ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 июля 2009 г. N 1393р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ КЛАССИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ

В целях оптимизации эксплуатационных расходов по содержанию инфраструктуры, принадлежащей ОАО "РЖД":
1. Утвердить прилагаемую методику классификации железнодорожных линий.
2. Старшим вице-президентам Лапидусу Б.М., Гапановичу В.А., вице-президенту Воробьеву В.Б., начальникам Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б., Департамента электрификации и электроснабжения Федотову А.А., Департамента автоматики и телемеханики Кайнову В.М., Департамента управления перевозками Миронову А.Ю., Департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Казанцеву А.П., Департамента технической политики Назарову А.С. и генеральному директору Центральной станции связи Маневичу П.Ю.:
1) определить в месячный срок перечень отраслевых нормативов, влияющих на эксплуатационные расходы ОАО "РЖД" по перевозкам и требующих корректировки по классам железнодорожных линий, а также подготовить и утвердить график корректировки отраслевых нормативов;
2) предусмотреть в плане НТР ОАО "РЖД" на второе полугодие 2009 г. в соответствии с графиком корректировки отраслевых нормативов разработку дифференцированных нормативов содержания инфраструктуры железнодорожных линий.
3. Начальнику Департамента планирования и бюджетирования Рящину И.П. представить до 1 августа 2009 г. предложения об источниках финансирования разработки дифференцированных нормативов содержания инфраструктуры железнодорожных линий.
4. Директору Гипротранстэи Пехтереву Ф.С. провести в месячный срок классификацию железнодорожных линий по состоянию на 1 января 2009 г., подготовить прогнозные данные по состоянию на 1 января 2010 г. и направить их в причастные департаменты и филиалы ОАО "РЖД" для анализа и учета при корректировке отраслевых нормативов.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на старшего вице-президента Лапидуса Б.М.

Президент ОАО "РЖД"
В.И.Якунин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
1 июля 2009 г. N 1393р

МЕТОДИКА
КЛАССИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ

1. Основные положения

Настоящая методика распространяется только на подразделения аппарата управления ОАО "РЖД", филиалы ОАО "РЖД" и другие структурные подразделения ОАО "РЖД".
В кризисных условиях большое значение приобретают вопросы, связанные с оптимизацией эксплуатационных расходов на железнодорожном транспорте. Одним из решений проблемы снижения текущих затрат железных дорог является дифференциация расходов филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" в зависимости от объемов перевозочной работы.
Целью классификации железнодорожных линий является унификация требований и подходов к разрабатываемым в ОАО "РЖД" нормативным документам по устройству и содержанию инфраструктурных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и связанных с ними эксплуатационных затрат и численности работников.

2. Термины и определения

Железнодорожная линия - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути, железнодорожные станции с полосой отвода и совокупность устройств железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи, здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование этого комплекса и безопасное движение железнодорожного подвижного состава.
Железнодорожный путь - комплекс инженерных сооружений и обустройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеей, предназначен для бесперебойного круглогодичного обращения подвижного состава.
Максимально допустимая скорость - скорость движения поезда, которая допускается на участке по состоянию технических средств (пути, искусственных сооружений и т.д.) и заложена в графике движения поездов. Максимально допустимая скорость движения пассажирских и грузовых поездов в зависимости от конструкции пути и типов подвижного состава устанавливается ОАО "РЖД".
Густота перевозок - показатель интенсивности работы железнодорожных участков и линий. Различают густоту грузовых, пассажирских перевозок и приведенную густоту перевозок (т).
Грузонапряженность (густота грузовых перевозок) - показатель интенсивности перевозок, измеряется в тонно-километрах (т-км) на 1 км в год и определяется делением выполненного грузооборота в т-км на эксплуатационную длину пути.
Приведенная грузонапряженность - показатель интенсивности перевозок, характеризующий объем перевозок брутто грузов и пассажиров по рассматриваемой линии (млн т км брутто/км в год).
Размеры движения пассажирских поездов - количество проложенных на графике движения ниток пассажирских поездов на рассматриваемом участке (пар поездов в сутки).
Вес поезда, брутто - вес локомотива, тары вагонов и грузов или пассажиров (т).

3. Основные критерии отнесения железнодорожных линий к различным классам

Классификация железнодорожных линий строится на основе следующих критериев:
скорость движения поездов, (км/ч);
грузонапряженность, (млн ткм брутто /км в год).
В качестве дополнительных критериев приняты:
размеры движения пассажирских дальних и пригородных поездов;
вхождение линий в основные грузовые и пассажирские направления.

Классификация железнодорожных линий приведена в таблице.

Таблица

Классы железнодорожных линий

Годовая      
приведенная  
грузонапря-  
женность,    
млн ткм       
брутто /км   

                  Скорости движения поездов              
(числитель - пассажирские, знаменатель - грузовые), км/ч

141-200
до 140

121-140
до 100

101-120
до 90 

 81-100
до 80

 61-80
до 60

 41-60
до 60

 40 и менее

Более 80     

  1   

   1  

   1  

   1  

  2  

  2  

    3      

от 51 до 80  

  1   

   1  

   1  

   2  

  2  

  3  

    3      

от 26 до 50  

  1   

   1  

   2  

   2  

  3  

  3  

    4      

от 11 до 25  

  1   

   1  

   2  

   3  

  3  

  4  

    4      

от 5 до 10   

  1   

   2  

   3  

   4  

  4  

  4  

    4      

5 и менее    

  -   

   -  

   -  

   4  

  4  

  5  

    5      

1. В зависимости от количества пассажирских дальних и пригородных поездов класс линии должен быть не ниже:
1 класса - более 100 пар поездов в сутки;
2 класса - 31-100 пар поездов в сутки;
3 класса - 6-30 пар поездов в сутки.
2. Линии, на которых организуется высокоскоростное движение пассажирских поездов со скоростью свыше 200 км/ч, относятся к числу внеклассных и в настоящей классификации не рассматриваются, регламентируются отдельной методикой.
3. Для оценки расходов филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", обслуживающих станции, расположенные на железнодорожных линиях разных классов, предусматривается классификация станционных путей (за исключением путей сортировочных горок) в зависимости от скорости движения поездов:
приемо-отправочные и другие станционные пути, предназначенные для безостановочного пропуска поездов со скоростями 40 км/ч и более относятся
к 3 классу;
станционные пути, не предназначенные для безостановочного пропуска поездов при установленных скоростях 40 км/ч, а также специальные пути, предназначенные для обращения подвижного состава с опасными грузами, сортировочные пути со скоростями движения 40 км/ч относятся к 4 классу;
остальные станционные пути относятся к 5 классу.
4. Пути сортировочных горок классифицируются в зависимости от объемов среднесуточной переработки вагонов:
сортировочные горки большой и повышенной мощности: переработка в среднем в сутки 3500 вагонов и выше или при числе путей в сортировочном парке 30 и более - относятся к 2 классу;
сортировочные горки средней мощности: переработка в среднем в сутки от 1500 до 3500 вагонов или при числе путей в сортировочном парке от 17 до 29 - относятся к 3 классу;
сортировочные горки малой мощности: переработка в среднем в сутки от 250 до 1500 вагонов или при числе путей в сортировочном парке до 16 включительно - относятся к 4 классу.

4. Определение класса железнодорожных линий за отчетный год

Класс линии определяется на основе сочетания критериев грузонапряженности и скорости движения поездов, и в соответствии с примечаниями к таблице.
1. Определение скорости движения грузовых и пассажирских поездов
Скорость движения поездов по линиям (участкам) определяется в соответствии с приказами начальников дорог об установлении наибольших допускаемых скоростей движения поездов.
2. Определение грузонапряженности
Грузонапряженность по линии (участку), млн т км брутто / км в год, определяется по формуле:

 

                груз    пасс    приг
Гприв = Гбр    + Гбр   + Гбр      ,                     (1)

     где:
груз
Гбр   - суммарная грузонапряженность по участку определяется на
основе  данных  формы  отчетности  ЦО-4  по  графе   18   "густота
движения"(1)  суммарно в грузовом и не грузовом направлениях за 12
месяцев отчетного года;

    --------------------------
    (1) - "Густота движения"  (тонн)  в  числовом  значении  равна
показателю - "грузонапряженность" (ткм/км)

  пасс
Гбр   - грузонапряженность в  пассажирском  движении, млн  т   км
брутто/км в год, определяется по формуле:

       пасс
Гбр    = Nдальних * Рдальних * 365 *2,                   (2)

    где:
Nдальних - среднесуточные  размеры  движения  дальних  поездов  по
участку,  в  соответствии  с  летним  графиком движения поездов за
отчетный год перевозок, пар поездов в сутки;

Рдальних - вес  дальнего  поезда  (принимается  в  соответствии  с
данными графика движения поездов), т

  приг
Гбр -   грузонапряженность   в  пригородном  движении,  млн  т  км
брутто/км в год, определяется по формуле:

       приг
Гбр     = Nприг * Рприг * 365 *2,                         (3)

    где:
Nприг - среднесуточные размеры движения пригородных поездов по
участку,  в  соответствии  с  летним  графиком движения поездов за
отчетный год, пар поездов в сутки;

    Рприг - вес пригородного поезда (принимается в соответствии  с
данными графика движения поездов), т

По таблице в соответствии с приведенной грузонапряженностью (1) и скоростями движения пассажирских и грузовых поездов определяется класс железнодорожной линии (участка).

5. Определение класса железнодорожных линий на перспективу

Вычисление ожидаемых значений классов железнодорожных линий на перспективу (1-2 года) для целей планирования ресурсов и эксплуатационных расходов базируется на основе соответствующих показателей за отчетный год.

1. Определение скорости движения грузовых и пассажирских поездов

Скорость движения поездов по участку принимается в соответствии с Приказами начальников дорог "Об установлении наибольших допускаемых скоростей движения поездов" за отчетный год.

2. Определение перспективной грузонапряженности

Перспективная грузонапряженность по линиям (участкам), млн т км брутто / км в год, определяется по формуле:

 

      персп        персп  груз    персп  пасс    персп  приг
Г     прив = Г     бр    + Г      бр     + Г     бр    , (4)

     где:
персп  груз
Г      бр     - прогнозируемая грузонапряженность, млн т км
брутто /км;
персп  пасс
Г      бр     - прогнозируемая грузонапряженность в пассажирском
движении, млн т км брутто/км в год;
персп  приг
Г      бр     - прогнозируемая грузонапряженность в пригородном
движении, млн т км брутто/км в год.

     персп  груз
Г      бр      определяется  на  основе  расчетов   прогнозных
значений  грузооборота  по  линиям (участкам) на расчетный год (на
основе  анализа   средних   дорожных   данных   по   отчетному   и
перспективному  грузообороту  и  определение  коэффициента  Кгруз,
характеризующего рост (снижение) грузооборота в  текущем  году  по
отношению к отчетному).
Значение коэффициента  по  железной  дороге  определяется   по
формуле:
прог.тек.     дор.    отчет     дор.
Кгруз = Q         нетто     / Q     нетто     ,            (5)

    где:

 прог.тек.     дор.
Q          нетто    - прогнозный грузооборот на текущий год
по дороге,  млн  т  км,  принимается  в  соответствии  с  данными,
приведенными  в  приложении  к  протоколам  итоговых   расширенных
заседаний правления ОАО "РЖД" "Целевые параметры бюджетов железной
дороги на текущий год";

 отчет     дор.
Q     нетто              - отчетный грузооборот по дороге, млн т
км, принимается в  соответствии  с  статистической  отчетностью  о
работе железных дорог в отчетном году (форма отчетности ЦО-4).

    Грузонапряженность по  линиям  (участкам) на перспективный год
определяется по формуле:

      персп  груз      груз   груз     груз
Г    бр     = (Гбр    х К    ) х К     ,                  (6)

     персп  пасс
Г     бр        определяется  на  основе  расчетов  прогнозных
значений пассажирооборота по линиям (участкам)  на  расчетный  год
(на   основе  анализа  средних  дорожных  данных  по  отчетному  и
перспективному пассажирообороту).
Значение коэффициента  по  железной  дороге  определяется  по
формуле:

     пасс   прог.тек.    дор.   отчет    дор.
К    = Q         пасс    / Q     пасс     ,                 (7)

    где:

 прог.тек.    дор.
Q          пасс   - прогнозный пассажирооборот на текущий год по
дороге, млн  пасс  км,  принимается  в  соответствии  с   данными,
приведенными   в  приложении  к  протоколам  итоговых  расширенных
заседаний правления ОАО "РЖД" "Целевые параметры бюджетов железной
дороги на текущий год".

 отчет   дор.
Q    пасс         - отчетный пассажирооборот по дороге, млн пасс
км, принимается  в  соответствии  с  статистической  отчетностью о
работе железных дорог в отчетном году (форма отчетности ЦО-4).

     Прогнозируемая грузонапряженность в пассажирском движении  по
линиям  (участкам)  на расчетный перспективный год определяется по
формуле:

      персп  пасс       пасс    пасс     пасс
Г      бр     = (Гбр     х К    ) х К     ,                (8)

      персп  приг
Г       бр  определяется   на   основе   расчетов   прогнозных
значений пассажирооборота  по  линиям  (участкам) на расчетный год
(на  основе  анализа  средних  дорожных  данных  по  отчетному   и
перспективному пассажирообороту).

    Значение коэффициента   по  железной  дороге  определяется  по
формуле:

     приг    прог.тек.    дор.    отчет    дор.
К     = Q         приг     / Q     приг    ,               (9)

     где:

 прог.тек.    дор.
Q         приг    - прогнозный пассажирооборот на текущий год по
дороге, млн   пасс  км,  принимается  в  соответствии  с  данными,
приведенными  в  приложении  к  протоколам  итоговых   расширенных
заседаний правления ОАО "РЖД" "Целевые параметры бюджетов железной
дороги на текущий год".

 отчет    дор.
Q     приг        - отчетный пассажирооборот по дороге, млн пасс
км, принимается в  соответствии  с  статистической  отчетностью  о
работе железных дорог в отчетном году (форма отчетности ЦО-4).

    Прогнозируемая грузонапряженность  по  линиям   (участкам)   в
пригородном  движении  на расчетный перспективный год определяется
по формуле:

      персп  приг       приг    приг     приг
Г      бр     = (Гбр     х К    ) х К      ,             (10)

     По таблице  в  соответствии с приведенной грузонапряженностью
(1)  и  скоростями  движения  пассажирских  и   грузовых   поездов
определяется класс железнодорожной линии (участка).

6. Примеры определения класса железнодорожных линий за отчетный год

Исходные данные:
Участки Горьковской железной дороги: Канаш - Алатырь, Ижевск - Воткинск, Ижевск - Агрыз, Владимир - Петушки.
Форма отчетности ЦО-4 за 12 месяцев 2008 г.

Скорости движения грузовых и пассажирских поездов по участкам приняты согласно приказу начальника Горьковской железной дороги:
- Канаш - Алатырь - грузовых поездов - 80 км/ч, пассажирских поездов - 100 км/ч;
- Ижевск - Воткинск - грузовых поездов - 60 км/ч, пассажирских поездов - 60 км/ч;
- Ижевск - Агрыз - грузовых поездов - 80 км/ч, пассажирских поездов - 100 км/ч;
- Владимир - Петушки - грузовых поездов - 90 км/ч, пассажирских поездов - 140 км/ч.

Размеры движения в пассажирском сообщении по участкам:
Канаш - Алатырь - 7 пар поездов в сутки;
Ижевск - Воткинск - пассажирское движение отсутствует;
Ижевск - Агрыз - 8 пар поездов в сутки;
Владимир - Петушки - 26 пар поездов в сутки.

Размеры движения в пригородном сообщении по участкам:
Канаш - Алатырь - 5 пар поездов в сутки;
Ижевск - Воткинск - 2 пар поездов в сутки;
Ижевск - Агрыз - 10 пар поездов в сутки;
Владимир - Петушки - 7 пар поездов в сутки.

Грузонапряженность в грузовом движении (млн т км/км брутто в год) равна числовому значению густоты движения на 1 км и определяется по данным формы отчетности ЦО-4 (приложение) графа 18 суммарно в обоих направлениях за 12 месяцев отчетного года:
- Канаш - Алатырь: 7106301,78 т км /км брутто в год;
- Ижевск - Воткинск: 1161552,1 т км /км брутто в год;
- Ижевск - Агрыз: 29319245,29 т км /км брутто в год;
- Владимир - Петушки: 43876131,02 т км /км брутто в год.

    Расчет:                                            пасс
Грузонапряженность брутто   в   пассажирском   (Гбр     )  и
приг
пригородном (Гбр     ) движении:
- в пассажирском движении:
Канаш - Алатырь: 7*1100*365 *2 = 5621000 т км /км брутто в год;
Ижевск - Воткинск: - пассажирское движение отсутствует;
Ижевск - Агрыз: 8*1100*365 *2 = 6424000 т км /км брутто в год;
Владимир - Петушки: 26*1100*365 *2 = 20878000 т км /км брутто в год.
- в пригородном движении:
Канаш - Алатырь: 5*400*365 *2 = 1460000 т км /км брутто в год;
Ижевск - Воткинск: 2*55*365 *2 = 80300 т км /км брутто в год;
Ижевск - Агрыз: 10*605*365 *2 = 4416500 т км /км брутто в год;
Владимир - Петушки: 7*600*365 *2 = 3066000 т км /км брутто в год.

Приведенная грузонапряженность по участкам:
Канаш - Алатырь: 7106301,78 + 5621000 + 1460000 = 14187301,78 т км /км брутто в год;
Ижевск - Воткинск: 1161552,1 + 80300 = 1241852,1 т км /км брутто в год;
Ижевск - Агрыз: 29319245,29 + 6424000 + 4416500 = 40159745,29 т км /км брутто в год;
Владимир - Петушки: 43876131,02 + 20878000 + 3066000 = 67820131,02 т км /км брутто в год.

По таблице в соответствии с приведенной грузонапряженностью и скоростями движения пассажирских и грузовых поездов определяем классы участков:
Канаш - Алатырь - 3 класс;
Ижевск - Воткинск - 5 класс;
Ижевск - Агрыз - 2 класс;
Владимир - Петушки - 1 класс.

7. Пример определения класса железнодорожных линий на перспективу (2)

------------------------------
(2) - В связи с экономическим кризисом в России и прогнозируемым падением объемов перевозок в 2009 и 2010 годах в качестве примера приняты отчетные показатели эксплуатационной работы (грузооборот, пассажирооборот, грузонапряженность) за 2007 и 2008 годы.

Исходные данные:
Участок Московской железной дороги: Михайлов - Павелец.
Форма отчетности ЦО-4 за 2007 г.

Скорости движения грузовых и пассажирских поездов по участку приняты согласно приказу начальника Московской железной дороги:
- грузовых поездов - 80 км/ч;
- пассажирских поездов - 100 км/ч.

Грузооборот по дороге за 2007 г. - 127900 млн т км.
Пассажирооборот по дороге за 2007 г.:
- в дальнем следовании - 20332 млн пасс км;
- в пригородном сообщении - 18059 млн пасс км.

Целевые параметры бюджетов Московской ж.д. на 2008 г.:
- грузооборот по дороге- 148862 млн т км.
- пассажирооборот по дороге:
- в дальнем следовании - 20530 млн пасс км;
- в пригородном сообщении - 18859 млн пасс км.

Размеры движения в пассажирском сообщении - 17 пар поездов в сутки.
Размеры движения в пригородном сообщении - 5 пар поездов в сутки.
Грузонапряженность за отчетный год, млн т км брутто/км:
- в грузовом движении Гбргруз = 0,721
- в пассажирском движении Гбрпасс = 17*1100*365*2 = 13,651
- в пригородном движении Гбрприг = 5*600*365*2 = 2,190
Расчет:
груз
К     = 148862 / 127900 = 1,164
пасс
К     = 20530 / 20332 = 1,009
приг
К     = 18859 / 18059 = 1,106
персп  груз
Г      бр     = (0,721 х 1,164) х 1,164 = 0,977
персп  пасс
Г      бр      = (13,651 х 1,009) х 1,009 = 13,898
персп  приг
Г      бр      = (2,19 х 1,106) х 1,106 = 2,679

     Перспективная приведенная грузонапряженность по участку,  млн
т км брутто / км в год:

  персп
Г      прив = 0,977 + 13,898 + 2,679 = 17,554

    По таблице  в соответствии с приведенной грузонапряженностью и
скоростями движения пассажирских  и  грузовых  поездов  определяем
класс участка - 3.

Приложение N 1
к распоряжению ОАО "РЖД"
1 июля 2009 г.N 1393р

Раздел 3. Показатели использования подвижного состава по поездо-участкам и направлениям

Форма отчетности ЦО-4