Распоряжение ОАО РЖД от 27.08.2009 N 1778р

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

27 августа 2009 г. N 1778р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об утверждении методики составления энергооптимальных
графиков движения пассажирских поездов

В целях реализации работ по внедрению энергооптимальных расписаний движения пассажирских поездов, предусмотренных распоряжением ОАО "РЖД" от 28 апреля 2009 г. N 897р "О переводе пассажирских поездов на энергооптимальные графики движения".
1. Утвердить прилагаемую методику составления энергооптимальных графиков движения пассажирских поездов (далее - Методика)
2. Начальникам Департамента управления перевозками Миронову А.Ю., Департамента пассажирских сообщений Верховых Г.В., Департамента локомотивного хозяйства Машталеру Ю.А., Октябрьской железной дороги Степову В.В., Московской железной дороги Старостенко В.И., Юго-Восточной железной дороги Володько А.И., и о генерального директора ОАО "ВНИИЖТ" Шенфельду К.П. (по согласованию), генеральному директору ОАО "НИИАС" Ададурову С.Е. (по согласованию) и генеральному директору ООО "АВП-Технология" Донскому А.Л. (по согласованию) обеспечить разработку и внедрение энергооптимальных расписаний движения пассажирских поездов по данной методике.
3. Генеральному директору ОАО "НИИАС" Ададурову С.Е. (по согласованию), генеральному директору ООО "АВП-Технология" Донскому А.Л. (по согласованию) обеспечить оценку эффективности энергооптимальных расписаний на основе результатов опытных поездок - не менее трех для каждого номера поезда, переводимого на эти расписания - с еженедельным представлением информации от ходе их разработки и внедрения.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Управления планирования и нормирования материально-технических ресурсов Зверева А.В.

Старший вице-президент
ОАО "РЖД"
В.А.Гапанович

 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 27 августа 2009 г. N 1778р

МЕТОДИКА
составления энергооптимальных графиков движения
пассажирских поездов

Введение

Для решения задачи составления графиков движения поездов, с учетом минимизации расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов, принято использование специализированного математического аппарата для энергооптимального тягового расчета. Данный инструмент позволяет рассчитать для отдельно взятого поезда на заданное время хода скоростную траектория движения с сочетанием режимов вождения (тяга, выбег, торможение) при минимальной работе.
Энергооптимальный тяговый расчет основан на интегрировании уравнения движения поезда с использованием нормативных формул Правил тяговых расчетов с учетом критерия энергооптимальности, а также профиля пути, ограничений скорости, времени хода, серии локомотива составности и массы поезда и т.д. При этом, на участках пути с безостановочным движением на нескольких перегонах происходит перераспределение перегонных времен хода по сравнению с установленными за счет максимального использования потенциальных возможностей профиля и инерции поезда, что является одной из составляющих экономии энергоресурсов при сохранении заданного времени хода в целом на участке оптимизации. Этот метод дает оценку необходимого минимума затрат энергии на тягу.
Алгоритмическая часть данного метода входит в модель расчета траектории движения поезда системы автоведения.

1.Общие положения

Настоящая методика определяет порядок и методологию разработки энергооптимальных графиков движения пассажирских поездов, порядок проведения опытных поездок по энергооптимальным расписаниям и включает методику оценки эффективности их внедрения.

2. Требования к исходным данным
для расчета энергооптимального расписания пассажирских поездов

Для проведения расчетов энергооптимального расписания необходимо формирование базы данных установленного формата, в которую входит следующая информация:
1) Информация о расчетном участке:
профиль и план пути;
перечень столбов-километров, пикетов и расстояния между ними;
координаты остановочных пунктов;
данные об участках опробования автотормозов;
приказ о допустимых скоростях движения поездов;
постоянно действующие ограничения скорости движения;
данные об участках пути, требующих обязательного снижения скорости движения, такие как места опробование
работы автотормозов, проследования нейтральных вставок и т.п.
2) Информация из графика движения пассажирских поездов: список пассажирских поездов, подлежащих оптимизации; расписание для каждого номера поезда;
координаты и времена проследования начала и конца участков оптимизации; серии эксплуатируемых локомотивов;
максимальная составность каждого поезда.

3. Методика расчета энергооптимального расписания
пассажирских поездов

3.1. Критерии выбора пассажирских поездов
для расчета из общего графика движения

Выбор пассажирских поездов производится путем анализа расписания для каждого номера поезда, в ходе которого оценивается периодичность следования, степень влияния на зону пригородного движения, составность поезда.
В расчетный список попадают поезда в случае их соответствия следующим условиям: возможное изменение перегонных времен хода не приведет к снятию поездов пригородного движения; составность поезда более четырех вагонов.
Организация анализа и утверждения списка пассажирских поездов для расчетов производится Департаментом управления перевозками ОАО "РЖД" и аппаратом управления железных дорог по вопросам организации движения поездов.

3.2. Формирование базы данных для программы
энергооптимального тягового расчета

База данных программы формируется отдельно для каждого расчетного участка железной дороги.
Для формирования базы данных производится сбор, обработка и анализ исходной информации по перечню, установленному в п.2 настоящей Методики.
Формированием базы данных занимаются специалисты ОАО "ВНИИЖТ". Исходные данные о пути предоставляются ООО "АВП-Технологии" из базы данных системы Автоведения.
Данные из графиков движения поездов предоставляются Департаментом управления перевозками ОАО "РЖД".

3.3. Расчет энергооптимальных расписаний пассажирских поездов

Для каждого поезда из числа принятых к оптимизации производится два вычисления по программе энергооптимального тягового расчета. Первое - для определения энергооптимального расписания. Второе - для оценки энергозатратности существующего расписания. В обоих расчетах определяется расход электроэнергии на тягу поездов с целью выявления потенциальной экономии.
Расчеты производятся на максимальную составность поезда. В случае нескольких различных серий локомотивов расчеты производятся для поездов с наиболее "слабым" по тяговым возможностям локомотивом.
Для определения энергооптимального расписания в качестве исходных данных в программу закладываются действующие времена отправления с начальной точки и прибытие на конечную, а также действующие времена остановок на промежуточных станциях.
В результате расчета получается энергооптимальная скоростная траектория движения отдельно взятого поезда с учетом заложенных в исходные данные условий. Оптимизация осуществляется путем перераспределения перегонных времен хода на отрезках безостановочного движения.
Итоговым результатом являются энергооптимальные времена проследования остановочных пунктов с условием сохранения времен отправления, прибытия и остановок.
Второй расчет производится по фактическому расписанию с соблюдением заложенных в него перегонных времен хода. При этом определяется скоростная траектория без оптимизации перегонных времен хода.
Результаты всех расчетов сводятся в две таблицы.
Первая (Таблица 1) формируется для каждого поезда и содержит энергооптимальное расписание, а также информацию результатов расчетов расхода электроэнергии на тягу поездов по энергооптимальному и по существующему расписаниям.

Таблица 1

┌──────────────────┬────────────────┬────────────────┬───────────────────────────────┐
│                  │Существующее    │  Энергоопт.    │                               │
│                  │ расписание     │  расписание    │                               │
├──────┬───────────┼────┬────┬──────┼────┬────┬──────┼─────────┬────────┬─────┬──────┤
│  N   │  Станции  │приб│отпр│пере- │приб│отпр│пере- │  Измене-│ Расход │Серия│кол-во│
│поезда│           │    │    │гонные│    │    │гонные│   ние   │   на   │локо-│ ваг. │
│      │           │    │    │време-│    │    │време-│   време-│  тягу, │моти-│      │
│      │           │    │    │мена  │    │    │мена  │   мени  │   кВт, │ ва  │      │
│      │           │    │    │ч:мин │    │    │ч:мин │         │   час  │     │      │
├──────┼───────────┼────┼────┼──────┼────┼────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼──────┤
│ 70   │ВОСКРЕСЕНСК│ -  │1:44│      │  - │1:44│      │         │ 2866,42│ЧС4т │ 17   │энергоопт
│      ├───────────┼────┼────┼──────┼────┼────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼──────┤факт
│      │ШИФЕРНАЯ   │ -  │1:48│ 0:04 │  - │1:48│ 0:04 │    0:00 │ 3015,91│     │      │экономия
│      ├───────────┼────┼────┼──────┼────┼────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼──────┤
│      │ПЕСКИ      │ -  │1:55│ 0:07 │  - │1:54│ 0:06 │-   0:01 │  149,49│     │      │
│      ├───────────┼────┼────┼──────┼────┼────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼──────┤
│      │ГОЛУТВИН   │ -  │2:06│ 0:11 │  - │2:07│ 0:13 │    0:02 │        │     │      │
│      ├───────────┼────┼────┼──────┼────┼────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼──────┤
│      │ЩУРОВО     │ -  │2:10│ 0:04 │  - │2:10│ 0:03 │-   0:01 │        │     │      │
│      ├───────────┼────┼────┼──────┼────┼────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼──────┤
│      │ЛУХОВЦЫ    │ -  │2:18│ 0:08 │  - │2:22│ 0:12 │    0:04 │        │     │      │
│      ├───────────┼────┼────┼──────┼────┼────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼──────┤
│      │ПОДЛИПКИ   │ -  │2:24│ 0:06 │  - │2:29│ 0:07 │    0:01 │        │     │      │
│      ├───────────┼────┼────┼──────┼────┼────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼──────┤
│      │ФРУКТОВАЯ  │ -  │2:30│ 0:06 │  - │2:34│ 0:05 │-   0:01 │        │     │      │
│      ├───────────┼────┼────┼──────┼────┼────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼──────┤
│      │АЛПАТЬЕВО  │ -  │2:36│ 0:06 │  - │2:39│ 0:05 │-   0:01 │        │     │      │
│      ├───────────┼────┼────┼──────┼────┼────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼──────┤
│      │ДИВОВО     │ -  │2:45│ 0:09 │  - │2:47│ 0:08 │-   0:00 │        │     │      │
│      ├───────────┼────┼────┼──────┼────┼────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼──────┤
│      │РЫБНОЕ ПАСС│ -  │2:56│ 0:11 │  - │2:56│ 0:09 │-   0:02 │        │     │      │
│      ├───────────┼────┼────┼──────┼────┼────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼──────┤
│      │ДЯГИЛЕВО   │ -  │3:05│ 0:09 │  - │3:06│ 0:10 │    0:01 │        │     │      │
│      ├───────────┼────┼────┼──────┼────┼────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼──────┤
│      │РЯЗАНЬ 1 Д │ -  │3:08│ 0:03 │  - │3:10│ 0:04 │    0:01 │        │     │      │
│      ├───────────┼────┼────┼──────┼────┼────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼──────┤
│      │РЯЗАНЬ 2   │3:14│3:37│ 0:06 │3:14│3:37│ 0:04 │-   0:02 │        │     │      │
│      ├───────────┼────┼────┼──────┼────┼────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼──────┤
│      │ПОСТ 205 км│ -  │3:45│ 0:08 │  - │3:43│ 0:06 │-   0:02 │        │     │      │
│      ├───────────┼────┼────┼──────┼────┼────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼──────┤
│      │СТЕНЬКИНО 1│ -  │3:51│ 0:06 │  - │3:48│ 0:05 │-   0:01 │        │     │      │
│      ├───────────┼────┼────┼──────┼────┼────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼──────┤
│      │ДЕНЕЖНИКОВО│ -  │3:57│ 0:06 │  - │3:54│ 0:06 │    0:00 │        │     │      │
│      ├───────────┼────┼────┼──────┼────┼────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼──────┤
│      │СТАРОЖИЛОВО│ -  │4:13│ 0:16 │  - │4:10│ 0:16 │    0:00 │        │     │      │
│      ├───────────┼────┼────┼──────┼────┼────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼──────┤
│      │ХРУЩЕВО    │ -  │4:20│ 0:07 │  - │4:18│ 0:08 │    0:01 │        │     │      │
│      ├───────────┼────┼────┼──────┼────┼────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼──────┤
│      │ЧЕМОДАНОВКА│ -  │4:25│ 0:05 │  - │4:25│ 0:07 │    0:02 │        │     │      │
│      ├───────────┼────┼────┼──────┼────┼────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼──────┤
│      │КОРАЛИНО   │ -  │4:37│ 0:12 │  - │4:37│ 0:12 │    0:00 │        │     │      │
│      ├───────────┼────┼────┼──────┼────┼────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼──────┤
│      │РЯЖСК 1    │4:54│  - │ 0:17 │4:54│  - │ 0:17 │    0:00 │        │     │      │
└──────┴───────────┴────┴────┴──────┴────┴────┴──────┴─────────┴────────┴─────┴──────┘

Вторая (Таблица 2) является итоговой для направления и содержит результаты расчетов потенциальной экономии от ввода в действие энергооптимальных расписаний по каждому поезду и по всему направлению в целом.

Таблица 2

Результаты расчетов расхода электроэнергии на тягу поездов
на участках оптимизации направления Москва - Ряжск
(без учета собственных нужд)

 N
п/п

  N поезда 

 Энергоопт.
график,кВт,ч

Существ.график,
кВт,ч    

Экономия,
кВт.ч  

  %  

    70     

  2866,4   

    3015,9    

  149,5  

 5,0%

    88     

  2647,4   

    2781,8    

  134,3  

 4,8%

   302     

  3098,8   

    3114,9    

   16,1  

 0,5%

    86     

  3082,0   

    3147,4    

   65,4  

 2,1%

   104     

  3467,4   

    3621,7    

  154,3  

 4,3%

   110     

  3325,4   

    3592,1    

  266,7  

 7,4%

   126     

  3378,5   

    3681,4    

  302,8  

 8,2%

   132     

  3496,6   

    3824,2    

  327,6  

 8,6%

   202     

  3111,2   

    3230,5    

  119,3  

 3,7%

10

   218     

  3531,2   

    3733,0    

  201,8  

 5,4%

11

   248     

  3217,5   

    3442,3    

  224,8  

 6,5%

12

 320/330   

  3160,6   

    3276,2    

  115,6  

 3,5%

13

 322/474   

  3161,6   

    3295,1    

  133,6  

 4,1%

14

 366/382   

  3006,9   

    3203,8    

  196,8  

 6,1%

15

   412     

  3430,0   

    3575,6    

  145,6  

 4,1%

16

 440/444   

  3556,5   

    3730,6    

  174,1  

 4,7%

Всего по       
поездам за сутки

 

 51 538,1  

 

   54 266,5   

 

 2 728,3 

 

 5,0%

Итого за год   

18 811 413,8

 19 807 254,3 

 995 840,5

 

Все расчеты производятся специалистами ОАО "ВНИИЖТ". Результаты расчетов, сведенные в таблицы, оформляются в виде проекта энергооптимальных расписаний.

3.4. Утверждение энергооптимальных расписаний пассажирских
поездов для организации опытных поездок

Полученный в результате расчетов проект энергооптимальных расписаний пассажирских поездов направляется для согласования в Департамент управления перевозками ОАО "РЖД". Департамент управления перевозками производит прокладку энергооптимальных ниток пассажирских поездов в существующем графике движения в соответствии с утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" N 2568 от 27.12.2006 г. Инструкцией по разработке графика движения поездов в ОАО "РЖД". В случае необходимости производится корректировка энергооптимальных перегонных времен хода.
Список принятых в график движения пассажирских поездов с энергооптимальными расписаниями утверждаются Департаментом управления перевозками и руководством причастных железных дорог для проведения опытных поездок.

3.5. Проведение опытных поездок

Опытные поездки проводятся с целью подтверждения выполнимости энергооптимальных расписаний и практической оценки эффективности их применения.
В качестве задания на поездку в базу данных системы Автоведения закладывается энергооптимальное расписание.
Для каждого поезда, переводимого на энергооптимальное расписание, производится три опытных поездки.
Опытная поездка принимается к анализу в случае выполнения энергооптимального расписания с точностью +-2 мин при управлении электровозом в режиме автоведения свыше 75% протяженности пути.
Оценка эффективности производится по Методике анализа эффективности внедрения энергооптимальных расписаний пассажирских поездов (прилагается).
Опытные поездки организовываются специалистами ООО "АВП-Технология" при организационной поддержке Департаментов локомотивного хозяйства, Департамента управления перевозками и причастных служб (дирекций) соответствующих железных дорог.
В результате проведения опытных поездок составляется протоколы с предложениями и замечаниями по корректировке энергооптимальных расписаний поездов. Данные протоколы оформляются специалистами ООО "АВП-Технология" совместно со службами (дирекциями) причастных железных дорог.

3.6. Корректировка энергооптимальных графиков движения
пассажирских поездов

По результатам опытных поездок с учетом оценки энергоэффективности энергооптимальных расписаний формируется список предложения по их корректировке.
По сформированному списку предложений специалистами ООО "АВП-Технология" и ОАО "ВНИИЖТ" производится корректировка энергооптимальных расписаний поездов, включая, при необходимости, их перерасчет. В результате корректировки формируется документ - "Энергооптимальные расписания пассажирских поездов на направлении __________________".

3.7. Утверждение энергооптимальных графиков движения
пассажирских поездов

    "Энергооптимальные расписания    пассажирских    поездов    на
направлении ___________________"   согласовываются   Департаментом
(наименование)
управления перевозками,   Департаментом   пассажирских  сообщений,
Департаментом  локомотивного  хозяйства  и   утверждаются   первым
вице-президентом ОАО "РЖД" Морозовым В.Н.
Утвержденные энергооптимальные расписания пассажирских поездов включаются в график движения поездов причастных железных дорог или оформляются в виде корректировки графика движения поездов.

 

Приложение
к Методике составления
энергооптимальных графиков
движения пассажирских поездов

МЕТОДИКА
оценки эффективности внедрения энергооптимального
расписания пассажирских поездов