Распоряжение ОАО РЖД от 01.12.2008 N 2565р

Документ без названия

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 декабря 2008 г. N 2565р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

В целях улучшения технического развития железных дорог, других филиалов ОАО "РЖД" и получения объективной оценки их работы по выполнению основных показателей статистической отчетности по научно-технической информации (формы НТО-1 и НТО-2):
1. Утвердить и ввести в действие с января 2009 года прилагаемые:
Методику определения рейтинга железных дорог по научно-технической информации;
Методические рекомендации по практическому использованию методики определения рейтинга железных дорог по научно-технической информации, разработанные ГОУ ВПО СГУПС.
2. Утверждаемые Методика определения рейтинга железных дорог по научно-технической информации и Методические рекомендации определения рейтинга железных дорог по научно-технической информации позволяют определять рейтинг и других филиалов ОАО "РЖД".
3. ЦНТИ ОАО "РЖД" производить расчет рейтинга главных инженеров железных дорог, дирекций, других филиалов по научно-технической информации на основании Методики и Методических рекомендаций, разработанных ГОУ ВПО СГУПС.
4. Начальникам филиалов ОАО "РЖД" довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников и обеспечить представление в ЦНТИ достоверной информации в установленные сроки.

Старший вице-президент
ОАО "РЖД"
В.А.Гапанович

 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 01.12.2008 г. N 2565р

 

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

На современном этапе экономического развития информация о результатах научно-технической деятельности занимает приоритетное положение среди других видов информации. Информационные ресурсы, их создание, обработка и своевременное предоставление необходимой научно-технической информации (далее - НТИ) потребителю являются основой инновационного развития, играют важнейшую роль в формировании конкурентоспособности организаций и национальной экономики в целом.
В рамках практической реализации Стратегической программы развития ОАО "РЖД" и перехода к идеологии инновационного менеджмента, все более значимыми становятся вопросы внедрения в отрасли новейших технологий, научно-технических достижений, передового производственного опыта, обеспечивающих устойчивую работу и повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта. Значение широкого распространения НТИ о новых высокоэффективных и ресурсосберегающих технологических и организационных решениях чрезвычайно велико еще и потому, что их заимствование требует во много раз меньше затрат, чем самостоятельное решение аналогичной задачи. Обмен современными технологиями, новшествами и передовыми методами труда невозможен без грамотно выстроенной отраслевой системы НТИ, перехода на качественно новый уровень распространения и обмена информацией.
В этих условиях актуализируется задача повышения эффективности и оптимизации деятельности подразделений системы НТИ ОАО "РЖД" на основе грамотного управленческого воздействия.
Сущность процесса управления состоит в том, что, опираясь на получаемую информацию, управляющий орган, используя административный ресурс, осуществляет соответствующее воздействие на состояние структурных элементов с целью перевода динамической системы из одного состояния в другое, новое, в соответствии с действующими в ней закономерностями.
Контроль - важная функция менеджмента, задачами которой служат количественная и качественная оценка и учет результатов работы не только всей организации, но и ее отдельных структурных единиц. В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным корректируются ранее принятые решения и планы. Следовательно, результирующие показатели, полученные в процессе реализации контрольной функции, являясь основой принятия управленческих решений в отношении структурных единиц организации, должны основываться на объективной оценке их работы.
В современной практике экономической оценки деятельности предприятий, организаций и их структурных подразделений широкое распространение получили различные методы рейтинговой оценки.
Объективность, открытость и доступность результатов применения рейтинговых технологий делают рейтинг, как способ организации информации, одним из наиболее эффективных инструментов информационной инфраструктуры экономики. Поскольку по своей природе хозяйственное регулирование предполагает возможность осуществления оптимального управления объектом с учетом обратных связей, которые действуют через получение достоверной информации о поведении объекта в реальных, изменяющихся условиях, использование рейтинга в качестве инструмента хозяйственного регулирования является не только обоснованным, но и необходимым.
Интегральная оценка (рейтинг) деятельности железных дорог (других филиалов) по НТИ проводится комплексно по широкому кругу показателей и может рассматриваться как индикатор качества и основа для принятия управленческих решений.
Для того, чтобы быть действенным и эффективным, процесс рейтинговой оценки должен быть активным. Это значит, что он не должен сводиться к простой констатации полученного результата. Рейтинг не следует рассматривать только в качестве инструмента для поощрения лучших объектов системы и, тем более, для принятия карающих санкций в отношении отстающих. Основная задача рейтинговой оценки - это достоверное, объективное, комплексное информационное обеспечение управляющего органа о состоянии объектов системы для всестороннего анализа причин обнаруженных ошибок или отклонений и выработки своевременного и обоснованного механизма их исправления.
Применяемая в настоящее время система рейтинговой оценки деятельности железных дорог (других филиалов) по НТИ значительно устарела и имеет ряд существенных методологических недостатков, связанных как с системой оценочных показателей, так и способом определения итогового рейтинга.
Новая методика определения рейтинга железных дорог (других филиалов) по НТИ и ранжирования деятельности позволит:
- определить объективную значимость каждого показателя деятельности всех подразделений на данном этапе их функционирования;
- проранжировать подразделения по степени их влияния на выполнение цели, поставленной управляющим органом.
- сделать выводы и определить меры воздействия со стороны управляющего органа на соответствующие подразделения.
Научно-обоснованный подход к организации и объективной рейтинговой оценке деятельности железных дорог (других филиалов) по НТИ позволит принимать взвешенные, обоснованные управленческие решения для повышения эффективности производственной деятельности.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Процедура определения рейтинга железных дорог (других филиалов) по НТИ представляет собой совокупность организационных подходов и специальных приемов (методов), применяемых для обработки экономической информации с целью определения комплексной интегральной оценки их деятельности и последующего ранжирования железных дорог (других филиалов) в общей системе НТИ ОАО "РЖД".
2.2. Методика комплексной рейтинговой оценки включает сбор и аналитическую обработку исходной информации за оцениваемый период времени; обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки деятельности железных дорог (других филиалов) по НТИ; расчет итогового интегрального показателя рейтинговой оценки; классификацию (ранжирование) железных дорог (других филиалов) по рейтингу.
2.3. Важным условием эффективности рейтинговой оценки является сопоставимость железных дорог (других филиалов) и показателей их работы. В современной практике экономических исследований при формировании совокупности объектов оценки опираются на использование следующих принципов сопоставимости:
- принцип сопоставимости финансовых результатов независимо от условий деятельности объектов;
- принцип сопоставимости экономических условий хозяйствования;
- принцип сопоставимости результатов экономической деятельности;
- принцип сопоставимости размеров объектов;
- принцип сопоставимости временных характеристик объектов.
В целях соблюдения указанных принципов применительно к оценке деятельности железных дорог (других филиалов) по НТИ необходимо:
- фактические значения оценочных рейтинговых показателей для каждой железной дороги (другого филиала) учитывать с учетом эксплуатационного контингента данной железной дороги (другого филиала);
- в систему оценочных рейтинговых показателей включить показатель напряженности труда одного работника ДЦНТИ, непосредственно занятого работой по НТИ. Он определяется отношением эксплуатационного контингента железной дороги к количеству работников ДЦНТИ, занимающихся вопросами НТИ.
2.4. Результативность рейтингового исследования зависит от того, насколько научно обоснованной является модель объекта, образованная используемой системой показателей (критериев). Это выдвигает требование четкого соответствия анализируемых показателей деятельности объекта оценки целям проводимого исследования. Кроме того, разработка обобщающего интегрального показателя деятельности объекта сопряжена с трудностями методологического характера, что предъявляет ряд требований к набору показателей, необходимых для его расчета.
Таким образом, показатели, включаемые в итоговую формулу рейтинга:
- должны обладать рядом свойств, к которым относятся: полнота, действенность, неизбыточность, оптимальное число показателей. Это значит, что, с одной стороны, рейтинг должен отражать все существенные стороны деятельности организации, а с другой - не включать избыточные данные;
- должны быть соизмеримы. Соизмеримость показателей, как правило, обеспечивается использованием относительных величин;
- не должны быть взаимосвязаны.
Оценочные показатели могут быть как количественными, так и качественными.
2.5. Рейтинговая оценка как вид экономического анализа опирается на применение методов математики и математической статистики, в рамках которых решаются проблемы, связанные с разработкой обобщающих оценок. В целях определения рейтинга используются методы как детерминированной, так и стохастической комплексной оценки хозяйственной деятельности с применением методов экспертного оценивания, основанных на теории статистики объектов нечисловой природы.
В основе определения рейтинга, получаемого данными методами, лежат следующие принципы:
- последовательное агрегирование сначала частных показателей в соответствующие оценки, а затем их сведение в интегральный показатель;
- учет неравнозначности частных показателей с точки зрения вклада в интегральную оценку. Это требует разработки аппарата взвешивания;
- монотонность интегральных оценок. Суть этого требования состоит в том, что однонаправленное изменение частных показателей с учетом их важности при заданной базе сравнения должно привести к соответствующему изменению интегральных оценок;
- объективность, инвариантность относительно базы сравнения. Необходимо, чтобы изменение лишь круга рассматриваемых объектов не влияло на их ранжировку.
2.6. Основные различия современных методов рейтинговой оценки заключаются в следующем:
- различный способ перевода количественных значений оценочных показателей в относительные величины;
- различный способ учета неравнозначности частных оценочных показателей с точки зрения вклада в интегральную оценку (определение весовых коэффициентов).
Следует понимать, что результаты расчетов для одной и той же системы объектов, полученные с использованием разных методов, не будут совпадать и ранжирование мест объектов в системе не будет идентично. При этом задача выбора метода расчета не сводится к поиску "правильного" метода, поскольку все методы, по сути, представлены условными математическими моделями, описывающими экономическую деятельность исследуемых объектов. Задача выбора метода рейтинговой оценки состоит в выборе таких оптимальных приемов и методов агрегирования информации о множестве разноплановых характеристик деятельности объектов системы, которые позволят получить наиболее объективный и достоверный интегральный результат с учетом специфических особенностей и условий деятельности исследуемой системы.
2.7. При разработке Методики определения рейтинга железных дорог по НТИ были учтены методические положения, приведенные в п.п. 2.1-2.6 и выбран научно-обоснованный способ расчета итогового интегрального показателя, позволяющий решить следующие проблемы:
- наиболее точное соответствие абсолютных значений оценочных показателей их нормированным значениям (качественным аналогам);
- определение объективной значимости каждого оценочного показателя на данном этапе функционирования объектов системы;
- определение интегральных (системных) качеств исследуемых объектов;
- возможность формулирования выводов и разработки мер воздействия со стороны управляющего органа системы на объекты.

3. СИСТЕМА ОЦЕНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

3.1. Деятельность железных дорог по НТИ включает в себя большой спектр задач. Это организационно-методическое руководство деятельностью по НТИ на железной дороге; справочно-информационное обслуживание руководителей и специалистов; изучение и отбор информации с целью внедрения в производство достижений науки и техники, технологий и передового производственного опыта; обобщение и распространение информации по основным направлениям развития и совершенствования железнодорожного транспорта; работа с техническими информаторами и экспертами; обработка и ввод информационных карт в автоматизированный банк данных; подготовка аналитических справок; издание и рассылка информационных листков; анализ деятельности по НТИ кабинетов технической информации и структурных подразделений; взаимодействие с дорожными научно-техническими библиотеками и т.д.
3.2. Система основных оценочных показателей, используемых для определения рейтинга железных дорог (других филиалов) по НТИ, на ближайшую перспективу взята из перечня показателей статистической отчетности по НТИ (форма НТО-2), утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" (N 1561р от 24 июня 2008 года):
3.3. При необходимости система оценочных показателей (их количество и состав) может варьироваться:
- в зависимости от уровня, на котором производится оценка (ДЦНТИ, структурные подразделения, филиалы и т.д.);
- в связи с изменением управленческой или организационной структуры Компании;
- в зависимости от специфики и приоритета задач, решаемых подразделениями системы НТИ на каждом конкретном этапе реформирования и функционирования отрасли и т.п.

4. ПРОЦЕДУРА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГА

4.1. Комплексным показателем оценки деятельности железных дорог (других филиалов) по НТИ является рейтинг (интегральное качество) (1):
4.2. Все разноименные значения показателей деятельности железных дорог (других филиалов) по НТИ переводятся в их качественные аналоги. Качественный аналог количественного значения j-го показателя i-той железной дороги (другого филиала) определяется по формуле перевода (2):
Количественные значения минимальных и максимальных значений каждого показателя могут отличаться и порядком цифр и единицами измерения, поэтому в количественном выражении они несопоставимы между собой. Но количественные значения, переведенные в качественные аналоги, являются общезначимыми для всех показателей. Они показывают в какой точке качественного интервала от 1 до k находится оценка каждого показателя на данный момент. В результате операции нормирования все рейтинговые показатели оказываются приведенными к одной шкале. При этом качественные аналоги достаточно точно отражают соотношения абсолютных значений показателей.
Пример. Известны количественные значения показателя "годовой экономический эффект" по железным дорогам в абсолютном выражении (тыс.руб. на 1000 человек эксплуатационного штата). По формуле (2) определим качественные аналоги значений показателя. Для расчета зададим 10 качественных уровней. Это значит, что нормированные значения показателей будут расположены в интервале от 1 до 10 (таблица 1). На рисунке 1 значения показателя изображены графически. Очевидно, что качественные аналоги точно отображают абсолютные значения показателя.

Таблица 1 - Количественные значения показателя и соответствующие им нормированные значения

Железные дороги
(другие филиалы)

           Годовой экономический эффект        

  абсолютное значение, 
тыс.руб. на 1000 человек
эксплуатационного штата

нормированное значение,
единицы        

       1       

         105,44        

         7,00         

       2       

          13,24        

         1,40         

       3       

          34,21        

         2,70         

       4       

          13,30        

         1,40         

       5       

         128,52        

         8,40         

       6       

          67,17        

         4,70         

       7       

          66,03        

         4,60         

       8       

         151,63        

         9,80         

       9       

           6,45        

         1,00         

      10       

          11,59        

         1,30         

      11       

         113,72        

         7,50         

      12       

         122,94        

         8,10         

      13       

          37,37        

         2,90         

      14       

          15,38        

         1,50         

      15       

         154,24        

        10,00         

4.3. Определение числовых значений "коэффициентов значимости" каждого показателя является самостоятельной сложной проблемой. С одной стороны все показатели, используемые для оценки деятельности объекта в той или иной мере взаимосвязаны между собой. С другой стороны, не все признаки одинаково значимы по своему влиянию на конечный результат.
В традиционных методиках ранжирования объектов "коэффициенты значимости" каждого показателя определяются на основании экспертных оценок. Основными недостатками подобного подхода являются достаточно высокие трудоемкость и затратность при относительно низкой объективности предлагаемых коэффициентов. В данном контексте существенным ограничением для применения метода экспертных оценок и определения весовых коэффициентов является и тот факт, что в систему оценочных критериев деятельности железных дорог (других филиалов) по НТИ включены показатели, которые по существу и являются конечным результатом указанной деятельности - количество внедренных новшеств и экономический эффект, полученный от их внедрения.
В данной методике значимость каждого показателя характеризуется трудностью и потенциальной возможностью его выполнения. Большой разброс абсолютных значений одного и того же показателя на разных железных дорогах (в других филиалах) может объясняться следующими причинами:
- показатель труден для выполнения и работники железных дорог (других филиалов) не прилагают особых усилий для его выполнения;
- работники железных дорог (других филиалов), имеющие низкие значения по данному показателю не ознакомлены с эффективными методами информационной деятельности, позволяющими другим железным дорогам (филиалам) получить высокие результаты;
- работники железных дорог (других филиалов), имеющие низкие значения по данному показателю не имеют возможности достичь высоких результатов в силу организационных, финансовых, материальных и прочих ограничений, которые могут иметь место на конкретной железной дороге (в другом филиале).
В процессах управления социально-экономическими системами общим положением является их антиэнтропийный характер. По определению - система обладает целью. Эту цель определяет управляющий орган. Он же из множества показателей, характеризующих систему, выбирает подмножество оценочных (рейтинговых) показателей, которые в той или иной мере способствуют достижению системой ожидаемого результата. Следовательно, значения каждого оценочного показателя для объектов системы (железных дорог, других филиалов) должны иметь единую направленность. Чем больше разброс в значениях показателя, тем больше он неупорядочен. Эта неупорядоченность тормозит достижение цели, поставленной системой. Любая система объектов стабильна только в том случае, когда стабилен каждый показатель, характеризующий деятельность объектов этой системы.
Тем важнее на данном этапе становится выявление и устранение причин, вызвавших большой разброс в значениях показателя, и создание условий для реализации потенциальной возможности достижения максимального результата. Следовательно, чем больше величина энтропии показателя, тем труднее он для выполнения, тем больше не его субъективный "вес", а его объективная значимость на данном этапе функционирования системы, тем больше внимания должен уделять ему управляющий орган для уменьшения неупорядоченности.
Железные дороги (другие филиалы), которые достигли высоких значений таких показателей, должны иметь и большее интегральное качество.
Исходя из выше изложенного, в качестве коэффициента значимости (коэффициент потенциала) каждого показателя принято отношение максимального количественного значения j-го показателя среди оцениваемых объектов системы (железных дорог, других филиалов), к его минимальному значению (коэффициент потенциала):
В качестве подтверждения абсолютной достоверности исходной информации рассматриваются лишь результаты полной и сплошной проверки первичной документации, на основании которой железные дороги составляют статистическую отчетность. Поскольку на первом этапе рейтинговой оценки специалисты управляющего органа проводят только выборочную проверку, то в целях устранения погрешности, связанной с возможной недостоверностью данных, представленных железными дорогами, при расчете коэффициента потенциала максимальное и минимальное значения каждого показателя игнорируются. Таким образом, в формулу подставляются второе и предпоследнее по величине значение каждого показателя.
4.4. В общем виде алгоритм рейтинговой оценки железных дорог (других филиалов) по НТИ может быть представлен в виде последовательности следующих действий:
4.4.1. Выбираются оценочные показатели, комплексно характеризующие деятельность железных дорог (других филиалов) по НТИ и формируется матрица исходных показателей, где по строкам записываются объекты оценки (железные дороги, другие филиалы), а по столбцам - оценочные показатели в абсолютном выражении. Для соблюдения принципа сопоставимости размеров сравниваемых объектов абсолютные значения количественных оценочных показателей пересчитываются на 1000 человек эксплуатационного штата железных дорог (других филиалов). Значения качественных показателей не пересчитываются.

Таблица 2 - Показатели деятельности железных дорог по НТИ в расчете на 1000 человек эксплуатационного штата

Железные дороги
(другие филиалы)

Количественные значения оценочных показателей

 Х1

 Х2

 Х3

 ...

 

 

 

 

 Хj

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    ...        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4.2. Определяется значимость каждого показателя (коэффициент потенциала) как отношение максимального значения j-го показателя к его минимальному значению по формуле (3):
4.4.3. Все разноименные значения элементов матрицы переводятся в их качественные аналоги (нормируются) по формуле (2):
Полученные нормированные значения показателей и коэффициенты
потенциала показателей формируют таблицу 3.

Таблица 3 - Нормированные значения показателей и коэффициенты потенциала показателей

        Кj     

 Нормированные значения оценочных показателей

    К1  

   К2  

   К3  

   ...  

   Кj  

 

 

 

 

 

 

      Рj       

 

 

 

 

 

Коэффициент    
потенциала    

   Р1   

   Р2  

   Р3  

   ...  

   Рj  

4.4.4. Рассчитывается интегральное (системное) качество каждого объекта (рейтинг) по формуле (1):
На основании величины рейтинга выполняется ранжирование объектов (железных дорог, других филиалов) в системе.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года определены ключевые задачи, стоящие перед ОАО "РЖД". В их числе - ускоренное обновление основных фондов, модернизация и строительство новой инфраструктуры на стратегически важных направлениях перевозок, преодоление технического и технологического отставания от передового мирового опыта, обеспечение безопасности функционирования железнодорожного транспорта. Один из базовых принципов Стратегии - развитие железнодорожного транспорта на основе идеологии инновационного прорыва. Это требует качественного долгосрочного планирования научно-технического развития ОАО "РЖД", создания эффективного механизма корпоративного управления инженерной деятельностью в холдинге.
Сегодня рынок транспортных услуг развивается ускоренными темпами. Применение высокоэффективных технологий, научно-технических достижений, зарубежного и отечественного опыта способствуют повышению безопасности движения поездов, качества сервисного обслуживания пассажиров, обеспечению финансовой устойчивости Компании. Для решения подобного рода задач требуется достоверная, своевременная и качественная НТИ.
Результативность деятельности на железных дорогах по НТИ зависит не только от работы специалистов НТИ. В большей степени на нее влияет осознание управляющим аппаратом необходимости в ежедневном получении, анализе и использовании на практике НТИ.
Как указывалось выше, управление - это совокупность процессов планирования, организации, мотивации и контроля, необходимая для формулирования и достижения целей организации. Поэтому последовательное, качественное и заинтересованное управление работой по внедрению новой техники и инновационных технологий, пропаганда передовых научных достижений в сфере деятельности железнодорожного транспорта должно стать основополагающим направлением в работе инженерного корпуса железных дорог. Только в этом случае возможно достижение значительного синергетического эффекта.
Творческая деятельность не подлежит нормированию и регламентированию должностной картой специалиста. Так, к примеру: для технических информаторов и экспертов структурных подразделений эта деятельность является дополнительной к выполнению основных производственных обязанностей, и они не заинтересованы в ее развитии. Таким образом, и отсутствие системы мотивации работников ОАО "РЖД" за информационную деятельность отрицательно влияет на выполнение основных показателей по НТИ железных дорог (других филиалов).
Устойчивый корпоративный эффект и необходимый уровень эффективности деятельности по НТИ в ОАО "РЖД" может быть достигнут лишь совместными творческими усилиями работников подразделений системы НТИ и инженерного корпуса при безусловной поддержке со стороны руководящих органов.

 

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО "РЖД"
от 01.12.2008 г. N 2565р

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. "Методика определения рейтинга железных дорог по научно-технической информации" (далее - Методика) определяет основные методические подходы к выбору объектов рейтинговой оценки, обоснованию системы рейтинговых показателей, расчету итогового комплексного рейтингового показателя и последующего ранжирования железных дорог по результатам и качеству подготовленных, распространенных и предложенных к внедрению информационных материалов с учетом специфики условий работы конкретных полигонов железных дорог.
1.2. "Методические рекомендации по практическому использованию методики определения рейтинга железных дорог по научно-технической информации" (далее - Методические рекомендации) определяют последовательность действий при расчете итогового интегрального показателя деятельности железных дорог по НТИ (рейтинга), способ ранжирования и определяют соответствующие термины и понятия.
1.3. Рейтинг каждой железной дороги по НТИ, определяется по принципу расчета итогового интегрального показателя их работы на основе системы рейтинговых критериев (оценочных показателей), наиболее полно и точно характеризующих комплекс работ, выполняемых работниками ДЦНТИ. Наилучшая величина рейтинга соответствует максимальному значению интегрального показателя по рейтинговой оценке.
1.4. Расчеты рейтинга производятся в таблицах: таблица исходных данных в абсолютном выражении; таблица исходных данных, пересчитанная на 1000 человек эксплуатационного штата железных дорог; таблица нормированных значений оценочных показателей, рейтингов и рангов.
Для корректного определения рейтинга Калининградская и Сахалинская железные дороги выделены в отдельную группу, как имеющие отличающиеся от других железных дорог условия и объемы работы.
Показатели, характеризующие деятельность железных дорог по НТИ, предоставляются ДЦНТИ железных дорог в Центр научно-технической информации (далее - ЦНТИ) по формам статистической отчетности (НТО-1 и НТО-2).

2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

В целях обеспечения единства терминологии в системе нормативного регулирования вопросов рейтинговой оценки железных дорог России по НТИ, однозначного понимания используемых терминов ниже приводятся значения основных понятий.
Система - организационное множество структурных элементов, взаимосвязанных и выполняющих определенные функции.
Управление - совокупность процессов планирования, организации, мотивации и контроля, необходимая для формулирования и достижения целей организации (системы).
Рейтинговая оценка - вид экономического анализа, основанный на сравнительной оценке деятельности экономических объектов за некоторый фиксированный промежуток времени по ряду критериев, определяемых целью исследования.
Рейтинг - индивидуальный цифровой (буквенный, буквенно-цифровой) показатель, присвоенный экономическому объекту в результате проведения рейтинговой оценки и позволяющий определить его положение относительно других экономических объектов, формирующих исследуемую систему.
Ранжирование - расстановка объектов в порядке их приоритета по значениям их интегральных качеств (рейтинга).

3. ПОДГОТОВКА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ

Основные требования, предъявляемые к показателям, включаемым в итоговую формулу рейтинга:
- показатели должны обладать рядом свойств, к которым относятся: полнота, действенность, неизбыточность, оптимальное число показателей. Это значит, что, с одной стороны, рейтинг должен отражать все существенные стороны деятельности филиала, а с другой - не включать избыточные данные;
- показатели должны быть соизмеримы. Соизмеримость показателей обеспечивается использованием относительных величин;
- показатели не должны быть взаимосвязаны.
Система оценочных показателей, используемых для определения рейтинга железных дорог по НТИ, в данной Методике применяется в соответствии с решением сетевой школы передового опыта на Красноярской железной дороге (протокол N ЦТех-96/пр от 20-22 августа 2008 г.):
- внедрение новшеств и передового производственного опыта, заимствованных из информационных источников;
- годовой экономический эффект;
- составлено информационных карт с индексом "2" и "3";
- введено информационных карт в отраслевую базу данных АИПС НТИ;
- издано информационных листков;
- абоненты ИРИ, обслуживаемые работниками ДЦНТИ и КТИ.
Кроме того, в рейтинговой оценке учитывается напряженность труда одного работника ДЦНТИ, непосредственно занятого вопросами по НТИ. Она определяется отношением эксплуатационного контингента железной дороги к количеству работников ДЦНТИ, занимающихся вопросами НТИ.
При расчете рейтинга по конкретному филиалу используется характерный для него набор показателей. Для железных дорог - это шесть вышеперечисленных показателей и характеристика напряженности труда одного работника ДЦНТИ, занятого непосредственно работой по НТИ. Для других производственных филиалов, имеющих сеть региональных подразделений (дирекций) это:
- внедрение новшеств и передового производственного опыта, заимствованных из информационных источников;
- годовой экономический эффект;
- составлено информационных карт с индексом "2" и "3";
- подготовлено материалов и передано в ДЦНТИ для издания информационных листков.
В процессе структурных и организационных преобразований на железнодорожном транспорте при необходимости система оценочных показателей (их количество и состав) может варьироваться. Изменения вводятся соответствующими распоряжениями.

4. РАСЧЕТ ИТОГОВОГО ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ (РЕЙТИНГА)

Матрица исходных показателей представляет собой таблицу, где по строкам записываются объекты оценки (железные дороги, другие филиалы), а по столбцам - оценочные показатели в натуральном выражении. Кроме того, указываются численность эксплуатационного контингента каждой железной дороги (другого филиала) и численность работников ДЦНТИ, занимающихся непосредственно работой по НТИ.

Таблица 1 - Показатели деятельности железных дорог (других филиалов) по НТИ в натуральном выражении

Железные дороги
(другие филиалы)

Количественные значения
оценочных показателей 
по железной дороге  
(другому филиалу)   

   Численность  
эксплуатационного
контингента  
железной дороги 
(другого филиала)

 Численность 
работников 
ДЦНТИ,    
занимающихся
работой по НТИ

 

  1

 2

 3

 ...

 Х 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ...       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абсолютные значения количественных оценочных показателей пересчитываются на 1000 человек эксплуатационного штата:
- абсолютные значения количественных показателей НТИ железной дороги (за исключением показателя "абоненты ИРИ, обслуживаемые работниками ДЦНТИ и КТИ") делятся на эксплуатационный контингент железной дороги;
- абсолютные значения показателя "абоненты ИРИ, обслуживаемые работниками ДЦНТИ и КТИ" (Нири) по каждой железной дороге делятся на количество специалистов ДЦНТИ и КТИ, обслуживающих абонентов ИРИ:
Итоговое значение каждого количественного показателя по каждой железной дороге, другому филиалу или совместно по железной дороге и региональным подразделениям других филиалов (дирекций) будет получено как сумма показателей, деленных на соответствующий эксплуатационный контингент.
Формула для определения итогового значения каждого количественного показателя будет иметь следующий вид (на примере показателя "Годовой экономический эффект" в расчете на 1000 человек эксплуатационного контингента):
1) При расчете показателя для определения рейтинга по регионам учитываются суммарные значения по железной дороге и другим региональным филиалам (дирекциям), расположенным в границах дороги:
2) При расчете показателя для определения рейтинга железных дорог, показатели годового экономического эффекта дирекций принимаются равными нулю. Формула (2) будет иметь вид (3) :
3) При расчете показателя для определения рейтинга региональных дирекций (например, ДРВ) равными нулю принимаются показатели по железным дорогам и другим дирекциям. Формула (2) будет иметь вид (4):
Аналогичные расчеты производятся по каждому количественному показателю.
При определении итоговых значений следующих количественных показателей:
- составлено информационных карт с индексом "2" и "3";
- введено информационных карт в отраслевую базу данных АИПС НТИ;
- издано информационных листков;
- абоненты ИРИ, обслуживаемые работниками ДЦНТИ и КТИ учитываются все исходные данные по железным дорогам и другим филиалам, так как специалисты ДЦНТИ и КТИ обслуживают всех абонентов ИРИ, обрабатывают информационные карты и вводят их в отраслевой банк данных, издают информационные листки по материалам других филиалов.
Значение качественного показателя "эксплуатационный контингент железной дороги, приходящийся на одного работника ДЦНТИ, занимающегося работой по НТИ" (Нр) определяется для каждой железной дороги по формуле (5):
На основании выполненных расчетов заполняется таблица 2 относительных значений оценочных показателей. Она является матрицей исходных данных для выполнения процедуры расчета рейтинга и ранжирования железных дорог (других филиалов).

Таблица 2 - Показатели деятельности железных дорог (других филиалов) по НТИ в расчете на 1000 человек эксплуатационного штата

 Железные дороги
(другие филиалы)

Суммарные значения показателей железной
дороги (других филиалов) на 1000 человек
эксплуатационного контингента     

  Значение  
качественного
показателя

     Х1  

    Х2  

    Х3  

  ...   

    Хj      

 

 

 

 

 

 

     ...       

 

 

 

 

 

Данные таблицы 2 переносятся в программу "Рейтинг". Определяется значимость (коэффициент потенциала) каждого показателя как отношение максимального количественного значения j-го показателя (пересчитанного на 1000 человек) среди оцениваемых объектов системы (железных дорог, других филиалов) к его минимальному значению (6) :
При расчете коэффициента потенциала максимальное и минимальное значения каждого показателя игнорируются. Таким образом, в формулу подставляются второе и предпоследнее по величине значение каждого показателя.
Затем все разноименные значения элементов матрицы переводятся в их нормированные аналоги. Нормированный аналог Kij количественного значения j-го показателя i-той железной дороги (другого филиала) определяется по формуле перевода (7):
Полученные нормированные значения показателей и коэффициенты потенциала показателей формируют итоговую таблицу 3. В этой же таблице рассчитывается рейтинг каждой железной дороги и производится ранжирование.
Комплексным показателем оценки деятельности железных дорог (других филиалов) по НТИ является рейтинг (интегральное качество) (8):
Первое место присваивается железной дороге (другому филиалу), имеющей максимальный рейтинг, последующие места присваиваются в порядке убывания рейтинга.

Таблица 3 - Определение рейтинга и ранжирование

Железные дороги 
(другие филиалы)

Нормированные значения
оценочных показателей 

 Рейтинг

Место (ранг)

 K1

K2

K3

 ...

 Kj

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Коэффициент   
потенциала    

 P1

P2

P3

 ...

 Pj

 

 

 

5. ПРИМЕР РАСЧЕТА

Пример расчета приведен для наглядной иллюстрации процедуры рейтинговой оценки деятельности железных дорог (других филиалов) по НТИ. Данные примера условные.

Показатели деятельности железных дорог (других филиалов) по НТИ в натуральном выражении

Железные
дороги
(другие
филиалы)

  Количественные значения  
оценочных показателей по 
железным дорогам      
(другим филиалам)     

   Численность   
эксплуатационного
контингента    
железной дороги 
(другого филиала),
тыс. человек   

Численность
работников 
ДЦНТИ,   
занимающихся
работой по
НТИ, человек

 

 1

 

    2  

 

 3

 

  4

 

 5

 

 6

   А   

579

 5479,62

390

 94

230

793

     75,864      

    10     

   Б   

621

 7373,70

208

104

 0

697

     88,756      

    28     

   В   

350

 2147,25

139

 55

206

584

     55,695      

     7     

   Г   

330

 3054,51

209

 68

139

354

     54,040      

     7     

   Д   

617

19627,93

331

153

173

569

     59,796      

     5     

   Е   

396

 7805,76

305

 52

308

342

     48,244      

     8     

   Ж   

380

12600,12

148

 78

305

304

     37,620      

     6     

   З   

474

13965,33

306

 47

 24

328

     57,411      

     5     

   И   

696

 2215,46

287

 70

278

398

     69,099      

    10     

   К   

302

 1693,57

325

 53

210

195

     50,909      

    11     

   Л   

578

12120,80

398

 60

124

497

     62,830      

     9     

   М   

328

 5722,93

315

 65

207

134

     31,222      

    8,5    

   Н   

426

 9300,95

443

 83

123

207

     44,755      

     6     

   О   

192

 3554,98

136

 75

385

230

     45,425      

     2     

   П   

474

10359,41

253

 80

122

358

     49,478      

     5     

Показатели деятельности железных дорог (других  филиалов) по НТИ в расчете на 1000 человек эксплуатационного контингента

Железные
дороги
(другие
филиалы)

 Суммарные значения показателей по железной
дороге (другим филиалам) на 1000 человек  
эксплуатационного контингента         

  Значение  
качественного
показателя

    1 

    2 

   3 

  4 

  5 

  6    

  А    

  76,32

 722,30

 51,41

12,39

30,33

358,82 

    7586,4  

  Б    

  69,97

 830,78

 23,44

11,72

13,12

320,21 

    3169,9  

  В    

  62,84

 385,54

 24,96

 9,88

24,71

399,07 

    7956,4  

  Г    

  61,07

 565,23

 38,68

12,58

38,68

251,58 

     7720   

  Д    

 103,18

3282,48

 55,35

25,59

45,94

350,5  

    11959,2 

  Е    

  82,08

1617,98

 63,22

10,78

58,79

279,66 

     6030,5 

  Ж    

 101,01

3349,31

 39,34

20,73

39,34

328,33 

      6270  

  З    

  82,56

2432,52

 53,30

 8,19

 8,53

226,5  

    11482,2 

  И    

 100,73

 320,62

 41,53

10,13

37,80

236,23 

     6909,9 

  К    

  59,32

 332,67

 63,84

10,41

46,60

145,59 

     4628,1 

  Л    

  91,99

1929,14

 63,35

 9,55

24,07

315,62 

     6981,1 

  М    

 105,05

1832,98

100,89

20,82

52,46

155,81 

     3673,2 

  Н    

  95,18

2078,19

 98,98

18,55

38,60

179,21 

     7459,2 

  О    

  42,27

 782,60

 29,94

16,51

26,05

202,73 

    22712,5 

  П    

  95,80

2093,74

 51,13

16,17

46,02

276,58 

     9895,6 

Определение рейтинга и ранжирование

  Железные
дороги 
(другие 
филиалы)

 

Нормированные значения оценочных показателей

 

Рейтинг

 

 Место
(ранг)

   1 

  2 

  3 

  4 

  5 

   6

  7   

    1     

    2

  3 

  4 

  5 

  6 

   7

  8   

    9 

   10

     А    

  5,88

 2,19

 4,25

 3,17

 4,90

 8,57

 3,03 

 104,88

   9 

     Б    

  4,97

 2,52

 1,00

 2,83

 1,82

 7,20

 1,00 

  70,72

  15 

     В    

  3,95

 1,19

 1,18

 1,87

 3,90

10,00

 3,20 

  76,44

  14 

     Г    

  3,69

 1,73

 2,77

 3,27

 6,40

 4,76

 3,10 

  88,23

  11 

     Д    

  9,73

 9,80

 4,71

10,00

 7,70

 8,28

 5,05 

 220,39

   1 

     Е    

  6,71

 4,86

 5,62

2,34

10,00

 5,76

 2,32 

 147,77

   6 

     Ж    

  9,42

10,00

 2,85

7,49

6,52

 7,49

 2,43 

 193,89

   2 

     З    

  6,78

 7,28

 4,47

1,00

1,00

 3,87

 4,83 

 132,12

   8 

     И    

  9,38

 1,00

 3,10

2,01

6,24

 4,22

 2,72 

  86,39

  12 

     К    

  3,44

 1,04

 5,69

2,15

7,82

 1,00

 1,67 

  82,49

  13 

     Л    

  8,13

 5,78

 5,64

1,70

3,78

 7,04

 2,76 

 137,55

   7 

     М    

 10,00

 5,49

10,00

7,53

8,87

 1,36

 1,23 

 170,29

   3 

     Н    

  8,59

 6,22

 9,78

6,36

6,38

 2,19

 2,98 

 169,25

   4 

     О    

  1,00

 2,37

 1,76

5,31

4,14

 3,03

10,00 

  99,76

  10 

     П    

  8,67

 6,27

 4,22

5,13

7,71

 5,65

 4,10 

 162,05

   5 

Коэффициент
потенциала

  1,74

 9,87

 3,97

2,18

4,00

 2,30

 3,26 

 

 

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Задача ранжирования (сравнения) социально-экономических объектов неразрывно связана с задачей управления этими объектами. В связи с этим следует заметить, что числовые характеристики объекта, полученные в результате расчета, несут в себе информацию для принятия действенных управленческих решений.
Неравномерность (неупорядоченность) качественных оценок по любому показателю - это сигнал о том, что необходимо воздействие, и тем более существенное, чем больше эта неравномерность. Управляющий орган всей системы объектов должен проанализировать причины, которые привели к значительным расхождениям результатов на разных железных дорогах (других филиалах) и принять надлежащие меры к устранению этой неравномерности.
Небольшой разброс значений некоторого показателя говорит о его стабильности для всех объектов. Если качественные оценки по стабильному показателю высокие, то никакие управленческие воздействия пока не требуются, нужен только контроль. Если же качественные оценки низкие, то их низкая устойчивость, возможно, кроется не в самих объектах. Имея недостаточные потенциальные возможности (технические, организационные, финансовые и т.п.) для выполнения задания, объекты с этим заданием не справились и получили низкие качественные оценки.
Если некоторый показатель в динамике сохраняет малую энтропию с высокими качественными показателями, то по этому признаку все объекты системы находятся в застое, отсутствует стимул к развитию. Возможно, что этот показатель пора убрать из системы оценочных показателей, поскольку все объекты довели его выполнение до стабильно высокого уровня, и заменить другим.
Важной особенностью этой методики является и то, что качественные оценки показателей не являются раз и навсегда постоянными. Они динамичны во времени. На следующем этапе функционирования этих же объектов количественные или качественные значения некоторых признаков изменятся, под влиянием управляющих воздействий будет реализован возможный потенциал выполнения показателей, следовательно, изменится и их значимость.
При анализе деятельности железных дорог (других филиалов) по НТИ исследуются и другие количественные и качественные показатели их работы. После необходимой теоретической и практической отработки эти показатели могут использоваться в рейтинговой оценке.
Методика является многоуровневой и позволяет определять рейтинг железных дорог, других филиалов, их структурных подразделений по НТИ. Методика адаптирована к преобразованиям организационной структуры и системы управления Компании, которые могут происходить в процессе реформирования отрасли, имеет научное обоснование, проста в применении (вводятся только количественные значения показателей), для определения значимости показателей не требует затрат времени и материальных ресурсов на экспертную оценку, свободна от погрешностей субъективной оценки.