ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

19 мая 2008 г. N 1085р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О случае схода тепловоза в пассажирском поезде на станции Ракша
Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги

20 марта 2008 г. на станции Ракша Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги при приеме пассажирского поезда N 302 сообщением Москва - Пенза в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ на стрелочном переводе N 2 при скорости 14 км/ч допущен сход первой тележки тепловоза.
Установлено, что в ночь с 19 на 20 марта 2008 г. на участке Пачелма - Ряжск, находившемся на диспетчерском управлении, из-за неблагоприятных погодных условий произошло падение дерева на линию электроснабжения на перегоне Ремизово-Муравлянка и перехлестывание проводов линии питания продольной автоблокировки. Фидера электроснабжения устройств СЦБ отключились. В результате, ряд станций и перегонов потеряли контроль и управление работой устройств диспетчерской централизации. В 21 час 08 минут произошло отключение на перегоне Хлудово - Базево, в 21 час 39 минут на перегоне Хлудово - Кензино, в 22 часа 57 минут на перегоне Ряжск - Кашма.
В 00 часов 42 минуты поездной диспетчер участка Пачелма - Ряжск Дорожного центра управления перевозками Королькова М.А. с пульта управления задала маршрут приема пассажирского поезда N 302 на первый путь станции Ракша. В момент приготовления маршрута стрелочные переводы четной горловины потеряли контроль положения из-за неисправности системы полярно-частотной диспетчерской централизации по причине понижения напряжения на станционной аккумуляторной батарее, что привело к недоводу остряков стрелки N 2 к рамному рельсу. Для обеспечения пропуска поездов на станцию была вызвана исполняющая обязанности начальника станции Ракша Труфилкина Е.А., которую поездной диспетчер Королькова М.А. в 00 часов 46 минут направила в горловину станции для приготовления маршрута приема пассажирскому поезду N 302 на первый путь. При этом, в нарушение требований пункта 2.18 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N ЦД-790 (далее ИДП) и пункта 23.1.1 Инструкции о порядке пользования устройствами диспетчерской централизации "Юг" на участке Пачелма - Ряжск от 24 апреля 2007г., поездной диспетчер Королькова М.А. не перевела своим приказом
станцию Ракша на резервное управление. В 00 часов 58 минут Труфилкина Е.А. доложила поездному диспетчеру, что стрелка N 2 стоит по направлению первого пути, а стрелка N 4 - по направлению II главного пути, умолчав при этом, что навесной замок не навешен. После этого исполняющая обязанности начальника станции Ракша Труфилкина Е.А. получила команду до прибытия пассажирского поезда N 302 находиться в горловине станции для приготовления маршрута отправления пассажирского поезда N 51.
В нарушение требований пункта 13.8 ИДП и пункта 13.2 техническо - распорядительного акта станции (далее ТРА) исполняющая обязанности начальника станции Ракша Труфилкина Е.А. не заперла остряки стрелочного перевода N 2 на запорную закладку, навесной замок и не выключила блок-контакт в электроприводе. Поездной диспетчер Дорожного центра управления перевозками Королькова М.А., принимая пассажирский поезд N 302 на станцию Ракша при запрещающем показании входного сигнала "Ч" в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ, в нарушение требования пункта 10.1. ИДП не осуществляла контроль за приемом, отравлением и пропуском поездов и не потребовала от исполняющей обязанности начальника станции Ракша Труфилкиной Е.А. полного доклада о приготовлении маршрута приема пассажирского поезда.
При незапертом положении остряков стрелки N 2 стрелочным электроприводом и запорной закладкой, первая колесная пара тепловоза проследовала по рамным рельсам с последующим сходом ее в районе второй соединительной тяги с ударом колесных пар по острякам и механическим доводом их в "минусовое" положение. Вторая тележка тепловоза и первая тележка пассажирского вагона проследовали по направлению 1-го пути.
Причинами допущенного случая схода локомотива в пассажирском поезде явились:
- невыполнение требований пунктов 2.18,  10.1 ИДП, пункта 23.1.1 Инструкции о порядке пользования устройствами диспетчерской централизации "Юг" на участке Пачелма - Ряжск, утвержденной 24 апреля 2007 г. поездным диспетчером Корольковой М.А. в части не передачи станции Ракша на резервное управление при неисправности устройств и дачи команды машинисту на прием поезда при запрещающем показании без убеждения в правильности приготовления маршрута приема пассажирского поезда;
- невыполнение требований пункта 13.8 ИДП и пункта 13.2 ТРА станции в части незапирания стрелочного перевода N 2 на запорную закладку, навесной замок и невыключения блок-контакта в электроприводе со стороны исполняющего обязанности начальника станции Ракша Труфилкиной Е.А.
На Пензенском отделении Куйбышевской железной дороги утрачена система проведения воспитательной работы с работниками хозяйства перевозок. Как следствие, состояние трудовой и технологической дисциплины находится на крайне низком уровне. Начальник отдела перевозок Пензенского отделения железной дороги Юсупов И.Ф. не проявил необходимой требовательности и принципиальности к руководителям станций, ревизорам движения отдела перевозок, не принял исчерпывающих мер, направленных на предотвращение случаев брака в хозяйстве перевозок отделения железной дороги.
Начальник Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги Антонов А.С. несмотря на неоднократные предупреждения со стороны руководства Компании, допускает серьезные просчеты в руководстве отделением, снизил требовательность к своим заместителям и начальникам отделов в отношении выполнения ими нормативных документов ОАО "РЖД" по обеспечению безопасности движения поездов, в нарушение требований пунктов 1, 3 приказа МПС России от 8 января 1994 г. N 1Ц, не принимает мер к предупреждению и устранению причин, порождающих случаи брака в поездной и маневровой работе на отделении железной дороги. Как следствие, при проведении оперативного разбора не была дана оценка работникам Моршанской дистанции сигнализации, централизации и блокировки, Пензенской дистанции электроснабжения и локомотивной бригаде пассажирского поезда N 302.
Первый заместитель начальника службы перевозок - начальник Дорожного центра управления перевозками Габбасов Р.А. не принимает мер по повышению уровня профессионализма работников диспетчерского аппарата, снизил требовательность к руководителям отделов эксплуатации районов управления в части выполнения ими профилактических мероприятий по предупреждению аварийности. Не обеспечивает контроль за работой диспетчерского аппарата.
Заместитель начальника Куйбышевской железной дороги - начальник службы перевозок Кутумов В.М. ослабил контроль за работой своих заместителей, не принял необходимых мер направленных на снижение случаев брака, не добился устранения ранее указанных недостатков в организации профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов в хозяйстве перевозок Куйбышевской железной дороги.
Руководство ОАО "РЖД" принимает во внимание, что приказом начальника Куйбышевской железной дороги от 3 апреля 2008 г. N Н/115 освобождены от занимаемых должностей поездной диспетчер Дорожного центра управления перевозкам Королькова М.А., ревизор службы перевозок Кутуков В.Н., начальник отдела обеспечения безопасности движения поездов службы перевозок Сулейманов Ф.Б., привлечены к дисциплинарной ответственности начальник Моршанской дистанции сигнализации, централизации, блокировки Каширин Е.С., первый заместитель начальника службы перевозок - начальник Дорожного центра управления перевозками Габбасов Р.А., начальник службы автоматики и телемеханики Кияткин Н.А., заместитель начальника Куйбышевской железной дороги - начальник службы перевозок Кутумов В.М.
В целях повышения уровня безопасности движения в хозяйстве перевозок железных дорог:
1. Начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог:
1.1. Ознакомить всех работников, связанных с движением поездов, с обстоятельствами и причинами схода локомотива в пассажирском поезде на станции Ракша Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги под роспись, дежурных по станции - с записью в формуляр.
1.2. Составить графики по вводу в эксплуатацию центров практического обучения с оборудованием их современными средствами обучения для проведения технической учебы, максимально приближенной к производственной обстановке в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 9 августа 2007 г. N 1511р "О создании центров практического обучения". Графики представить в Департамент управления перевозками.
1.3. Установить контроль за наличием сверхурочных часов у работников хозяйства перевозок, правильностью их учета и порядком оплаты в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации, особое внимание уделить режиму труда и отдыха работников хозяйства.
1.4. Установить на железных дорогах систему, при которой собеседования с малоопытными дежурными по станции (со стажем работы менее 3-х лет) проводить руководителям станций, отделений железных дорог и служб перевозок не реже 2-х раз в год.
1.5. Обеспечить выполнение распоряжения ОАО "РЖД" от 29 декабря 2007 г. N 2500р "О переподготовке и повышении квалификации руководителей и специалистов ОАО "РЖД" и плана от 17 марта 2008 г. N 4062 по обучению работников на курсах повышения квалификации, обратив особое внимание на повышение квалификации ревизоров движения отделов перевозок и поездных диспетчеров.
2. За снижение требовательности к своим заместителям в отношении выполнения ими нормативных документов ОАО "РЖД" по обеспечению безопасности движения поездов, непринятие мер к предупреждению и устранению причин, порождающих случаи брака в поездной и маневровой работе на отделении железной дороги, начальнику Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги Антонову А.С. объявить выговор.
3. Начальнику Куйбышевской железной дороги Левченко А.С. по результатам технической ревизии железной дороги по безопасности движения в мае 2008 года рассмотреть целесообразность дальнейшего использования Антонова А.С. в занимаемой должности начальника Пензенского отделения железной дороги.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Лемешко В.Г.

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов