ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

1 сентября 2008 г. N 1864р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

I. Разбор случая схода вагонов в поезде N 3801 на станции
Челябинск - Главный Южно-Уральской железной дороги

16 июля 2008 года в 1 час 53 минуты при прибытии на путь N 8 парка "А" станции Челябинск-Главный поезда N 3801, весом 2183 тонны, 55 вагонов, при скорости 18 км/ч на двойном перекрестном стрелочном переводе N 17/19 допущен сход второй по ходу движения тележки 35-го с головы состава порожнего вагона N 61929584, 36-го с головы состава груженого вагона N 67765503, 37-го груженого вагона N 60942513 и 38-го груженого вагона N 62493341. Поезд был остановлен машинистом Фурцевым И.А. по срабатыванию автотормозов.
В результате схода 4 вагона повреждены в объеме текущего отцепочного ремонта, повреждено 3 стрелочных перевода и 1 привод стрелочного перевода. Движение поездов не прерывалось.
Инструментальным обмером деталей и узлов вагона отступлений от нормативных размеров содержания в эксплуатации не выявлено. Стрелочный перевод N 17/19 двойной перекрестный, проект стрелочного перевода - N 2244, тип рельсов Р-65, марка крестовины 1/9, скрепления КД-65 шурупное, брус деревянный, балласт щебеночный, стрелочный перевод был уложен блоками 23 октября 2006 г. На 1 января 2008 г. пропущенный тоннаж составил 27 млн.тонн брутто. Установленная скорость движения 25 км/ч.
Согласно записи в книге промеров ПУ-29 N 110 дорожного мастера Маркина А.А. последний промер перекрестного стрелочного перевода N 17/19 производился 3 июля 2008 г.
Комиссионный месячный осмотр парка "А" станции Челябинск-Главный проводился 8 июля 2008 г. под председательством первого заместителя начальника станции Коваленко П.А. В ходе осмотра на стрелочном переводе N 19 были выявлены следующие замечания: сточить полочку правого остряка; отшлифовать накат сердечника крестовины. Срок исполнения установлен до 15 июля 2008 г. Замечания комиссионного месячного осмотра по стрелочному переводу N 19, на момент схода устранены.
При инструментальной проверке и натурном осмотре стрелочного перевода N 19 выявлено: по упорной нити левый средний остряк имеет боковой износ 8,5 мм (норматив не более 8 мм). Ширина колеи у острия остряков составила 1542 мм, на третьем башмаке ширина колеи 1553 мм. Дальнейшие промеры пути невозможно было произвести ввиду последствий схода. В ходе устранения последствий схода выявлено до 87% шурупов имеют старые изломы в месте третьего витка резьбы.
Причиной схода во внутрь колеи первой тележки 36-ого с головы поезда вагона N 67765503 явились, вышеперечисленные не выявленные при осмотрах, недостатки в содержании стрелочного перевода N 19 по ширине колеи в сочетании с боковым износом левого среднего остряка и дефектностью шурупов.
Начальник Челябинского отделения Чернов С.С. на низком уровне организует и проводит осмотр хозяйства отделения дороги, не адекватно оценивает состояние путевого хозяйства, в том числе аварийных мест, не предъявляет должной требовательности к начальникам отделов отделения и начальникам структурных подразделений.
Заместитель начальника Южно-Уральской железной дороги по путевому хозяйству Терехов В.Н. в нарушение требований приказа МПС России от 8 января 1994 г. N 1Ц "О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте" неудовлетворительно организовал проведение профилактической работы по предупреждению нарушений безопасности движения поездов, не предъявлял должной требовательности к начальникам структурных подразделений, не обеспечил приведения скоростей движения поездов в соответствие с техническим состоянием пути, не качественно провел расследование случая схода вагона в грузовом поезде N 2357.
1.1. Допущенное на станции Челябинск-Главный нарушение безопасности движения в соответствии с приказами МПС России от 8 января 1994 г. N 1Ц, Минтранса России от 25 декабря 2006 г. N 163 классифицировать особым случаем брака - сходом вагонов в грузовом поезде и принять к учету за Челябинской дистанцией пути Челябинского отделения.
1.2. Согласиться с мерами, принятыми начальником Южно-Уральской железной дороги (приказ от 1 августа 2008 г. N 355/Н), об ответственности должностных лиц за допущенный сход вагонов в грузовом поезде N 3801.
1.3. Заместителю начальника Южно-Уральской железной дороги по путевому хозяйству Терехову В.Н. при реконструкции станции Челябинск-Главный предусмотреть замену двойного перекрестного стрелочного перевода на грузонапряженном участке на обыкновенные.
1.4. Указать начальнику службы пути Южно-Уральской железной дороги Фролкову А.А., что после схода поезда N 2357 10 марта 2008 г. по станции Кропачево, им не были приняты исчерпывающие меры по обеспечению безопасности движения поездов в пределах станций.

II. Разбор случая схода вагонов в грузовом поезде N 2019
на станции Кинель Самарского отделения
Куйбышевской железной дороги

22 июля 2008 года в 0 часов 31 минуту на станции Кинель при приеме поезда N 2019, весом 5401 тонна, на участке пути между стрелочными переводами N 49 и N 53, в режиме тяги при скорости 11 км/час допущен сход 7-ми вагонов, груженых прокатом черных металлов, начиная с 29-го вагона с головы поезда N 65074866.
В результате схода 7 вагонов повреждены в объеме текущего ремонта, повреждено 20 метров пути, стрелочный перевод N 53 и 2 маневровых светофора. Движение по станции не прерывалось.
После инструментального обмера первого сошедшего вагона установлено, техническое состояние вагона N 65074866 соответствует установленным требованиям инструкции осмотрщику вагонов ЦВ-ЦЛ-408 в эксплуатации.
Характеристика пути укладки 2003 года между стрелочными переводами N 49 и N 53: протяженность участка 70 метров; S-образная кривая; радиус кривых - 200 м с возвышением 20 мм; прямая вставка между ними протяжением 16 метров; тип рельсов - Р65; шпалы деревянные с эпюрой - 2000шт/км; балласт - щебеночный; установленная скорость 25 км/ч.
При проверке съезда путеизмерительной тележкой ПТ - 7МК 8 июля 2008 года, выявлено 9 неисправностей II-ой степени в том числе по уширению пути - 4 отступления.
При натурном осмотре и инструментальном промере участка пути между стрелочными переводами N 49 и N 53, выявлено: на 28-х метрах пути не разрушенного при сходе вагонов, от хвоста крестовины стрелочного перевода N 49 лежит 11 дефектных шпал; за 17 и 28 метров до места схода уклон отвода ширины колеи 4 тысячных, 50% шпал зашито на 4 костыля. За 23 м от схода провес 9 мм на двух шпалах, за 2 м до места схода неравномерный боковой износ головки рельса до 5 мм на 1 метре. На месте схода на 6 шпалах подряд обнаружены рабочие костыли со старым изломом в средней части. Излом костылей произошел в результате длительного динамического воздействия поперечных сил от колеса на головку рельса и наличия коррозийного износа в средней части костылей.
Сход вагонов в грузовом поезде N 2019 допущен по причине наличия неисправности костыльного крепления рельсов к шпалам, в сочетании с установленными недостатками в содержании пути, в результате чего при движении грузового поезда в кривой привело к раскантовке наружного рельса с последующим провалом внутрь колеи первой колесной пары 29-го с головы поезда вагона N 65074866 с последующим сходом еще шести вагонов.
Заместитель начальника Самарского отделения дороги по инфраструктуре Куйбышевской железной дороги Здебский А.Г. не обеспечил необходимый уровень квалификации руководителей путевого хозяйства дороги, в том числе и по своевременному выявлению недостатков угрожающих безопасности движения поездов, а также ослабил контроль за выполнением работ по приведению стрелочных переводов в соответствие с нормами их содержания.
Начальник Самарского отделения Куйбышевской железной дороги Атякин Д.И. в нарушение требований приказа МПС России от 8 января 1994 г. N 1Ц "О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте" неудовлетворительно организовывает проведение профилактической работы по предупреждению нарушений безопасности движения поездов, ослабил контроль за устранением замечаний, выявленных при комиссионном весеннем осмотре пути и сооружений.
Начальник службы пути Куйбышевской железной дороги Федченко Ю.И. при крайне неудовлетворительном положении дел с обеспечением безопасности движения в хозяйстве пути не принимает эффективных мер по стабилизации положения и приведению состояния пути к требованиям, обеспечивающим безопасный пропуск поездов. В результате, в хозяйстве пути железной дороги допущено 3 случая сходов подвижного состава в грузовых поездах.
2.1. В соответствии с приказом МПС России от 08.01.1994 N 1Ц данный особый случай брака в работе классифицировать как сход подвижного состава в грузовом поезде и отнести к учету по ответственности за Кинельской дистанцией пути Куйбышевской железной дороги.
2.2. Признать достаточными меры, принятые исполняющим обязанности начальника Куйбышевской железной дороги Соложенкиным С.В. (приказ N Н/291 от 06.08.2008 г.) о привлечении к дисциплинарной ответственности причастных руководителей службы пути, Самарского отделения железной дороги и Кинельской дистанции пути.
2.3. Заместителю начальника Куйбышевской железной дороги Яковенко В.А. провести внеочередную проверку пути на всех укороченных съездах и в срок до 15 сентября предоставить на рассмотрение в Департамент пути и сооружений методику осмотра S-образных съездов, с разработкой мер по их усилению.
2.4. Предупредить начальника службы пути Куйбышевской железной дороги Федченко Ю.И., что если им не будут приняты эффективные меры по стабилизации положения дел с обеспечением безопасности движения в хозяйстве пути, будет рассмотрен вопрос о соответствии его занимаемой должности.
В целях недопущения подобных случаев сходов с рельсов подвижного состава, повышения уровня профилактической работы по безопасности движения поездов:
3. Заместителю начальника Департамента пути и сооружений Конакову В.П.:
3.1. В срок до 1 декабря 2008 г. обобщить результаты комплексной оценки главных и станционных путей в 2008 году и разработать меры по устранению выявленных недостатков.
3.2. В срок до 1 декабря 2009 г. с привлечением ВНИИЖТа, ОАО "ПикПрогресс", НПЦ Инфотранс и фирмы "Твема" разработать систему контроля качества работы прикрепителей и состояния шпал, по разности ширины колеи при различных величинах горизонтальной нагрузки с использованием на путеобследовательских станциях, датчиков последнего поколения.
4. Начальнику ПТКБ ЦП Рабчуку С.А. в целях своевременного выявления ослабления скреплений в четвертом квартале 2008 года разработать порядок их осмотра включая остукивание смотровым молотком, а также визуальное наблюдение при проходе подвижного состава. Предусмотреть, что в случае обнаружения излома шурупов, 10% и более, организовывать сплошную ревизию шурупов стрелочного перевода с заменой неисправных, установлением причины излома шурупов, устранения выявленной неисправности и направлением актов-рекламаций в адрес завода-изготовителя.
5. Заместителям начальников железных дорог по путевому хозяйству, начальникам служб пути:
5.1. Довести обстоятельства и причины допущенных сходов вагонов с рельс в грузовых поездах 16 июля 2008 г. на станции Челябинск-Главный Южно-Уральской железной дороги и 22 июля 2008 г. на станции Кинель Самарского отделения Куйбышевской железной дороги до всех причастных работников, связанных с движением поездов под роспись.
5.2. Рассмотреть положение дел с обеспечением безопасности движения поездов в путевом хозяйстве, своевременно принимать меры по устранению выявленных неисправностей при проведении осмотров комиссиями всех уровней. Привести скорости движения поездов в соответствие с фактическим техническим состоянием пути и сооружений.
5.3. С учетом анализа интенсивности износа рельсов и металлических частей стрелочных переводов определить места приоритетной установки лубрикаторов, рассмотреть эффективность работы и перераспределить по дистанциям не установленные лубрикаторы.
5.4. Установить постоянный контроль за выполнением работ по разрядке кустовой негодности шпал и брусьев, закреплению пути от угона, разгонке и регулировки стыковых зазоров, своевременному и качественному устранению неисправностей пути, выявленных при проверках путеизмерительными вагонами.
5.5. Обеспечить повышение уровня текущего содержания пути, обратив особое внимание на укомплектование штата монтеров пути и квалификацию дорожных мастеров и бригадиров пути. Не допускать случаев исполнения обязанностей ПДС, ПД, ПДБ, специалистами, не обладающих высокими профессиональными качествами и не прошедшими специального обучения.
5.6. При проведении весеннего, осеннего, месячного осмотров станций организовать проверку закрестовинных, переводных и S-образных кривых. Обращать особое внимание на закрепление рельсов на полное количество костылей, состояние шпал, неравномерный боковой износ рельсов, наличие "кустов" негодных шпал и брусьев, наличие выработки в подкладках, отбоя рельсов.
5.7. Организовать, с командирами среднего звена дистанций пути с участием начальников станций, проведение внеочередных технических занятий по изучению норм и требований содержания пути и стрелочных переводов с организацией показательных осмотров, умению практически проводить промеры шаблоном ЦУП, КОР, штангельциркулем с принятием зачетов.
6. Контроль за выполнением принятых решений возложить на первого заместителя начальника Департамента пути и сооружений Гришова А.И..

Вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Б.Воробьев