Распоряжение ОАО РЖД от 16.11.2009 N 2401р

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 ноября 2009 г. N 2401р

О СЛУЧАЕ СТОЛКНОВЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ЛОКОМОТИВА С ПАССАЖИРСКИМ ПОЕЗДОМ N 32 НА ПЕРЕГОНЕ СЕЛЕЗНИ - ТАМБОВ-1 МИЧУРИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

10 октября 2009 г. в 8 часов 02 минуты на 469 км пк 6 перегона Селезни - Тамбов-1 Мичуринского отделения Юго-Восточной железной дороги допущено столкновение вспомогательного локомотива ТЭП70 N 264 под управлением локомотивной бригады Тамбовского участка эксплуатации локомотивов эксплуатационного локомотивного депо Кочетовка в составе машиниста Пятова В.И. и помощника машиниста Михалина С.А. с локомотивом пассажирского поезда N 32 сообщением Москва - Тамбов (17 вагонов, населенность 544 человека) под управлением локомотивной бригады этого же эксплуатационного депо в составе машиниста Соловьева А.Я. и помощника машиниста Петрова С.А.
По результатам разбора, проведенного 16 октября 2009 г. в ОАО "РЖД", установлено, что при следовании по перегону Селезни - Тамбов-1 была допущена остановка пассажирского поезда N 32 по причине неисправности тепловоза ТЭП70 N 186 со срабатыванием реле заземления 5-го ТЭД (пробег локомотива после проведенного капитального ремонта КР-1 на Воронежском тепловозоремонтном заводе составил 13460 км).
Машинист Соловьев А.Я. затребовал вспомогательный локомотив, неправильно указав место остановки поезда на 426 км, находясь фактически на 466 км. После уточнения места остановки поездной диспетчер Ламонова Е.Ю. в 7 часов 34 минуты передала приказ N 82 на закрытие перегона Селезни - Тамбов-1 для движения поездов, кроме вспомогательных, с выдачей разрешения формы ДУ-64 следовать до 467 км пк 6 для оказания помощи поезду N 32, остановившемуся на 466 км.
В нарушение требований пункта 16.49 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС России 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756 (далее - ПТЭ), машинист поезда N 32 Соловьев А.Я. в 7 часов 31 минуту без соответствующего разрешения поездного диспетчера и дежурного по станции привел поезд в движение и передал дежурной по станции Тамбов-1 Озеровой И.А., что он отправился с перегона, о чем Озерова И.А. доложила поездному диспетчеру Ламоновой Е.Ю. В результате приказ N 82 на оказание помощи пассажирскому поезду был передан поездным диспетчером Ламоновой Е.Ю. не в полном объеме и не был оформлен дежурной по станции Тамбов-1 Озеровой И.А. в журнале формы ДУ-58.
В 7 часов 41 минуту машинист поезда N 32 Соловьев А.Я. вызвал дежурную по станции Тамбов-1 Озерову И.А. и сообщил, что он вновь остановился по причине неисправности локомотива на 468 км пк 6 и требует вспомогательный локомотив, при этом в нарушение пунктов 16.43 ПТЭ и 3.13 Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 26 мая 2000 г. N ЦРБ-757 (далее - ИСИ), не передал по радиосвязи информацию о вынужденной остановке пассажирского поезда N 32 вслед идущим поездам и начальнику поезда и не подал сигнал общей тревоги при приближении вспомогательного локомотива.
После получения информации об остановке поезда N 32 дежурная по станции Тамбов-1 Озерова И.А. доложила об этом поездному диспетчеру Ламоновой Е.Ю. и предложила исправить в приказе километр и пикет остановки поезда. Поездной диспетчер Ламонова Е.Ю. в том же приказе N 82 о закрытии 2-го главного пути перегона Селезни - Тамбов-1 для оказания помощи пассажирскому поезду N 32 исправила место остановки вспомогательного локомотива (в журнале формы ДУ-58) и дала команду дежурной по станции Тамбов-1 Озеровой И.А. готовить к отправлению тепловоз ТЭП70 N 264 под управлением локомотивной бригады в составе машиниста Пятова В.И. и помощника машиниста Михалина С.А. для оказания помощи остановившемуся поезду.
Дежурная по станции Тамбов-1 Озерова И.А., зная, что поезд N 32 остановился на 468 км пк 6, выдала машинисту Пятову В.И. разрешение формы ДУ-64 на следование по перегону Селезни - Тамбов-1 до 467 км пк 6 согласно первоначальной информации о месте остановки поезда.
Машинист вспомогательного локомотива Пятов В.И. при следовании по перегону с установленной скоростью 90 км/час, увидев впереди стоящий поезд, несвоевременно применил экстренное торможение и допустил столкновение с тепловозом ТЭП70 N 186 пассажирского поезда N 32 при скорости ориентировочно 30 км/час без схода подвижного состава.
В месте столкновения участок пути прямой, уклон 7,8 o/oо, видимость 1660 м.
В результате столкновения за медицинской помощью обратились 102 человека, из них 13 были госпитализированы, повреждены тепловозы в объеме ТР-3 и 5 пассажирских вагонов в объеме текущего ремонта.
Причинами столкновения явились нарушения:
локомотивной бригадой пассажирского поезда N 32 - требований пунктов 16.43 и 16.49 ПТЭ, пункта 7.2 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16 октября 2000 г. N ЦД-790 (далее - ИДИ), и пункта 3.13 ИСИ, выразившиеся в продолжении движения после требования вспомогательного локомотива, передаче неверной информации о месте остановки поезда и неподаче сигнала общей тревоги при приближении вспомогательного локомотива;
дежурной по станции Тамбов-1 Озеровой И.А. - требований пункта 7.5 ИДП, выразившиеся в неправильном указании места нахождения поезда в разрешении формы ДУ-64;
поездным диспетчером Ламоновой Е.Ю. - требований пункта 7.4 ИДП, выразившиеся в несообщении локомотивной бригаде пассажирского поезда N 32 порядка оказания помощи и отсутствии контроля за действиями дежурной по станции Тамбов-1 в нестандартной ситуации.
Допущенный случай столкновения стал возможным в результате неудовлетворительной организации профилактической работы по обеспечению безопасности движения на Юго-Восточной железной дороге, а также невыполнения мероприятий, разработанных после допущенных аналогичных случаев столкновений на Горьковской и Западно-Сибирской железных дорогах. И, как следствие, устранение неисправности в нестандартной ситуации, возникшей на локомотиве, явилось для машиниста Соловьева А.Я. приоритетным, а обеспечение безопасности движения - второстепенным.
Начальник Мичуринского отделения Юго-Восточной железной дороги Захаров B.C. в нарушение приказа от 10 сентября 2008 г. N НОД-957 "О распределении обязанностей между начальником отделения, заместителями начальника, главным инженером" не обеспечил проведение профилактической работы по обеспечению безопасности движения, не проявлял должной требовательности к своим заместителям, начальникам станций и локомотивных депо в вопросах обучения дежурных по станции и локомотивных бригад действиям в нестандартных ситуациях.
Начальник службы локомотивного хозяйства Юго-Восточной железной дороги Краснов А.И. в нарушение приказа и.о. заместителя начальника дороги по локомотивному и вагонному хозяйствам от 11 января 2009 г. N ТК-01 "О распределении обязанностей между начальником, заместителями начальника и главным инженером службы локомотивного хозяйства" ослабил контроль за организацией и проведением профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов, не проявлял должной требовательности к руководителям структурных подразделений локомотивного хозяйства по выполнению должностных обязанностей.
Начальник Юго-Восточной железной дороги Володько А.И. снизил требовательность к своим заместителям, начальникам служб и руководителям структурных подразделений в отношении организации системной работы с персоналом, связанным с движением поездов, и в первую очередь с локомотивными бригадами, поездными диспетчерами, дежурными по станции, их профессиональной подготовки, обучения действиям в нестандартных ситуациях, не в полной мере обеспечил выполнение установленных трудовым договором от 26 сентября 2003 г. N 13 должностных обязанностей в части персональной ответственности за организацию работы структурных подразделений филиала по обеспечению безопасности движения и выполнению птэ.
В целях повышения уровня безопасности движения и ответственности руководителей железных дорог, отделений железных дорог и их структурных подразделений:
1. Согласиться с выводами и мерами, изложенными в приказе начальника Юго-Восточной железной дороги Володько А.И. от 14 октября 2009 г. N 967/Н.
2. Начальникам железных дорог в 10-дневный срок довести обстоятельства и причины столкновения вспомогательного локомотива с пассажирским поездом N 32, допущенного 10 октября 2009 г. на перегоне Селезни - Тамбов-1 Юго-Восточной железной дороги, до сведения всех работников, связанных с движением поездов.
3. Установить, что:
машинист локомотива, моторвагонного подвижного состава и специального самоходного подвижного состава (далее - машинист локомотива), затребовавший вспомогательный локомотив при вынужденной остановке, обязан убедиться в фактическом месте нахождения поезда по ближайшему километровому и пикетному столбику;
при вынужденной остановке на перегоне поезда с требованием вспомогательного локомотива его ограждение производится помощником машиниста укладкой петард на расстоянии 800 м от головы поезда. После укладки петард помощник машиниста должен отойти от места уложенных петард обратно к поезду на 20 м и показывать красный сигнал в сторону вспомогательного локомотива;
машинисту локомотива, затребовавшему вспомогательный локомотив при вынужденной остановке, запрещается приводить локомотив в движение без разрешения дежурного по станции или поездного диспетчера;
поездной диспетчер, дежурный по станции, машинист вспомогательного локомотива обязаны сверить по радиосвязи данные о месте остановки локомотива (моторвагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава), затребовавшего помощь, и информацию об отправлении вспомогательного локомотива;
приказ на закрытие перегона для движения поездов, кроме вспомогательного локомотива, передается поездным диспетчером дежурным по станциям, ограничивающим перегон, машинисту локомотива, затребовавшему помощь, и машинисту вспомогательного локомотива;
машинист вспомогательного локомотива после остановки не менее чем за 2 км до места, указанного в разрешении формы ДУ-64, обязан связаться по радиосвязи с машинистом неисправного локомотива для уточнения фактического места нахождения и согласования действий;
дежурным по станции запрещается выдавать разрешения формы ДУ-64 до получения приказа поездного диспетчера о закрытии перегона (пути перегона) согласно пунктам 10.7 и 10.10 ИДП;
поездные диспетчеры и дежурные по станции обязаны в случаях вынужденной остановки поезда на перегоне определять его точное местонахождение через локомотивные бригады встречных или вслед идущих поездов, находящихся на этом же перегоне, а также с помощью имеющихся технических средств (АПК-ДК, ЧДК).
4. Установить следующий порядок следования вспомогательного локомотива на занятый перегон для оказания помощи остановившемуся на перегоне поезду:
по неправильному пути - с головы состава со скоростью не более 60 км/час, а после остановки на расстоянии не менее 2 км до места, указанного в разрешении формы ДУ-64, со скоростью не более 20 км/час;
по правильному пути - с хвоста состава по сигналам автоблокировки, а после остановки у светофора с запрещающим показанием со скоростью не более 20 км/час;
по правильному пути при полуавтоблокировке - с хвоста состава со скоростью не более 60 км/час, а после остановки на расстоянии не менее 2 км до места, указанного в разрешении формы ДУ-64, со скоростью не более 20 км/час.
5. Вице-президенту Лемешко В.Г. и начальнику Центральной дирекции управления движением Миронову А.Ю.:
провести до 30 ноября 2009 г. на базе центров практического обучения с использованием имеющихся в хозяйстве перевозок вагонов-тренажеров практические занятия с причастными работниками хозяйства перевозок по оформлению разрешений на занятие перегона форм ДУ-50, ДУ-56 и ДУ-64 с разъяснением роли и личной ответственности каждого работника в этой технологической операции;
предусмотреть в инвестиционной программе на 2010 год и последующие годы оборудование участков железных дорог, и в первую очередь участка Тамбов - Селезни Мичуринского отделения Юго-Восточной железной дороги, устройствами диспетчерской централизации и диспетчерского контроля за движением поездов. В технических условиях на проектирование указанных устройств предусмотреть отображение ординат проходных светофоров автоматической блокировки на мониторах автоматизированных рабочих мест поездных диспетчеров и дежурных по станции.
6. Вице-президентам Лемешко В.Г. и Воротилкину А.В., начальникам Центральной дирекции управления движением Миронову А.Ю. и Дирекции тяги Машталеру Ю.А., начальникам железных дорог организовать проведение до 30 ноября 2009 г. рабочих собраний в коллективах единых смен, обеспечив присутствие всех свободных от дежурства поездных диспетчеров, дежурных по станции и локомотивных бригад, с разъяснением недопустимости нарушения требований нормативных документов, невыполнения должностных обязанностей и возможных последствий их невыполнения.
7. Вице-президенту Лемешко В.Г., начальникам Центральной дирекции управления движением Миронову А.Ю., Департамента автоматики и телемеханики Кайнову В.М. и Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б., начальникам железных дорог:
1) обеспечить наличие на рабочих местах дежурных по станции и поездных диспетчеров информации с профилем пути прилегающих перегонов, ординатами (километр, пикет) проходных, входных и выходных светофоров, способствующей принятию верных решений в эксплуатационной работе;
2) нанести на аппараты управления дежурных по станции, которые оборудованы диспетчерским контролем за движением поездов, обозначение выверенных ординат (километр, пикет) проходных светофоров с оформлением актов за подписью руководителей дистанции сигнализации, централизации и блокировки и дистанции пути.
8. Вице-президентам Воротилкину А.В. и Шаханову Д.С., начальникам Дирекции тяги Машталеру Ю.А., Департамента управления персоналом Васиной Л.И. и Департамента инвестиционной деятельности Коломейскому И.Б. предусмотреть в лимитах затрат по проектам "Локомотивное хозяйство" и "Обновление объектов образования" на 2010-2012 годы средства на поставку в эксплуатационные локомотивные депо и дорожные технические школы тренажеров нового поколения для отработки действий локомотивных бригад в аварийных и нестандартных ситуациях.
9. Старшему вице-президенту Гапановичу В.А., начальникам Департамента технической политики Назарову А.С. и Департамента информатизации и корпоративных процессов управления Илларионову А.В., генеральному директору Центральной станции связи Маневичу П.Ю., начальникам Дирекции тяги Машталеру Ю.А. и Центральной дирекции управления движением Миронову А.Ю., директору ОАО "НИИАС" Ададурову Е.В. (по согласованию):
1) продолжить в 2010 году работу по интеграции комплексного локомотивного устройства безопасности (далее - КЛУБ-У) с программно-техническим комплексом диспетчерского центра управления (далее - ПТК ДЦУ);
2) завершить в 2010 году разработку технологии позиционирования тягового подвижного состава и ССПС с последующей передачей соответствующих данных в ПТК ДЦУ;
3) разработать до 1 января 2010 г. программу ускоренного внедрения на железных дорогах усовершенствованной системы обеспечения безопасности движения поездов, организовав эффективное сервисное обслуживание с применением инновационных технологий, а также необходимое научно-техническое сопровождение этой системы в условиях создания холдинга.
10. Старшему вице-президенту Гапановичу В.А., вице-президентам Воротилкину А.В. и Тишанину А.Г., начальникам Дирекции тяги Машталеру Ю.А., Департамента безопасности движения Волкову А.Н. и Департамента инвестиционной деятельности Коломейскому И.Б. предусмотреть в лимитах затрат по проекту "Повышение безопасности движения (без двухсторонней автоматической блокировки)" средства на завершение в 2010-2011 годах оборудования парка пассажирских локомотивов устройством КЛУБ-У и перевод эксплуатируемого парка пассажирских локомотивов на новую версию программного обеспечения КЛУБ-У с расширенными функциями по безопасности движения.
11. Генеральному директору Центральной станции связи Маневичу П.Ю., начальникам Дирекции тяги Машталеру Ю.А., Управления пригородных пассажирских перевозок Сизову С.В. и начальникам железных дорог в 2010 году провести испытания и начать в установленном порядке внедрение на железных дорогах ремонтно-оперативной радиосвязи на базе сети связи общего пользования стандарта GSM (POPC GSM) в качестве резервного вида радиосвязи для машинистов локомотивов в чрезвычайных и других нестандартных ситуациях.
12. Вице-президенту Атькову О.Ю. и начальнику Департамента здравоохранения Краевому С.А. представить до 1 февраля 2010 г. в установленном порядке предложения о дальнейшем совершенствовании профессионального психофизиологического отбора и психофизиологическом сопровождении профессиональной деятельности работников локомотивных бригад.
13. Вице-президенту Воротилкину А.В., генеральному директору ОАО "Желдорреммаш" Гапееву С.Н. (по согласованию) и начальнику Центра технического аудита Палкину С.В. организовать до 1 января 2010 г. проверку выполнения технологии ремонта электрических машин на Воронежском тепловозоремонтном заводе и при необходимости представить программу дооснащения электромашинных цехов локомотиво-ремонтных заводов, направленную на повышение качества и надежности локомотивов.
14. Вице-президенту Тишанину А.Г., начальнику Департамента безопасности движения Волкову А.Н., руководителям причастных департаментов, управлений, дирекций, филиалов и дочерних закрытых обществ (по согласованию), начальникам железных дорог, и.о. генерального директора ОАО "ВНИИЖТ" Шенфельду К.П. (по согласованию):
1) с учетом реформирования системы управления ОАО "РЖД" переработать до 1 ноября 2010 г. Системные меры, направленные на обеспечение высокого уровня управляемости безопасностью движения поездов для филиалов ОАО "РЖД", участвующих в перевозочном процессе, утвержденные ОАО "РЖД" 12 мая 2005 г.;
2) продолжить работу над формированием эффективной системы управления безопасностью движения поездов на железных дорогах.
15. Вице-президенту Воротилкину А.В., начальникам Дирекции тяги Машталеру Ю.А. и Департамента по организационно-штатным вопросам Костенец И.А. определить до 1 января 2010 г. количество эксплуатационных локомотивных депо, включая оборотные, которое необходимо для обеспечения управления локомотивным эксплуатационным комплексом.
16. Вице-президенту Воротилкину А.В., начальникам Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Лубягову A.M., Дирекции тяги Машталеру Ю.А. и генеральному директору ОАО "Желдорреммаш" Гапееву С.Н. (по согласованию) определить и утвердить комплекс организационно-технических мероприятий и внести в инвестиционную программу и программу капитального ремонта локомотивов изменения, направленные на коренное улучшение технического состояния локомотивного парка, с уделением особого внимания парку пассажирских локомотивов.
17. За необеспечение безопасности движения поездов, отсутствие должной требовательности к своим заместителям, начальникам станций и локомотивных депо в отношении обучения дежурных по станции и локомотивных бригад действиям в нестандартных ситуациях освободить начальника Мичуринского отделения Юго-Восточной железной дороги Захарова B.C. от занимаемой должности.
18. За ослабление контроля за организацией и проведением профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов, отсутствие должной требовательности к руководителям структурных подразделений локомотивного хозяйства в отношении выполнения должностных обязанностей освободить начальника службы локомотивного хозяйства Юго-Восточной железной дороги Краснова А.И. от занимаемой должности.
19. За невыполнение условий трудового договора, касающихся организации работы структурных подразделений Юго-Восточной железной дороги по обеспечению безопасности движения и выполнению требований ПТЭ, отсутствие индивидуальной работы с персоналом и его неподготовленность к чрезвычайным ситуациям, что явилось основной причиной столкновения вспомогательного локомотива с пассажирским поездом N 32 сообщением Москва - Тамбов, а также невыполнение пункта 3.6.3 решения правления ОАО "РЖД" (протокол от 23-24 декабря 2008 г. N 43) о снижении количества нарушений безопасности движения и отказов в работе технических средств не менее чем на 15 процентов предупредить начальника Юго-Восточной железной дороги Володько А.И. о его неполном должностном соответствии. Установить срок 1 год для устранения имеющихся недостатков и создания четкой системы организации перевозочного процесса в чрезвычайных ситуациях.
20. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на старшего вице-президента Гапановича В. А. и вице-президентов Воротилкина А.В., Лемешко В.Г. и Тишанина А.Г.

Президент ОАО "РЖД"
В.И.Якунин