ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 ноября 2008 г. N 2301р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ, ФИЛИАЛОВ, СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОАО "РЖД" КОРПОРАТИВНЫМ ЦЕНТРОМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА

В целях наиболее эффективного использования человеческих ресурсов ОАО "РЖД", повышения качества подбора и расстановки специалистов и руководителей аппарата управления, филиалов, структурных подразделений ОАО "РЖД" на основании анализа их деловых и личностных качеств:
1. Утвердить и ввести в действие Положение о проведении психологического тестирования специалистов и руководителей аппарата управления, филиалов, структурных подразделений ОАО "РЖД" Корпоративным центром развития профессионального обучения персонала - структурным образовательным подразделением ОАО "РЖД".
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента управления персоналом Л.И. Васину.

 

Вице-президент
ОАО "РЖД"
Г.В.Корнилов

 

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО "РЖД"
от 05.11.2008 г. N 2301р

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ, ФИЛИАЛОВ, СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОАО "РЖД" КОРПОРАТИВНЫМ ЦЕНТРОМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА - СТРУКТУРНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ ОАО "РЖД"

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цели и порядок проведения психологического тестирования специалистов и руководителей аппарата управления, филиалов, структурных подразделений ОАО "РЖД", Корпоративным центром развития профессионального обучения персонала - структурным образовательным подразделением ОАО "РЖД" (далее - центр).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации; Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"; функциональной Стратегией развития кадрового потенциала ОАО "РЖД" (распоряжение от 10 мая 2006г. N 933р); Положением об основах профессиональной службы руководителей и специалистов ОАО "РЖД" (Приложение N 27 к протоколу заседания правления ОАО "РЖД" от 22-23 декабря 2004г. N44); Положением о проведении аттестации работников ОАО "РЖД" от 23 декабря 2005г. N 1313; Положением о формировании и подготовке резерва кадров ОАО "РЖД" от 27 декабря 2005 г. N 1290; Положением о Корпоративном центре развития профессионального обучения персонала ОАО "РЖД" от 17 мая 2007 г. N 566.
1.3. В настоящем положении используются следующие понятия:
психологическое тестирование - психологическое исследование качеств и свойств личности путем использования психологических тестов;
психологическое исследование - профессионально-психологический отбор и оценка специалистов и руководителей аппарата управления, филиалов, структурных подразделений ОАО "РЖД" (далее - работники) на основании психологического изучения личности с целью анализа их деловых и личностных качеств, которые содействуют улучшению подбора и расстановки специалистов и руководящих кадров ОАО "РЖД";
психологическое изучение личности - обследование работника в целях определения индивидуальных особенностей его психики: способностей, личностных черт, мотиваций;
деловые качества - способность работника выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств, личностных качеств;
личностные качества - социально-психологические и нравственные качества, аналитические способности;
психодиагностическое обследование - тестирование работника с применением стандартизированных психологических методик;
этические нормы деятельности психолога - комплекс принципов, регламентирующих деятельность психолога с целью обеспечения интересов тестируемого.
1.4. Психологическое тестирование работников ОАО "РЖД" осуществляется с использованием методов психодиагностического обследования, в том числе с применением технических средств. Принципы психодиагностического обследования: добровольность, научность, объективность, конфиденциальность.
1.5. Психологическое тестирование работников ОАО "РЖД" осуществляется психологом центра в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами ОАО "РЖД", положением о центре, должностной инструкцией, настоящим Положением, этическими нормами деятельности психолога согласно приложению.

2. Цели и задачи психологического тестирования работников ОАО "РЖД"

2.1. Психологическое тестирование работника проводится с целью выявления и анализа его деловых и личностных качеств для наиболее эффективного использования и оптимизации работы.
2.2. Проведение психологического тестирования решает следующие задачи:
1) формирование критериев отбора кандидатов для работы на определенных рабочих местах и должностях;
2) создание и ведение единой базы данных для отбора и формирования перспективного резерва руководящих кадров;
3) выявление зон профессионального роста специалистов, требующих дальнейшего развития, с целью формирования групп для обучения (повышения квалификации);
4) планирование карьерного роста с учетом данных кандидатов;
5) проведение индивидуального консультирования;
6) разработка рекомендаций (программ) и методик для проведения обучающих мероприятий с целью повышения уровня знаний руководителей в области практической психологии личности и психологии управления.

3. Целевые группы, организация и проведение психологического тестирования работников ОАО "РЖД"

3.1. Психологическому тестированию подлежат работники ОАО "РЖД" (специалисты и руководители аппарата управления, филиалов, структурных подразделений), направляемые на тестирование (обследование) в центр Департаментом управления персоналом (далее - Департамент).
3.2. Дату и время тестирования назначает психолог центра по согласованию с направляемым работником. Работник имеет право отказаться от прохождения тестирования, отказ оформляется в письменном виде в свободной форме за подписью работника.
3.3. Перед прохождением тестирования при заполнении анкеты работник дает согласие на прохождение данной процедуры и предоставления его результатов в Департамент.
3.4. Для процедуры психологического тестирования персонала психолог центра использует стандартизированные и надежные психодиагностические методики, подтвердившие соответствие своих результатов той характеристике, для измерения которой они предназначены, отвечающие целям и задачам отбора и оценки, а также этическим нормам деятельности психолога.
3.5. Длительность психологического тестирования зависит от применяемых программ и методов тестирования.

4. Представление и хранение результатов психологического тестирования работников

4.1. Психолог центра информирует работника о результатах пройденного тестирования.
4.2. По результатам тестирования психолог выдает заключение, носящее рекомендательный характер. Заключение предоставляется начальнику Департамента или его заместителю, которые принимают решение о согласовании кандидата на должность в течение трех дней после прохождения работником тестирования. Психолог несет ответственность за качество проводимого тестирования.
4.3. Процедура и материалы психологического тестирования носят конфиденциальный характер и не подлежат разглашению. Психолог несет ответственность за сохранение конфиденциальности результатов.
4.4. Если при тестировании работника психологом будет выявлена информация, составляющая врачебную тайну, то такая информация может передаваться третьим лицам только с письменного согласия обследуемого работника.
4.5. Результаты тестирования и заключения хранятся у психолога центра в базе данных в условиях, исключающих доступ к ним посторонних лиц, и предоставляются по запросу должностным лицам Департамента, принимающим кадровое решение по кандидатам. Заключение доставляется в Департамент работником центра в запечатанном конверте и передается из рук в руки лицу, запросившему заключение.
4.6. Психолог центра и работники Департамента не допускают произвольной, вне поставленных задач, интерпретации информации, содержащейся в заключении.
4.7. В случае необходимости по требованию Департамента психолог центра может предоставлять дополнительные письменные разъяснения о личности кандидата в виде развернутого психологического портрета с выдачей рекомендаций о возможности наиболее эффективного использования работника. Развернутый психологический портрет выдается при условии наличия у психолога достаточного количества данных о работнике, полученных в результате тестирования.
4.8. После передачи заключения должностному лицу Департамента, принимающему кадровое решение по кандидату, ответственность за конфиденциальность содержащейся в заключении информации психолог центра не несет.
4.9. Обобщенные данные о проведенном тестировании отражаются в отчетах и представляются в Департамент в установленном порядке.

 

Приложение N 1
к Положению

Этические нормы деятельности психолога

1. Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них.
2. Психология как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы.
3. Психолог не должен принимать участия или способствовать разработке методов, направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности.
4. Психолог должен уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве.
5. При оказании помощи психолог не должен осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.
6. Психолог не должен использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает его профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.
7. Психолог не должен применять манипулятивные процедуры с целью добиться обращения к нему определенных клиентов, а также действовать таким образом, чтобы оказаться монополистом в своей области.
8. Психолог не должен допускать использования своего имени или подписи лицами, не имеющими должной квалификации и подготовки, для незаконного применения психологических методов.
9. В случае, когда личные интересы обследуемого работника вступают в противоречие с интересами компании, психолог должен выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью.
10. При выполнении исследований психолог должен категорически отказываться от действий, могущих привести к постоянному, невосполнимому или не необходимому ущербу для испытуемых.
11. Психологические исследования в нормальной ситуации, как экспериментальные, так и обсервационные, должны всегда выполняться с уважением по отношению к достоинству работника.
12. Профессиональный статус психолога базируется на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовленным и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений.
13. Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ.
14. Психолог должен принимать меры для конфиденциального хранения информации психологического характера о работнике.
15. Психологические методы не должны смешиваться - как в применении, так и в их представлении общественности - с методами, чуждыми научным основам психологии.
16. Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение (и пользоваться таковым) к другим специалистам, особенно в областях, близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.
17. Психолог должен соблюдать особую осторожность в том, чтобы не вызвать необоснованных ожиданий как у руководителя, направившего работника, так и у работника, прошедшего обследование, осуществить которые психолог впоследствии окажется профессионально не способен.