Распоряжение ОАО РЖД от 19.03.2008 N 540р

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

19 марта 2008 г. N 540р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об утверждении методики распределения затрат инфраструктуры
ОАО "РЖД"

В целях повышения качества оказания услуг инфраструктуры:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 апреля 2008 г. прилагаемую методику распределения затрат инфраструктуры ОАО "РЖД" (далее - методика).
2. Начальникам Департамента информатизации и корпоративных процессов управления Илларионову А.В. и Департамента планирования и бюджетирования Рящину И.П. обеспечить до 1 июля 2008 г. автоматизацию методики.
3. Генеральному директору ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" Семечкину А.Е. (по согласованию) обеспечить методологическое сопровождение автоматизации методики.
4. Начальникам Департамента планирования и бюджетирования Рящину И.П., Департамента управления финансами Гнедковой О.Э. и Департамента информатизации и корпоративных процессов управления Илларионову А.В. предусмотреть средства для финансирования автоматизации методики в рамках плана общехозяйственных расходов на 2008 год.
5. Начальникам железных дорог обеспечить до 1 апреля 2008 г. заключение с пригородными пассажирскими компаниями договоров об оказании услуг по использованию инфраструктуры на 2008 год.
6. Начальникам Департамента планирования и бюджетирования Рящину И.П. и Департамента управления финансами Гнедковой О.Э., начальникам железных дорог обеспечить планирование доходов и расходов от оказания услуг по использованию инфраструктуры в составе перевозочных видов деятельности в соответствии с методикой.

Президент ОАО "РЖД"
В.И.Якунин

 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 19.03.2008 N 540р

МЕТОДИКА
распределения затрат инфраструктуры ОАО "РЖД"

Общие положения

Цель методики: разработка методического механизма распределения затрат инфраструктуры ОАО "РЖД".
Методические подходы к отнесению затрат инфраструктуры
Распределение расходов инфраструктуры должно обеспечить:
- формирование полной и достоверной информации о фактических расходах по предоставлению услуг инфраструктуры для обоснования управленческих решений, а также для использования этой информации заинтересованными организациями;
- соответствие расходов получаемым доходам.
Первоначально к распределению расходов инфраструктуры приняты все статьи, отнесенные к инфраструктурной составляющей тарифа согласно Распределению доходов, расходов от перевозок по тарифным составляющим, являющемуся Приложением N 3 к Порядку ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденному приказом Минтранса России от 17 августа 2007 г. N 124 (далее - Методика распределения).
В соответствии с Методикой распределения распределение расходов от перевозок по тарифным составляющим осуществляется на уровне территориальных филиалов и ОАО "РЖД" в целом. Распределению подлежат прямые производственные расходы, а также общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
К статьям, относящимся к инфраструктурной составляющей, относятся статьи расходов по хозяйствам: коммерческой работы в сфере грузовых перевозок, перевозок, пути, гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения, автоматики и телемеханики, связи, корпоративной информатизации, электрификации и электроснабжения, учитываемых в УВР "Содержание и эксплуатация инфраструктуры". Также к инфраструктурной составляющей тарифа относятся статьи других УВР:
- УВР "Пассажирские перевозки в дальнем следовании" - ст. 4001 "Продажа билетов на поезда дальнего следования во внутригосударственном сообщении", ст. 4002 "Продажа билетов на поезда дальнего следования в межгосударственном сообщении", ст. 4003 "Прием и выдача багажа во внутригосударственном сообщении", ст. 4004 "Прием и выдача багажа в международном сообщении", ст. 4022 "Экипировка пассажирских вагонов клиентов дальнего следования", ст. 4035 "Работа и услуги иностранных железных дорог по перевозке пассажиров";
- УВР "Пассажирские перевозки в пригородном сообщении" - ст. 5001 "Продажа билетов в пригородном сообщении", ст.5022 "Экипировка пассажирских вагонов клиентов, курсирующих в пригородном сообщении";
- УВР "Ремонт подвижного состава" - ст.6601 "Техническое обслуживание по программе ТО-1 в пунктах формирования и оборота и текущий отцепочный ремонт пассажирских вагонов, курсирующих в дальнем следовании", ст. 6602 "Техническое обслуживание по программе ТО-1 и текущий отцепочный ремонт пассажирских вагонов, курсирующих в пригородном сообщении в пунктах формирования и оборота", ряд статей локомотивного хозяйства (6109, 6110, 6111, 6309, 6310, 6311);
- УВР "Локомотивная тяга" - ряд статей локомотивного хозяйства (3103, 3112, 3116, 3117, 3303, 3312, 3316, 3317, 3503, 3102, 3302);
- УВР "Грузовые перевозки" - ст.1001-1008, ст.1010-1017, ст.1021-1022.
При планировании и учете расходов по оказанию услуг по использованию инфраструктуры должна быть обеспечена группировка расходов по следующим элементам затрат:
- затраты на оплату труда;
- материальные затраты;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
Группировка по таким элементам затрат должна осуществляться по каждой статье затрат.
В зависимости от отношения к производственному процессу расходы делятся на непосредственно вызываемые этим процессом и общехозяйственные, т.е. расходы по обслуживанию производства и управлению. В свою очередь расходы, непосредственно вызванные процессом производства, подразделяются на специфические (прямые) для каждого места возникновения затрат и расходы общие для всех мест возникновения затрат (видов деятельности).
Общие и общехозяйственные расходы распределяются между основными видами деятельности пропорционально ранее распределенным затратам на оплату труда. Общехозяйственные расходы по статье 809 "Налоги и сборы" распределяются пропорционально величине выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг.
Для калькулирования расходов инфраструктуры необходимо распределить расходы, отнесенные на инфраструктурную составляющую, на две основные группы: расходы по перевозкам, выполняемым ОАО "РЖД" в качестве перевозчика, и перевозкам, выполняемым сторонними перевозчиками (компаниями, имеющими собственный или арендованный парк вагонов и локомотивов). Первоначально все статьи или напрямую отнесены или распределены по видам деятельности (грузовые перевозки, пассажирские перевозки в дальнем следовании и пассажирские перевозки в пригородном сообщении).
По ряду статей распределение по видам деятельности (грузовые перевозки, пассажирские в дальнем следовании, пассажирские в пригородном сообщении) выполняется в 2 этапа по отдельным измерителям для каждого этапа:
1 этап - расходы разделяются на пассажирские и грузовые перевозки. Грузовые дифференцируются на перевозки, осуществляемые поездными формированиями ОАО "РЖД", и перевозки, выполняемые другими поездными формированиями.
2 этап - расходы, отнесенные на пассажирские перевозки, распределяются на перевозки в пригородном сообщении и в дальнем следовании, осуществляемые поездными формированиями ОАО "РЖД" и выполняемые другими поездными формированиями.
Измерители для выделения расходов на услуги инфраструктуры выбраны отдельно для каждой статьи с учетом отнесения затрат по видам перевозок в соответствии с Номенклатурой доходов и расходов по видам деятельности ОАО "РЖД", являющейся приложением N1 к Порядку ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденному приказом Минтранса России от 17 августа 2007г. N 124; Временными методическими рекомендациями по калькулированию себестоимости перевозок на железнодорожном транспорте, утвержденными МПС России 15 июля 1996 г., и объемными показателями работы, отраженными в действующей статистической отчетности.
Для выполнения распределения затрат инфраструктуры предложенные измерители должны быть дополнительно дифференцированы следующим образом: показатели, отражающие объемы перевозок, осуществляемых ОАО "РЖД" как перевозчиком, и перевозок, выполняемых сторонними перевозчиками.
Постатейный перечень измерителей работы по предоставлению услуг инфраструктуры с учетом выделения работы по предоставлению услуг инфраструктуры сторонним перевозчикам представлен в Приложении 1.

Распределение расходов инфраструктуры при пассажирских
перевозках в пригородном сообщении по субъектам
Российской Федерации

Расходы сети железных дорог в части пригородного сообщения распределяются по наиболее значимым калькуляционным измерителям в границах субъектов Российской Федерации, которые принимаются в качестве исходных для определения затрат по оказанию услуг инфраструктуры при пассажирских перевозках в пригородном сообщении в границах субъекта Российской Федерации.
Величины калькуляционных измерителей в масштабе железной дороги принимаются из форм статистической отчетности с выделением по двум группам:
показатели перевозок, выполняемых ОАО "РЖД" как перевозчиком;
показатели перевозок, выполняемых пригородными пассажирскими компаниями.
Распределение эксплуатационной работы по субъектам Российской Федерации необходимо производить на основе "Отраслевого классификатора поездо-участков". На каждом направлении обращения пригородного поезда определяется протяженность поездо-участков по каждому субъекту Российской Федерации. Калькуляционные измерители: поездо-км, тонно-км брутто, вагоно-км, секцие-км определяются по каждому направлению на всей их протяженности в зависимости от ОАО "РЖД" или перевозчика.
По удельному весу каждого поезда-участка в границах субъектов Российской Федерации рассчитываются абсолютные величины калькуляционных измерителей. Затем данные каждого направления суммируются в границах каждого субъекта Российской Федерации.

Тестовый пример

Тестовый пример расчета затрат инфраструктуры в пригородном сообщении приведен в Приложении 2. В Таблице П 2.1 показан перечень измерителей, используемых для выделения затрат по услугам инфраструктуры в пригородном сообщении.
Исходя из величин измерителей и, соответственно доли пригородного сообщения в объеме работы, выполняемой дорогой, а также в соответствии с Методикой распределения проведены расчеты и получены результаты, которые сведены в таблицы:
Таблица П 2.2 - Расходы по услугам инфраструктуры при пассажирских перевозках в пригородном сообщении по статьям затрат;
Таблица П 2.3 - Расходы по услугам инфраструктуры при пассажирских перевозках в пригородном сообщении.