ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

30 марта 2009 г. N ВМ-25пр

ПРОТОКОЛ
ОПЕРАТИВНОГО СОВЕЩАНИЯ
У ПЕРВОГО ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА ОАО "РЖД"
В.Н.МОРОЗОВА

 

    Присутствовали:
члены правления:

    старший вице-президент           Лапидус Б.М.

    главный бухгалтер                Крафт Г.В.

    вице-президенты                  Атьков О.Ю., Бобрешов А.С.,
Воробьев В.Б., Корнилов Г.В.,
Лемешко В.Г.,
Решетников В.И.,
Тишанин А.Г., Тони О.В.

    статс-секретарь, начальник       Бынков В.И.
Правового департамента

    начальник Департамента           Гнедкова О.Э.
корпоративных финансов

    руководитель аппарата            Бушуев В.В.
президента ЗАО "РЖД"

руководители департаментов, управлений, филиалов, структурных и других подразделений, дочерних обществ ОАО "РЖД", советники и помощники президента ОАО "РЖД"

    председатель Роспрофжела         Никифоров Н.А.

    председатель Дирекции            Кучеренко П.Г.
совета по железнодорожному
транспорту
государств-участников СНГ

I. О важнейших событиях прошедшей недели
и реализации первоочередных задач на предстоящий период

(Морозов)

1. Считать важнейшей задачей руководителей ОАО "РЖД", причастных департаментов, управлений и других структурных подразделений реализацию принятых решений в рамках международной деятельности российских железных дорог и, прежде всего, по вопросам:
создания совместного предприятия для строительства железнодорожной линии в направлении Азербайджан - Иран;
расширения взаимодействия ОАО "РЖД" с МНР, и в частности с Улан-Баторской железной дорогой, и оказания, в первую очередь, помощи по поставкам рельс и рельсовых скреплений российского производства, а также по усилению локомотивного парка с дополнительной поставкой тепловозов (отв. вице-президенты Воробьев В.Б., Воротилкин А.В., начальники департаментов Аверин А.А., Киреевнин А.Б., Машталер Ю.А., руководители Росжелдорснаба, Торгового дома и других причастных подразделений);
выполнения принятых решений по оказанию поддержки железным дорогам Туркменистана, в том числе по реконструкции железнодорожного моста через реку Амур-Дарья (отв. вице-президент Тони О.В., начальник Департамента капитального строительства Тихонов А.Б.);
обеспечения реализации ранее принятых решений по открытию скоростного пассажирского движения в сообщении Санкт-Петербург - Хельсинки в рамках дополнительного поручения по данному вопросу Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 17 марта 2009 г. (отв. вице-президент Тони О.В., начальники департаментов Коломейский И.Б., Тихонов А.Б.).
2. Вице-президентам, руководителям департаментов, управлений, железных дорог обеспечить доработку в ускоренном режиме вопросов, рассмотренных в марте т.г. на заседании Координационного совета начальников железных дорог, и принять неотложные меры по активизации реформирования деятельности железных дорог и, прежде всего, в управлении перевозками и локомотивным хозяйством.
Завершить не позднее 31 марта т.г. согласование проекта протокольного решения указанного заседания и представление его на подпись президенту ОАО "РЖД".
3. Вице-президенту Воробьеву В.Б., начальнику Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б., начальнику Центральной дирекции по ремонту пути Блинову B.C., начальнику Росжелдорснаба Шаханову Д.С. в суточный срок завершить подготовку и в установленном порядке согласование проекта протокольного решения правления ОАО "РЖД" от 25 марта т.г. по вопросу подготовки путевого комплекса к летним путевым работам, обратив особое внимание на восполнение отставаний по завозу щебня (до 1 мая 2009 г.) и поставкам материалов верхнего строения пути и особенно деревянных шпал (до 15 апреля т.г.).
4. Обратить внимание руководителей путевого хозяйства и Сахалинской железной дороги на недостаточный уровень подготовки железной дороги к работе в условиях снежных заносов и низкой ответственности командного состава дороги за организацию беспрепятственного пропуска пассажирских поездов в сложных метеорологических условиях.
5. Старшим вице-президентам Андрееву Ф.Б., Лапидусу Б.М., вице-президенту Акулову М.П., начальникам департаментов Коломейскому И.Б., Верховых Г.В., Рящину И.П. подготовить в суточный срок пакет документов и, прежде всего, по вопросу объемов заказа для рассмотрения на ТВЗ в связи с предстоящей рабочей поездкой (2 апреля 2009 г.) президента ОАО "РЖД" В.И.Якунина в Тверь.

II. О финансовом положении ОАО "РЖД" по результатам работы
в марте и I квартале т.г.

(Гнедкова, Крафт, Полянский, Никифоров, Верховых, Никитин,
Лапидус, Морозов)

1. Принять к сведению доклад начальника Департамента корпоративных финансов Гнедковой О.Э.
Отметить, что 16 марта т.г. по поручению президента ОАО "РЖД" В.И.Якунина откорректирован план взыскания выручки во всех видах деятельности на март и I квартал т.г., предусматривающий увеличение доходов более чем на 1,9 млрд.рублей в марте и 4,3 млрд.рублей в I квартале.
По предварительной оценке по результатам квартала ожидается снижение плановой убыточности Общества на 19 млрд.рублей (по плану 49 млрд.рублей), при этом доходы к уровню I квартала 2008 г. в грузовых перевозках сократятся на 15%, в пассажирских дальнего следования возрастут на 6,5%.
2. Вице-президентам Лемешко В.Г., Акулову М.П., Воротилкину А.В., Воробьеву В.Б., начальникам департаментов Миронову А.Ю., Верховых Г.В., Машталеру Ю.А., Лосеву Д.Н., Киреевнину А.Б., Кайнову В.М., Федотову А.А., Гнедковой О.Э., главному бухгалтеру Крафт Г.В., начальникам железных дорог активизировать работу по:
выводу из эксплуатации неиспользуемого подвижного состава (прежде всего, вагонов) и технологического оборудования в перевозочном процессе с оформлением соответствующих документов об их консервации;
реализации поручений правления ОАО "РЖД" от 23 марта 2009 г. (протокол N 6);
оформлению в установленном порядке и организации работы по безусловному получению государственных субсидий для поддержки пассажирского комплекса.
Начальникам департаментов Лосеву Д.Н., Илларионову А.В. провести анализ ситуации по неиспользуемому вагонному парку и доложить.
3. Установить, что по результатам работы в I квартале т.г. будет рассмотрен вопрос о выполнении установленного задания по снижению издержек в производственном блоке, в т.ч. по сокращению контингента, у первого вице-президента с отчетами начальников департаментов.
4. Вице-президенту Акулову М.П., начальникам департаментов Верховых Г.В., Михайлову С.В. организовать проведение активной информационной работы в СМИ по вопросу снижения уровня льгот в условиях кризиса в пассажирских перевозках.

III. Об ожидаемых результатах выполнения планов погрузки и
эксплуатационных показателей использования подвижного состава

(Кунаева, Мачерет, Петренко, Лемешко, Миронов, Бабаев, Морозов)

1. Принять к сведению информацию генерального директора ЦФТО Кунаевой Е.А. и вице-президента Лемешко В.Г. о состоянии эксплуатационной работы в марте 2009 г.
Отметить, что по итогам марта т.г. ожидается выполнение всеми железными дорогами плана отправления грузов, а также выполнение в целом по сети всех качественных показателей использования подвижного состава.
По результатам I квартала т.г. снижение объемов погрузки к уровню I квартала 2008 г. ожидается на 26,2% при плановом уровне 27%; в апреле т.г. планом предусмотрено снижение погрузки к апрелю 2008 г. на 21,3% при квартальном задании (-)23%.
2. Вице-президенту Лемешко В.Г., начальнику Департамента управления перевозками Миронову А.Ю., генеральному директору ЦФТО Кунаевой Е.А., начальникам железных дорог исключить случаи неподтверждения железнодорожным администрациям сопредельных государств (за исключением Эстонии) планов перевозок транзитных грузов по российским железным дорогам без разрешения первого вице-президента ОАО "РЖД".
3. Начальникам департаментов Мачерету Д.А., Петренко В.А., генеральному директору ЦФТО Кунаевой Е.А. обеспечить проведение эффективного мониторинга состояния мирового рынка по каменному углю, разработку в оперативном порядке предложений по уровню тарифов на его перевозки и внесение их в федеральные тарифные органы для утверждения.
4. Вице-президенту Лемешко В.Г., генеральному директору ЦФТО Кунаевой Е.А., начальникам департаментов Миронову А.Ю., Казанцеву А.П., Илларионову А.В., Бынкову В.И., начальнику Центра "Желдорконтроль"
Иванову О.Б. подробно рассмотреть порядок начисления платежей владельцам приватных вагонов за использование станционных и иных путей и по результатам представить до 25 апреля т.г. доклад.

IV. Об ожидаемых результатах работы пассажирского комплекса
в марте т.г.

(Верховых, Кайнов)

1. Принять к сведению доклад начальника Департамента пассажирских сообщений Верховых Г.В. о работе пассажирского комплекса в марте т.г.
Отметить, что выручка от пассажирских перевозок составит 100,4% к плану и 101,2% к уровню марта 2008 г. при выполнении плана по отправлению пассажиров (100%) и снижении к марту 2008 г. на 13%.
График проследования пассажирских поездов улучшен к марту 2008 г. на 0,4%, прибытия по расписанию - на 0,3%, проследования пригородных поездов - на 0,4%.
2. Вице-президентам Лемешко В.Г., Акулову М.П., Воротилкину А.В., Воробьеву В.Б., начальникам департаментов Миронову А.Ю., Верховых Г.В., Кайнову В.М., Машталеру Ю.А., Федотову А.А., Илларионову А.В. обеспечить в суточный срок рассмотрение и согласование проекта новой инструкции по учету графика движения пассажирских поездов, обратив особое внимание на выработку единой позиции по поездам, имеющим по расписанию краткосрочные стоянки (менее 5-6 минут).
3. Вице-президенту Акулову М.П., начальнику Департамента пассажирских сообщений Верховых Г.В., начальникам железных дорог обеспечить проведение активной работы с руководителями производственных предприятий, работниками которых используется в преимущественном порядке пригородный железнодорожный транспорт при следовании на работу и с работы, по оказанию им финансовой поддержки для приобретения проездных документов.
4. Начальнику Департамента пассажирских сообщений Верховых Г.В. подготовить до 10 апреля т.г. проект договора о распространении опыта контроля за проездом пассажиров на направлении Москва - Тверь Октябрьской железной дороги на направление Москва - Орехово-Зуево Московской железной дороги.

V. Об использовании рабочего времени локомотивных бригад

(Миронов, Машталер)

1. Принять к сведению доклады начальников департаментов Миронова А.Ю. и Машталера Ю.А. о проводимой работе по улучшению использования рабочего времени локомотивных бригад (прилагаются).
2. Обратить внимание начальника Департамента локомотивного хозяйства Машталера Ю.А. на необходимость принятия более жестких мер к руководителям подведомственного хозяйства, не обеспечивающим улучшение режима труда и отдыха локомотивных бригад, а также исключение потерь их рабочего времени.

 

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов

 

Дополнительный материал

К оперативному совещанию у
первого вице-президента
ОАО "РЖД" В.Н. Морозова
на 30 марта 2009 года

По пункту 5. О положении дел с использованием рабочего времени локомотивных бригад в 2009 году.

В текущем году часы сверхурочной работы допущены : в январе - 69,7 тыс. часов., в феврале - 25,4 тыс. часов (Октябрьская ж.д. - 22,8 тыс.часов и Дальневосточная - 2,3 тыс. часов), в марте по предварительным отчетам железных дорог сверхурочная работа локомотивных бригад отсутствует.
С начала года на сети железных дорог допущено свыше 1 млн. 700 тыс. часов непроизводительных потерь рабочего времени локомотивных бригад, что ниже уровня прошлого года более чем на 30%.
955 тыс. часов или 50% от общего количества часов непроизводительных потерь допущено из-за следования бригад пассажиром.
Более 340 тыс. - это часы отдыха их в пункте оборота свыше 100% рабочего времени и 480 тыс. часов допущено по причине простоя и невыполнения нормы времени за поездку.
Все указанные показатели использования рабочего времени локомотивных бригад по сравнению с прошлым годом сокращены:
- следование пассажиром - на 28%;
- переотдых свыше 100% рабочего времени - на 12%;
- простой и невыполнение норм времени за поездку - на 48%.
Одной из мер снижения эксплуатационных расходов является сокращение подготовительно-заключительного времени работы локомотивных бригад грузового движения за счет следования их с оборота и внедрение технологии работы экипировочных бригад на станциях.
В департаментах управления перевозками и локомотивного хозяйства ежемесячно проводится подробный анализ режима труда и отдыха локомотивных бригад на сети железных дорог с использованием статистического отчета ф.УТО-6ВЦ и ф.УТО-5ВЦ, по результатам которого проводятся селекторные совещания с участием руководителей железных дорог, в марте проведено совещание с вызовом руководителей Октябрьской, Юго-Восточной и Свердловской железных дорог.
Проведен анализ отчетных данных АСУТ по следованию локомотивных бригад с оборота, на основании которого выявлено, что большинством железных дорог не выполняется норматив установленный пунктом 27 Мероприятий по улучшению использования рабочего времени локомотивных бригад. Наибольшее отставание от норматива допущено на железных дорогах: Восточно-Сибирской, Калининградской, Приволжской, Московской, Октябрьской. На ряде железных дорог при отставании от задания все же достигнуто увеличение следования с оборота за период январь-февраль-март: Горьковская - соответственно 7,3%, 8%, 8,7%; Западно-Сибирская - 9%, 9,3%, 10,2%; Красноярская - 6,5%, 6,8%, 8,1%.
Для улучшения организации труда и отдыха локомотивных бригад в период летне-путевой кампании, на железные дороги направлены дополнительные мероприятия, поставлены задачи по максимальному повышению выработки в "окна", совершенствованию технологии работы на закрытых перегонах и исключение отделочных работ после завершения основных окон, по организации вождения соединенных поездов.

 

Первый заместитель
начальника Департамента
управления перевозками
В.И.Гапаненок

СПРАВКА по ипользованию рабочего времени локомотивных
бригад за 2 месяца 2009-2008 гг. (по данным железных дорог)

 

продолжение справки по использованию локомотивных бригад
за 2 месяца 2009-2008 гг.

 

Отчет службы перевозок по использованию
непроизводительных потерь рабочего времени локомотивных
бригад за 25 дней марта 2009 г. в сравнении с аналогичным
периодом 2008 г.

 

СПРАВКА по использованию рабочего времени локомотивных
бригад с начала года (по состоянию на 26.03.)

 

Материал к докладу ЦТ
30.03.2009 г.

Использование труда и отдыха работников локомотивных бригад.

По статистическим данным за 2 месяца 2009 года на сети железных дорог при снижении объемов перевозок на 26,7% среднесписочный контингент работников локомотивных бригад снизился на 2% или на 2229 чел. и составил 112396 чел. При этом достигнуто снижение часов сверхурочной работы локомотивных бригад по отношению к прошлому году на 93,6%, а непроизводительные потери рабочего времени и времени отдыха снижены практически на уровне снижения объемов работы (-33,1%). Таким образом, большое снижение сверхурочной работы достигнуто в основном за счет сохранения контингента локомотивных бригад в локомотивных депо и обеспечения равномерной выработки часов у работников.
В условиях снижения объемов работы сегодня разработаны антикризисные мероприятия по экономии расходов и сокращению численности. На дорогах действует запрет на прием работников. В целях сохранения квалифицированных кадров применяется режим неполного рабочего времени. Сокращение численности рабочих локомотивных бригад происходит только за счет естественного оттока кадров. По состоянию на март 2009 года начиная с октября 2008 г. часы сверхурочной работы локомотивных бригад снизились на 737,1 тыс. часа или 91,3%, что позволило условно высвободить 3838 человек локомотивных бригад и сократить расходы по доплатам за часы сверхурочной работы на 42,2 млн. руб.
Вместе с тем, анализ показателей использования труда и отдыха работников локомотивных бригад в 2009 году говорит о том, что на многих железных дорогах в условиях сложившегося падения объемов работы отсутствует целенаправленная работа по улучшению ситуации. Это показало заслушивание 24 марта 2009 г. в Департаменте локомотивного хозяйства руководителей Свердловской, Октябрьской и Юго-Восточной железных дорог. Например, на Свердловской железной дороге при снижении работы на 30,1% в феврале 2009 г. по отношению к январю т.г. выросли:
- среднесуточное количество случаев и часов отдыха локомотивных бригад в пункте оборота (ежедневно в среднем +102 случая на 587 часов),
- среднесуточное количество случаев и часов следования пассажиром (ежедневно в среднем +54 случая на 141 час),
- количество случаев отправления с поездом при нахождении локомотивной бригады на работе более 2-х часов (январь - 4436 случаев, февраль- 4699 случаев),
- количество случаев смены на линии (+478 случаев).
На Юго-Восточной железной дороге при снижении работы на 33,8% в феврале 2009 г. по отношению к 2008 году на 16,2% выросло количество часов отдыха локомотивных бригад в пункте оборота свыше 100%, но при этом в феврале допущен рост среднесуточного количества случаев и часов следования пассажиром (ежедневно в среднем +52 случая на 60 часов), случаев смены на линии (+384 случая).
Такое положение дел с использованием труда и отдыха работников локомотивных бригад беспокоит Департамент локомотивного хозяйства, т.к. фактическое количество выполняемой сегодня работы на сети железных дорог на порядок ниже прошлогодних показателей. Но если учитывать тот факт, что сегодня по оперативным данным среднесуточный объем выполненной в марте 2009 г. работы возрос к февралю на 7,7%, а к январю - уже на 16,6%, то и количество случаев нарушений труда и отдыха локомотивных бригад также может возрасти, хотя утверждать точно об этом пока рано ввиду отсутствия статистической отчетности УТО-5 ВЦ и УТО-6 ВЦ за март.
По статистическим данным сверхурочную работу в локомотивных депо железных дорог в текущем году полностью искоренить пока не удалось, и в основном по причине нерационального использования труда и отдыха машинистов и помощников машинистов локомотивов. В феврале т.г. по отчетам дорог сверхурочная работа допущена на Октябрьской и Дальневосточной железных дорогах. При этом 88,4% от общесетевого количества сверхурочных часов допущено на Октябрьской железной дороге. Однако Департамент локомотивного хозяйства не согласен сегодня с докладами остальных железных дорог об отсутствии у работников локомотивных бригад часов сверхурочной работы. И связано это с тем, что в январе и феврале 2009 г. по данным статистической отчетности УТО-6 ВЦ часы работы свыше установленной нормы допущены на большинстве железных дорог, т.е. у отдельных работников локомотивных бригад допускалась сверхурочная работа. Для проверки подобных фактов, на совещании по заслушиванию руководителей Свердловской, Октябрьской и Юго-Восточной железных дорог мною совместно с присутствовавшими руководителями ЦД и ЦЗТ, было принято решение о необходимости создания специальной рабочей группы, куда войдут специалисты ЦТ, ЦД, ЦЗТ, ЦКИ, ГВЦ и др., для выезда на ряд железных дорог и проведения проверки актуальности данных статистического отчета ф.УТО-6 ВЦ по показателю "Отработано работниками локомотивных бригад часов, в том числе свыше установленной нормы". Необходимость таких проверок обусловлена тем, что сегодня по отчетам некоторых железных дорог сверхурочные часы полностью отсутствуют, а по данным принятого в эксплуатацию статистического отчета ф. УТО-6 ВЦ локомотивными бригадами в целом на сети железных дорог отработано свыше установленной нормы: в январе более 270 тыс. часов, в феврале - более 82 тыс. часов.

 

Зам.ЦТ
М.Н.Крохин