ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

 

УТВЕРЖДАЮ
Вице-президент ОАО "РЖД"
В.Б.Воробьев
19 июня 2009 г. N 68

РЕГЛАМЕНТ
ОРГАНИЗАЦИИ В ОАО "РЖД" РАБОТ ПО ЗАЩИТЕ ОТ КОРРОЗИИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТОВ

1. Общие положения

1. Настоящий Регламент разработан для обеспечения организации в ОАО "РЖД" работ по защите от коррозии (окраска) металлических конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов, производства и контроля качества окрасочных работ с учетом последних разработок в области защиты металлических конструкций от коррозии.
2. Настоящий Регламент предназначен для использования в качестве практического руководства работниками путевого хозяйства железных дорог ОАО "РЖД", а также рекомендован подрядным организациям, выполняющим работы по окраске металлических конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов в соответствии с заключаемыми в установленном порядке договорами.

2. Выбор системы покрытий для металлических конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов

3. Система покрытий для окраски металлических конструкций мостов, эксплуатируемых в районах с умеренным и холодным климатом, должна отвечать требованиям ГОСТ 9.401 и ГОСТ 27751. Следует учитывать также эксплуатационные, технологические и экономические факторы, влияющие на выбор системы покрытия.
4. К эксплуатационным факторам, учитывающим условия эксплуатации железнодорожных мостов и условия производства ремонтных работ, относятся:
4.1. Ремонтопригодность.
при выборе лакокрасочных материалов для поверхности с неполным удалением старых слоев краски определяется совместимость с покрывными лакокрасочными материалами в целях предотвращения вспучивания, отслоения, шелушения, и растрескивания покрытия. Данные по рекомендуемым сочетаниям лакокрасочных материалов приведены в технологических указаниях окраски металлических конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов;
4.2. Требуемая декоративность.
Верхний покрывной лакокрасочный материал рекомендуется применять светлого тона для облегчения надзора и уменьшения температурных влияний на пролетное строение. При нанесении слоев краски каждый слой может иметь свой оттенок;
4.3. Требуемая долговечность покрытия.
Согласно ГОСТ 27751 металлические и сталебетонные мосты относятся к объектам первого уровня ответственности. При ремонте и содержании этих объектов должны использоваться наиболее долговечные лакокрасочные материалы. Применяемые системы покрытий должны обеспечивать надежную защиту металлоконструкций на период нормативного срока окраски, соответствующего для полимерных материалов 10 лет.
5. Технологические факторы, влияющие на выбор системы покрытия:
5.1. Совместимость с другими методами защиты;
5.2. Степень подготовки поверхности, необходимая для обеспечения качества окраски;
5.3. Возможность производства работ исходя из климатических условий. Для районов с повышенной влажностью воздуха во время производства работ - свыше 80% - в обязательном порядке необходимо рассматривать возможность применения однокомпонентных полиуретановых материалов, которые позволяют производить окрасочные работы при влажности воздуха до 95%;
5.4. Требования взрыво- и пожаробезопасности;
санитарно-гигиенические и экологические требования.
6. Существенным экономическим фактором, влияющим на эффективность капиталовложений, являются приведенные затраты, по которым определяют в перспективе затраты на эксплуатацию и ремонт покрытия. При определении приведенных затрат производится расчет на срок службы наиболее долговечного покрытия, и их следует учитывать при сравнении различных вариантов покрытий.
7. Системы покрытия и лакокрасочные материалы, применяемые при окраске металлических пролетных строений, приведены в Технологических указаниях окраски металлических конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов (ЦПИ 6/1 издания 2008г). Применение других лакокрасочных материалов допускается после согласования Департамента пути и сооружений ОАО "РЖД".

3. Организация работ по окраске металлических конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов

8. Работы по окраске металлических пролетных строений эксплуатируемых железнодорожных мостов производятся в соответствии с упомянутыми Технологическими указаниями окраски металлических конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов.
9. Сдача объектов под окраску подрядчику должна сопровождаться обязательным составлением дефектных ведомостей состояния окрасочного слоя и утверждением разработанных подрядчиком проектов производства работ, согласованных с причастными эксплуатационными службами железной дороги.
10. Технический надзор за выполнением работ осуществляется заместителем начальника дистанции пути по инженерным сооружениям, мостовым мастером или другими работниками, специально назначенными начальником дистанции пути или службы пути железной дороги.
11. Приемка работ производится в установленном порядке приемочной комиссией, назначенной начальником дистанции пути, и оформляется актом, содержащим основные сведения об объеме, стоимости, технологии и качестве выполненных работ. К акту прилагается перечень исполнительной технической документации (с согласованиями имеющихся отклонений от утвержденных технических решений и смет) и сертификаты на применяемые материалы, а также журнал производства работ.
12. Качество очистки конструкций перед окраской, выполнения грунтовочных работ, нанесения промежуточных слоев и других скрытых работ, а также наличие паспортов на использованные при этом лакокрасочные материалы проверяется по мере их выполнения и оформляется соответствующими промежуточными актами.
13. При заключении договора на производство окрасочных работ необходимо в договоре предусматривать, что подрядная организация должна в течение всего гарантийного срока, предусмотренного договором, но не менее 1/2 нормативного межремонтного срока, осуществлять устранение дефектов, обусловленных нарушениями технологии, низким качеством работ и применяемых материалов. Под понятие "дефект" подпадают участки со степенью коррозии, достигшей или превышающей степень Ri3 ИСО 4628 - Часть 3: "Определение степени коррозии" (см. Приложение) или обобщенную оценку внешнего вида по комплексу изменений защитных свойств ГОСТ 9.407 (A3) - 4 балла. Суммарная площадь дефектов на окрашенной поверхности при этом не должна превышать:
1% от общей площади обработанной поверхности изделия в течение первого года эксплуатации покрытия;
2% в течение второго года эксплуатации покрытия;
3% в течение третьего, четвертого и пятого годов эксплуатации покрытия;
4% в течение шестого года эксплуатации покрытия;
14. Из гарантии исключаются повреждения, нанесенные антикоррозионной системе покрытия в связи с внешними воздействиями, включая:
сварку и иные действия связанные с нагревом, плавкой, загрязнением, механическими повреждениями, неправильным использованием, небрежностью, пожаром, взрывом, радиацией, столкновением, прочими аварийными происшествиями;
повреждения, вызванные воздействием агрессивных химических газов, щелочей, кислот;
участки металлоконструкции, которые, по причине своей физической формы, характеристик и конфигурации, создают объективные трудности в осуществление антикоррозионной защиты.
15. Контроль качества лакокрасочного покрытия металлических пролетных строений в течение гарантийного срока проводится при текущих и периодических осмотрах эксплуатируемых железнодорожных мостов комиссиями дистанций пути в установленные сроки, но не реже одного раза в год (при весеннем осмотре).
16. Мостовым мастером по результатам осмотра составляется дефектная ведомость состояния лакокрасочного покрытия с указанием вида дефектов, суммарной площади и объема работ, необходимых для устранения этих дефектов. Объемы работ, которые должны быть выполнены в счет гарантийных обязательств, определяются совместно с представителем подрядной организации, выполнявшей окраску. Дефектная ведомость за подписью начальника дистанции пути или его заместителя с указанием согласованных сроков проведения работ передается подрядной организации для устранения дефектов.
17. В договорах с подрядными организациями следует предусмотреть, что в период гарантийного срока подрядная организация анализирует причины возникновения дефектов в лакокрасочном покрытии, разрабатывает и выполняет необходимые организационно-технологические мероприятия с целью предупреждения их появления при дальнейшей эксплуатации данного, а также других железнодорожных мостов.
18. Выбор подрядных организаций на выполнение работ по защите от коррозии (окраска) металлических конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов осуществляется на конкурсной основе. Конкурсные процедуры осуществляются согласно Положению о порядке размещения заказов на закупку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения основных видов деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденному распоряжением ОАО "РЖД" от 26 января 2005 г. N 89р, и другим нормативным документам ОАО "РЖД".
С вводом в действие настоящего Регламента организации в ОАО "РЖД" работ по защите от коррозии металлических конструкций железнодорожных мостов, утвержденный Регламент от 30 декабря 2005 г. считается утратившим силу на территории Российской Федерации.

 

Приложение N 1

Определение степени коррозии

Настоящий регламент устанавливает метод оценки степени ржавления покрытий путем сравнения с наглядными эталонами.
На наглядных эталонах, приведенных из ISO 4628/3, представлены стальные поверхности с покрытием, которые были разрушены до различной степени ржавления в результате комбинированного воздействия сквозной ржавчины, отслоившейся от покрытия, и видимой подпленочной ржавчины.
Ri - степень ржавления.
Оценивают степень ржавления Ri на покрытии с помощью наглядных эталонов, приведенных на рис. 1-5.
В тех случаях, когда наблюдаются различные степени ржавления на разных участках оцениваемой площади, определяют эти степени ржавления вместе с указанием участка, на котором встречается каждая степень ржавления.
Например, если площадь ржавления соответствует рис.3 Ri3, и размеры отдельных пятен ржавчины находятся в пределах от 0,5 до 5мм, то устанавливают степень ржавления Ri3.