ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

30 июня 2008 г. N 1375р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об утверждении Порядка предоставления, рассмотрения,
планирования внедрения научно-технических достижений,
перспективных технологий и передового производственного
опыта, заимствованных из информационных источников

В целях ускорения процесса внедрения в производство научно-технических достижений, перспективных технологий и передового производственного опыта, заимствованных из информационных источников:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 2008 года прилагаемый Порядок предоставления, рассмотрения, планирования внедрения научно-технических достижений, перспективных технологий и передового производственного опыта, заимствованных из информационных источников.
2. Начальникам филиалов ОАО "РЖД" довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников.
3. Контроль за выполнением данного распоряжения возложить на главных инженеров филиалов ОАО "РЖД".

Старший вице-президент
ОАО "РЖД"
В.А. Гапанович

 

УТВЕРЖДЕН
распоряжением ОАО "РЖД"
от 30.06.2008 г. N 1375р

Порядок
предоставления, рассмотрения, планирования внедрения
научно-технических достижений, перспективных технологий и
передового производственного опыта, заимствованных из
информационных источников

1. Общие положения

1.1. Данный "Порядок" разработан в целях ускорения процесса развития производства и внедрения научно-технических достижений, высокоэффективных технических средств и технологий, а также передового производственного опыта в структурных подразделениях железной дороги, других филиалах "ОАО "РЖД".
1.2. Повышение экономической эффективности системы научно-технической информации (далее - НТИ) железных дорог и других филиалов ОАО "РЖД" неразрывно связано с организацией отбора, оценки, обобщения, распространения и внедрения научно-технических достижений, перспективных технологий и передового производственного опыта, заимствованных из информационных источников.
1.3. Действующая система отбора, анализа, распространения научно-технических достижений, перспективных технологий и передового производственного опыта обеспечивает сотрудничество информационных работников подразделений системы НТИ со специалистами и руководителями железных дорог, других филиалов ОАО "РЖД", организующих внедрение и предусматривает:
1.3.1. Тщательный анализ информационных потребностей производства и целенаправленный отбор материалов для внедрения (главные инженеры, технические информаторы и эксперты служб, отделов отделений, дирекций железных дорог, других филиалов ОАО "РЖД");
1.3.2. Подготовку рекомендаций по распространению и внедрению информационных материалов, предоставленных ДЦНТИ (соответствующая отраслевая служба железной дороги);
1.3.3. Составление раздела плана внедрения научно-технических новшеств, перспективных технологий и передового производственного опыта "Научно-техническая информация" (отраслевые службы совместно с ДЦНТИ обобщают и передают в службу технической политики железной дороги);
1.3.4. Ответственность и контроль за внедрением научно-технических достижений и передового производственного опыта, заимствованных из научно-технической информации и других источников (структурные подразделения, отделения, дирекции, отраслевые службы железных дорог, других филиалов ОАО "РЖД");
1.3.5. Поиск, отбор, предоставление, учет информационных материалов для внедрения научно-технических достижений, перспективных технологий и передового производственного опыта, заимствованных из научно-технической информации и других источников (ДЦНТИ, КТИ).
1.4. На подразделения системы НТИ возлагается ответственность за целенаправленное информационное обеспечение внедрения научно-технических достижений, перспективных технологий и передового производственного опыта, заимствованных из информационных источников, сводный учет, координация работ по оценке, отбору, обобщению и распространению новшеств, анализ их внедрения.
1.5. Основным принципом системы отбора, обобщения, распространения, учета и анализа внедрения научно-технических достижений, перспективных технологий и передового производственного опыта в структурных подразделениях железной дороги, других филиалах ОАО "РЖД" является комплексность и взаимодействие всех подразделений, планирующих, организующих, обеспечивающих и контролирующих их внедрение.

2. Подготовка, отбор и использование информационных
материалов, рекомендованных для внедрения

2.1. Изучая информационные потребности структурных подразделений и железной дороги, отраслевые инженеры ДЦНТИ тесно взаимодействуют с ведущими специалистами служб управления железной дороги - начальниками отделов служб, отделений и дирекций, объединенных в экспертные группы, возглавляемые главными инженерами служб, отделений, дирекций и других филиалов ОАО "РЖД", расположенных в границах железной дороги.
2.2. В подразделениях системы НТИ и в структурных подразделениях ОАО "РЖД" создается накопительный фонд руководящих, информационных и технологических материалов, содержащий описание технических новшеств и передового производственного опыта, для планирования внедрения, непрерывно пополняемый за счет новых поступлений.
2.3. Изучение и отбор технических новшеств осуществляется экспертами служб и дирекций управления железной дороги, а в отделениях - экспертами отделов железной дороги при систематическом просмотре и оценке периодических изданий, технической литературы, изданий подразделений системы НТИ и других материалов, предоставляемых специалистами ДЦНТИ.
2.4. За критерий оценки и отбора новшества принимается экономический или иной положительный эффект (обеспечение безопасности движения, улучшение условий и охраны труда, экологическая безопасность на железнодорожном транспорте - если нельзя подсчитать годовой экономический эффект), полученный или ожидаемый в результате его внедрения в структурном подразделении, где оно зародилось, и его использования в практической деятельности.
2.5. Главные инженеры служб, отделений, дирекций железных дорог, других филиалов ОАО "РЖД" (эксперты, технико-экономические советы) регулярно рассматривают предложения технических информаторов о внедрении технических новшеств, заимствованных из информационных источников, с выдачей последующих указаний (рекомендаций) руководителям структурных подразделений, отделов служб, отделений и дирекций о внедрении технических новшеств в производство.
2.6. Отобранные отраслевыми инженерами ДЦНТИ и рекомендованные службами железных дорог для внедрения новшества и передовой производственный опыт по мере поступления материалов доводятся (с визой главного инженера службы) до структурных подразделений для изучения и определения ориентировочных сроков внедрения.
2.7. При получении рекомендаций о внедрении руководители структурных подразделений, отделов служб, отделений, дирекций железных дорог организуют изучение полученных материалов, учитывают наличие и потребность конструкторской, технологической и иной документации, квалифицированных исполнителей, материалов, комплектующих изделий, оборудования, необходимых для внедрения новшества, проводят другую подготовительную работу и определяют сметную стоимость внедрения.
2.8. Руководитель структурного подразделения (через технического информатора) ставит в известность КТИ о принятом решении внедрения новшества для информирования ДЦНТИ.
2.9. На этапе ознакомления с рекомендованными материалами устанавливается обратная связь структурного подразделения с отраслевой службой и ДЦНТИ, уточняются его потребности и задачи перед работниками подразделений НТИ по поиску необходимой дополнительной информации.

3. Планирование внедрения технических новшеств,
заимствованных из информационных источников

3.1. С учетом предложений служб управления железной дороги, отделений, дирекций структурные подразделения разрабатывают проект раздела плана внедрения новшеств, заимствованных из информационных источников, и в срок до 1 сентября предпланового года передают его в отраслевые службы железной дороги для формирования проекта раздела плана "Научно-техническая информация".
3.2. Отраслевые службы управления железной дороги совместно с ДЦНТИ обобщают предложения структурных подразделений по внедрению заимствованных технических новшеств из информационных источников с учетом перспектив развития железной дороги, отрасли в целом, и направляют проект плана в службу технической политики.
3.3. Служба технической политики железной дороги при формировании дорожного плана новой техники и перспективных технологий включает в проект плана раздел "Научно-техническая информация".
3.4. Дальнейшее согласование проекта дорожного плана внедрения новой техники и перспективных технологий проводится в порядке, установленном на железных дорогах.
Подписанный начальником железной дороги приказ об утверждении плана внедрения новой техники и перспективных технологий (с разделом "Научно-техническая информация") является обязательным для исполнения. Руководители служб, отделений, дирекций и структурных подразделений несут полную ответственность за внедрение указанных новшеств, передового производственного опыта и выполнение показателей в установленные сроки.
3.5. Дорожный годовой план внедрения научно-технических достижений, перспективных технологий и передового производственного опыта своевременно доводится до каждого структурного подразделения-исполнителя, служб управления и отделов отделения железной дороги, подразделений НТИ - ДЦНТИ и КТИ.
3.6. В целях решения общеотраслевых задач Центральные функциональные дирекции проводят необходимую работу по планированию внедрения научно-технических достижений, перспективных технологий и передового опыта, заимствованных из информационных источников, руководствуясь данным Порядком при взаимодействии с региональными дирекциями, а дирекции - со структурными подразделениями соответственно. Для организации и выполнения этой работы в Центральных, региональных дирекциях и структурных подразделениях приказами руководителей назначаются ответственные исполнители, технические информаторы и эксперты.
3.7. Методическую помощь структурным подразделениям в использовании материалов НТИ, правильном планировании и выявлении эффективности внедрения заимствованных технических новшеств осуществляют КТИ и ДЦНТИ при общей координации этой работы Центром научно-технической информации ОАО "РЖД" (ЦНТИ).

4. Контроль за внедрением новшеств, их учет и отчетность

4.1. Рассмотрение плана внедрения научно-технических достижений, перспективных технологий и передового производственного опыта осуществляет дорожный совет экспертов, возглавляемый главным инженером железной дороги.
4.2. Ответственной за организацию работы дорожного совета экспертов по внедрению научно-технических достижений, перспективных технологий и передового производственного опыта в структурных подразделениях железной дороги является служба технической политики.
4.3. Контроль за внедрением новшеств, заимствованных из информационных источников осуществляется инженерно-техническими работниками отраслевых служб управления железной дороги, отделений, структурных подразделений. Координацию действий по внедрению осуществляют работники подразделений системы НТИ.
4.4. Технико-экономические советы служб управления железной дороги, отделений, дирекций, структурных подразделений, других филиалов ОАО "РЖД" периодически рассматривают состояние выполнения планов внедрения технических новшеств, заимствованных из информационных источников.
4.5. На каждое внедренное новшество составляется акт (форма НТУ-16) в 3-х экземплярах, который является первичным документом, удостоверяющим факт его внедрения. Один экземпляр акта остается в структурном подразделении, второй - направляется в КТИ и отделения железных дорог (региональные дирекции), третий - для контроля в отраслевые службы, дирекции и ДЦНТИ железной дороги. Акт служит основным документом для составления отчетов в установленные сроки по формам НТО-1 и НТО-2, которые направляются в ДЦНТИ.
4.6. К акту о внедрении новшества прилагается подписанный экономистом и утвержденный руководителем структурного подразделения расчет экономического эффекта.
4.7. Региональные дирекции предоставляют отчеты по форме НТО-1 и НТО-2 в ДЦНТИ и Центральные дирекции (для сведения и контроля), а ДЦНТИ - сводный статистический отчет в ЦНТИ в установленные сроки.
ЦНТИ - сводный отчет по филиалам ОАО "РЖД" - железным дорогам и Центральным дирекциям, расположенным в границах железных дорог, в Департамент технической политики ОАО "РЖД" в установленные сроки.