Распоряжение ОАО РЖД от 24.03.2009 N 590Р

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

24 марта 2009 г. N 590р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об аварии козлового крана на станции Хабаровск-2 Дальневосточной
железной дороги

13 января 2009 г. на контейнерной площадке для переработки крупнотоннажных контейнеров станции Хабаровск-2 Дальневосточной ж.д. при выгрузке с фитинговой платформы рефрижераторного контейнера N CRSU 6006403 45 R-1 (по отправке N ЭЧ 010899 ст. Заневский Пост Октябрьской ж.д. - ст. Хабаровск-2 Дальневосточной ж.д., грузоотправитель, он же грузополучатель ООО "Транспортно-экспедиторский Альянс Восток-Запад") произошло разрушение металлоконструкций козлового контейнерного крана грузоподъемностью 35 тонн производства ОАО "Балткран" 2004 года выпуска с его падением.
При падении крана деформировано 25 контейнеров, в том числе 19 груженых. Остаточная стоимость крана на 1 января 2009 г. составляет 43,5 млн. рублей.
Согласно перевозочным документам, в рефрижераторном контейнере N CRSU 6006403 находился груз массой 31 т. Проверка показала, что масса брутто этого контейнера составила 38,3 т.
В ходе расследования аварии комиссией Дальневосточного управления Госжелдорнадзора установлено наличие в паспорте крана разрешения на работу крана с грузом 35 т на захвате.
В момент аварии кран находился в работоспособном состоянии.
Согласно результатам химических и металлографических анализов образцов металлоконструкции крана металл, из которого изготовлены трубы несущих конструкций, соответствует ГОСТ 1050-88. Предел прочности металла соответствует ГОСТ 8731-74. Оценка ударной вязкости показала ее несоответствие нормативным требованиям у большинства образцов, взятых по всем типоразмерам труб несущих металлоконструкций.
Комплексное обследование подкранового пути, проведенное ООО "Подъемсервис", выявило ряд серьезных дефектов, в том числе:
некачественный ремонт стыка (скол), значительная разница высотных положений рельс, превышение допустимых значений сужения-расширения колеи. В заключении по результатам обследования отмечено, что крановые пути находятся в неисправном состоянии, не соответствующем проектной документации, и могут эксплуатироваться только после устранения замечаний.
Согласно заключению комиссии Госжелдорнадзора, основной причиной разрушения крана явилось неблагоприятное сочетание металлургических и технологических дефектов при низкой температуре окружающего воздуха, допущенное вследствие нарушений требований нормативных документов к материалам и сварке элементов несущих крановых металлоконструкций, что привело к существенному ухудшению пластических свойств основного металла и металла в зоне термического влияния по границам сварных швов.
Вместе с тем, разбором, проведенным в ОАО "РЖД" 25 февраля 2009 г., установлено, что в Дирекции по управлению терминально-складским комплексом Дальневосточной железной дороги и Хабаровской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций не в полной мере выполняются требования Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. ПБ 10-382-00, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 N 98, в части содержания грузоподъемных кранов, подкрановых путей, разработки и ведения технической документации. Журналы осмотра подкрановых путей отсутствуют, машинистами кранов не вносятся записи в вахтенные журналы о неудовлетворительном состоянии подкрановых путей и тупиковых упоров, Типовой инструкции для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов, РД 10-103-95, утвержденной Госгортехнадзором России 16.11.1995 N 56, не выполняются. Контроль за работой приборов безопасности кранов фактически не осуществляется. Ходовые тележки и опоры кранов имеют механические повреждения.
В целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах при эксплуатации козловых контейнерных кранов:
1. Начальникам железных дорог:
а) организовать проведение экспертизы промышленной безопасности контейнерных кранов МККС-42К и МККС-42Км производства ОАО "Балткран" и по ее результатам разработать мероприятия по устранению дефектов;
б) совместно с заводом-изготовителем провести ревизию ограничителей грузоподъемности на контейнерных кранах МККС-42К и МККС-42Км и при необходимости представить предложения по их замене;
в) обеспечить проведение проверок исправности и точности работы ограничителей грузоподъемности кранов в соответствии с Основными требованиями безопасности к ограничителям грузоподъемности электрических мостовых и козловых кранов (РД-10-118-96), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 12.09.1996 N 36;
г) организовать проведение внеочередного комплексного обследования рельсовых путей козловых кранов МККС-42К и МККС-42Км;
д) обеспечить содержание рельсовых путей козловых кранов строго в соответствии с Требованиями к устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кранов (РД 10-117-95), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 08.08.1995 N 41. Приостановить эксплуатацию рельсовых путей, не соответствующих указанным требованиям;
е) рассмотреть вопрос о проведении сервисного обслуживания козловых кранов МККС-42К и МККС-42КМ силами и средствами завода-изготовителя или другими специализированными организациями;
ж) организовать работу по обеспечению контрольного взвешивания крупнотоннажных контейнеров с грузами, масса которых при погрузке до полной вместимости контейнера может повлечь за собой превышение значения массы брутто контейнеров 30 тонн, установленной Тарифным руководством N 4 (параграф 10).
2. В связи с необеспечением безаварийной работы на опасном производственном объекте, несоблюдением требований Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 N 98, начальнику Дальневосточной железной дороги Заиченко М.М. провести проверку организации работы по промышленной безопасности на опасных производственных объектах в Дирекции по управлению терминально-складским комплексом и Хабаровской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций.
3. Начальнику Октябрьской железной дороги Степову В.В. привлечь в установленном порядке к ответственности грузоотправителя ООО "Транспортно-экспедиторский Альянс Восток-Запад" за нарушение требований Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (статьи 98 и 102) за искажение сведений о массе груза, указанной в перевозочных документах.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Казанцева А.П.

Вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Г.Лемешко