Стандарт ОАО РЖД N СТО РЖД 1.05.509.3-2008 от 04.03.2008 г. N 444р

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

 

Утвержден
распоряжением ОАО "РЖД"
от 4 марта 2008 г. N 444р

 

СТО РЖД 1.05.509.3-2008

СТАНДАРТ ОАО "РЖД"

Система управления эффективностью поставок
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРИ ЗАКУПКАХ

Дата введения - 01.01.2009

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "Центр "Приоритет" (ЗАО "Центр "Приоритет")
2 ВНЕСЕН Департаментом технической политики ОАО "РЖД"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением от 04.03.2008 года N 444р
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает ответственность, взаимодействия и информационный обмен в системе закупок материально-технических ресурсов (МТР) и работы с поставщиками - изготовителями основных видов продукции, поставляемых для нужд ОАО "РЖД", а также структуру нормативных документов.
Положения стандарта применяются всеми службами и подразделениями ОАО "РЖД", задействованными в процессе материально-технического обеспечения (МТО).
Настоящий стандарт является основополагающим документом ОАО "РЖД" в системе управления эффективностью поставок.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования
Правила организации закупок и поставок материально-технических ресурсов для нужд открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
СТО РЖД 1.05.509.1-2008 Система управления эффективностью поставок. Термины и определения

3 Термины и определения

В настоящем стандарте использованы термины и определения, указанные в ГОСТ Р ИСО 9000 и СТО РЖД 1.05.509.1.

4 Общие положения

4.1 Основные положения по организации закупок установлены в Регламенте организации материально-технического снабжения ОАО "РЖД" и его дочерних обществ [1].
4.2 Эффективность поставок обеспечивается организацией взаимодействия всех заинтересованных сторон путем:
- установления общих требований к поставщикам в области качества;
- обмена достоверной информацией при принятии решений о закупках о качестве потребляемой продукции в рамках системы управления эффективностью поставок на протяжении всего жизненного цикла продукции;
- определения ответственности участников процесса закупок за качество закупаемой продукции.
4.3 Система управления эффективностью поставок (СУЭП) включает совокупность согласованных действий подразделений и структур ОАО "РЖД", направленных на установление взаимовыгодных партнерских отношений с поставщиками в соответствии с выбранной стратегией компании (СТО РЖД 1.05.509.1).
4.4 СУЭП направлена на формирование организационно-методической основы обеспечения качества при закупках в интересах наиболее полного удовлетворения всех заинтересованных сторон: Росжелдорснаб, Центр технического аудита (ЦТА), Производственные департаменты, Департамент технической политики (ЦТЕХ), Департаменты финансово-экономического блока, Центр организации конкурсных закупок, Конкурсные комиссии, Комиссии ОАО "РЖД" по ценам, Управления, Вагонреммаш, Желдорреммаш, Дирекции, Дирекции материально-технического обеспечения (МТО), поставщиками - изготовителями основных видов продукции, поставляемых для нужд ОАО "РЖД", ремонтные предприятия - филиалы ОАО "РЖД", промышленно-производственные подразделения ОАО "РЖД" (внутренние поставщики), службы эксплуатации, Интермодальные логистические центры.
Организационная схема управления качеством при закупках приведена в приложении А.
4.5 В основу формирования СУЭП положены принципы Корпоративной интегрированной системы менеджмента качества [2], "Стратегия эффективного обеспечения потребностей ОАО "РЖД" в материальных ресурсах и технических средствах" [3], а также следующие 10 принципов системы взаимоотношений с поставщиками ОАО "РЖД":
1) Принципы менеджмента качества, принятые в стандартах ИСО серии 9000.
2) Требования международного стандарта IRIS [4].
3) Предупреждение отказов в эксплуатации и проблем, связанных с закупаемой продукцией, - основной акцент системы в работе с предприятиями-изготовителями основных видов продукции.
4) Единые общие требования в области качества ОАО "РЖД" ко всем предприятиям-поставщикам (внешним и внутренним). Эти требования включают:
- требования к качеству продукции;
- требования к качеству производственных процессов поставщиков;
- требования к системе менеджмента качества поставщиков;
- требования к процессам использования/эксплуатации продукции, послепродажного обслуживания, ремонта.
5) ОАО "РЖД" закупает у поставщиков весь "жизненный цикл продукции", включая производственные процессы и процессы послепродажного обслуживания.
6) Использование данных по стоимости всего жизненного цикла закупаемой продукции при выборе поставщиков. Особое внимание уделяется затратам при использовании и эксплуатации закупаемой продукции.
7) Бремя предоставления доказательств выполнения установленных требований в области качества лежит на поставщиках - изготовителях основных видов продукции.
8) Информационная открытость и совместное решение проблем в области качества на протяжении всего жизненного цикла продукции.
9) Мотивация лучших поставщиков.
10) Последовательное введение требований во времени и по видам производимой поставщиками продукции.
4.6 Основные нормативные документы системы управления эффективностью поставок представлены в приложении Б.

5 Ответственность по управлению качеством при закупках

5.1 Участники процесса закупок (приложение А) должны обеспечить уверенность в том, что закупаемая продукция (МТР) удовлетворяет установленным требованиям, поставщики имеют возможность производить продукцию в соответствии с требованиями ОАО "РЖД" и способны обеспечить качество поставок МТР в течение всего срока действия договора (контракта).
5.2 Деятельность по обеспечению качества закупок должна удовлетворять требованиям национального законодательства, а также соответствующим требованиям норм, технических регламентов, технических условий, применяемых при проектировании, производстве, монтаже и эксплуатации продукции.
5.3 Персонал, задействованный в системе управления эффективностью поставок, обязан:
предоставлять поставщикам информацию, полностью описывающую закупаемую продукцию, а также технические требования и требования в области качества;
применять для выбора поставщиков подход, основанный на обеспечении уверенности в том, что поставщик способен поставить продукцию в соответствии с установленными требованиями, включая последующую поставку любых запасных частей и гарантийное обслуживание, если это предусмотрено договором на поставку;
осуществлять постоянный анализ деятельности поставщиков в целях подтверждения их статуса и установления применяемого уровня управления по отношению к поставщику и закупленной продукции;
поддерживать в рабочем состоянии список одобренных поставщиков;
обеспечить наличие доказательств соответствия продукции в процессе эксплуатации требованиям документации на поставку;
обеспечить представление документальных доказательств соответствия продукции установленным требованиям до их применения в процессе эксплуатации или дальнейшей переработке;
определять необходимые действия, предпринимаемые при несоответствии поставок продукции техническим требованиям и/или чертежам;
обеспечить наличие доказательств соответствия системы менеджмента качества поставщика установленным требованиям;
осуществлять меры по развитию поставщиков для улучшения их производственной деятельности;
установить лиц, ответственных за договоры (контракты) с поставщиком по всем аспектам;
установить прямые взаимосвязи, в случае необходимости, между потребителями продукции и поставщиками, а также между поставщиками в целях обеспечения гарантии соблюдения сроков поставки.
5.4 Полномочия и ответственность участников процесса закупок в области управления качеством.
5.4.1 Первый вице-президент ОАО "РЖД":
определяет стратегические цели по управлению эффективностью закупок; утверждает политику в области качества при закупках и отвечает за ее проведение и реализацию во всех подразделениях, участвующих в МТО; отвечает за разработку, функционирование и эффективность СУЭП.
5.4.2 Старший вице президент ОАО "РЖД", в ведении которого находятся вопросы стратегического планирования деятельности ОАО "РЖД" и развития корпоративной интегрированной системы менеджмента, отвечает за формирование политики в области качества при закупках и формирование методологии организации конкурсных закупок.
5.4.3 Старший вице-президент ОАО "РЖД", в ведении которого находятся вопросы финансовой и экономической политики, отвечает за формирование ценовой политики в области закупок, а также планирование и нормирование материально-технических ресурсов.
5.4.4 Вице-президент ОАО "РЖД" - главный инженер, в ведении которого находятся вопросы технической политики, качества и безопасности, отвечает за формирование технической политики в области закупок.
5.4.5 Росжелдорснаб:
управляет стандартами организации СУЭП;
осуществляет обзор и анализ рынка поставщиков;
ведет реестр поставщиков;
обеспечивает формирование требований к поставщикам (проекта соглашения по качеству);
информирует поставщиков о политике в области качества при закупках;
направляет проекты соглашений по качеству поставщикам на согласование и доработку;
осуществляет рассмотрение соглашений по качеству, полученных от поставщиков;
подготавливает перечень потенциальных поставщиков;
осуществляет заключение/продление договоров с поставщиками;
заносит информацию о выбранных поставщиках в базу данных поставщиков.
5.4.6 Центр организации конкурсных закупок осуществляет выбор конкурсной процедуры для проведения закупки с учетом информации о деятельности поставщиков в области качества.
5.4.7 Конкурсная комиссия РЖДС/Конкурсная комиссия филиалов: обеспечивает проведение конкурсной процедуры (тендера).
5.4.8 Центр технического аудита (ЦТА):
обеспечивает организацию процедуры самооценки поставщиков на основании запроса;
готовит рекомендации по выбору поставщиков;
проводит мониторинг деятельности поставщиков в стадии поставки на основе самооценки и критериев оценки;
осуществляет сбор и получение информации о качестве закупленной продукции от производителей и отказах в эксплуатации;
проводит ранжирование поставщиков и присвоение категории;
заносит информацию в "Историю качества" и в лист статуса поставщиков;
выезжает при необходимости к потенциальным поставщикам для оценки возможностей производства (балльная оценка) или/и проведение аудита 2-й стороной (при отсутствии сертификата на систему менеджмента качества);
ведет мониторинг деятельности потенциальных поставщиков, ответственных за проектирование и разработку продукции и процессов (ПКП-процесса);
осуществляет деятельность при возникновении несоответствий и отказов в эксплуатации совместно с производственными департаментами и структурными подразделениями ОАО "РЖД", участвующими в процессе МТО.
5.4.9 Ответственность и полномочия, требующие более детального отражения, определены в стандартах организации ОАО "РЖД", положениях, регламентах, инструкциях и организационно-распорядительной документации.

 

 

Приложение А
(обязательное)

Организационная схема управления качеством при закупках

 

 

Приложение Б
(обязательное)

Общая структура нормативных документов по качеству
в "Системе управления эффективностью поставок"

 

 

Библиография

[1] Регламент организации материально-технического снабжения ОАО "РЖД" и его дочерних обществ от 06.08.2007 N 1499.
[2] Функциональная стратегия управления качеством в ОАО "РЖД", 2006.
[3] Функциональная стратегия "Стратегия эффективного обеспечения потребностей ОАО "РЖД" в материальных ресурсах и технических средствах". (Утверждена решением правления от 02.08.2007, протокол N 29).
[4] IRIS: 2006 Международный стандарт железнодорожной промышленности (International Railway Industry Standard) Всеобщая система менеджмента бизнеса для железнодорожной промышленности (Global business management system for the railway industry).