Распоряжение ОАО РЖД от 21.07.2008 N 1519р

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 июля 2008 г. N 1519р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ ЭНЕРГОДИСПЕТЧЕРОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ УСТРОЙСТВАМИ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

В целях совершенствования организации и управления хозяйством электрификации и электроснабжения:
1. Утвердить временные нормативы численности энергодиспетчеров в условиях централизации управления устройствами электроснабжения Забайкальской железной дороги.
2. Начальнику Забайкальской железной дороги Тимофееву С.И. при утверждении штатного расписания службы электрификации и электроснабжения в условиях централизации управления устройствами электроснабжения железной дороги определять организационную структуру и численность энергодиспетчеров в соответствии с временными нормативами численности, утвержденными настоящим распоряжением.
3. В типовом штатном расписании службы электрификации и электроснабжения железной дороги - филиала ОАО "РЖД", утвержденном распоряжением ОАО "РЖД" от 24 мая 2006 г. N 1042р, текст сноски заменить текстом следующего содержания:
"*" В службе электрификации и электроснабжения Забайкальской железной дороги численность энергодиспетчеров определяется в соответствии с действующими нормативами численности, в связи с чем указанные штатные единицы энергодиспетчеров для службы электрификации и электроснабжения Забайкальской железной дороги не учитываются".

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов

 

Приложение
к распоряжению ОАО "РЖД"
от 21.07. 2008 г. N 1519р

ВРЕМЕННЫЕ НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ ЭНЕРГОДИСПЕТЧЕРОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ УСТРОЙСТВАМИ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

1. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

АРМ - автоматизированное рабочее место совместно с системой телемеханики АСТМУ энергодиспетчера - комплекс программных и аппаратных средств для автоматизированного оперативно-диспетчерского управления устройствами электроснабжения;
АГО-9 - отчетно-статистическая форма в хозяйстве электрификации и электроснабжения;
ЭЧ - дистанция электроснабжения;
ЭЧЦ - энергодиспетчерский пункт;
ЭЧК - район контактной сети дистанции электроснабжения;
ЭЧС - район электроснабжения дистанции электроснабжения;
ЭЧЭ - тяговая подстанция дистанции электроснабжения;
РРУ - ремонтно-ревизионный участок дистанции электроснабжения;
ТП - трансформаторная подстанция;
ПС - пост секционирования контактной сети;
ППС - пункт параллельного соединения контактной сети;
АТП - автотрансформаторный пункт;
ТУ - телеуправление устройствами электроснабжения;
СЗА - степень загрязнения атмосферы.

2. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Временные нормативы численности, вошедшие в сборник, разработаны аналитически-расчетным методом в соответствии с Положением о системе нормирования труда в ОАО "РЖД", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 3 июля 2006 г. N 1350р.
Настоящие нормативы предназначены для определения явочной численности работников энергодиспетчерского аппарата при централизации энергодиспетчерского управления в условиях организации их работы по управлению устройствами электроснабжения из единого центра Забайкальской железной дороги (далее по тексту - единый энергодиспетчерский центр).
При разработке сборника учтен опыт работы единого энергодиспетчерского центра Забайкальской железной дороги и использованы следующие технологические, инструктивные и нормативные материалы:
- Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту оборудования тяговых подстанций электрифицированных железных дорог ЦЭ-936, 2003г.;
- Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог ЦЭ-868, 2002г.;
- Типовой проект организации труда на тяговой подстанции, 2002г.;
- Типовой проект организации труда в ремонтно-ревизионном участке, 2002г.;
Организация труда энергодиспетчерской группы дистанции электроснабжения железной дороги (типовой проект), 2002г.;
- Типовой проект организации труда работников района контактной сети, 2002г.;
- Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, 2003г.;
- Инструкция по безопасности для электромонтеров контактной сети ЦЭ-761,2000г.;
- Правила безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог ЦЭ-750, 2000г.;
- Инструкция по обеспечению надежности работы устройств электроснабжения железных дорог в зимних условиях, 1999г.;
- Инструкция по оперативному обслуживанию тяговых подстанций электрифицированных железных дорог, 1992г.;
- Инструкция дежурному района электроснабжения железных дорог, 1998г., ЦЭ-549;
- Инструкция энергодиспетчеру дистанции электроснабжения железных дорог, 1999 г., ЦЭ-684;
- Нормы времени и нормативы численности на текущий ремонт и межремонтные испытания оборудования тяговых и трансформаторных подстанций железных дорог, 2007г.;
- Регламент работы дежурного станции стыкования и района контактной сети электрифицированных железных дорог ЦЭЭ-2, 2001г.;
- Порядок применения коэффициента перевода явочной численности в списочную N РА-2400 от 7.03.07г.
Нормативы численности разработаны для рабочих мест, организационно-технические условия которых соответствуют действующим правилам безопасности, санитарным и техническим нормам, технолого-нормативным документам хозяйства электрификации и электроснабжения, с учетом наиболее полного и рационального использования рабочего времени.
Численность энергодиспетчерского аппарата устанавливается в зависимости от объемов работ (количество обслуживаемых объектов, устройств и т.п.), который определяется по наличию технических средств контактной сети, тяговых подстанций и районов электроснабжения, учитываемых в отчетно-статистических формах (АГО-9 и др.).
Для сменных энергодиспетчеров железной дороги и энергодиспетчеров применяется коэффициент сменности (Ксм), который определяется по формуле:

          24 * 365
Ксм = --------
Тг

где: 24 - продолжительность рабочего времени в сутки, установленная правилами внутреннего трудового распорядка, и соответствующая требованиям статей 103 и 108 Трудового Кодекса Российской Федерации;
365 - количество дней в году, в течение которых обеспечивается оперативная работа по управлению устройствами электроснабжения;
Тг - годовая норма рабочих часов.
Порядок применения и определения коэффициента перевода явочной численности в списочную установлен "Порядком применения коэффициента перевода явочной численности в списочную" от 7 марта 2007 г. NРА-2400.
Наименование должностей руководителей и специалистов в настоящем сборнике приняты в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих. Применение должностного наименования "старший" возможно при условии, когда работник наряду с выполнением обязанностей по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.
При внедрении в едином энергодиспетчерском центре или в дистанциях электроснабжения более совершенных, чем это предусмотрено в данном сборнике, методов организации производства, повышающих производительность труда работников энергодиспетчерского аппарата, следует разрабатывать и вводить в установленном порядке местные, более прогрессивные нормативы численности, соответствующие более высокой производительности труда.
Введение сборника нормативов численности производится администрацией структурного подразделения ОАО "РЖД", в штате которого содержится энергодиспетчерский аппарат, с учетом мнения выборного профсоюзного органа. О введении нормативов численности работники должны быть оповещены не позднее, чем за два месяца (в соответствии со ст. 162 Трудового Кодекса Российской Федерации).

3. НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ

Нормативы численности разработаны с учетом рациональной организации управления работой единого энергодиспетчерского центра и оптимального распределения функций между работниками в соответствии с характеристиками выполняемых ими работ. Структурная схема организации работы по управлению устройствами электроснабжения при централизации оперативного управления приведена на рис.1.
Численность работников энергодиспетчерского аппарата при централизации энергодиспетчерского управления определяется по формуле:

                        Чедцу = Чэжд + Чэ

где: Чэжд - численность энергодиспетчеров железной дороги;
Чэ - численность энергодиспетчеров.

3.1. Нормативы численности энергодиспетчеров железной дороги

Нормативы численности энергодиспетчеров железной дороги приведены в таблице 1.

Таблица 1


Наименование должности           

Норматив численности, чел.

Энергодиспетчер железной дороги  
(по "окнам")                     

1 на единый              
энергодиспетчерский центр

Энергодиспетчер железной дороги  
(по оперативной работе)          

1 на единый              
энергодиспетчерский центр

Энергодиспетчер железной дороги  
(по эксплуатационной работе)     

1 на единый              
энергодиспетчерский центр

Энергодиспетчер железной дороги  
(сменный)                        

1 в смену на единый      
энергодиспетчерский центр

Нормативы численности энергодиспетчеров железной дороги (по оперативной) учитывают трудоемкость следующих выполняемых ими работ:
- руководство оперативной работой дорожных энергодиспетчеров и организация работы энерго диспетчерского персонала в границах дороги;
- согласование схемы нормального и аварийного питания контактной сети, линий автоблокировки и внешнего электроснабжения с их последующей корректировкой и контролем;
- разработка инструкции о взаимоотношениях с диспетчерами энергосистем, границах ответственности между объектами электрификации и энергетики железной дороги и энергосистем;
- организация работы энергодиспетчера железной дороги (по "окнам") по вопросам предоставления и использования технологических и аварийных "окон";
- взаимодействие с энергодиспетчером железной дороги (по эксплуатационной работе) по вопросам работы устройств электроснабжения;
- решение с энергосистемами вопросов оперативного руководства устройствами электроснабжения железнодорожных потребителей в границах железной дороги;
согласование временных изменений схем внешнего энергоснабжения для выполнения плановых и неотложных работ, контроль своевременного восстановления нормальных схем;
- контроль учета предоставления и использования технологических "окон" в движении поездов для производства работ на контактной сети и в устройствах электроснабжения;
- учет случаев повреждений и браков в работе, задержек поездов по вине хозяйства электрификации и электроснабжения, нарушений трудовой дисциплины;
- участие в проведении технических ревизий структурных подразделений хозяйства электрификации и электроснабжения в границах железной дороги;
- разработка мероприятий по улучшению оперативного руководства хозяйством электрификации и электроснабжения и ускорению восстановления повреждений;
- организация обучения и периодической проверки знаний энергодиспетчерами должностных инструкций и правил;
- изучение и внедрение передового опыта в практику работы энергодиспетчеров.

Нормативы численности энергодиспетчеров железной дороги (по эксплуатационной работе) учитывают трудоемкость следующих выполняемых ими работ:
- разработка графиков дежурств и выезда энергодиспетчеров железной дороги (сменных) и энергодиспетчеров на линейные объекты, контроль их выполнения;
- организация взаимодействия энергодиспетчеров с дежурным аппаратом службы автоматики и телемеханики и Дирекции связи;
- своевременная разработка, пересмотр и корректировка местных инструкций, связанных с оперативным управлением электрохозяйством дороги, подготовка предложений по оптимизации схем питания и секционирования;
- своевременное информирование энергодиспетчерского аппарата и оказание содействия в подготовке к работе в изменяющихся условиях: сложные метеоусловия, гроза, снегопад, изменения объемов движения поездов и пр.;
- контроль ведения установленных форм диспетчерской документации и отчетности, подготовка оперативных справок и данных по заданиям руководства службы электрификации и электроснабжения железной дороги и Департамента электрификации и электроснабжения ОАО "РЖД";
- организация технической учебы и проведение дней охраны труда;
- контроль своевременного выезда руководителей дистанций электроснабжения на расследование случаев нарушений и их участия в организации ликвидации повреждений;
- проведение анализа работы устройств электроснабжения;
- контроль за подготовкой хозяйства электроснабжения к работе в зимних условиях и в грозовой период;
- контроль выполнения приказов и указаний руководства по вопросам эксплуатации устройств электроснабжения;
- расследование всех нарушений нормальной работы устройств электроснабжения с выявлением характера, объема и причин, вызвавших повреждения;
- контроль правильности отнесения случаев отказов и браков в поездной маневровой работе и задержек поездов на хозяйство электрификации и электроснабжения;
- контроль изменений в схеме питания и секционирования контактной сети, линий электроснабжения устройств СЦБ и тяговых подстанций, внесение соответствующих изменений.

Нормативы численности энергодиспетчеров железной дороги (по "окнам") учитывают трудоемкость следующих выполняемых ими работ:
- взаимодействие и контроль выполнения приказов и указаний энергодиспетчера железной дороги (по оперативной и эксплуатационной работе) по вопросам предоставления и использования технологических и аварийных "окон";
- внесение поступивших заявок на работу в технологические "окна" в программу по предоставлению "окон";
- рассмотрение совместно с отделом планирования "окон" службы перевозок возможности предоставления "окон" по заявкам;
- составление планов предоставления "окон", согласование их с отделом планирования "окон" службы перевозок и руководством железной дороги;
- участие в разработке нормативно-технологических документов по предоставлению "окон", доведение их до руководства дистанций электроснабжения;
- составление анализа по предоставлению и использованию технологических "окон";
- рассмотрение и согласование порядка обеспечения сложных, больших по длительности работ, связанных с отключением устройств электроснабжения;
- контроль разработки вариантных графиков;
- контроль и, при необходимости, корректировка действий энергодиспетчеров в вопросах обеспечения безопасности движения поездов и правил охраны труда при предоставлении "окон";
- организация предоставления аварийных "окон".

Нормативы численности энергодиспетчеров железной дороги (сменных) учитывают трудоемкость следующих выполняемых ими работ в течение смены:
- руководство работой энергодиспетчеров;
- взаимодействие с дежурным аппаратом Департамента электрификации и электроснабжения;
- оказание содействия в локализации и ликвидации аварийных режимов и отказов в системе тягового электроснабжения и электроснабжения не тяговых потребителей;
- организация пропуска аварийно-восстановительных средств и принятие оптимальных вариантов по организации пропуска поездов с дежурным аппаратом службы перевозок;
- оказание помощи в восстановительных работах дистанциям электроснабжения рабочей силой и восстановительными средствами, материалами и резервными передвижными установками с других дистанций электроснабжения;
- контроль правильности выдачи предупреждений на проследование поездов с опущенным токоприемником поврежденных участков и введения ограничений на пропуск поездов в связи с изменениями режимов электроснабжения тяговых подстанций и пропускной способности контактной сети;
- принятие мер по своевременной отмене предупреждений ограничений в движении поездов;
- содействие во взаимоотношениях диспетчеров энергосистем и энергодиспетчерами по всем вопросам, связанным с изменениями в схемах внешнего электроснабжения;
- участие в планировании, рассмотрении и согласовании совместно с отделом планирования службы перевозок работ, связанных с перерывом в движении поездов и отключением в устройствах электроснабжения;
- содействие во взаимодействии энергодиспетчеров на границах железных дорог и отделений железных дорог.

3.2. Нормативы численности энергодиспетчеров

Нормативы численности энергодиспетчеров разработаны по укрупненным нормативам, оценивающим затраты труда энергодиспетчера за сутки по каждому подразделению и в целом по участку. Укрупненные нормативы представляют собой совокупность нормативов времени по операциям, сгруппированным по соответствующим комплексам задач, выполняемых энергодиспетчером в процессе работы.
Для каждого диспетчерского круга учтены трудозатраты, независимые от числа подразделений: прием и сдача смены, изучение входящей документации, проверка работы системы ТУ-ТС совместно с телемехаником, участие энергодиспетчера один раз в месяц в дне охраны труда и два раза в месяц в дне технической учебы, ежегодное прохождение энергодиспетчером медицинского осмотра.
По каждому подразделению (ЭЧК, ЭЧС, ЭЧЭ) учтены трудозатраты на:
- проведение циркулярного приказа,
- оформление и проверка заявок на работу,
- согласование работ с поездным диспетчером, дежурным по станции,
- регистрация работ по распоряжению,
- обеспечение работ,
- прием и передача телефонограмм,
- сбор и анализ информации, оперативные переговоры, текущая работа по распоряжениям администрации,
- подготовка и передача оперативной и текущей информации главному энергодиспетчеру службы электроснабжения и электрификации,
- оформление дополнительной документации,
- организация аварийно-восстановительных работ,
- обновление и пополнение базы данных АРМ,
- сбор и оформление расхода электроэнергии (для ЭЧЭ),
- выезд в подразделение один раз в два года.
Нормативы численности позволяют определить расчетный контингент как на фактические объемы работы энергодиспетчерского круга при сложившейся системе управления, так и на перспективу с учетом планируемых "окон", обеспечений работ других служб, изменений в технологии организации работы, в техническом оснащении и в границах диспетчерских участков.
Нормативами численности учтено время на отдых и личные надобности при организации работы с наиболее полным и рациональным использованием рабочего времени по каждому приведенному в таблице 2 подразделению и обслуживаемому объекту.
Нормативная численность энергодиспетчеров определяется в зависимости от объема работы энергодиспетчера по формуле:
13
__
Ч4 => (n1...13 * с1...13 + (n14*14 +n15*c15)/Драб.
--

где n1..13 - количество обслуживаемых объектов (позиции 1-13 таблицы 2);
с1... 15 - норматив численности энергодиспетчеров на один обслуживаемый объект (измеритель);
n14 - планируемое количество "окон" в расчетном году на дистанции электроснабжения;
n15 - планируемое количество обеспечений работ других служб в расчетном году на дистанции электроснабжения;
Драб. - количество рабочих дней в расчетном году.

Таблица 2

 

N

 

Наименование обслуживаемого     
объекта (работы)                

 

Изме-    
ритель   

Норматив численности
энергодиспетчеров на
измеритель, чел.   

1

Диспетчерский круг              

1 круг   

0,552              

2

Район контактной сети           

1 ЭЧК    

0,239              

3

Район электроснабжения          

1 ЭЧС    

0,218              

4

Район контактной сети           
объединенный с районом          
электроснабжения                

 

1 ЭЧК    

0,402              

5

Тяговая подстанция с дежурным   
персоналом                      

1 ЭЧЭ    

0,21               

6

Тяговая подстанция двух родов   
тока                            

1 ЭЧЭ    

0,372              

7

Тяговая подстанция без дежурного
персонала                       

1 ЭЧЭ    

0,18               

8

Трансформаторная подстанция     
35кВ и выше с дежурным персоналом

1 ТП     

0,21               

9

Трансформаторная подстанция     
35кВ и выше без дежурного       
персонала                       

1 ТП     

0,18               

10

ПС, ППС, АТП, ПГСС              

1 пункт  

0,004              

11

Распределительные               
(межрегиональные)               
энергетические сети             

1 сеть   

0,034              

12

Граница с другими ЭЧ            

1 граница

0,03               

13

Линия электроснабжения          
устройств СЦБ                   

10 км    

0,004              

14

"Окно"                          

1 "окно" 

0,145              

15

"Обеспечение"                   

1"обесп."

0,14               

Примечания:
1. Нормативы численности энергодиспетчеров учитывают оснащение энергодиспетчерских кругов АРМ ЭЧЦ, разработанными и внедренными на местном уровне (аппаратно-программный комплекс ЦП ТУ "Тракт-Лиена").
2. К нормативам численности энергодиспетчеров на обслуживание тяговой подстанции (ЭЧЭ), обеспечивающей транзит электроэнергии, применяется коэффициент 1,14, учитывающий дополнительные трудозатраты на оперативные переключения и согласования.
3. К нормативам численности энергодиспетчеров на обслуживание тяговой подстанции (ЭЧЭ), участвующей в переносе раздела энергосистем, применяется коэффициент 1,01, учитывающий местную специфику.
При прохождении обслуживаемого энергодиспетчером участка в районе со сложными климатическими условиями увеличивается повторяемость его операций на оформление и проверку заявок, обеспечение работ по нарядам и распоряжениям, согласование работ с поездным диспетчером, организацию аварийно-восстановительных работ. Поэтому при расчете численности энергодиспетчеров (не включая старших) следует учитывать коэффициентами, приведенными в таблице 3, наличие в регионе следующих климатических факторов (таблица 4):
I температурный район;
IV-V ветровой район;
II1-V гололедный район;
VI-VII район по степени загрязнения атмосферы (СЗА).

Таблица 3


Наличие           

климатического    
фактора           

Коэффициент, учитывающий условия  
региона (Кр)                      

ЭЧК  

 ЭЧС 

  ЭЧЭ, ТП  

ПС, ППС,
АТП,ПГСС

один фактор       

1,05 

 1,04

  -        

-      

два фактора и более

1,09 

 1,08

  1,03     

1,07   

Таблица 4

Климатические условия железной дороги (дистанций электроснабжения)


N
ЭЧ

Название ЭЧ      

               Районы                        

Температур

Ветровые

Гололедные

СЗА           

 

Забайкальская ж.д.

 

 

 

 

1

Чита             

    I    

   II  

 II      

 IV           

2

Могоча           

    I    

   III 

 III     

 IV           

3

Сковородино      

   III   

    I  

 II      

 IV           

4

Свободный        

    I    

   III 

 III     

 IV           
VI Чесноковск-
Арга         

5

Борзя            

    I    

   III 

  IV     

  IV          

6

Хилок            

   III   

    I  

  II     

  IV          

7

Шилка            

    I    

    II 

  II     

  IV          

9

Магдагачи        

    I    

    II 

  II     

  IV          

10

Ерофей Павлович  

    I    

    II 

  II     

  IV          

11

Чернышевск       

    I    

    II 

  II     

  IV          

Примечание: Данные по климатическим районам следует уточнять в дорожных геофизических станциях. При определении района по степени загрязнения атмосферы следует руководствоваться Инструкцией по выбору изоляции электроустановок (РД 34.51.101-90. Союзтехэнерго, Москва 1990г.).

Пример расчета численности персонала диспетчерского аппарата приведен в таблице 5.