Распоряжение ОАО РЖД от 13.03.2008 N 493р

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 марта 2008 г. N 493р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА РЕМОНТА ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ

(В ред. Распоряжений ОАО "РЖД" от 17.06.2009 N 1258р,  от 13.12.2010 N 2568р)

В целях установления единых принципов оценки качества плановых видов ремонта и изготовления грузовых вагонов:
1. Утвердить и ввести в действие с 31 марта 2008 г. в качестве опытного варианта:
1.1. Положение по оценке качества продукции и услуг по ремонту вагонов, поставляемой в эксплуатацию вагоностроительными и вагоноремонтными заводами и депо (приложение 1);
1.2. Нормируемые показатели качества ремонта и изготовления вагонов (приложение 2);
1.3. Методику оценки качества ремонта грузовых вагонов на основе индивидуальных данных о выполненной работе (приложение 3).
2. Начальнику Департамента вагонного хозяйства ОАО "РЖД" Н.А. Бочкареву, начальнику Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов - филиала ОАО "РЖД" А.И. Чуркину.
2.1 В срок до 15 марта 2008 г. обеспечить ознакомление причастных с приложениями 1 и 2 настоящего распоряжения.
2.2 Оценку качества ремонта грузовых вагонов в 2008 г. производить аналогично с 2007 г. с использованием хранилища "ИХ Вагонные парки".
2.3 Начиная с 1 июля 2008 г. параллельно с действующей оценкой качества ремонта грузовых вагонов производить оценку качества по новой системе. Предложения и замечания о работе новой системы направлять разработчикам.
3. Начальнику Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов - филиала ОАО "РЖД" А.И.Чуркину в срок до 31 марта 2008 г. подготовить и направить установленным порядком в Департамент информатизации и корпоративных процессов управления ОАО "РЖД" заявку на создание направить установленным порядком в Департамент информатизации и корпоративных процессов управления ОАО "РЖД" заявку на создание автоматизированной системы оценки качества ремонта грузовых вагонов, основанной на документации поименованной в п.1, с учетом разработки и ввода системы в опытную эксплуатацию до 1 июля 2008 г.
4. Директору ВНИИЖТ А.Е.Семечкину обеспечить Методическое сопровождение создания системы оценки качества.
5. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения оставляю за собой.

Вице-президент ОАО "РЖД"
В.А.Гапанович

 

Приложение N 1
к распоряжению ОАО "РЖД"
от 13.03.2008 N 493р

Положения
по оценке качества продукции и услуг по ремонту вагонов, поставляемой в эксплуатацию вагоностроительными и вагоноремонтными заводами и депо

1. Назначение и область применения

Настоящие "Положения по оценке качества продукции и услуг по ремонту вагонов, поставляемой в эксплуатацию вагоностроительными и вагоноремонтными заводами и депо" (далее - Положения) разработаны для установления единых принципов оценки качества продукции и услуг, поставляемых для нужд ОАО "РЖД" вагоноремонтными предприятиями ОАО "РЖД", филиалами, дочерними и зависимыми предприятиями ОАО "РЖД", предприятиями Российской Федерации, стран СНГ, Эстонии, Латвии, Литвы и предназначены для использования в задачах оценки качества продукции и услуг по ремонту или изготовлению вагонов и их узлов.
Область применения настоящих положений - вагоноремонтные предприятия, дирекции по ремонту грузовых вагонов и службы вагонного хозяйства железных дорог ОАО "РЖД", Центральная дирекция по ремонту грузовых вагонов ОАО "РЖД", Департамент вагонного хозяйства ОАО "РЖД", Департамент безопасности движения и экологии ОАО "РЖД", организации разрабатывающие и эксплуатирующие автоматизированные системы оценки качества.

2. Термины и определения

Качество - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением (ГОСТ 15467-79).
Оценка качества ремонта (изготовления) - комплекс операций, выполняемый для расчета показателей качества изготовления или ремонта поставляемой или потребляемой продукции, основанный на статистической обработке первичной информации об отказах изделий в усыновленный период эксплуатации после изготовления или ремонта.
Показатели качества - численные значения, характеризующие свойство изделий без отказов выполнять работу в течение заданной наработки или установленного срока эксплуатации.
Изделие - продукт (вагон, узел или деталь вагона) готовый к использованию по назначению и имеющий номер.
Объект оценки качества - подлежащий оценке поставщик, группа поставщиков или некоторое множество единиц изделий, объединенных в однородную совокупность.
объектами оценки качества могут приниматься:
- предприятие или группа предприятий поставщиков;
- парк вагонов по принадлежности или по роду вагона.
Отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния изделия.
Критерии оценки качества - совокупность признаков нарушения работоспособного состояния изделия, используемых при расчетах показателей качества.
Причина отказа - событие или состояние изделия вызвавшие возникновение отказа.
Производственный отказ - возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта, выполняемого на ремонтном предприятии (ГОСТ 27.002-89);
Дефект - каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.
Скрытый дефект - дефект не обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования, но выявленный при проведении технического обслуживания или специальными методами диагностики.
Наработка на отказ - наработка изделия от начала эксплуатации до возникновения отказа.
Период оценки качества - назначенный срок для обнаружения скрытых дефектов поставленной продукции в процессе эксплуатации.
Отчетный период оценки качества - назначенный календарный период работы предприятия изготовителя или ремонта изделий, для которого производится расчет показателей качества.
Вагоноремонтные предприятия - предприятия проведения плановых видов ремонта (деповской, капитальный и капитальный с продлением срока полезного использования) или изготовления грузовых вагонов, их узлов и деталей:
- ВЧД (ВЧДр, ВЧДэ) - вагоноремонтное депо;
- ВРЗ - вагоноремонтный завод;
- ВСЗ - вагоностроительный завод.
Плановые виды ремонта грузовых вагонов - обязательный для выполнения вид ремонта грузового вагона, назначаемый с заданной периодичностью:
- деповской ремонт (ДР) - восстановление работоспособности вагона с заменой или ремонтом отдельных узлов и деталей;
- капитальный ремонт (КР) - восстановление ресурса вагона наиболее близко к полному.
Неплановый ремонт - ремонт, постановка на который осуществляется без предварительного назначения и определяется техническим состоянием изделия. К неплановым ремонтам относятся:
Текущий отцепочный ремонт, по виду ТР-1, ТР-2;
Досрочный деповской ремонт по техническому состоянию;
Досрочный капитальный ремонт по техническому состоянию.

3. Показатели качества ремонта и изготовления грузовых вагонов

Выбор показателей качества, для оценки поставляемой и потребляемой предприятиями ОАО "РЖД" продукции и услуг по ремонту изделий, проведен исходя из следующих основных требований:
- применяемость в ремонтном и эксплуатационном комплексах вагонного хозяйства ОАО "РЖД" на всех уровнях управления;
- минимальность и достаточность количества используемых показателей для оценки качества продукции и услуг;
- практическая значимость показателей;
- простота физического смысла;
- пригодность для статистической оценки результатов эксплуатации изделий.
- достаточность существующей исходной информации для проведения расчетов;
- возможность использования для расчетной оценки на этапе проектирования изделий и подтверждения по результатам испытаний.
Для оценки качества поставляемой и потребляемой ОАО "РЖД" продукции, с учетом вышеизложенных требований, приняты следующие показатели:
показатель безотказной работы (К) - численное значение, отражающее долю изделий, не имевших отказов в течение заданной наработки или установленного срока эксплуатации, выраженную в процентах (- основной показатель).
параметр потока отказов - относительная величина, характеризующая в рассматриваемом периоде отношение количества отказов изделий к общему количеству изделий (- вспомогательный показатель);
средняя наработка на отказ (Т) - величина, характеризующая отношение суммарной наработки изделий к количеству отказов в течение этой наработки, выраженная в километрах (- вспомогательный показатель).

3.1. Назначение и практическая значимость показателей качества

3.1.1. Назначение показателя безотказной работы

Физический смысл показателя безотказной работы (К) заключается в отображении доли (в %), от общей массы поставляемой или потребляемой ОАО "РЖД" продукции, не имевшей в установленном периоде (календарном) и в течение определенной наработки (пробега) отказов, связанных с качеством выполнения плановых видов ремонта или изготовления.
В прикладных задачах оценки качества в ремонтном комплексе ОАО "РЖД" показатель (К) применяется для определения достигнутого уровня качества поставляемой продукции на отдельно взятом предприятии, группе предприятий или в целом по организации. Показатель (К), совместно с иной информацией маркетингового назначения может использоваться в рекламных целях для привлечения потенциальных потребителей поставляемой продукции или услуг.
Другим назначением показателя безотказной работы (К) является определение качества потребляемой ОАО "РЖД" продукции или услуг полученных от различных поставщиков. При использовании в данной задаче показатель (К), в частности, может рассматриваться как уровень восстановления работоспособности парка грузовых вагонов в зависимости от выполненного планового вида ремонта и предприятия его выполнения. Результат оценки качества может быть использован при выборе Поставщика определенного вида продукции или услуги по ремонту.

3.1.2. Назначение показателя "параметр потока отказов"

Физический смысл показателя "параметр потока отказов" заключается в определении количества отказов производственного характера, приходящихся на одно изделие подконтрольной группы.
Показатель параметра потока отказов известен как "коэффициент качества" и широко применяется для оценки качества планового ремонта и изготовления вагонов в ОАО "РЖД", СНГ и странах Балтии с 2001 года.
Прикладное назначения показателя параметра потока отказов заключается в возможности его использования непосредственно в задачах управления качеством производственного предприятия в части мотивационного стимулирования.
Показатель параметра потока отказов может использоваться в финансовой деятельности вагоноремонтных предприятий ОАО "РЖД" при формировании стоимости услуги по производству плановых видов ремонта изделий.

3.1.3. Назначение показателя "средняя наработка на отказ"

Физический смысл показателя "средняя наработка на отказ" (Т) заключается в определении средней выполненной изделием работы, выраженной в километрах пробега, между отказами производственного характера, приходящейся на одно отказавшее изделие.
Прикладное назначение показателя (Т) заключается в получении дополнительной информации о качестве ремонта или изготовления как изделия в целом, так и его основных узлов, отказы которых непосредственно связаны с объемом выполненной работы (пробегом). Его применение целесообразно, например, в части оценки качества ремонта буксовых узлов и тележек вагона.
Практическое использование данного показателя ограничено и допустимо только в случаях оценки качества изделий, для которых производится учет фактически выполненного объема работ (пробега).

4. Документация по оценке качества ремонта или изготовления

Задача оценки качества изготовления или услуг по ремонту грузовых вагонов основывается на распорядительной и нормативно-методической документации. Минимально необходимый пакет документов содержит:
- Положение по оценке качества ремонта или изготовления грузовых вагонов;
- Нормированные показатели качества ремонта или изготовления вагонов;
- Методические положения для оценки качества ремонта или изготовления вагонов;
- Перечень неисправностей грузовых вагонов возникших по причине отказов производственного характера.
Документация для использования в задачах оценки качества ремонта или изготовления вагонов должна быть утверждена ОАО "РЖД", введена в действие установленным порядком и доступна всем пользователям и причастным исполнителям в рамках ОАО "РЖД".

5. Основные требования и принципы реализации задачи оценки качества

Задача "Оценка качества плановых ремонтов и изготовления грузовых вагонов" реализуется с использованием существующих информационных технологий в автоматизированном режиме. Результаты задачи оценки качества предоставляются пользователям в виде выходных справок и отчетов. Содержание выходных справок и отчетов о качестве определяется пользователями. Обязательными для справки или отчета являются: указание периода оценки качества, вид выполненных работ (плановый ремонт или изготовление), граф с содержанием наименования объекта оценки качества, указанием количества поставленных единиц изделий, количества отказавших изделий в период подконтрольной эксплуатации и показателя безотказной работы.
Оценка качества производится по результатам подконтрольной эксплуатации изделий на железных дорогах России.
Оценка качества производится для одного заданного отчетного периода. Справки и отчеты текущего отчетного периода предоставляются пользователям в регламентном режиме ежемесячно, после чего замещаются справками следующего отчетного периода. Справки и отчеты о качестве предыдущих периодов должны быть доступны пользователям, с глубиной до 60 месяцев (5 лет).
Уровень детализации информации о качестве должен позволять пользователям получать сведения о качестве ремонта и изготовления изделий как в целом по всей совокупности объектов оценки качества, так и по каждому отдельно взятому объекту рассматриваемого отчетного периода.
Детализация справок и отчетов о качестве должна предусматривать разделение по видам выполненного ремонта или изготовления изделий.
По своему статусу выходные справки и отчеты о качестве ремонта или изготовления изделий являются официальной отчетностью ОАО "РЖД".

6. Требования к критериям отбора первичной информации для оценки качества ремонта и изготовления вагонов

Для расчетов показателей качества поставляемой и потребляемой продукции применяется достоверная информация о событиях с изделиями в период оценки качества.
Оценка качества производится для установленного отчетного периода из условия, что при ремонте или изготовлении изделия на предприятии выполняются все требования технических условий и конструкторской документации (для новых изделий) или нормативной документации на ремонт изделий. Так же предполагается, что все изделия подвергались контролю качества в процессе изготовления или ремонта и были приняты инспекцией по контролю качества и приемки ОАО "РЖД".
Оценка качества производится по окончании периода для обнаружения скрытых дефектов на основании результатов подконтрольной эксплуатации всей совокупности изделий, поступивших в эксплуатацию в отчетном периоде.
В этой связи основным функциональным назначением системы оценки качества является учет дефектов и скрытых дефектов в поставляемых для эксплуатации изделиях.
Для достижения этой цели в задаче оценки качества производится учет отказов изделий производственного характера в период оценки качества, основанного на регистрации данных о наработке изделия на отказ по показателям объема выполненной работы (срока, пробега).

7. Длительность периода оценки качества

Период оценки качества продукции и услуг по длительности должен быть равен сроку для обнаружения скрытых дефектов.
Установление срока для обнаружения скрытых дефектов на изделие не означает, что за пределами этого срока изготовитель или поставщик не несет ответственности за качество изготовления продукции или предоставленных услуг.
Максимальная продолжительность срока для обнаружения скрытых дефектов, используемого в задачах оценки качества, не должна превышать половины (1/2) нормативного срока межремонтной эксплуатации изделия, а минимальное значение средней наработки - не менее 1/4 установленного норматива межремонтного пробега.
Значение продолжительности срока и средней наработки для обнаружения скрытых дефектов определяют по результатам испытаний или эксплуатации подконтрольной группы изделий.

8. Порядок применения информации о качестве ремонта изготовления вагонов

Информация систем оценки качества ремонта и изготовления вагонов используется:
- при разработке новых конструкций грузовых вагонов, их узлов и деталей;
- при разработке новых проектов для модернизации грузовых вагонов, их узлов и деталей;
- при разработке требований к качеству поставляемой ОАО "РЖД" продукции;
- при формулировании гарантийных обязательств предприятий на изготовление, ремонт продукции, поставляемой ОАО "РЖД";
- учитывается при выборе станков, оборудования и оснастки для ремонтных предприятий ОАО "РЖД";
- учитывается при разработке или корректировке технологических процессов ремонта на предприятиях ОАО "РЖД";
- учитывается при обучении и повышении квалификации производственного персонала предприятий ОАО "РЖД";
- применяется при оперативной корректировке требований к объему и периодичности проведения выходного пооперационного контроля качества и приемке вагонов из ремонта на предприятии;
- в задачах рекламационно-претензионной деятельности.
Достоверность информации для использования в задачах оценки качества обеспечивается вагонными эксплуатационными предприятиями ОАО "РЖД". Руководители предприятий обеспечивают контроль обоснованности отцепок вагонов в текущий ремонт. На каждое поступление вагона в ТОР по причине неисправностей производственного характера оформляется Акт-рекламация ф. ВУ-41, в соответствии с Регламентом ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве ОАО "РЖД", утвержденном Распоряжением ОАО "РЖД" 17.04.2006 г. N 733.
На вагоноремонтных предприятиях ОАО "РЖД" информация систем оценки качества ремонта (изготовления) вагонов используется в задачах менеджмента качества.
На основании справок и отчетов оценки качества руководитель предприятия проводит разбор причин отказов грузовых вагонов.
Разбор проводится не реже 1 раза в месяц, в первой декаде месяца. При необходимости руководитель предприятия назначает дополнительные разборы.
Результаты разборов оформляются протоколом. Протокол должен содержать общие сведения о количестве и причинах поступлений вагонов во внеплановый ремонт за рассматриваемый период, динамику по отношению к предыдущим периодам, однозначное отнесение причины возникновения неисправности каждого изделия за конкретным подразделением предприятия, выработку мероприятий направленных на повышение качества поставляемой продукции, рассмотрение результатов принятых ранее мер. При отнесении ответственности за возникновение неисправности термин "причина не выяснена" не допускается Копия протокола направляется в Дирекцию по ремонту грузовых вагонов (ДРВ) железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Порядок и сроки проведения рассмотрения результатов мероприятий по повышению качества ремонта и изготовления изделий, снижения количества поступлений вагонов в ТОР по причинам низкого качества ремонта (изготовления), результаты финансовой ответственности предприятий устанавливаются приказами Начальника ДРВ железной дороги исходя из местных условий.
На уровень Центральной дирекции по ремонту вагонов - филиала ОАО "РЖД" Дирекция по ремонту грузовых вагонов железной дороги ежемесячно представляется сводный аналитический отчет об отказах изделий по причинам низкого качества ремонта.
Для повышения ответственности исполнителей за качество выполняемых работ на подведомственных участках к руководителям предприятий и Дирекций, по результатам разборов применяют меры дисциплинарного воздействия.
Руководители предприятий и дирекций обязаны обеспечить непрерывный контроль выполнения технологических процессов работы и мероприятий по снижению количества отказов изделий и поступлений вагонов в текущий ремонт, не оставляя без соответствующего воздействия ни одно нарушение. Руководители предприятий, отделений, дирекций, служб, не использующих представленные по занимаемой должности права для недопущения нарушений, ведущие к отцепкам вагонов в ТОР по причинам низкого качества ремонта (изготовления), привлекаются к дисциплинарной ответственности.
Персональная ответственность за полноту учета и расследования случаев поступления вагонов в текущий ремонт по причинам низкого качества возлагается на первых руководителей структурных подразделений и Дирекций дороги.

 

Приложение N 2
к распоряжению ОАО "РЖД"
от 13.03.2008 N 493р

Нормируемые показатели качества ремонта и изготовления вагонов

(В ред. Распоряжений ОАО "РЖД" от 17.06.2009 N 1258р,  от 13.12.2010 N 2568р)

1. Область применения

(Раздел 1 дан в ред Распоряжения ОАО "РЖД" от 17.06.2009 N 1258р)

Настоящие "Нормируемые показатели качества ремонта и изготовления вагонов" (далее - "Нормируемые показатели") устанавливают порядок определения численных значений показателей качества планового ремонта или изготовления грузовых вагонов и предназначены для использования предприятиями и организациями, входящими в структуру Открытого Акционерного Общества "Российские Железные Дороги" или являющиеся его дочерними или зависимыми организациями, область деятельности которых направлена на восстановление и поддержание в эксплуатации работоспособности грузовых вагонов, их узлов и деталей.
Показатели качества применяются:
- при оценке качества продукции и услуг поставляемой ОАО "РЖД";
- при разработке новых конструкций грузовых вагонов, их узлов и деталей;
- при разработке новых проектов для модернизации грузовых вагонов, их узлов и деталей;
- при разработке требований к качеству поставляемой ОАО "РЖД" продукции;
- при формулировании гарантийных обязательств предприятий на изготовление, ремонт продукции поставляемой для ОАО "РЖД".

2. Общие положения

(Раздел 2 дан в ред Распоряжения ОАО "РЖД" от 17.06.2009 N 1258р)

    Показателями, нормирующими    свойство    грузовых     вагонов
безотказно работать в пределах установленных интервалов наработки,
предназначенными  для  использования  в  задачах  оценки  качества
ремонта и изготовления вагонов являются:
_
- показатель  безотказной  работы  вагона  (К)   -   численное
значение,  отражающее долю грузовых вагонов,  не имевших отказов в
течение заданной наработки, выраженную в процентах.
_
- параметр  потока  отказов  (Омега) - относительная величина,
характеризующая в  рассматриваемом  периоде  отношение  количества
отказов вагонов к общей совокупности вагонов;
_
- средняя наработка на отказ (Т) -  величина,  характеризующая
отношение  суммарной  наработки  вагонов  к  количеству  отказов в
течение этой наработки, выраженная в километрах.

    Численные значения  нормированных показателей качества ремонта
и изготовления грузовых вагонов  устанавливаются  персонально  для
каждого  объекта оценки качества с распределением по видам работ и
значениям наработки.
Нормативное значение     каждого    показателя    определяется
программными      средствами      автоматизированной      системы,
предназначенной  для  решения  задач  по оценке качества ремонта и
изготовления грузовых вагонов.
Расчет численных     значений     нормированных    показателей
осуществляется один  раз  в  год  в  начале  календарного  года  и
действует в течение года.                           _     _     _
Нормативные значения качества по  показателям  (К,  Омега,  Т)
устанавливаются  по основному показателю - "показателю безотказной
_
работы" (К).
_
Норматив для     "показателя     безотказной    работы"    (К)
устанавливается  методом  подбора  лучшего  из  текущих   значений
"показателя  безотказной  работы" (К),  достигнутых в течение трех
последних лет по значению  максимальной  наработки.  Нормативы  по
_
показателям "параметр потока отказов" (Омега) и "средняя наработка
_
на  отказ"  (Т)  устанавливаются  по   соответствующим   значениям
показателей  (Омега,  Т)  того  же  года  и  значения максимальной
наработки что и показатель безотказной работы (К).
_     _     _
Нормированные показатели  (К,  омега,  Т)  для   промежуточных
значений наработки принимаются по тому же году,  что и одноименные
нормируемые  показатели,   принятые   по   значению   максимальной
наработки.
Установленные нормативы    качества    действует   в   течение
календарного  года,  после  чего  замещаются  другими   численными
значениями  нормативов,  так же полученных в результате расчета за
последние 3 года для объекта оценки качества.
Нормируемые показатели   оценки   качества   применяются   для
отчетного   периода   работы   предприятия    планового    ремонта
(изготовления)  вагонов  или  для  отчетного периода поступления в
эксплуатацию   грузовых   вагонов    после    планового    ремонта
(изготовления) при условии, что численность этой группы составляет
20 и более ед.

3. Нормируемые показатели качества ремонта и изготовления грузовых вагонов

(Раздел 3 дан в ред Распоряжения ОАО "РЖД" от 17.06.2009 N 1258р)

Нормируемые показатели качества ремонта или изготовления определяются по формулам:

Показатель безотказной работы вагонов (К) (нормируемый):

     _
K = max(K1; K2; K3);           n t
( max)
где К1;2;3 = K(m)         = (1- ------ ) * 100%
abcdefghi        N

    Промежуточные значения нормированного  показателя  безотказной
_
работы  (Кпром)  определяются по условиям,  принятым для расчетов
_
(К) по формуле:

    _       _                    n(t)
Кпром = K(m)ahcdefghi = (1 - ----  )  100%     (1.1)
N
при  t = tx...tmax-1

В формулах (1; 1.1) приняты следующие обозначения:
N - число вагонов работоспособных (выпущенных из плановых видов ремонта или изготовленных) в начальный момент времени m, где: m - отчетный период оценки качества;
n(t) - количество вагонов из числа N, отказавших на отрезке от т до t по неисправностям производственного характера, где; t - значение наработки вагона; t1 - значение наработки на первый период, tmax - значение наработки на последний (максимально возможный) период соответственно;
К отказам вагонов на отрезке от т до t относятся поступления
вагонов во внеплановый  ремонт  с  выпиской  уведомления  на
ремонт вагона ф. ВУ-23М, в том числе:
- в   текущий   отцепочный   ремонт  при  отцепке  от
транзитных поездов или сформированных составов (ТР-2,
код вида работы 4);
- при  поступлении  по   техническому   состоянию   в
досрочный деповской ремонт (ДР,  код вида работ 1 при
наличии  кодов  неисправности  574   и   иного   кода
неисправности технологического характера);
- при  поступлении  по   техническому   состоянию   в
досрочный  капитальный  ремонт (КР,  код вида работ 2
при наличии кодов  неисправности  575  и  иного  кода
неисправности технологического характера);
К неисправностям производственного характера относят поступления вагона в ремонт, произошедших по причинам, связанным с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта, выполняемого предприятии. Отнесение неисправности грузового вагона к классу "производственных" должно устанавливаться в распорядительной документации. При отсутствии соответствующего утвержденного документа в задачах оценки качества используется распределение неисправностей по коду "1", графы "причина" классификатора "Основные неисправности грузовых вагонов" К ЖА 2005 04.
a. вид работ с вагоном в отчетном периоде;
b. род вагонов;
c. владелец вагонов;
d. критерий (норматив) применяемой системы технического обслуживания и ремонта вагонов;
e. наименование предприятия ремонта вагонов;
f. тип предприятий ремонта вагонов (заводы, депо);
g. подчиненность предприятий ремонта вагонов;
h. территориальное расположение предприятий ремонта вагонов;
i. группы неисправностей вагонов производственного характера.
_
Параметр потока отказов (омега) (нормируемый) определяется по
_
условиям, принятым для расчетов (К), по формуле:

                             t
_                   r(  max)
Омега (m)          = -----------
abcdefghi      N

    где: r(t)  -  число  отказов  вагонов  на отрезке от m до t по
неисправностям производственного характера.
Промежуточные значения  нормированного  показателя   "параметр
_
потока отказов" (Омега      определяются по условиям, принятым для
пром)
_
расчетов (Омега) по формуле:

 

      _            _                  r(t)
Омега     =  Омега(m)          = ------
пром           abcdefghi       N

    при    t = t1... tmax-1

    Значение индексов [abcdefghi] соответствует  индексам  формулы
(1).

                                _
Средняя наработка на отказ (Т) (нормируемый)  определяется  по
_
условиям, принятым для расчетов (К), по формуле

 

                     t
пр
_                   max
T(m)          =  --------         (3)
abcdefghi   r(t      )
пр
max

    где: t   - суммарная наработка отказавших вагонов, тыс. км;
np

         r(t  ) - число отказов на отрезке от т до t, произошедших
np    за суммарную наработку вагонов.

    Промежуточные значения   нормированного   показателя   Средняя
_
наработка на отказ (Т пром) определяются по условиям, принятым для
_
расчетов (Т) по формуле:

                             t
_       _                  пр
Тпром = Т(m)          = ------
abcdefghi   r(t  )
пр                            (3.1)

      при t   = t        t
пр    пр1...   пр
max -1

 

Значение индексов [abcdefghi] соответствует индексам формулы (1)
Оценка качества по показателю (Т) производится, когда индекс d имеет значение норматива пробега.

Справочные значения нормированных показателей по видам работы с вагоном - изготовление, деповской ремонт, капитальный ремонт, капитальный ремонт с продлением срока полезного использования, рассчитанные для наработки, выраженной в сутках эксплуатации вагонов по результатам 2008 года, приведены в таблице 1.

Наработка
(сут)   

       ДР        

     КР           

        КРП       

    новые        

 _  
К  

  _  
Омега

 _  
Т  

 _  
К  

  _  
Омега

 _  
Т  

  _  
К  

  _  
Омега

 _  
Т  

 _  
К  

  _  
Омега

 _  
Т  

  30    

99,05

0,0097

15,6

99,20

0,0081

17,0

98,96

0,0106

44,6

99,75

0,0025

35,7

  60    

97,71

0,0239

18,1

98,24

0,0184

17,6

97,56

0,0248

53,0

99,29

0,0072

36,7

  90    

96,21

0,0400

20,6

97,37

0,0278

18,9

96,71

0,0344

53,2

98,77

0,0126

38,1

 120    

94,65

0,0573

23,9

96,38

0,0386

21,2

95,49

0,0475

56,4

98,14

0,0190

39,1

 150    

93,03

0,0760

27,9

95,38

0,0500

24,0

94,16

0,0617

57,4

97,63

0,0242

37,2

 180    

91,31

0,0961

32,2

94,23

0,0630

27,4

92,58

0,0795

58,2

97,06

0,0302

36,5

 210    

89,37

0,1194

36,7

93,23

0,0750

30,5

91,14

0,0955

59,9

96,52

0,0363

35,2

 240    

87,32

0,1448

40,7

92,10

0,0885

33,8

89,84

0,1105

59,3

95,92

0,0428

33,5

 270    

85,30

0,1708

44,4

90,94

0,1027

37,1

88,22

0,1293

59,6

95,27

0,0501

33,8

 300    

83,23

0,1982

47,7

89,78

0,1173

40,0

86,44

0,1512

61,4

94,57

0,0582

34,2

 330    

81,24

0,2257

50,6

88,56

0,1329

43,3

84,80

0,1725

62,4

93,59

0,0693

34,8

 360    

79,34

0,2526

53,3

87,28

0,1496

46,3

82,23

0,2021

65,9

92,50

0,0822

36,6

 390    

77,57

0,2787

55,6

85,88

0,1678

49,0

80,04

0,2327

68,2

91,20

0,0981

37,2

 420    

75,87

0,3048

57,1

84,55

0,1855

50,5

77,69

0,2671

71,9

89,95

0,1140

40,6

 450    

74,28

0,3304

57,5

83,15

0,2039

51,6

75,52

0,2993

74,6

88,67

0,1314

43,1

 480    

72,80

0,3546

57,1

81,85

0,2224

51,8

73,22

0,3329

77,1

87,30

0,1494

45,8

 510    

71,55

0,3756

56,7

80,66

0,2391

51,8

70,87

0,3695

82,0

86,03

0,1668

49,3

 540    

70,55

0,3933

56,3

79,65

0,2539

51,7

68,55

0,4071

85,0

84,62

0,1851

51,8

 570    

69,76

0,4073

56,1

78,68

0,2677

51,8

66,09

0,4467

87,5

83,35

0,2022

53,7

 600    

69,12

0,4192

56,1

77,79

0,2816

51,8

64,07

0,4857

88,4

82,05

0,2197

55,7

 630    

68,56

0,4296

56,2

76,99

0,2939

51,8

61,96

0,5226

88,3

80,83

0,2383

57,4

 660    

68,08

0,4389

55,9

76,25

0,3053

51,0

59,92

0,5648

87,0

79,46

0,2574

59,2

 690    

67,64

0,4475

55,3

75,56

0,3169

49,6

58,29

0,5965

85,1

78,28

0,2765

59,4

 720    

67,26

0,4552

54,6

75,00

0,3262

48,5

57,08

0,6225

83,3

77,11

0,2951

60,1

 750    

67,17

0,4569

54,5

74,86

0,3289

48,2

56,29

0,6384

82,3

75,92

0,3139

61,3

 780    

 -  

  -  

 -  

  - 

  -  

 -  

55,68

0,6524

81,4

74,80

0,3314

62,3

 810    

 -  

  -  

 -  

  - 

  -  

 -  

55,45

0,6609

80,8

73,73

0,3499

64,4

 840    

 -  

  -  

 -  

  - 

  -  

 -  

55,31

0,6646

80,8

72,59

0,3687

65,9

 870    

 -  

  -  

 -  

  - 

  -  

 -  

55,10

0,6682

80,5

71,46

0,3873

67,9

 900    

 -  

  -  

 -  

  - 

  -  

 -  

54,99

0,6707

80,5

70,25

0,4070

70,2

 930    

 -  

  -  

 -  

  - 

  -  

 -  

54,87

0,6730

80,3

69,16

0,4264

72,4

 960    

 -  

  -  

 -  

  - 

  -  

 -  

54,81

0,6744

80,2

68,04

0,4468

74,3

 990    

 -  

  -  

 -  

  - 

  -  

 -  

54,76

0,6755

80,3

66,78

0,4683

77,2

 1020   

 -  

  -  

 -  

  - 

  -  

 -  

54,74

0,6772

80,2

65,65

0,4887

79,6

 1050   

 -  

  -  

 -  

  - 

  -  

 -  

54,62

0,6792

79,9

64,67

0,5067

81,2

 1080   

 -  

  -  

 -  

  - 

  -  

 -  

54,58

0,6797

79,9

63,82

0,5230

83,0

4. Условия на определение нормируемых показателей качества ремонта и изготовления грузовых вагонов

(Раздел 4 дан в ред Распоряжения ОАО "РЖД" от 17.06.2009 N 1258р)

Расчет численных значений нормированных показателей качества ремонта и изготовления грузовых вагонов осуществляется на основе сортировки информации и ее учета по каждому вагону, на соответствие условиям, заданных индексами [abcdefghi] в формулах 1-3.
При расчетах показателей качества условия на выборку должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 2.

Таблица 2

Требования на условия численных значений для определения показателей качества ремонта и изготовления грузовых вагонов


пп

 

 индекс  

    Условие                

 

          значение                                

Наименование  обозначений и
индексов                   

 1

    m    

отчетный период            

для нормированных показателей - 1 календарный год 

 интервал времени выпуска вагонов из плановых     
видов ремонта или ввода в эксплуатацию новых     
вагонов в течение календарного года -            
кратный 1 календарному месяцу                    

 2

    t    

наработка                  

 по комбинированному межремонтному нормативу - в %,
с шагом 1%                                       

 по пробегу - в тыс. км суммарного пробега        
(груженый порожний), с шагом 10 тыс. км.         

 по календарному сроку эксплуатации - в сутках,   
с шагом 30 сут.                                  

 3

    a    

вид работ с вагоном в      
отчетном периоде           

 ДР, КР, КРП, КР-ТД, ДР-ТД, новой постройки       

 4

    b    

род вагонов                

 крытые, платформы, полувагоны, цистерны, их типы,
модели                                           

 5

    c    

владелец вагонов           

 локальный код предприятия собственника вагона    
Справочника "предприятий собственников грузовых  
вагонов"                                          

 6

    d    

критерий (норматив)        
применяемой системы        
технического обслуживания и
ремонта вагонов            

 комбинированный критерий (пробег, срок);         
критерий календарной продолжительности           
эксплуатации                                     

 7

    e    

наименование предприятия   
ремонта вагонов            

 код предприятия по Справочнику "Предприятия,     
осуществляющие техническое обслуживание и ремонт 
грузовых вагонов"                                

 8

    f    

тип предприятий ремонта    
вагонов (заводы, депо)     

 устанавливается пользователем (функциональным    
заказчиком)                                      

 9

    g    

подчиненность предприятий  
ремонта вагонов            

 устанавливается пользователем (функциональным    
заказчиком)                                      

10

    h    

территориальное расположение
предприятий ремонта вагонов

 устанавливается пользователем (функциональным    
заказчиком)                                      

11

    i    

группы неисправностей      
вагонов производственного  
характера                  

 колесные пары; буксовые узлы; тележки; автосцепное
оборудование вагона; автотормозное оборудование  
вагона; кузов вагона; рама вагона; прочие        
неисправности; постановка в досрочный ДР/КР по   
техническому состоянию.                          

Позиция 1 таблицы 2 "Отчетный период" является периодом работы предприятия ремонта (изготовления) вагонов, для которого производится расчет показателей качества. При оценке качества парка вагонов - отчетным периодом следует считать период времени, в течение которого осуществлялся ввод в эксплуатацию вагонов после изготовления или планового ремонта. Длительность отчетного периода может принимать значения: месяц, квартал, полугодие, год и их промежуточные значения при условии соблюдения кратности одному календарному месяцу.
Позиция 2 таблицы 2 "Наработка" определяет требование к продолжительности эксплуатации вагона после изготовления или планового ремонта в виде интервалов установленного комбинированного межремонтного норматива (включающего в свой состав норматив календарной продолжительности межремонтной эксплуатации и норматив пробега), выраженная в процентах. В период наработки производится мониторинг поступлений грузовых вагонов во внеплановый ремонт по неисправностям производственного характера. Началом исчисления наработки принимается дата выпуска вагона из планового ремонта, а для новых вагонов - дата ввода в эксплуатацию, при значении выполненного объема работ (пробег), равного "О" км.
Максимальные численные значения наработки не могут превышать значений межремонтных нормативов системы технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, установленных для данного вида работ.
Для конкретного вагона максимально возможное значение наработки (окончание межремонтного периода) в пределах межремонтного норматива определяется:
- значениями наработки по комбинированному критерию (срок, пробег) - при выводе вагона из эксплуатации для постановки в досрочный деповской или капитальный ремонт по техническому состоянию;
- значениями наработки по комбинированному критерию (срок, пробег) - при выводе вагона из эксплуатации для постановки в досрочный плановый ремонт по требованию владельца вагона;
- значениями наработки по пробегу - при выводе вагона из эксплуатации для постановки в очередной плановый ремонт при достижении норматива пробега, когда календарный срок еще не истек;
- значениями наработки по календарному сроку при выводе вагона из эксплуатации для постановки в очередной плановый ремонт при достижении норматива по календарю;
- значениями наработки, равной нормативу календарной продолжительности межремонтной эксплуатации для данного вида работ, когда вагон при истечении межремонтных нормативов не поступил в очередной плановый ремонт;
Определение фактического значения наработки по комбинированному межремонтному нормативу производится в два этапа. На первом этапе определяется доля времени (в %) эксплуатации вагона в межремонтном периоде по отношению к нормативу календарной продолжительности эксплуатации, установленного нормативной документацией для вагонов данного рода (Приказ МПС РФ от 26.12.1996г N7ЦЗ с последующими изменениями и дополнениями, Распоряжение ОАО "РЖД" от 08.04.2008 г. N 707р). На втором этапе определяется доля фактически реализованного суммарного (порожний + груженый) пробега вагона, выраженная в процентах (%) от установленного норматива пробега для вагонов данного рода. Из полученных долей выбирается большее значение, которое принимается как фактическое значение наработки по комбинированному межремонтному нормативу.
При необходимости отражения уровня качества только по календарной продолжительности эксплуатации или только по фактически выполненной работе (пробегу) наработка может быть выражена в виде интервалов, кратных 30 календарным суткам эксплуатации вагонов или интервалов, кратных 10 тыс. км фактически выполненного объема работ (пробега) соответственно.

Позиция 3 таблицы 2 "вид работ с вагоном в отчетном периоде" устанавливает требования к определению вида работ, выполненного по отношению к группе вагонов в отчетном периоде. Вид работ может принимать одно из следующих значений:
- изготовление;
- деповской ремонт (ДР);
- капитальный ремонт (КР);
- капитальный ремонт с продлением срока полезного использования (КРП);
- капитальный ремонт с продлением срока службы по техническому диагностированию (КР-ТД);
- деповской ремонт с продлением срока службы по техническому диагностированию (ДР-ТД).

В переделах установленного срока службы виды работ с вагоном и их нормативные значения определяются в соответствии с Распоряжением ОАО "РЖД" от 8.04.2008 г. N 707р.
Виды работ с продлением срока полезного использования вагона определяются в соответствии с отраслевым стандартом СТО РЖД 1.09.004-2007 "Вагоны грузовые и рефрижераторные магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Порядок продления назначенного срока службы".

Позиция 4 таблицы 2 "род вагонов" устанавливает требования к дополнительному условию выборки. Род вагонов определяется в соответствии с Распоряжением ОАО "РЖД" от 8.04.2008 г. N 707р и может принимать значения:
- крытые;
- платформы;
- полувагоны;
- цистерны.
Выборка, при необходимости более глубокой детализации, может осуществляться по типу вагонов в соответствии с Классификатором "Типы грузовых вагонов" и "Типы собственных грузовых вагонов". Допускается производить выборку по модели вагонов - в соответствии со "Справочником моделей грузовых вагонов".

Позиция 5 таблицы 2 "владелец вагонов" устанавливает требования к дополнительному условию выборки, которая предназначена для расчетов показателей качества ремонта (изготовления) вагонов с учетом их принадлежности тому или иному владельцу. Выбор владельца вагонов осуществляется в соответствии со "Справочником предприятий собственников грузовых вагонов" по графе "локальный код предприятия".

Позиция 6 таблицы 2 "Критерий (норматив) применяемой системы технического обслуживания и ремонта вагонов" устанавливает требования к дополнительному условию выборки, которая предназначена для расчетов показателей качества ремонта (изготовления) вагонов по признаку применяемой системы технического обслуживания и ремонта вагонов. Критерии системы ремонта определяются в соответствии с Распоряжением ОАО "РЖД" от 8.04.2008 г. N 707р и могут принимать значения:
- Критерий календарной продолжительности эксплуатации;
- Комбинированный критерий (пробег, срок).
При выборе комбинированного критерия допускается проводить дополнительную детализацию выборки по значению норматива пробега (ПО, 120, 160, 210, 500 тыс. км.).

Позиция 7 таблицы 2 "наименование предприятия ремонта" позволяет производить расчет показателей качества для оценки работы конкретного предприятия по ремонту (изготовлению) вагонов. Выбор предприятия осуществляется в соответствии со справочником "Предприятия, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт грузовых вагонов" по графе "код предприятия".

Позиция 8 таблицы 2 "тип предприятий ремонта вагонов (заводы, депо)" определяет дополнительные условия на выборку предприятий, объединенных группировочным признаком, отражающего характерные особенности выполнять средний ремонт, заводской ремонт или изготовление грузовых вагонов. Индекс "тип предприятий" может принимать значение:
- заводы, в том числе;
- вагоностроительные;
- вагоноремонтные;
- депо.
Отнесение предприятий к тому или иному типу устанавливается основным пользователем (функциональным заказчиком) системы оценки качества ремонта и изготовления грузовых вагонов.

Позиция 9 таблицы 2 "подчиненность предприятий ремонта вагонов" определяет дополнительные условия на выборку предприятий, объединенных группировочным признаком, отражающего административную принадлежность. Этот индекс может принимать значения:
- ОАО "РЖД", в том числе:
- Филиал ОАО "РЖД";
- Дочернее общество ОАО "РЖД";
- Иные, в том числе:
- Приватные предприятия РФ;
- Предприятия СНГ;
Отнесение предприятий к той или иной группе подчиненности устанавливается основным пользователем (функциональным заказчиком) системы оценки качества ремонта и изготовления грузовых вагонов.

Позиция 10 таблицы 2 "территориальное расположение предприятий ремонта вагонов" определяет дополнительные условия на выборку предприятий, объединенных группировочным признаком, отражающего территориальное место дислокации. Этот индекс может принимать значение по наименованию железной дороги, в пределах которой расположено предприятие или иное значение, установленное пользователем.
Отнесение предприятий к той или иной территориальной группе устанавливается основным пользователем (функциональным заказчиком) системы оценки качества ремонта и изготовления грузовых вагонов.

Позиция 11 таблицы 2 "группы неисправностей вагонов производственного характера" определяет дополнительные условия для расчета показателей качества ремонта (изготовления) основных узлов грузовых вагонов на основе группировки информации о неисправностях производственного характера классификатора "Основные неисправности грузовых вагонов" КЖА 2005 04 по графам "код" и "причина". По графе причина учитываются только технологические неисправности, обозначенные цифрой "1".
Этот индекс может принимать следующие значения (в скобках указан диапазон кодов классификатора КЖА 2005 04):
- неисправности колесных пар (100-149);
- неисправности буксовых узлов (150-199);
- неисправности тележек (200-299);
- неисправности автосцепного оборудования (300-399);
- неисправности автотормозного оборудования (400-499);
- неисправности кузова (500-569);
- неисправности рамы (600-699);
- прочие неисправности (коды групп 800 и 900);
- досрочный ДР/ КР по техническому состоянию (574, 575).

5. Использование нормированных показателей качества

5.1. Использование нормированных показателей качества в задачах оценки качества плановых видов ремонта грузовых вагонов

(Раздел 5.1 дан в ред Распоряжения ОАО "РЖД" от 17.06.2009 N 1258р)

Показатели качества применяются в задачах оценки плановых видов ремонта грузовых вагонов, поставляемых ОАО "РЖД".
Оценка качества ремонта и изготовления вагонов по  показателям
производится   ежемесячно  прямым  сравнением  численных  значений
_     _     _
нормированных  показателей  качества  (К,  омега,  Т)  и   текущих
фактических   значений   показателей   качества   (К,  омега,  Г),
полученных в результате расчета для аналогичных  условий  по  виду
работ и значению наработки для выбранного отчетного периода.
Полученные результаты оценки качества предназначены для ее использования на всех уровнях управления структуры вагонного хозяйства ОАО "РЖД" с целью принятия управляющих решений, направленных на обеспечение управления качеством продукции при оптимальном соотношении обоснованности затрат по видам планового ремонта грузовых вагонов или при выборе поставщика услуг по производству плановых ремонтов грузовых вагонов.

5.2. Использование нормированных показателей качества при разработке новых конструкций или проектов модернизации грузовых вагонов

(Нумерация раздела изменена Распоряжением ОАО "РЖД" от 17.06.2009 N 1258р)

Нормированные показатели качества, отраженные в настоящем техническом материале, должны применяться при разработке новых конструкций грузовых вагонов, их узлов и деталей в виде требований к качеству. Нормированные показатели могут вноситься в ТЗ, ТУ и другую нормативную документацию на вновь создаваемые и модернизуемые грузовые вагоны и изделия, поставляемые для комплектации вагонов, со ссылкой на настоящий документ.
Контроль показателей качества, должен осуществляться его разработчиком на этапе рабочего проекта и при проведении квалификационных и периодических испытаний заводом изготовителем:
- на этапе рабочего проекта - расчетным методом.
- на этапах квалификационных, периодических испытаний - по результатам эксплуатации установочной серии или серийной продукции соответствующего изделия. Сбор информации об отказах изделия осуществляются поставщиком изделия.

5.3. Использование нормированных показателей качества при разработке требований к качеству поставляемой ОАО "РЖД" продукции

(Нумерация раздела изменена Распоряжением ОАО "РЖД" от 17.06.2009 N 1258р)

Нормированные показатели качества ремонта и изготовления грузовых вагонов могут применяться как справочные при заключении договоров на поставку новых вагонов, комплектующих изделий и услуг по производству плановых видов ремонта с целью учета требований ОАО "РЖД" к качеству поставляемой продукции, а так же для использования в рекламационной работе. Срок действия гарантийного обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяется договором между потребителем и продавцом.

6. Порядок внесения изменений

(Нумерация раздела изменена Распоряжением ОАО "РЖД" от 17.06.2009 N 1258р)

"Нормированные показатели качества ремонта и изготовления вагонов" переиздаются по мере необходимости. Инициатором переиздания являются разработчик документа или Заказчик в лице ОАО "РЖД".

 

Приложение N 3
к распоряжению ОАО "РЖД"
от 13.03.2008 N 493р

Методика оценки качества ремонта грузовых вагонов на основе индивидуальных данных о выполненной работе

(Утратила силу Распоряжением ОАО "РЖД" от 17.06.2009 N 1258р)