Протокол от 21-22.05.2009 г. N 50 (приложение 13)

СОВЕТ ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА

УТВЕРЖДЕНА
Советом по железнодорожному транспорту
Государств - участников Содружества
Протокол от 21-22 мая 2009 г. N 50
(Приложение 13 к Протоколу)

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО СЛУЖЕБНОМУ РАССЛЕДОВАНИЮ НАРУШЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ В ПОЕЗДНОЙ И МАНЕВРОВОЙ РАБОТЕ

(С изм., принятыми на 57-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)

1. Общие положения

Настоящей Инструкцией устанавливается порядок совместных действий железнодорожных администраций государств-участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (далее государств СНГ и Балтии) по служебному расследованию нарушений безопасности движения, происшедших на территории железнодорожной администрации одного из государств СНГ и Балтии (далее железнодорожная администрация-пользовательница) в случаях, если к нарушениям причастны железнодорожные администрации других государств (далее железнодорожная администрация-собственница).
К числу нарушений безопасности движения (далее нарушений безопасности), подлежащих совместному расследованию, в соответствии с данной Инструкцией относятся случаи нарушения безопасности: приведшие к гибели или травмированию людей, значительному материальному ущербу, загрязнению окружающей среды, пожару на подвижном составе, значительному повреждению подвижного состава.

2. Информирование о случаях нарушений безопасности

2.1. Если по обстоятельствам происшедшего на территории железнодорожной администрации-пользовательницы нарушения безопасности выявляется причастность к данному событию железнодорожной администрации-собственницы, не позднее суточного срока железнодорожная администрация-пользовательница сообщает об этом телеграммой Дирекции Совета, причастной железнодорожной администрации-собственнице и приглашает полномочных представителей этой железнодорожной администрации для участия в дальнейшем расследовании.
(С изм., принятыми на 57-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)
В случаях, когда к нарушению безопасности могут быть причастны работники завода-изготовителя подвижного состава или других технических средств, а также перевозчики, владельцы инфраструктуры, операторы подвижного состава и иные субъекты перевозочного процесса, для участия в расследовании приглашаются их полномочные представители.
В сообщении должны быть указаны обстоятельства нарушения безопасности, место и время ожидаемого прибытия представителей железнодорожной администрации-собственницы причастной к нарушению безопасности, а также другие сведения, уточняющие сложившуюся ситуацию.
2.2. Если на территории железнодорожной администрации-пользовательницы произошло нарушение безопасности, приведшее к гибели или травмированию людей, то эта администрация в суточный срок информирует о таких случаях телеграммой железнодорожную администрацию-собственницу и Дирекцию Совета с указанием времени, места, предполагаемой причины, количества пострадавших и их гражданства, других последствий, которые удалось выяснить в ходе расследования за этот период. Уточненная информация должна быть направлена в трехсуточный срок.
(С изм., принятыми на 57-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)
2.3. При сходе с рельсов или повреждении локомотива железнодорожной администрации-собственницы на путях железнодорожной администрации-пользовательницы железнодорожная администрация, на территории которой произошел случай, в суточный срок информирует об этом железнодорожную администрацию, к которой приписан локомотив и Дирекцию Совета.
(С изм., принятыми на 57-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)

 

3. Служебное расследование нарушений безопасности

3.1. Служебное расследование нарушений безопасности производится в соответствии с настоящей Инструкцией и внутригосударственным законодательством, нормативными актами и процедурами, действующими на территории железнодорожной администрации-пользовательницы.
3.2. Служебное расследование нарушения безопасности движения проводит комиссия, составленная из представителей железнодорожной администрации-пользовательницы с участием представителей железнодорожных администраций государств СНГ или Балтии, причастных к данному событию.
Комиссию назначает и созывает железнодорожная администрация-пользовательница. Председателем комиссии является представитель железнодорожной администрации, созывающей эту комиссию.
Представителям железнодорожных администраций-собственниц, участвующим в расследовании нарушения безопасности, должны быть созданы нормальные условия пребывания и работы.
3.3. Служебное расследование нарушений безопасности проводится в сроки, предусмотренные нормативными актами и процедурами, действующими на территории железнодорожной администрации-пользовательницы, где произошло нарушение.
Если представители железнодорожных администраций-собственниц, причастных к происшедшему нарушению безопасности, не прибудут в срок, указанный в сообщении, и не уведомят в суточный срок после получения извещения о возможной задержке, то материалы расследования оформляются без их участия и без учета их мнения. Результаты и выводы расследования в этом случае являются обязательными для каждой из сторон и высылаются причастным железнодорожным администрациям-собственницам.
Для ускорения прибытия представителей железнодорожных администраций другого государства на место происшествия сторонами могут назначаться специальные поезда. При этом принимающая сторона должна обеспечивать беспрепятственное продвижение таких поездов, оказывать помощь в решении визовых и таможенных вопросов.
3.4. При служебном расследовании должны быть установлены все обстоятельства, при которых произошло нарушение безопасности, его причины, последствия, причастные предприятия и их структурные подразделения. Эти выводы излагаются в техническом заключении, которое подписывается всеми членами комиссии, представляющими заинтересованные стороны. При наличии разногласий к заключению прилагается обоснованное особое мнение представителя участвующего в расследовании.
3.5. На месте нарушения безопасности в ходе расследования:
3.5.1 Должностным лицом, уполномоченным государственной администрацией-пользовательницей, изымаются и хранятся скоростемерная лента локомотива, натурный лист поезда, справка об обеспечении поезда тормозами, бланки с записью предупреждений об ограничении скорости движения, бортовой журнал локомотива и другие необходимые документы.
3.5.2 Составляется схема разрушения пути и расположения подвижного состава и грузов, следов схода подвижного состава с рельсов с привязкой к километрам и пикетам мест начала схода, остановки локомотива и отдельных групп вагонов.
3.5.3 Производится фотографирование или видеосъемка общего вида последствий нарушения безопасности движения, поврежденного пути, подвижного состава и состояния груза, обнаруженных на пути посторонних предметов, деформированных и изломанных деталей, перекрытых кранов, положения приборов управления локомотива и другого.
3.5.4 Составляются акты расшифровки записи регистраторов служебных переговоров причастных работников и осмотра места схода, технического состояния подвижного состава, пути, устройств СЦБ, связи и других устройств, имеющих значение при установлении причин нарушения безопасности (указанные акты подписываются руководителями причастных хозяйств, первыми прибывшими на место происшествия).
3.5.5 Собираются письменные (в необходимых случаях с фиксацией на магнитофонной ленте) объяснения от лиц, причастных к нарушению безопасности, а также сведения от других работников и свидетелей, которые могут быть полезны для установления причины нарушения безопасности.
3.5.6 Выясняются и фиксируются погодные условия в момент нарушения безопасности.
3.6. Детали подвижного состава, рельсов и другие предметы, которые могут иметь значение при установлении причин происшествия, должны храниться в течение всего периода служебного расследования и следствия. Ответственность за сохранность таких деталей и предметов несет железнодорожная администрация-пользовательница.
3.7. Представители причастных железнодорожных администраций, участвующие в служебном расследовании, имеют право на ознакомление со всеми документами служебного расследования, которые были составлены до их прибытия или без их участия.

4. Рассмотрение и оформление результатов служебного расследования нарушений безопасности

4.1. Результаты служебного расследования нарушения безопасности в установленном порядке рассматриваются в соответствии с нормативными актами и процедурами, действующими на территории железнодорожной администрации-пользовательницы. Участие в рассмотрении результатов служебного расследования принимают полномочные представители железнодорожных администраций-собственниц, работники которых могут быть признаны причастными к причинам нарушения безопасности.
4.2. Оформление материалов служебного расследования нарушения безопасности осуществляется железнодорожной администрацией-пользовательницей в сроки и в соответствии с внутренними процедурами, предусмотренными в нормативных актах, действующими на территории этой железнодорожной администрации.
4.3. Материалы служебного расследования нарушения безопасности составляются в согласованном сторонами количестве экземпляров и направляются железнодорожным администрациям или ее предприятиям (структурным подразделениям), что признаны причастными к данному нарушению безопасности.
4.4. При повреждении или сходе с рельсов подвижного состава железнодорожной администрации-собственницы на путях железнодорожной администрации-пользовательницы, железнодорожная администрация-собственница имеет право направлять на место происшествия своего представителя для участия в установлении возможности дальнейшего следования подвижного состава или его ремонта на предприятиях железнодорожной администрации-пользовательницы.
4.5. Железнодорожная администрация, по вине которой произошло нарушение безопасности, несет материальную ответственность за ущерб, причиненный железнодорожным администрациям других государств.
4.6. Все необходимые экспертизы и иные следственные действия по случаям нарушений безопасности производятся в соответствии с законодательством государства, на территории которого произошло нарушение.
4.7. При наличии разногласий по результатам расследования железнодорожные администрации могут обращаться для решения вопроса в Дирекцию Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, которая, при необходимости, создает независимую экспертную группу, заключение которой является обязательным для всех сторон при условии их согласия.
4.8. Все документы в материалах совместного служебного расследования должны быть представлены на русском языке или в русском переводе.