Распоряжение ОАО РЖД от 09.07.2009 N 1443Р

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 июля 2009 г. N 1443р

О ВВОДЕ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО СЛУЖЕБНОМУ РАССЛЕДОВАНИЮ ПОЖАРОВ (ЗАГОРАНИЙ) В СЛУЖЕБНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ С АППАРАТУРОЙ АВТОМАТИКИ, ТЕЛЕМЕХАНИКИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ В ОАО "РЖД"

В целях обеспечения-единого порядка служебного расследования пожаров в служебно-технических зданиях и сооружениях с аппаратурой автоматики, телемеханики, информатизации и связи в ОАО "РЖД":
1. Ввести в действие с 01 сентября 2009 г. прилагаемую, утвержденную 25 июня 2009 г. инструкцию по служебному расследованию пожаров (загораний) в служебно-технических зданиях и сооружениях с аппаратурой автоматики, телемеханики, информатизации и связи в ОАО "РЖД".
2. Начальникам железных дорог, других филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД":
до 1 августа 2009 г. организовать изучение и провести комиссионную проверку знаний настоящей инструкции причастным персоналом, связанным с расследованием пожаров (загораний) в служебно-технических зданиях и сооружениях с аппаратурой автоматики, телемеханики, информатизации и связи в ОАО "РЖД";
обеспечить контроль за выполнением требований настоящей инструкции.

 

Старший вице-президент
ОАО "РЖД"
В.А.Гапанович

Приложение
к распоряжению ОАО "РЖД"
от 09.07.2009 г. N 1443р

ИНСТРУКЦИЯ
ПО СЛУЖЕБНОМУ РАССЛЕДОВАНИЮ ПОЖАРОВ (ЗАГОРАНИЙ) В СЛУЖЕБНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ С АППАРАТУРОЙ АВТОМАТИКИ, ТЕЛЕМЕХАНИКИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ В ОАО "РЖД"

1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция устанавливает основные требования по служебному расследованию пожаров в служебно-технических зданиях и сооружениях с аппаратурой автоматики, телемеханики, информатизации и связи (далее - здания).
1.2. Для расследования случая пожара образуется комиссия. Комиссия назначается приказом начальника отделения дороги (руководителя территориального органа инфраструктуры). В состав комиссии включаются: руководитель отделения дороги (инфраструктуры), представители структурных подразделений (в обязательном порядке: ШЧ, ПЧ, ДС, ЭЧ, НГЧ, РЦС, дополнительно могут включаться представители организаций, работники которых располагаются в зданиях).
При необходимости к расследованию причин пожара могут привлекаться специализированные организации и независимые эксперты (специалисты Государственной противопожарной службы МЧС России, проектных, конструкторских, научно-исследовательских, испытательных организаций, а также представители организаций, обслуживающих средства пожарной сигнализации- и систем автоматического пожаротушения).
1.3. Служебное расследование проводится независимо от мероприятий проводимых органами государственной противопожарной службы или правоохранительными органами в рамках действующего законодательства.
1.4. Целью служебного расследования пожаров в зданиях является:
выяснение обстоятельств и причин возникновения пожара;
оценка воздействия пожара на строительные конструкции и оборудование;
оценка последствий и ущерба;
выявление возможных нарушений правил пожарной безопасности и отклонений от требований нормативных документов, допущенных при проектировании, строительстве (производстве) и эксплуатации зданий и оборудования, которые способствовали возникновению и развитию пожара;
оценка результатов работы установок пожаротушения, пожарной сигнализации, действий персонала при ликвидации пожара;
разработка на основе выводов расследования дополнительных организационных и технических мероприятий по предупреждению аналогичных случаев возникновения пожаров.

2. Порядок служебного расследования пожара,
2.1. Расследование причин пожара должно- быть начато незамедлительно после ликвидации пожара и закончено в 10-дневный срок. Срок расследования может быть продлен руководителем, назначившим комиссию, по обоснованному решению комиссии по расследованию.
2.2. После ликвидации пожара руководитель подразделения владельца инфраструктуры обязан:
обеспечить сохранность обстановки и следов пожара до прибытия комиссии по расследованию пожара, при необходимости, вызвать представителей ФГП ВО ЖДТ для охраны-места пожара;
принять меры по сохранности показаний регистрирующих приборов, архивов регистраторов переговоров, архивов микропроцессорных систем: МПЦ, ДЦ, ДК, ЕДЦУ, АСК-ПС и др.; оперативных журналов и других документов, дающих информацию- о состоянии объектов, хронологии событий и действии персонала, имеющих отношение к пожару;
не допускать вскрытие, разборку или изменение технологического оборудования (в том числе при выполнении работ по восстановлению движения поездов, кроме случаев, угрожающих безопасности движения поездов, жизни и здоровью людей), которое могло являться источником возникновения пожара, до решения комиссии по расследованию;
организовать фото или видеосъемку общего вида всего пострадавшего оборудования, деталей предполагаемого очага пожара, положений приборов, обнаруженных посторонних предметов;
составить протокол осмотра места пожара, в котором отразить только результаты осмотра (без выводов);
обеспечить сбор письменных (или с использованием аудиовидеозаписи) объяснений причастных работников дистанции СЦБ, дежурного персонала станции (маневрового поста, переезда),. других очевидцев пожара для последующей передачи в комиссию по расследованию;
подготовить необходимую проектную документацию, оформленные результаты испытаний, измерений, осмотров, проверок, другие данные, необходимые для расследования причин пожара.
2.3. В ходе расследования причин пожара члены комиссии собирают информацию о случившемся, оценивают ее с целью выяснения обстановки, предшествовавшей возникновению пожара проводят осмотр места пожара, собирают вещественные доказательства и документальные данные, позволяющие оценить возможные версии и определить основную причину пожара.
2.4. Выяснение обстановки, предшествовавшей моменту возникновения пожара, члены комиссии производят на основе анализа материалов, содержащих следующие данные:
признаки пожара (когда, кем и в каком месте обнаружены, анализ событий по данным устройств автоматической регистрации);
состояние электрооборудования, кабельных вводов, устройств заземления, средств ОПС и АУП;
нарушения нормативных режимов и алгоритмов работы оборудования;
соответствие принципиальных и монтажных схем установленным нормам и правилам;
обеспечение селективности приборов защиты;
внешние влияющие факторы (атмосферные явления, аварийные режимы работы систем электроснабжения или канализации обратного тягового тока и др.).
выполнение ранее принятых мероприятий по повышению пожарной безопасности;
действия технологического персонала, которые могли привести к пожару.
2.5. Осмотр места пожара члены комиссии проводят с целью определения очага пожара.
При осмотре следует придерживаться принципа-последовательного перехода от общего обзора к детальному изучению участка пожара, отмечать закономерности в изменении разрушений в пределах зоны пожара. По внешним признакам разрушений и следам горения определить направленность горения и возможный очаг пожара.
При определении очага пожара используют следующие характерные признаки:
наличие наиболее обгоревших предметов, по мере удаления от очага пожара наблюдается уменьшение поражения, на поверхности негорючих материалов увеличение копоти, что характеризует снижение температуры;
наличие следов значительного теплового воздействия над очагом пожара;
наличие следов горения, имеющих вид очагового конуса с вершиной, обращенной в сторону очага пожара.
Следует учитывать, что названные признаки могут указывать не на очаг пожара, а на место, где горение по каким-либо причинам было более интенсивным.
2.6. Порядок оплаты работ по проведению испытаний, измерений, исследований, экспертизы, связанных с определением причин пожара, устанавливается начальником отделения железной дороги (руководителем территориального органа инфраструктуры).

3. Оформление результатов служебного расследования пожара
3.1. Материалы служебного расследования пожара должны содержать следующие документы:
1) акт служебного расследования;
2) техническое заключение о причинах пожара;
3) список пострадавших с предварительными диагнозами;
4) акты о повреждении строительных конструкций и оборудования;
5) акт осмотра места пожара, материалы, полученные с применением фото и видеозаписи, иных установленных способов фиксации;
6) копию акта о пожаре, составленную представителями Государственной противопожарной службы МЧС России;
7) электрические схемы устройств с указанием имеющихся отступлении от норм содержания и повреждений объектов инфраструктуры;
8) акты о состоянии и работе оборудования, имеющего отношение к расследуемому случаю;
9) результаты проведенных экспериментов и расчеты, экспертные заключения (если они производились);
10) выписки из установленных учетно-отчетных форм в части, касающейся причин пожара;
11) метеорологическая справка (при необходимости);
12) сведения о лицах, причастных к случившемуся, их объяснения, сведения о режиме труда и отдыха.
13) другие материалы по решению комиссии.
3.2. В акте служебного расследования отражаются следующие вопросы:
1) характеристика объекта
1) место и время (дата, час. мин.) возникновения пожара;
2) время (час. мин.) и способ обнаружения пожара;
3) время (час. мин.) от момента обнаружения пожара до начала тушения (вызова пожарной команды и ее прибытия);
4) время (час. мин.) ликвидации пожара;
5) меры по тушению, принятые персоналом и подразделением Государственной противопожарной службы МЧС России;
6) результаты обследования электротехнического оборудования, включая кабели и провода, устройства питания, заземления, других технических средств, результатов регистрации событий, фото и видеоматериалов, которые могут дать информацию о причинах пожара;
7) проведение экспертиз, необходимых испытаний, измерений;
8) факторы, способствовавшие возникновению пожара и его развитию;
9) оценка срабатывания систем противопожарной защиты;
10) оценка действий персонала при тушении пожара;
11) технические последствия _ пожара, повреждения строительных конструкций, оборудования, приборов, кабельных линий, их краткая характеристика;
12) сведения о пострадавших и материальном ущербе от пожара;
14) вероятная причина пожара;
15) организационные и технические-мероприятия (корректирующие меры) по предупреждению возникновения аналогичных пожаров.
3.3. На основании акта расследования составляется Техническое заключение о причинах пожара.
3.4. Акт расследования и Техническое заключение подписываются всеми членами комиссии. При несогласна с отдельными положениями члены комиссии подписывают Акт и Техническое, заключение "с особым мнением", которое прилагается к документам.
3.5. На основе анализа материалов служебного расследования начальником отделения дороги (руководителем территориального органа инфраструктуры) утверждаются мероприятия по предупреждению аналогичных случаев пожара.
3.6. Материалы расследования рассматриваются начальником отделения дороги (руководителем территориального органа инфраструктуры).
3.7. По результатам рассмотрения издается приказ по реализации мер, направленных на повышение уровня пожарной безопасности служебно-технических зданий и транспортабельных модулей с аппаратурой автоматики, телемеханики, информатизации и связи.