ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 июня 2009 г. N 1318р

О СЛУЧАЕ СХОДА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ГРУЗОВОМ ПОЕЗДЕ N 3805 НА ПЕРЕГОНЕ СВЯТОСЛАВКА - БАЛАШОВ-2 РТИЩЕВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

29 апреля 2009 г. на 218 километре однопутного участка пути перегона Святославка - Балашов-2 Балашовской дистанции пути Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги в поезде N 3805 допущен сход 39-го с головы поезда вагона N 95358834 с последующим сходом еще девяти вагонов.
В результате схода повреждено 8 вагонов в объеме деповского ремонта, 2 вагона в объеме текущего отцепочного ремонта, 175 метров пути. Полный перерыв в движении поездов составил 9 час. 50 мин. Материальный ущерб предварительно составил 2197,1 тыс. руб.
В ходе расследования установлено, что из-за отсутствия противоугонов происходил угон рельсов (при температуре в рельсах +25 град.С на протяжении 250 метров были нулевые зазоры). Повышение температуры рельсов до +46,1 град.С в совокупности с наличием двух углов в плане II-й степени на 2-3 пикетах, привело к росту напряжения в рельсах и образованию в пути резкого угла в плане под поездом, что явилось причиной вкатывания левого колеса первой колесной пары вагона N 95358834 на головку рельса с последующим сходом подвижного состава.
Путь на месте схода звеньевой, рельсы типа Р65, шпалы деревянные с эпюрой 1840 штук на 1 километр пути, балласт щебеночный. Грузонапряженность участка 0,9 млн. тонн км брутто/км в год. Пропущенный тоннаж 240,9 млн. тонн брутто. Установленная скорость для пассажирских поездов 60/60 км/час, для грузовых - 60 км/час. Капитальный ремонт проводился в 1984 году.
В плане участок пути с 216 км пикета 4 по 219 км пикета 10 - прямой. В профиле с 217 км пикета 6 по 218 км пикета 1- подъем 1,6 тысячных, с 218 км пикета 1 по 218 км пикета 4 - подъем 1,0 тысячных.
По результатам контрольного прохода путеизмерительного вагона ПС-017, проведенного 24 апреля 2009 г., путь на 218 километре оценен в 150 баллов "удовлетворительно" при 16 неисправностях II-ой степени, в том числе на 173 и 222 метрах 2 отступления по направлению в плане II-ой степени.
При проверках пути вагоном - путеизмерителем N 017 в январе, феврале, марте и апреле 2009 года на 218 км неисправности по рихтовке II-ой степени повторялись. Однако работа, с предварительной регулировкой зазоров и закреплением пути от угона, по устранению выявленных неисправностей, несмотря на повышение температуры, организована не была.
Выявлены неисправности, угрожающие безопасности движения поездов: отвод ширины колеи на 1 метре 5 мм, стыки с нулевым зазором (до десяти стыков подряд), на ряде мест недостаточное плечо балластной призмы, не добиты костыли, сломаны подкладки, на 1-4 пикетах полное отсутствие противоугонов. При этом движение поездов осуществлялось с установленной скоростью.
На 218 км перегона Святославка - Балашов-2 с июня по декабрь 2008 г. силами ПМС-153 выполнен средний ремонт пути с постановкой на щебень и применением комплекса машин тяжелого типа и заменой 900 негодных шпал на каждом километре.
Однако, в нарушение Технических условий на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути, утвержденных МПС России 30 сентября 2003 г. N ЦПТ-53, подъемка пути производилась с досыпкой щебня в количестве 400 куб.м. на 1 км, что в 2,5 раза меньше нормы. Замена скреплений произведена не в полном объеме. В стыках не устранялись вертикальные и горизонтальные ступеньки до 2 мм. При проведении среднего ремонта, в нарушение требований Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути от 1 июля 2000 г. N ЦП-774, не были установлены пружинные противоугоны, предотвращающие продольное перемещение (угон) рельсов под проходящими поездами.
В декабре 2008 г. при сдаче отремонтированного пути в эксплуатацию акт о невыполнении полного комплекса работ (акт недоделок) не оформлялся.
При проведении технической ревизии в марте-апреле 2009 г. также установлено, что в хозяйстве пути Юго-Восточной железной дороги не в полном объеме обеспечено устранение недостатков, вскрытых при технической ревизии железной дороги в феврале 2008 г.
Осенний осмотр на железной дороге был проведен некачественно, отступления от установленных норм содержания пути повторяются, параметры, внесенные в базу паспортных данных путеизмерительных вагонов, не соответствуют фактическому состоянию кривых.
На Юго-Восточной железной дороге из 6709,5 км развернутой длины главных путей по состоянию на 1 января 2009 г. эксплуатируются 1601,2 км с просроченными межремонтными сроками (на 1 января 2008 г. - 1599,7 км). Протяженность главных путей, просроченных средним ремонтом, на железной дороге составляет 525 километров. Протяжение главных путей с загрязненностью балласта более 30% - 911,5 км.
В путевом хозяйстве Юго-Восточной железной дороги 3738 шт. рельсовых плетей эксплуатируются без окончательного их восстановления после вырезки дефектных мест, что отрицательно сказывается на содержании бесстыкового пути. Медленными темпами снижается количество дефектных рельсов, лежащих в пути. В Ртищевской дистанции пути допущен рост количества дефектных рельсов, лежащих в пути.
В нарушение требований приказа начальника Путевой машинной станции N 153 Юго-Восточной железной дороги от 6 февраля 2009 г. N 86 "О распределении обязанностей между начальником ПМС-153, его заместителями и главным инженером", начальник ПМС-153 Шумарин А.В. неудовлетворительно организовал оздоровление пути на перегоне Балашов-2 - Святославка, в результате путь был сдан в эксплуатацию с недостатками, приведшими к сходу подвижного состава в поезде. Выявленные недостатки в организации работ по текущему содержанию пути и игнорирование установленного порядка приемки выполненных работ свидетельствуют, что начальник Балашовской дистанции пути Денисенко В.Н., в нарушение требований должностной инструкции начальника Балашовской дистанции пути от 8 декабря 2008 г. N 105, не справляется с выполнением возложенных на него должностных обязанностей.
В нарушение требований должностной инструкции от 18 марта 2008 г., начальник Ртищевского отделения Коржов С.Н. не уделяет должного внимания вопросам путевого хозяйства на отделении дороги. Разбор случая схода вагонов провел некачественно, в причинах и обстоятельствах детально не разобрался. На низком уровне проводит осмотры отделения дороги, неадекватно оценивает состояние путевого хозяйства. Коржов С.Н. не предъявляет должной требовательности к своим заместителям и руководителям подразделений путевого хозяйства по выполнению нормативных документов в части обеспечения безопасности движения поездов.
На отделении имеются недостатки и в кадровой работе. На недостаточном уровне проводится работа по повышению квалификации руководителей и обучению кадров, не принимается более эффективных мер по подготовке качественного резерва.
В нарушение требований приказа начальника Юго-Восточной дирекции по ремонту пути от 31 декабря 2008 г. N ЮВ ДРП-154 "О распределении обязанностей между начальником Юго-Восточной дирекции по ремонту пути, его заместителями и главным инженером", начальник Юго-Восточной дирекции по ремонту пути Шейн В.В. допустил сдачу отремонтированного средним ремонтом перегона в постоянную эксплуатацию с недостатками, угрожающими безопасности движения поездов. Шейн В.В. не принимает исчерпывающих мер по повышению качества ремонтных работ, разбор допущенного случая нарушения безопасности движения поездов провел формально, не издал приказ по выявленным фактам неудовлетворительного оздоровления пути на перегоне Балашов-2 - Святославка.
В нарушение требований приказа начальника Юго-Восточной железной дороги Володько А.И. от 9 июня 2007 г. N 548/Н "О распределении обязанностей между начальником железной дороги и его заместителями", заместитель начальника Юго-Восточной железной дороги по путевому хозяйству Зубко П.Е. не предъявляет должной требовательности к руководителям структурных подразделений в части повышения качества проведения капитальных работ. Зубко П.Е. неудовлетворительно организует работы по стабилизации положения с обеспечением безопасности движения поездов в хозяйстве пути и не обеспечивает необходимый контроль за своевременным устранением выявляемых недостатков, в том числе и недостатков, вскрытых комиссией Департамента по безопасности движения.
ОАО "РЖД" принимает к сведению, что приказом начальника Юго-Восточной железной дороги от 5 мая 2009 г. N 428/Н ряд руководителей службы пути, Ртищевского отделения железной дороги и Балашовской дистанции пути привлечены к дисциплинарной ответственности.
Считать недостаточными меры дисциплинарной ответственности, принятые начальником Юго-Восточной железной дороги Володько А.И. в отношении причастных должностных лиц.
На основании разбора, проведенного в ОАО "РЖД" 6 мая 2009 г., и в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 25 декабря 2006 г. N 163 допущенный 29 апреля 2009 г. случай схода вагонов в грузовом поезде N 3805 на перегоне Святославка-Балашов-2, классифицировать как событие, связанное с нарушением правил безопасности движения поездов и
эксплуатации железнодорожного транспорта, и отнести к учету по ответственности за Балашовской дистанцией пути Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги.
1. Начальникам железных дорог в целях исключения случаев схода подвижного состава с рельсов, повышения уровня профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов и улучшению технологической дисциплины:
а) ознакомить с обстоятельствами и причинами схода вагонов в грузовом поезде N 3805 на перегоне Святославка - Балашов-2 Балашовской дистанции пути Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги всех причастных работников, связанных с движением поездов, под роспись;
б) рассмотреть положение дел с обеспечением безопасности движения поездов в путевом хозяйстве, своевременно принимать меры по устранению неисправностей, выявленных при проведении осмотров комиссиями всех уровней;
в) обеспечить контроль за выполнением поручения пункта II 5.е протокола от 9 апреля 2009 г. N ВБ-75пр в части проведения начальником путеизмерительного вагона при проверках пути в период температуры окружающей среды +25 град.С и выше обязательного анализа выявленных отступлений по направлению в плане, в случае их повторения и роста параметров неисправностей по величине и протяжению - оформлять в приказ по проходу путеизмерительного вагона запись о необходимости проверки данного участка;
г) организовать на дистанциях пути качественное завершение генерального весеннего осмотра пути и сооружений в строгом соответствии с требованиями телеграфного распоряжения ОАО "РЖД" от 23.03.2009 N 4817, предусмотрев, в первую очередь, осмотр участков с просроченными межремонтными сроками, дефектностью скреплений и шпал, повышенным выходом и дефектностью рельсов, участки пути, подверженные угону, километры и околотки с неудовлетворительным состоянием пути. Привести скорости движения поездов в соответствие с фактическим техническим состоянием пути и сооружений;
д) установить постоянный контроль за выполнением работ по разрядке кустовой негодности шпал, закреплению пути от угона, разгонке и регулировки стыковых зазоров;
е) по результатам проходов путеизмерительных вагонов установить контроль за своевременным и качественным устранением неисправностей пути II-ой степени и близких по величине к неисправностям III-ей степени;
ж) направить при необходимости на наиболее неблагополучные подразделения руководителей ревизорского аппарата, путевого хозяйства и дорожных центров диагностики для оказания практической помощи в выявлении и устранении неисправностей содержания пути;
з) установить постоянный контроль за выполнением пункта 6.г протокола ОАО "РЖД" от 27 февраля 2009 г. N ВМ-18 о недопущении введения режима неполного рабочего времени работникам дистанций пути и путевых машинных станций, связанным с движением поездов, и прежде всего в бригадах текущего содержания пути и путевых колоннах на время проведения весеннего осмотра путевого хозяйства и ремонта пути;
и) запретить в период производства путевых работ отвлечение руководителей дистанций пути на различные совещания или заседания без личного разрешения начальника железной дороги.
2. Начальнику Юго-Восточной железной дороги Володько А.И.:
а) лично провести повторный комиссионный весенний осмотр Ртищевского отделения железной дороги.
Проведенный ранее осмотр под председательством главного инженера Юго-Восточной железной дороги Кривоносова В.А. отменить;
б) рассмотреть до 30 июня 2009 г. и установленным порядком внести в ОАО "РЖД" предложения по организации перехода Юго-Восточной железной дороги на безотделенческую структуру управления;
в) рассмотреть положение дел с обеспечением безопасности движения поездов и разработать дополнительные меры по оздоровлению путевого хозяйства и улучшению текущего содержания пути на железной дороге, обеспечить их выполнение в 2009 году.
Принять меры по укреплению руководства и инженерно-технического состава отдела пути и дистанций пути Ртищевского отделения;
г) провести на неблагополучных дистанциях пути дополнительные проверки соблюдения технологии производства работ, организации текущего содержания пути и контроля за состоянием пути с принятием мер по устранению выявленных недостатков;
д) разработать и утвердить на 2009 год график объезда в локомотиве, в первую очередь неблагополучных участков пути, опытными руководителями и специалистами путевого хозяйства.
3. За неудовлетворительную организацию работы по текущему содержанию пути, самоустранение от установленного порядка приемки выполненных капитальных работ на перегоне Святославка - Балашов-2, в результате чего допущен сход вагонов в поезде N 3805, начальника Балашовской дистанции пути Денисенко В.Н. освободить от занимаемой должности.
Пункт 5 приказа начальника Юго-Восточной железной дороги от 5 мая 2009 г. N 428/Н отменить.
Начальнику Юго-Восточной железной дороги Володько А.И. рассмотреть вопрос о дальнейшем трудоустройстве Денисенко В.Н.
4. За ненадлежащее исполнение возложенных должностных обязанностей в части принятия мер по обеспечению безопасности движения поездов, снижение требовательности к заместителям в части выполнения ими своих должностных обязанностей, необеспечение должного контроля за проведением ремонта пути, формального проведения разбора по факту допущенного схода вагонов в поезде N 3805 на перегоне Святославка-Балашов-2, начальника путевой машинной станции N 153 Шумарина А.В. освободить от занимаемой должности.
Пункт 5 приказа начальника Центральной дирекции по ремонту пути от 15 мая 2009 г. N ЦДРП-49/А отменить.
Начальнику Центральной дирекции по ремонту пути Блинову B.C. в установленном порядке рассмотреть вопрос о дальнейшем трудоустройстве Шумарина А.В.
5. За непринятие должных мер по обеспечению безопасности движения поездов, неадекватную оценку состояния путевого хозяйства при проведении квартальных осмотров на отделении железной дороги, бесконтрольность за своевременным устранением выявленных при осмотрах недостатков и допущенный сход вагонов в грузовом поезде N 3805, повлекший материальный ущерб, начальнику Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги Коржову С.Н. объявить выговор.
Пункт 8 приказа начальника Юго-Восточной железной дороги от 5 мая 2009 г. N 428/Н отменить.
6. За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в части обеспечения безопасности движения поездов, непринятие исчерпывающих мер по повышению качества ремонтных путевых работ, безучастное отношение к разбору допущенного случая нарушения безопасности движения поездов на перегоне Балашов-2 - Святославка, начальник Юго-Восточной дирекции по ремонту пути Шейн В.В. заслуживает привлечения к дисциплинарной ответственности.
Согласиться с приказом по Центральной дирекции по ремонту пути от 15 мая 2009 г. N ЦДРП-49/А о мере ответственности Шейна В.В.
7. За низкую требовательность к руководителям структурных подразделений в части повышения качества проведения капитальных путевых работ, неудовлетворительную организацию работ по стабилизации положения с обеспечением безопасности движения поездов в хозяйстве пути и необеспечение необходимого контроля за своевременным устранением выявляемых недостатков заместитель начальника Юго-Восточной железной дороги по путевому хозяйству Зубко П.Е. заслуживает привлечения к дисциплинарной ответственности.
Согласиться с мерой ответственности Зубко П.Е. и выводами начальника Юго-Восточной железной дороги Володько А.И. от 5 мая 2009 г. N 428/Н.
8. Указать начальнику Юго-Восточной железной дороги Володько А.И. на необходимость укрепления технологической дисциплины и принятие мер по обеспечению безопасности движения на железной дороге.
9. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента ОАО "РЖД" Воробьева В.Б.

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов