ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

26 марта 2009 г. N 634р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О случае схода подвижного состава в грузовом поезде N 3011
на перегоне Чульжан - Бельсу Абаканского отделения
Красноярской железной дороги

6 февраля 2009 г. в 20 часов 14 минут на участке Бискамжа-Междуреченск однопутного перегона Бельсу - Чульжан на 86 км ПК 5 при следовании поезда N 3011, вес 1659 тонн, 70 порожних вагонов, локомотив ВЛ80тк N 1110 (приписки ТЧ Абакан), под управлением локомотивной бригады депо Междуреченск в составе машиниста Фадеева П.С., помощника машиниста Крутина К.С. применено экстренное торможение при скорости 59 км/ч и зеленом огне локомотивного светофора.
Экстренное торможение применено по причине наличия значительного количества снега на пути. Вследствие наезда на снежную массу высотой до 4 м и длиной до 250 м допущен сход электровоза и 11 вагонов с головы поезда.
В результате схода повреждено 75 м пути в объеме текущего ремонта, электровоз ВЛ80тк в объеме ТР-3, вагоны N 56879042, 56682610, 52710605, 56532229, 56914716, 52972189, 56943525, 56132129, 56131627 в объеме деповского ремонта, N 53574059, 53556817 в объеме текущего отцепочного ремонта. Перерыв в движении составил 8 часов 1 минуту. Задержаны 2 пассажирских поезда на 12 часов 45 минут, 3 пригородных поезда на 8 часов 10 минут, 6 грузовых поездов на 4 часа 26 минут.
86 км с 1 по 5 пикет числится как лавиноопасный участок земляного полотна. За последние 10 лет на данном участке было 28 сходов снега (окатов). До строительства защитных сооружений происходила саморазгрузка склона от снега и осыпей грунта, в основном, без выхода на путь. Взрывные работы по принудительному спуску лавин ранее на данном километре не производились.
В 2007 году на 86 км ПК 1-5 перегона Чульжан-Бельсу в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 21 июля 2004 г. N 3001р "О реконструкции и капитальном ремонте дефектных объектов земляного полотна" подрядной организацией ООО "ФСК "МостГеоЦентр" была выполнена работа по устройству противолавинных сетчатых барьеров.
Работы производились согласно рабочему проекту по реконструкции земляного полотна 86 км ПК 1-7 участка Чульжан-Бельсу N МГЦ-07-К03Р-РП, разработанному ООО "НПО "ГеоМостПроект" (главный инженер проекта Неганов А.В.) и утвержденному Департаментом капитального строительства 23 августа 2007 г. N ЦУКСТ-9/4-225.
Строительно-монтажные работы на объекте завершены ООО "ФСК "МостГеоЦентр" в мае 2008 г.
При анализе проектной документации установлено:
главный инженер проекта Неганов А.В. не имел опыта проектирования противолавинных сооружений, данный проект являлся для него первым;
на стадии принятия проектного решения для консультаций - не привлекались специалисты научно-исследовательской лаборатории лавин Сибирского государственного университета путей сообщения, материалы которых по данному объекту использовались главным инженером проекта;
в проекте нет обоснования принятому расположению барьеров и количеству их рядов;
барьеры не рассчитаны на восприятие динамической лавинной нагрузки, и, соответственно, не являются лавиноулавливающими сооружениями, в нарушение пункта 6.2. выданного задания на проектирование.
После строительства сетчатых барьеров снег стал накапливаться перед защитой, в связи с чем эффективная высота сооружений уменьшалась с течением времени. Это привело к образованию "снежного трамплина" для схода лавины. Построенные с нарушением норм проектирования конструкции лишь усугубили положение, вызвав дополнительное накопление снега на склоне перед барьерами и увеличение массы образовавшейся лавины.
Экспертное заключение от 16 февраля 2009 г. N 17/НИЛ Сибирского государственного университета путей сообщения подтвердило неэффективность принятого технического решения.
При проверке Чульжанской дистанции пути установлено, что в нарушение требований Инструкции по содержанию земляного полотна железнодорожного пути N ЦП-544, утвержденной МПС России 30 марта 1998 г., и Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов и технике безопасности на лавиноопасных участках железных дорог, утвержденной МПС СССР 13 июня 1979 г.:
обучение и инструктажи причастных работников по технике безопасности на лавиноопасных участках не проводились;
приказ начальника дистанции пути о подготовке к пропуску лавин в 2009 году не исполнялся в необходимом объеме - из 21 лавиноопасного участка снегомерными рейками оборудованы только 7 наиболее опасных участков;
журнал снегомерных съемок не велся;
метеорологические данные геофизической станции службы пути не анализировались;
отсутствует книга "Противодеформационные сооружения земляного полотна" формы ПУ-14;
отсутствуют местные инструкции по работе с лавиноопасными участками, карта-схема лавиноопасных участков дистанции пути и существующих средств противолавинной защиты;
нет инструкции по эксплуатации построенных в 2007-2008 годах противолавинных барьеров;
разработанные по заказу службы пути научно-исследовательской лабораторией лавин Сибирского государственного университета путей сообщения для условий Красноярской железной дороги технические указания по устранению лавинной опасности на горных участках в дистанции пути не изучены.
Начальник Чульжанской дистанции пути Красноярской железной дороги Шаталов A.M. не организовал осмотры лавиноопасных участков в нарушение Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов и технике безопасности на лавиноопасных участках железных дорог.
Заместитель начальника Чульжанской дистанции пути по искусственным сооружениям Коршунов А.Н. не осуществлял эксплуатационные наблюдения за лавиноопасными участками, состоянием противолавинных устройств и сооружений, не контролировал ведение книг формы ПУ-9, ПУ-14. Личные планы работы в нарушение приказа N 1-Н не составлял. Периодичность осмотров участков в лавиноопасный период не выполнял.
Начальником производственно-технического отдела Чульжанской дистанции пути Майтаковой Н.В. упущен контроль за ведением технической документации по земляному полотну.
Мастер по земляному полотну Чульжанской дистанции пути Коршунов Д.А. с сентября 2008 г. не осуществлял систематические осмотры лавиноопасных участков, контроль за состоянием защитно-укрепительных сооружений не осуществлял. Книги формы ПУ-28, ПУ-14, паспорт земляного полотна не вел.
Заместитель начальника Красноярской железной дороги по путевому хозяйству Леопа В.И. в нарушение приказа начальника Красноярской железной дороги от 16 октября 2008 г. N 633Н "О распределении обязанностей между начальником железной дороги, заместителями начальника железной дороги и главным инженером железной дороги" не принял мер к оснащению дистанций пути, имеющих лавиноопасные участки, необходимым альпинистским оборудованием и снаряжением. Не обеспечил укомплектование квалифицированными кадрами инженерно-геологической базы Дорожного центра диагностики путевого хозяйства, имеющей наименьший процент укомплектованности на сети железных дорог - 23.
Начальник службы пути Красноярской железной дороги Бугаев А.С. в нарушение п. 2.11, п. 2.16 должностной инструкции, утвержденной начальником Красноярской железной дороги 20 августа 2007 г., ослабил контроль за работой своих заместителей и руководителей дистанций пути в части подготовки и организации работ в лавиноопасный период, не обеспечил контроль со стороны службы пути за обучением персонала системе надзора за состоянием лавиноопасных участков, вопросам охраны труда при производстве работ на лавиноопасных участках, не уделял достаточного внимания вопросам надлежащего ведения технической документации в дистанциях пути.
Начальник Абаканского отделения Красноярской железной дороги Джафаров С.Д. в нарушение приказа начальника Абаканского отделения железной дороги от 16 июня 2008 г. N 307 "О распределении обязанностей между начальником отделения, главным инженером отделения и заместителями начальника Абаканского отделения" снизил требовательность к своим заместителям и руководителям структурных подразделений в части выполнения ими мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов на лавиноопасных участках, охране труда при производстве работ по искусственному обрушению снега, а также содержанию в исправном состоянии технических средств и техники восстановительного поезда, что повлияло на увеличение сроков проведения восстановительных работ.
При выполнении восстановительных работ по подъему сошедшего подвижного состава были выявлены технические и организационные недостатки в работе восстановительного поезда станции Абакан. Из-за отсутствия контроля за техническим состоянием восстановительного поезда со стороны начальника восстановительного поезда Жуковского В.И. бульдозер Т-330 имел малый уровень масла в гидравлической системе, в результате чего не создавалось необходимое давление в трансмиссии и не включалась коробка переключения передач.
При выполнении работ по ликвидации последствий схода подвижного состава начальник восстановительного поезда Жуковский В.И. не организовал руководство работниками поезда. Неудовлетворительно обеспечил руководство выполнением работ тракторной техникой при производстве подготовительных работ для подъема секций электровоза.
Ревизор по восстановительным средствам Богданович О.А. неудовлетворительно организовал обучение личного состава восстановительных поездов, ослабил контроль за состоянием техники восстановительных поездов.
За допущенный сход подвижного состава в грузовом поезде N 3011 приказом начальника Красноярской железной дороги от 25 февраля 2009 г. N 9Н/ОП "По случаю схода локомотивов и вагонов в грузовом поезде на 86 км ПК 3 перегона Чульжан - Бельсу Чульжанской дистанции пути" причастные работники Абаканского отделения и Чульжанской дистанции пути Красноярской железной дороги привлечены к дисциплинарной ответственности.
Вместе с тем, меры дисциплинарной ответственности, принятые руководством Красноярской железной дороги в отношении причастных должностных лиц, недостаточны.
Основными причинами, приведшими к сходу подвижного состава явилось неудовлетворительная организация руководством Красноярской железной дороги работ по надзору и содержанию лавиноопасных участков, незнание и неисполнение руководством дистанции пути Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов и технике безопасности на лавиноопасных участках железных дорог, неудовлетворительная организация работ в Чульжанской дистанции пути в лавиноопасный период, а также неэффективность принятого проектного решения по устройству противолавинных сооружений.
На основании расследования и разбора, проведенного в ОАО "РЖД" 26 февраля 2009 г., в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 25 декабря 2006 г. N 163 с учетом изменений и дополнений согласно приказу Минтранса России от 5 ноября 2008 г. N 180 данное событие, связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, классифицировать как сход подвижного состава в грузовом поезде и отнести к учету по ответственности за Чульжанской дистанцией пути Абаканского отделения Красноярской железной дороги.
В целях недопущения подобных случаев нарушения безопасности движения поездов и предотвращения несанкционированного схода лавин на железнодорожное полотно:
1. Начальникам железных дорог:
а) ознакомить с обстоятельствами и причинами случая схода с рельсов подвижного состава и локомотива в грузовом поезде N 3011 на перегоне Бельсу - Чульжан Абаканского отделения Красноярской железной дороги причастных работников, занимающихся надзором и содержанием лавиноопасных участков под роспись;
б) организовать с привлечением специалистов отраслевых вузов и научно-исследовательских институтов комиссионный осмотр всех лавиноопасных участков;
в) разработать систему содержания земляного полотна на лавиноопасных участках;
г) организовать проведение технической учебы всех причастных по изучению Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов и технике безопасности на лавиноопасных участках железных дорог со сдачей зачетов;
д) обеспечить ежедневные наблюдения за состоянием снежного покрова на лавиноопасных участках;
е) исходя из условий эксплуатации, разработать местные инструкции на каждый лавиноопасный участок, в которых отразить порядок действий работников смежных служб;
ж) привести до 1 июля 2009 г. штатные расписания дорожных инженерно-геологических баз и путеобследовательских станций по земляному полотну в соответствие с "Типовым положением об инженерно-геологической базе железной дороги", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 25 декабря 2007 г. N 2420р "О повышении роли инженерно-геологических баз железных дорог в усилении квалифицированного надзора за состоянием земляного полотна и его обустройств";
з) ежегодно проводить в специализированных центрах обучение причастных работников путевого хозяйства особенностям работы на лавиноопасных участках;
и) обеспечить взаимодействие с территориальными органами МЧС России по вопросам предупреждения и ликвидации последствий схода лавин;
к) для проведения единой технической политики в ОАО "РЖД" все новые конструкции, материалы, технологии, диагностические средства, применяемые при реконструкции, ремонте и эксплуатации инженерных сооружений в обязательном порядке согласовывать в Департаменте пути и сооружений ОАО "РЖД" на основании заключений ОАО "ВНИИЖТ" и Центра обследования и диагностики инженерных сооружений.
2. Начальнику Красноярской железной дороги Рейнгарту В.Г.:
а) восстановить противолавинную станцию на станции Лужба;
б) укомплектовать инженерно-геологическую базу Дорожного центра диагностики пути Красноярской железной дороги специалистами в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 25 декабря 2007 г. N 2420р "О повышении роли инженерно-геологических баз железных дорог в усилении квалифицированного надзора за состоянием земляного полотна и его обустройств" и оснастить необходимым оборудованием;
в) в установленном порядке взыскать с ООО "ФСК "МостГеоЦентр" ущерб, причиненный сходом подвижного состава в грузовом поезде N 3011.
3. Начальнику Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б.:
а) рассмотреть целесообразность привлечения ООО "НПО "ГеоМостПроект" к выполнению проектных работ на сети железных дорог ОАО "РЖД";
б) организовать в 2009 году экспертизу всех проектов по реконструкции земляного полотна на лавиноопасных участках в Сибирском государственном университете путей сообщения (СГУПС);
в) утвердить установленным порядком разработанную в 2008 году "Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов и технике безопасности на лавиноопасных участках железных дорог ОАО "РЖД";
г) организовать в III квартале 2009 г. обучение работников железных дорог по ведению мониторинга и защите железнодорожного полотна от снежных лавин и скально-обвальных явлений;
д) установить порядок, при котором раздел рабочего проекта по устройству лавинозащитных сооружений выполняется с привлечением научно-исследовательской лаборатории лавин Сибирского государственного университета путей сообщения;
е) в установленном порядке рассмотреть вопрос об устранении ООО "ФСК "МостГеоЦентр" замечаний по проектной документации и уже выполненным проектам противолавинных сооружений с экспертизой в Сибирском государственном университете путей сообщения.
4. Начальникам Департаментов пути и сооружений Киреевнину А.Б., технической политики Назарову А.С., генеральному директору ОАО "НИИАС" Ададурову С.Е. (по согласованию), ректору СГУПС Верескуну В.Д. (по согласованию) разработать в 2009 году систему противолавинной сигнализации.
5. Указать начальнику Красноярской железной дороги Рейнгардту В.Г. на низкий уровень проведенного расследования случая схода локомотива и 11 вагонов в грузовом поезде N 3011.
6. За неудовлетворительную организацию работ по надзору и содержанию лавиноопасных участков заместителю начальника Красноярской железной дороги по путевому хозяйству Леопе В.И. объявить выговор.
7. За отсутствие контроля со стороны службы пути за обучением персонала вопросам содержания лавиноопасных участков и охраны труда при производстве работ на лавиноопасных участках начальнику службы пути Красноярской железной дороги Бугаеву А.С. объявить выговор.
8. За неудовлетворительную организацию восстановительных работ и слабый контроль за исполнением мероприятий по надзору и содержанию лавиноопасных участков начальнику Абаканского отделения Красноярской железной дороги Джафарову С.Д. объявить выговор.
9. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Воробьева В.Б.

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н. Морозов