад в работу приборов безопасности или нарушений порядка пользования ими.
2. Старшему вице-президенту Гапановичу В.А., вице-президентам Воротилкину А.В., Тишанину А.Г. продолжить с причастными департаментами работу по определению стратегического направления дальнейшего развития систем безопасности нового поколения.
3. Отметить недостаточное качество подготовки инфраструктуры и, прежде всего, путевого хозяйства к работе в зимних условиях на Северной, Куйбышевской, Свердловской, Западно-Сибирской железных дорогах.
Вице-президентам Воробьеву В.Б., Тишанину А.Г., начальникам железных дорог принять действенные меры по предупреждению аварийности в путевом хозяйстве, своевременному и качественному устранению выявленных неисправностей, надлежащему содержанию всех имеющихся дефектоскопных средств, контролю за эффективностью и соблюдением графика их работы.
4. Главным инженерам железных дорог ежемесячно лично рассматривать состояние работ по вырубке растительности в потенциально опасных охранных зонах линий электропередач, угрожающих падением деревьев и повреждением этих устройств, а также эффективность расходования средств, выделяемых на эти цели.

V. Эксплуатационная работа

1. Считать в условиях продолжающегося снижения объемов грузовых перевозок важнейшей задачей в экономии эксплуатационных расходов повышение качества эксплуатационной работы.
Отметить, что в ноябре т.г. обеспечено повышение важнейших качественных показателей использования подвижного состава, в том числе ускорение оборота грузового вагона более чем на 9 часов, повышение производительности локомотива на 33 тыс. т-км брутто, участковой скорости - на 1,8 км/час, при этом не выполнен средний вес грузового поезда.
Не справились с заданием по обороту грузового вагона Западно-Сибирская железная дорога; по производительности локомотива - Октябрьская, Горьковская, Северо-Кавказская, Юго-Восточная, Куйбышевская, Западно-Сибирская, Красноярская и Восточно-Сибирская; по среднему весу поезда - Октябрьская, Северная, Юго-Восточная, Приволжская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская и Восточно-Сибирская железные дороги.
В целом по производственно-экономическим результатам за 11 месяцев наиболее "проблемными" являются Куйбышевская, Северная и Приволжская железные дороги.
2. Вице-президентам, начальникам департаментов и управлений, железных дорог продолжить активную работу по снижению эксплуатационных расходов за счет:
оперативного отставления из эксплуатации в резерв железных дорог и запас ОАО "РЖД" поездных и маневровых локомотивов с оформлением в надлежащем порядке необходимых документов;
дополнительной отменены предупреждений об ограничении скоростей движения поездов;
расширения масштабов тяжеловесного движения поездов, в том числе весом 8000 тонн;
повышения уровня отправительской маршрутизации, увеличения доли развоза местного груза в первую половину суток;
увеличения протяженности гарантийных участков безопасного проследования вагонов и контейнерных маршрутов;
сокращения рабочего парка грузовых вагонов;
оптимизации вагонопотоков на основе экономических критериев;
повышения надежности работы технических средств;
максимальной ликвидации отцепок от поездов локомотивов из-за неисправностей в течение гарантированного межремонтного пробега;
сдачи в эксплуатацию отремонтированного всеми видами ремонта пути;
оптимизации работы малодеятельных линий и станций с сокращением эксплуатационного штата.

VI. О работе пассажирского комплекса

1. Отметить, что в ноябре т.г. удалось сохранить положительную динамику пассажирских перевозок с ростом пассажирооборота по инфраструктуре ОАО "РЖД" на 2,6% (в дальнем следовании - 2,1%, в пригородном сообщении - 4%).
Вместе с тем остаются серьезные проблемы по качеству обслуживания пассажиров.
Уровень выполнения расписания движения пассажирских поездов по станциям посадки (высадки) пассажиров в пути следования в среднем, по оперативным данным, составил только 86,8%.
Ниже среднесетевого уровня выполняется расписание на Горьковской, Куйбышевской, Северо-Кавказской, Забайкальской и Свердловской железных дорогах.
Не реализуется ряд важнейших задач в пригородных перевозках, в том числе по увеличению отправления платной категории пассажиров, которое выполнено только Октябрьской, Юго-Восточной и Красноярской железными дорогами.
На ряде вокзалов и остановочных пунктов, оборудованных системой АСОКУПЭ, а именно: Октябрьской, Московской, Горьковской, Юго-Восточной, Приволжской и Южно-Уральской железных дорог - допущено снижение количества отправленных пассажиров по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.
Не выполнены плановые показатели по оформлению проездных документов в пригородных поездах на Октябрьской, Калининградской, Северо-Кавказской, Куйбышевской, Свердловской, Забайкальской, Дальневосточной и Сахалинской железных дорогах.
Это значительные экономические потери для ОАО "РЖД" и они должны быть незамедлительно и безусловно ликвидированы.
Вице-президентам Акулову М.П., Бобрешову А.С, начальникам департаментов Верховых Г.В., Мартынову П.Е., начальникам железных дорог принять неотложные меры по повышению доходности пригородного пассажирского комплекса за счет снижения безбилетного проезда пассажиров.
2. Вице-президентам Акулову М.П., Лемешко В.Г., начальникам департаментов Верховых Г.В., Миронову А.Ю., начальникам железных дорог обеспечить реализацию необходимых мер по обеспечению перевозок пассажиров в дни новогодних праздников и школьных каникул, обратив особое внимание на качество детских перевозок.
3. Старшему вице-президенту Андрееву Ф.Б., вице-президенту Акулову М.П., начальнику Департамента пассажирских сообщений Верховых Г.В. провести дополнительные консультации в федеральных органах исполнительной власти по вопросу пролонгации льготных тарифов на перевозки железнодорожным транспортом студентов и школьников и о результатах доложить в 2-х суточный срок.
При необходимости подготовить предложения по указанному вопросу для принятия решения правлением ОАО "РЖД" с учетом его обсуждения на данном селекторном совещании.

VII. О выполнении инвестиционной программы

1. Отметить, что с начала текущего года выполнение инвестиционного бюджета Общества составило 82,5% от годовой программы, что существенно больше, чем за аналогичный период 2007 года (73,5%), при этом ввод основных фондов увеличен почти втрое и составил около 225 млрд. рублей.
2. В целях минимизации экономических потерь по результатам реализации инвестиционной программы 2008 года:
вице-президентам, начальникам департаментов и управлений обеспечить личный контроль за завершением работ по важнейшим сетевым проектам;
вице-президенту Воробьеву В.Б., начальнику Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б., начальникам железных дорог обратить особое внимание на своевременную приемку объектов и оформление актов ввода в эксплуатацию по проекту "Реконструкция верхнего строения пути".

Президент ОАО "РЖД"
В.И.Якунин