Распоряжение ОАО РЖД от 25.11.2009 N 2412р

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 ноября 2009 г. N 2412р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ЦЕНТРА ТЕХНИЧЕСКОГО АУДИТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРИОБРЕТАЕМОЙ ОАО "РЖД" ПРОДУКЦИИ

В целях совершенствования нормативных и правовых условий проведения технического аудита, инспекционного и приемочного контроля на машиностроительных предприятиях, а также повышения эффективности корпоративной системы обеспечения безопасности и качества приобретаемой ОАО "РЖД" продукции на основе внедрения Центром технического аудита передовых методов и инструментов качества:
1. Утвердить прилагаемый Регламент Центра технического аудита по обеспечению качества приобретаемой ОАО "РЖД" продукции (далее - Регламент).
2. Руководителям подразделений аппарата управления, филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" обеспечить выполнение требований Регламента по соответствующим сферам деятельности, установленным нормативными документами ОАО "РЖД", в том числе:
согласовывать с Центром технического аудита технико-экономические обоснования и технические задания на разработку продукции, технические требования к продукции, технические условия на продукцию, а также программы и методики испытания продукции, техническую и конструкторскую документацию, технологические и другие инструкции, включая внесение изменений в указанные документы;
предусматривать участие Центра технического аудита в приемочных, квалификационных, типовых, периодических, приемо-сдаточных и других видах испытаний, а также в обследовании производства по заявкам федеральных органов по техническому регулированию и в области железнодорожного транспорта для присвоения идентификационного номера изготовителям продукции;
после утверждения положения о порядке проведения процедуры оценки производственных систем предприятий-производителей машиностроительной продукции, учитывать при проведении закупок продукции на конкурсной основе оценку производственных систем предприятий-производителей продукции, полученную ими в результате проведения Центром технического аудита процедур, установленных соответствующими стандартами ОАО "РЖД".
3. Начальнику Департамента управления дочерними и зависимыми обществами Федулову Г.М. обеспечить принятие советами директоров дочерних обществ ОАО "РЖД" по ежегодно представляемому ЦТА перечню с проектом соглашения (договора), решений обязывающих указанные в перечне общества заключать с ОАО "РЖД" в лице руководителя Центра технического аудита на основании выданной ему доверенности соглашения (договоры) на исполнение процедур, предусмотренных Регламентом, учитывая, что для продукции, поставляемой в ОАО "РЖД", данные процедуры осуществляются на безвозмездной основе.
4. Начальнику Центра технического аудита Палкину С.В.:
внести в установленном порядке предложения о приведении Положения о Центре технического аудита в соответствие с Регламентом и организовать исполнение Регламента, в том числе инспекторами-приемщиками на заводах по изготовлению подвижного состава, элементов инфраструктуры и их составных частей;
разработать и представить в установленном порядке необходимые нормативные документы и стандарты ОАО "РЖД", детализирующие порядок реализации установленных Регламентом процедур.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на старшего вице-президента Гапановича В.А.

Президент ОАО "РЖД"
В.И.Якунин

 

УТВЕРЖДЕН
распоряжением ОАО "РЖД"
от 25.11.2009 г. N 2412р

РЕГЛАМЕНТ
ЦЕНТРА ТЕХНИЧЕСКОГО АУДИТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, ПРИОБРЕТАЕМОЙ ОАО "РЖД"

1. Общие положения

1. Настоящий Регламент направлен на повышение эффективности корпоративной системы обеспечения безопасности и качества приобретаемой ОАО "РЖД" продукции на основе внедрения Центром технического аудита (далее - ЦТА) передовых методов и инструментов качества. Требования настоящего Регламента охватывают основные этапы жизненного цикла продукции, включающие разработку, постановку на производство, серийное производство, поставку, эксплуатацию в гарантийный период, капитальный ремонт и модернизацию.
2. Настоящий Регламент устанавливает порядок организации работы и осуществления взаимодействия ЦТА с предприятиями-производителями продукции, подразделениями аппарата управления, филиалами, другими структурными подразделениями, дочерними и зависимыми обществами ОАО "РЖД" (далее - ДЗО), их структурными подразделениями и другими заинтересованными сторонами в области обеспечения качества продукции. Применение настоящего Регламента сторонними организациями, в том числе ДЗО оговаривается в договорах или соглашениях с ОАО "РЖД".
3. ЦТА является структурным подразделением ОАО "РЖД", уполномоченным на проведение аудита систем менеджмента качества (далее - СМК), систем менеджмента бизнеса (далее - СМБ), технического аудита, инспекционного и приемочного контроля, оценки соответствия продукции, процессов ее изготовления, производственных систем предприятий-производителей, технической и нормативной документации, методов и средств контроля установленным требованиям.
4. Технический аудит, аудит СМК, инспекционный и приемочный контроль осуществляются ЦТА как представителем заказчика (второй стороны) на основании соответствующих договоров (контрактов), соглашений, содержащих необходимые для этого условия, установленные ОАО "РЖД".
5. По условиям безопасности в холдинге ОАО "РЖД" не может использоваться продукция, не соответствующая требованиям ОАО "РЖД", в том числе:
изготовленная по технической документации, не согласованной ОАО "РЖД", включая ЦТА;
не прошедшая инспекционный и приемочный контроль;
с отсутствующими документами, удостоверяющими качество (паспорт качества, сертификат соответствия и др.) и разрешительными документами;
без установленной требованиями маркировки, клейм предприятия-производителя и приемочного контроля.
6. ЦТА осуществляет реализацию основных направлений политики ОАО "РЖД" в области стратегического управления качеством продукции, потребляемой ОАО "РЖД".

2. Используемые термины и определения

Для целей настоящего Регламента используются следующие термины и понятия:
аудит СМК - систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и их объективной оценки с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита;
аудит технический - системный анализ, осуществляемый подготовленными специалистами, позволяющий определить степень соответствия деятельности и полученных результатов политике по качеству, оценить эффективность реализуемых мероприятий и их пригодность установленным целям в области качества;
аудитор - специалист ЦТА, обладающий компетенциями в области проведения аудита;
выводы аудита (наблюдения) - результат оценки собранных свидетельств аудита на соответствие критериям аудита;
заинтересованные подразделения - подразделения (департаменты и управления) аппарата управления ОАО "РЖД", его филиалы и другие структурные подразделения, ДЗО и их структурные подразделения;
заинтересованные стороны - заинтересованные подразделения ОАО "РЖД", органы государственного регулирования, надзора и сертификации, предприятия-производители и потребители продукции, их объединения и другие сторонние организации;
заказчик - ОАО "РЖД", его филиалы, ДЗО и другие сторонние организации, осуществляющие заказ на поставку продукции или услуг по аудиту, инспекционному и приемочному контролю;
инспекционный контроль - процедура оценки соответствия уполномоченным подразделением (его работниками) с целью проверки эффективности ранее выполненного контроля или определения того, что продукция, процесс или услуга продолжают соответствовать установленным требованиям;
инспектор-приемщик заводской, старший инспектор-приемщик заводской-работники ЦТА, осуществляющие инспекционный и приемочный контроль непосредственно у предприятия- производителя;
летучий контроль - контроль в случайное время;
нормативный документ - документ, обязательный для исполнения, устанавливающий правила, общие принципы и характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов;
область аудита - содержание (охватываемые структурные подразделения, виды деятельности, процессы, период времени) и границы аудита.
план аудита - описание деятельности и мероприятий по проведению аудита;
потребитель - ОАО "РЖД", его филиалы, ДЗО, использующие продукцию по назначению;
предприятие-производитель - предприятие, осуществляющее разработку, изготовление, капитальный ремонт, модернизацию продукции, указанной в настоящем Регламенте и предназначенной для обращения на инфраструктуре железнодорожного транспорта;
предписание - обязательный для исполнения документ об устранении выявленных нарушений нормативных требований, выдаваемый предприятию-производителю при осуществлении мероприятий по контролю;
письменное извещение - документ, подтверждающий предъявление к приемочному контролю продукции, которая получила положительные результаты по всем операциям производственного контроля и принята службами технического контроля предприятия-производителя.
приемка продукции - процесс проверки соответствия продукции требованиям, установленным стандартами, конструкторской документацией, техническими условиями, договорами на поставку (разработку), и оформление соответствующих документов. Приемка продукции является составляющей производственного контроля, охватывает весь процесс изготовления продукции и, как правило, осуществляется персоналом предприятия-производителя по установленным им правилам;
приемочный контроль - контроль установленной части характеристик продукции на соответствие требованиям, по результатам которого принимается решение о ее пригодности к использованию по назначению. Является завершающим элементом приемки продукции;
продукция - все виды подвижного состава, его составные части, компоненты, используемые в железнодорожной инфраструктуре и их составляющие, при изготовлении, ремонте и модернизации которых, по требованиям нормативной и технической документации, осуществляется присвоение индивидуальных идентификационных номеров или идентификационных номеров предприятия-производителя, клеймение, приемочный и инспекционный контроль. Подвижной состав и его составные части после капитального ремонта и модернизации для целей настоящего Регламента также относятся к продукции;
производственная система - совокупность технологических систем и систем обеспечения их функционирования (технического обслуживания и ремонта, метрологического обеспечения и т.п.), предназначенная для изготовления продукции определенного наименования (вида);
производственный контроль - контроль, осуществляемый на стадии изготовления продукции;
прослеживающий аудит - аудит, осуществляемый с целью оценки результативности выполнения разработанных предприятием-производителем по итогам ранее проведенных аудитов корректирующих и предупреждающих мероприятий;
свидетельства аудита - записи, изложение фактов или другая информация, которые имеют отношение к критериям аудита и могут быть проверены и (или) воспроизведены;
техническая документация на продукцию - совокупность документов, необходимых и достаточных для непосредственного использования на каждой стадии жизненного цикла продукции;
технические требования - совокупность технических характеристик изготавливаемой продукции, удовлетворяющих потребительским и коммерческим параметрам, заданным заказчиком;
технические условия - документ, содержащий требования к продукции, процессам ее изготовления, методам контроля и приемки;
технический эксперт - работник ЦТА, обладающий специальными знаниями и опытом применительно к объекту, подвергаемому техническому аудиту;
уполномоченное подразделение - подразделение, организующее инспекционный и приемочный контроль, осуществляющее аудит. Для целей настоящего Регламента к нему относится ЦТА;
уполномоченные лица (лицо) - руководители и специалисты ЦТА, а также работники, занимающие должности инспекторов-приемщиков (старших инспекторов-приемщиков) заводских, осуществляющие инспекционный и приемочный контроль, и специалисты по аудиту;
холдинг ОАО "РЖД" - структурные подразделения (департаменты и управления) аппарата управления, филиалы, другие структурные подразделения ОАО "РЖД", дочерние и зависимые общества (ДЗО) ОАО "РЖД" и их структурные подразделения.

3. Организация технического аудита

7. Аудит производственных систем, продукции и СМК (СМБ) проводится ЦТА по утверждаемым ОАО "РЖД" ежегодно планам, которые формируются на основе анализа по качеству и безопасности продукции с учетом заявок заинтересованных сторон. Ежегодный план в процессе исполнения дополняется соответствующими графиками и программами аудита, которые разрабатываются ЦТА, согласовываются с заинтересованными сторонами и утверждаются руководством ОАО "РЖД" в соответствии с распределением обязанностей. В исключительных случаях аудиты могут проводиться на внеплановой основе.
8. Технический аудит и аудит СМК (СМБ) осуществляют прошедшие специальную подготовку и имеющие практический опыт в указанной области работники ЦТА в соответствии со стандартами, нормативной и технической документацией, а также требованиями, предъявляемыми ОАО "РЖД" к производственным системам, продукции и СМК (СМБ) предприятий-производителей.
9. Разрабатываемые ЦТА программы каждого аудита по ежегодному плану утверждаются в установленном порядке руководителем, ответственным за управление программой аудита. Руководителем аудиторской группы формируется аудиторская группа, включая аудиторов, экспертов, кандидатов в аудиторы или в эксперты. Сведения об аудиторской группе ЦТА доводятся до руководства предприятия-производителя, подлежащего аудиту.
10. ЦТА заблаговременно уведомляет предприятия-производители и заинтересованные подразделения о предстоящем аудите в установленном ОАО "РЖД" порядке. Программа и план проведения аудита согласовываются с предприятием-производителем, подлежащим аудиту.
11. ЦТА организует аудит, как правило, в два этапа: первый - анализ документов до выезда на предприятие-производитель, второй - получение свидетельств аудита непосредственно на предприятии-производителе. Продолжительность каждого из этапов в зависимости от целей, области и границ аудита устанавливается программой аудита.
12. В начале и по завершении каждого из этапов аудита руководителем, ответственным за управление программой аудита, или руководителем аудиторской группы ЦТА проводятся совещания с участием руководителей причастного персонала предприятия-производителя. На совещаниях обсуждаются мероприятия по выполнению программы и плана аудита, согласовывается порядок обеспечения аудиторов необходимыми условиями для работы, в том числе техническими средствами, документами и фактическими производственными и технологическими данными, а также данные о функционировании СМК (СМБ) для получения объективных свидетельств аудита.
13. В процессе аудита предприятие-производитель обеспечивает доступ членов аудиторской группы ЦТА в производственные подразделения, предоставляет возможность интервьюирования работников, наблюдения за их деятельностью, участия в испытаниях, проведения идентификации и верификации процессов, оценки соответствия стандартов предприятия-производителя, пригодности и результативности мероприятий целям политики в области качества. Предприятие-производитель для проведения аудита назначает ответственных работников для координации работы специалистов и производственных подразделений с аудиторской группой ЦТА, закрепляет за членами аудиторской группы соответствующих специалистов, обеспечивающих необходимую организационную поддержку работы аудиторов, создает условия для обобщения наблюдений аудита и подготовки предварительных выводов аудита, устанавливает порядок проведения совещаний для обсуждения ежедневных промежуточных результатов аудита.
14. Руководитель аудиторской группы ЦТА в процессе проведения аудита обеспечивает изучение членами аудиторской группы представленных предприятием-производителем документов, распределяет между ними обязанности по направлениям аудита, контролирует получение аудиторами объективных свидетельств, составление ими ежедневных отчетов, организует обобщение наблюдений аудита в соответствии с утвержденной программой аудита.
15. Члены аудиторской группы ЦТА доступными методами аудита обеспечивают получение объективных свидетельств в соответствии с порученной им частью области аудита, составляют ежедневные индивидуальные отчеты.
16. Члены аудиторской группы ЦТА в процессе аудита оформляют в установленном порядке выявленные несоответствия, вносят предложения по улучшению выполнения программы аудита, а также при необходимости разрабатывают рекомендации по повышению результативности СМК и реализуемых предприятием мероприятий в области улучшения качества.
17. По результатам выполнения программы аудита руководитель, ответственный за управление ею, утверждает представленный руководителем аудиторской группы итоговый отчет и заключение аудита, которые направляются ЦТА заказчику аудита, а также по согласованию с ним заинтересованным сторонам.
18. По завершении выполнения программы аудита на предприятии-производителе проводится итоговое совещание с участием аудиторской группы ЦТА, руководителей и ответственных работников предприятия-производителя, на котором обсуждается итоговый отчет по аудиту и заключение аудита, определяются необходимые корректирующие и (или) предупреждающие мероприятия.
19. По итогам аудита руководством предприятия-производителя разрабатывается план реализации корректирующих и (или) предупреждающих мероприятий, который после согласования с ЦТА по содержанию и срокам утверждается руководителем предприятия-производителя и приказом доводится до персонала предприятия-производителя для исполнения.
20. Контроль реализации плана корректирующих и предупреждающих мероприятий осуществляется руководством предприятия-производителя и ЦТА путем проведения в согласованные сроки прослеживающих аудитов. Прослеживающие аудиты организуются и проводятся в том же порядке, как и плановые аудиты, но с соответствующей корректировкой целей, области и границ аудита.
21. При постановке новой продукции на производство ЦТА в обязательном порядке осуществляет технический аудит производства, целью которого является определение степени соответствия конструкторской и технологической документации, производственной системы предприятия-производителя требованиям, установленным нормативными и техническими документами.
22. В случае отрицательного заключения по результатам технического аудита новая продукция не допускается к приемочным испытаниям до устранения выявленных несоответствий. ЦТА представляет в приемочную комиссию специальный отчет, в котором оценивает степень соблюдения установленных требований при постановке продукции на производство и отражает уровень исправления предприятием-производителем выявленных при аудите несоответствий.
23. По заявке предприятия-производителя ЦТА проводит самостоятельно или принимает участие в аудите его субпоставщиков на основании договоров предприятия-производителя с субпоставщиками. При этом цели, программа, область и границы аудита согласовываются сторонами в договорном порядке. Отчет по аудиту субпоставщика представляется предприятию-производителю и по согласованию с ним и с субпоставщиком может представляться другим заинтересованным сторонам.
24. Работники ЦТА, осуществляющие процедуры аудита, отвечают за достоверность результатов наблюдений аудита, объективность свидетельств аудита, выводов и заключений аудита, а также за соблюдение конфиденциальности полученных от предприятий-производителей сведений, представляющих государственную и коммерческую тайну, в порядке, установленном ОАО "РЖД" и законодательством Российской Федерации.
25. В своей работе ЦТА и заинтересованные стороны руководствуются соответствующими стандартами ОАО "РЖД" и нормативными документами ОАО "РЖД".

4. Организация инспекционного и приемочного контроля

26. Инспекционный и приемочный контроль со стороны ОАО "РЖД" организуется ЦТА в порядке, установленном корпоративными нормативными документами (стандартами) и техническими требованиями. На предприятиях-производителях инспекционный и приемочный контроль осуществляется уполномоченными ОАО "РЖД" лицами, которыми на предприятиях-производителях являются инспекторы-приемщики (старшие инспекторы-приемщики) заводские - работники ЦТА.
27. Осуществление инспекционного и приемочного контроля продукции является обязательным требованием ОАО "РЖД" как к самой продукции, так и к процессам ее изготовления на предприятиях-производителях. Инспекционный и приемочный контроль как неотъемлемый элемент процессов изготовления и приемки продукции проводится по требованиям технической документации в соответствии с верифицированными программами и методиками, с использованием согласованных с предприятием-производителем видов контроля.
28. Инспекционный и приемочный контроль как важный элемент системы обеспечения безопасности продукции в процессе ее изготовления организуется ЦТА на основании требований технической документации предприятия-производителя, который создает на предприятии-производителе необходимые условия и рабочие места для осуществления уполномоченными лицами эффективного инспекционного и приемочного контроля продукции.
29. Для организации инспекционного и приемочного контроля ЦТА совместно с заинтересованными подразделениями составляет перечни продукции, утверждаемые вице-президентом ОАО "РЖД", курирующим техническую политику. Перечни продукции, подлежащей со стороны ОАО "РЖД" инспекционному и приемочному контролю, формируются на основании требований по безопасности продукции, фактических данных о ее безопасности, показателей стабильности технологии изготовления, степени влияния на обеспечение безопасности перевозок и надежности в эксплуатации. Указанные перечни продукции не являются исчерпывающими. При определении необходимости проведения инспекционного и приемочного контроля необходимо учитывать продукцию, указанную не только в перечнях, но и содержащуюся в определении понятия "продукция", предусмотренного в разделе 2 настоящего Регламента.
30. Инспекционному и приемочному контролю, организуемому ЦТА, подлежат все виды приемочных, приемо-сдаточных, квалификационных, типовых, периодических и других видов испытаний, подтверждающих соответствие продукции и процессов ее изготовления требованиям нормативных и технических документов по безопасности и требованиям ОАО "РЖД".
31. Инспекционный контроль осуществляется по согласованным с предприятием-производителем программам, планам и графикам, составляемым назначенным ЦТА уполномоченным лицом (старший инспектор-приемщик заводской, осуществляющий руководство инспекторами-приемщиками) на основании результатов анализа производственного контроля, испытаний продукции, приемочного контроля, технических аудитов, причин возникновения дефектов, брака и отказов продукции в эксплуатации.
32. Инспекционный контроль осуществляется после проведения предприятием-производителем установленных нормативной и технической документацией на продукцию операций производственного контроля и необходимых испытаний. Процедуры проведения ЦТА инспекционного и приемочного контроля определяются требованиями нормативной и технической документации на продукцию, а также условиями соответствующих соглашений с предприятиями-производителями.
33. Для проведения инспекционного контроля предприятие-производитель предоставляет уполномоченным лицам необходимую техническую документацию, доказательства верификации процессов, исправности и аттестации оборудования, а также создает условия для проведения контрольных испытаний или измерений, проверки знаний персонала и документов, удостоверяющих его квалификацию.
34. При плановых проверках предприятие-производитель уведомляется (в письменной форме) уполномоченным лицом о предстоящем инспекционном контроле с указанием оснований, места (производственное подразделение) и сроков его проведения. О летучем контроле предприятие-производитель уведомляется непосредственно в процессе его проведения.
35. Инспекционный контроль проводится с участием представителей предприятия-производителя. Результаты инспекционного контроля документируются актом произвольной формы с указанием выявленных несоответствий. По результатам инспекционного контроля руководителю предприятия-производителя при необходимости направляются предписания об устранении несоответствий в согласованные сроки.
36. При выявлении в ходе инспекционного контроля несоответствий, угрожающих безопасности перевозок, превышающих допустимую степень риска, недопустимого количества и уровня повторяемости несоответствий, фактов неудовлетворительной результативности предупреждающих и корректирующих мероприятий, снижающих уровень безопасности перевозок, уполномоченные лица совместно с предприятием-производителем обязаны принять необходимые меры, предотвращающие использование указанной продукции на железнодорожном транспорте.
37. В процессе приемочного контроля инспекторы-приемщики ЦТА принимают решение о пригодности продукции к использованию по назначению или о несоответствии ее установленным требованиям, включая специфические требования ОАО "РЖД".
38. Приемочный контроль представляет собой последовательные согласованные с предприятием-производителем действия уполномоченных лиц, сформированные на основе требований нормативной и технической документации и обеспечивающие объективность принятия решения о пригодности продукции к использованию по назначению.
39. Подразделением технического контроля предприятия-производителя предъявляется к приемочному контролю продукция, прошедшая необходимые этапы изготовления и приемки, приемо-сдаточные и другие виды испытаний и производственного контроля, подтверждающие ее соответствие требованиям нормативной и технической документации, регламентирующей процессы ее создания, производства, модернизации или ремонта, с документальным оформлением результатов.
40. Предъявление уполномоченному лицу продукции к приемочному контролю оформляется предприятием-производителем письменным извещением по согласованной с ЦТА форме с приложением документов, отражающих результаты производственного контроля. Количество и формы прилагаемых к письменному извещению документов на каждый вид продукции согласовываются предприятием-производителем с ЦТА или указываются в соответствующих соглашениях.
41. К приемочному контролю предъявляется каждая единица подвижного состава и установленная технической документацией его составная часть, представляющая самостоятельную сборочную единицу. Продукция массового производства предъявляется в объеме выборки, установленной технической документацией на ее изготовление, или в согласованном предприятием-производителем с ЦТА объеме.
42. Отбор образцов из партии продукции осуществляется методом случайной выборки инспектором-приемщиком, который определяет и согласовывает с предприятием-производителем виды и объем испытаний для проведения приемочного контроля продукции. Отбор образцов и проведение испытаний осуществляются работниками предприятия под наблюдением инспектора-приемщика заводского или по его решению самостоятельно.
43. Приемочный контроль проводится на специально оборудованном для этой цели рабочем месте с необходимыми условиями для осуществления инспектором-приемщиком установленных процедур приемочного контроля, включая визуальный осмотр для выявления несоответствия требованиям или технологических дефектов.
44. Приемочный контроль геометрических размеров осуществляется с помощью шаблонов, путем натурных измерений, по данным автоматического измерения геометрических параметров или на основании фиксированных результатов проведенных работниками предприятия-производителя измерений, представленных на бумажном или электронном носителе.
45. Приемочный контроль по ряду сложных технических параметров, предусмотренных в нормативной и технической документации на изготовление продукции, может осуществляться на основе анализа результатов приемосдаточных испытаний, или путем проведения по согласованию с предприятием-производителем дополнительных испытаний.
46. Результаты приемочного контроля и проведенных дополнительных испытаний продукции записываются инспектором-приемщиком в соответствующем журнале или непосредственно в документах, представленных предприятием-производителем вместе с письменным извещением. Результаты приемочного контроля на бумажном или электронном носителе хранятся на промышленном предприятии-производителе в течение всего срока эксплуатации продукции.
47. Приемочный контроль, связанный с использованием неразрушающих методов контроля, осуществляется после проверки инспектором-приемщиком работоспособности соответствующих приборов или установки неразрушающего контроля, анализа результатов ранее проведенного предприятием-производителем контроля ее работы. Методики и технологические инструкции проведения всех видов неразрушающего контроля согласовываются предприятиями-производителями с ЦТА и заинтересованными подразделениями ОАО "РЖД" после их верификации в установленном порядке.
48. Приемочный контроль всех видов подвижного состава после изготовления или ремонта включает в себя проверку комплектности и выполнения предприятием-производителем требований по техническому состоянию продукции перед отправкой потребителю, безопасности следования в транспортном положении к месту эксплуатации, а также правильности оформления учетной, разрешительной и сопроводительной документации.
49. При выявлении несоответствий установленным требованиям, продукция отклоняется от приемочного контроля. К отклоненной от приемочного контроля продукции предприятие-производитель применяет процедуры управления несоответствующей продукцией, регламентирующие исправления допустимых несоответствий или отнесение такой продукции к окончательному браку.
50. При положительных результатах проведенных испытаний продукции инспекторы-приемщики с участием персонала предприятия-производителя организуют установленное нормативной и технической документацией приемочное клеймение, предприятие-производитель составляет паспорт качества и другие документы о качестве продукции, о также документы, разрешающие использование продукции по назначению, которые после завершения приемочного контроля подписываются инспекторами-приемщиками и представителями предприятия-производителя и заверяются соответствующими печатями.
51. Форма паспорта качества и других документов о качестве продукции, подписываемых уполномоченными лицами после проведения приемочного контроля, а также формы иных учетных, разрешительных и сопроводительных документов утверждаются ОАО "РЖД" в установленном порядке.
52. Предприятие-производитель под контролем инспекторов-приемщиков обеспечивает, чтобы прошедшая приемочный контроль продукция была полностью укомплектована и надлежащим образом упакована или приведена в транспортное положение, имела необходимые клейма и маркировку в соответствии с требованиями стандартов, технических условий и условий договоров (контрактов).
53. Приемочный контроль продукции, приобретаемой ОАО "РЖД" и его филиалами у ДЗО и их структурных подразделений для эксплуатационных целей, осуществляется в порядке и на условиях, установленных ОАО "РЖД".
54. ЦТА по обращениям предприятий-производителей продукции, которая используется сторонними потребителями, может организовывать инспекционный и приемочный контроль на договорной основе с использованием гражданско-правовых договоров со специалистами, успешно прошедшими в ЦТА проверку знаний и нанимаемыми ЦТА для выполнения функций контроля продукции.
55. В случае выявления инспекционным и приемочным контролем несоответствий условиям договоров (контрактов), требованиям ОАО "РЖД" или несоответствий, угрожающих безопасности перевозок, старший инспектор-приемщик направляет руководителю предприятия-производителя предписание с требованием устранить недостатки в согласованные сроки и при необходимости принимает решение о приостановке приемочного контроля продукции, о котором в установленном порядке уведомляет ЦТА.
56. Возобновление приемочного контроля осуществляется по разрешению ЦТА на основании письменного сообщения производителя о результатах принятых мер и после получения положительных результатов инспекционного контроля реализованных предприятием-производителем мероприятий, проверки качества продукции, технологической операции или процесса. О разрешении ЦТА возобновить приемочный контроль руководитель предприятия-производителя уведомляется старшим инспектором-приемщиком заводским в установленном ЦТА порядке.
57. ЦТА регулярно проводит инспекционные проверки наличия у предприятий-производителей идентификационных номеров клеймения продукции и соблюдения правил клеймения продукции. При изменении технологии и (или) местонахождения производства, а также обнаружении несоответствия производства установленным требованиям ЦТА выдает предписания об устранении выявленных несоответствий или на проведение предупреждающих мероприятий.
58. Разногласия, возникающие в процессе инспекционного и приемочного контроля по вопросам, связанным с оценкой качества и безопасности продукции, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
59. Инспекционный и приемочный контроль продукция со стороны ОАО "РЖД" не освобождает предприятие-производителя от установленной законодательством и условиями договоров ответственности за обеспечение безопасности и качества изготовленной продукции.
60. Инспекторы - приемщики и ЦТА несут ответственность за достоверность результатов инспекционного и приемочного контроля в порядке, установленном ОАО "РЖД", и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Обеспечение соответствия установленным требованиям технической и нормативной документации

61. ЦТА совместно с подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД", отвечающими за организацию разработки и постановки продукции на производство, осуществляет в процессе согласования технической документации контроль соответствия разрабатываемой конструкторской, технологической, ремонтной, эксплуатационной и другой технической документации требованиям системы постановки продукции на производство.
62. На этапе разработки заинтересованные стороны согласовывают с ЦТА на предмет соответствия требованиям ОАО "РЖД" по безопасности и по качеству продукции следующую техническую документацию:
технико-экономические обоснования на разработку продукции (ТЭО), технические требования к продукции (ТТ), технические задания на разработку продукции (ТЗ), технические условия на продукцию (ТУ);
программы и методики испытаний продукции, технологическую и конструкторскую документацию, методики контроля, диагностики и измерений;
проекты модернизации, руководства по проведению капитального ремонта, типовые технологические процессы капитального ремонта и модернизации подвижного состава и его составных частей;
документы, разрешающие применение новых или замену установленных технической документацией материалов и комплектующих;
извещения о внесении изменений в техническую документацию.
63. ЦТА рассматривает и согласовывает в установленном порядке:
проекты стандартов ОАО "РЖД" на продукцию и стандартов по управлению качеством продукции, национальных и отраслевых стандартов на продукцию и процессы ее изготовления, относящиеся к компетенции ЦТА;
предложения ОАО "РЖД" по перечню продукции, подлежащей обязательному и добровольному подтверждению соответствия;
предложения ОАО "РЖД" по нормам безопасности и по проектам технических регламентов по безопасности;
проекты документов, необходимых для подтверждения соответствия нормам безопасности и требованиям технических регламентов;
проекты правил технической эксплуатации и требований по безопасности продукции на этапе эксплуатации;
проекты нормативных документов, разрабатываемые ОАО "РЖД" или с участием ОАО "РЖД", а также документов, определяющих порядок организации на инфраструктуре ОАО "РЖД" поднадзорной эксплуатации новой продукции, эксплуатации опытной и серийной продукции в гарантийный период;
предложения заинтересованных сторон по внесению изменений в указанные в настоящем пункте нормативные документы.
64. ЦТА в пределах своей компетенции организует контроль соответствия нормативной и технической документации требованиям по безопасности и стандартам управления качеством продукции на предприятиях-производителях.
65. Инспекторы-приемщики ЦТА осуществляют контроль за соответствием требованиям ОАО "РЖД" изменений, вносимых предприятиями-производителями в конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию на продукцию и процессы ее изготовления.

6. Оценка производственных систем и одобрение производства продукции

 

66. Оценку соответствия производственных систем установленным нормативными документами требованиям и одобрение производства продукции как способного удовлетворить специальные требования ОАО "РЖД" осуществляет ЦТА на основе соответствующих соглашений с предприятиями-производителями.
67. Инициаторами оценки производственных систем и одобрения производства продукции являются заинтересованные стороны, которые направляют в ЦТА согласованные с предприятиями-производителями соответствующие обращения. Указанные процедуры проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
68. На основании обращений заинтересованных сторон ЦТА образует рабочие группы специалистов под руководством ЦТА, формирует соответствующие планы, программы, которые после утверждения ОАО "РЖД" доводятся до предприятий-производителей и инициаторов проведения работы по оценке производственных систем и одобрению производства.
69. Оценка производственных систем проводится ЦТА по процедурам установленным стандартами ОАО "РЖД", международными и национальными стандартами по системам качества. При проведении оценки учитываются требования к производственным системам, предусмотренные распоряжением ОАО "РЖД" от 3 1 декабря 2008 г. N 2910р.
70. Предприятие-производитель после согласования проведения процедур по оценке производственных систем и одобрению производства продукции создает необходимые условия для работы рабочей группы ЦТА, закрепляет за ней представителей предприятия-производителя, организует необходимые испытания продукции, предоставляет необходимую техническую документацию и доказательства соответствия продукции и технологии изготовления установленным требованиям.
71. Оценка соответствия производственных систем предприятий-производителей, продукция которых предлагается ОАО "РЖД" впервые или, которая не приобреталась более 3 лет, осуществляется специалистами ЦТА путем проведения полной процедуры, предусмотренной стандартом ОАО "РЖД" СТО 1.05.509.17-2008.
72. Оценка соответствия производственных систем предприятий-производителей, продукция которых приобретается ОАО "РЖД" ежегодно или с перерывом не более 3 лет, проводится специалистами ЦТА по согласованию с заинтересованными сторонами по сокращенной программе, предусмотренной стандартом ОАО "РЖД" СТО 1.05.509.17-2008.
73. Полная процедура оценки соответствия производственных систем предприятий-производителей предусматривает проведение технического аудита производства и аудита СМК (СМБ) специалистами ЦТА. Указанные аудиты осуществляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001 - 2008 "Системы менеджмента качества. Требования" по методике, предусмотренной стандартом ОАО "РЖД" СТО 1.05.509.16-2008.
74. Сокращенная программа предусматривает осуществление оценки специалистами ЦТА на основе контрольных листов (чек-листов), установленных стандартом ОАО "РЖД" СТО 1.05.509.16-2008. По сокращенной программе проведение оценки сертифицированной системы качества осуществляется на основании материалов по сертификации и заверенных копий сертификатов соответствия, выданных органами по сертификации.
75. При отсутствии сертификации СМК (СМБ) ЦТА в процессе проведения оценки производственных систем согласовывает с предприятиями-производителями программы подготовки и сроки сертификации СМК (СМБ) на соответствие требованиям, установленным международными стандартами ISO или IRIS.
76. Готовность производственной системы к серийному производству продукции и соответствие продукции установленным техническим требованиям и условиям безопасности определяется ЦТА на основе заключения приемочной комиссии, оценки заинтересованных подразделений и результатов обязательной сертификации продукции.
77. Готовность производства к изготовлению опытной партии продукции определяется ЦТА на основе заключения приемочной комиссии о приемке опытного образца и при условии устранения предприятием-производителем всех выявленных несоответствий в технологии изготовления, а также выполнения мероприятий по внедрению технологической оснастки и завершения подготовки производства к выпуску опытной партии или серийному производству.
78. По результатам проведения процедур оценки производственной системы ЦТА выдает предприятию-производителю соответствующее заключение, которым подтверждается способность предприятия-производителя удовлетворить требования ОАО "РЖД" по качеству или указывается необходимость приведения производственной системы в соответствие с установленными требованиями. Положительный вывод подтверждается выдаваемым ЦТА в установленном порядке документом об одобрении производства предприятия-производителя, срок действия которого не более трех лет.

7. Контроль процесса присвоения предприятиям-производителям идентификационного номера клеймения продукции

79. ЦТА в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации (постановление Правительства России от 30.07.2004 N397), совместно с заинтересованными подразделениями ОАО "РЖД" принимает участие в обследовании производства для присвоения предприятию-производителю идентификационного номера клеймения продукции. Представители ЦТА по согласованию с руководством ОАО "РЖД" в соответствие с распределением обязанностей включаются в состав причастной комиссии, формируемой Федеральным агентством по железнодорожному транспорту.
80. Заинтересованные подразделения, получив обращение Федерального агентства по железнодорожному транспорту по направлению специалистов ОАО "РЖД" для обследования производства на предмет присвоения предприятию-производителю идентификационного номера, запрашивают в ЦТА кандидатуры работников для включения в состав комиссии.
81. ЦТА представляет кандидатуры специалистов и запрашивает у предприятия-производителя необходимые материалы и техническую документацию для предварительного анализа состояния производства. При положительной оценке полученных материалов ЦТА направляет предприятию-производителю проект соглашения (договора) о порядке и условиях проведения инспекционного и приемочного контроля, назначает инспектора - приемщика, согласовывает с предприятием-производителем необходимый объем процедур по комиссионному обследованию производства.
82. Работники ЦТА - члены комиссии Федерального агентства по железнодорожному транспорту осуществляют процедуры обследования производства в порядке, установленном соответствующими стандартами ОАО "РЖД", и готовят для включения в акт комиссионного обследования заключение о степени соответствии производства установленным требованиям по безопасности и качеству с указанием, при необходимости, выявленных несоответствий и рекомендаций по их устранению.
83. В случае если предприятие-производитель не приводит в соответствие или допускает отклонения производственной системы от установленных требований, ЦТА вправе информировать Федеральное агентство железнодорожного транспорта, другие органы государственного регулирования и надзора, заинтересованные подразделения о возникновении угрозы безопасности, а также направляет руководителю предприятия-производителя соответствующее предписание с требованием об устранении недопустимых несоответствий.

8. Обеспечение качества продукции при постановке на производство и проведении испытаний

 

84. ЦТА осуществляет контроль соблюдения заинтересованными сторонами требований нормативных документов и стандартов, определяющих порядок постановки продукции на производство и проведения установленных видов испытаний продукции, обеспечивающих получение объективной оценки соответствия требованиям по безопасности и качеству.
85. Работники ЦТА совместно с заинтересованными подразделениями принимают участие в составе испытательных групп или комиссий в предварительных, приемочных, квалификационных, типовых, периодических, приемо-сдаточных и других видах испытаний, организуемых предприятиями-производителями. Порядок участия заинтересованных подразделений и ЦТА в указанных испытаниях согласовывается с предприятием-производителем.
86. Работники ЦТА при проведении контроля испытаний руководствуются положениями ГОСТ Р 15.201-2000 "Продукция производственно технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство", ОСТ 32.181-2001 "Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок заказа, разработки, постановки на производство, проведение испытаний и утилизации железнодорожной техники", стандартами ОАО "РЖД" и другими нормативными документами.
87. Изготовление опытных образцов продукции осуществляется после получения предприятиями-производителями положительного заключения ЦТА и подразделений, ответственных за разработку и постановку продукции на производство, о соответствии технической документации установленным требованиям по безопасности и качеству.
88. ЦТА в установленном порядке проводит инспекционный и приемочный контроль изготовления опытных образцов продукции, осуществляет оценку соответствия опытных образцов, процессов их изготовления и методов контроля требованиям по безопасности и качеству. При необходимости ЦТА по согласованию с предприятием-производителем осуществляет технический аудит производства опытных образцов.
89. ЦТА в согласованном с предприятием-производителем порядке осуществляет документальное оформление готовности опытных образцов и их допуска к предварительным (предъявительским) и последующим видам испытаний.
90. Опытные образцы, которые изготовлены с нарушением установленного порядка или в процессе изготовления которых предприятием-производителем не были устранены замечания инспекционного и приемочного контроля и не были выполнены рекомендации технического аудита, направленные на обеспечение соответствия требованиям по безопасности и качеству, к испытаниям не допускаются. О таком решении работники ЦТА уведомляют в установленном порядке предприятие-производитель и заинтересованные подразделения.
91. Представители ЦТА совместно с заинтересованными подразделениями в период подготовки и проведения испытаний продукции:
осуществляют оценку соответствия программ и методик испытаний установленным требованиям;
оценивают уровень организации и соответствие методов испытаний для получения объективных результатов;
проверяют соответствие организации и проведения испытаний продукции требованиям, установленным нормативной и технической документацией, на проведение испытания;
контролируют подготовку продукции к проведению испытаний и участвуют в отборе образцов продукции для проведения испытаний;
обеспечивают контроль за выполнением предприятием-производителем согласованных с ОАО "РЖД" корректирующих мероприятий, направленных на достижение соответствия новой продукции установленным требованиям.
92. ЦТА по заявкам заинтересованных подразделений может на договорной основе проводить техническую экспертизу продукции и выдавать производителям экспертные заключения с оценкой соответствия продукции и процессов изготовления установленным нормативной и технической документацией и заявленным требованиям.

9. Обеспечение требований по качеству в процессе сертификации продукции

93. Порядок участия ЦТА в процессах сертификации, сертификационных испытаниях и в подготовке экспертных заключений, учитываемых при сертификации, определяется соглашениями ОАО "РЖД" с органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.
94. Представители ЦТА привлекаются заинтересованными сторонами к участию в проведении сертификационных испытаний продукции и к оценке экспертных заключений на соответствие продукции установленным ОАО "РЖД" требованиям по качеству.
95. По заявке заинтересованных подразделений или на основании обращения органа по сертификации работники ЦТА отбирают в установленном порядке или осуществляют контроль соблюдения порядка отбора образцов продукции для проведения сертификационных испытаний.
96. ЦТА совместно с органами по сертификации участвует в сертификационных аудитах, используя в процессе их проведения, результаты инспекционного и приемочного контроля продукции, ранее проведенного ЦТА аудита, и оценивает выполнение предприятием-производителем предупреждающих и корректирующих мероприятий.
97. ЦТА совместно с органами по сертификации продукции принимает участие в инспекционных проверках для оценки уровня стабильности технологии и результатов контроля качества продукции, выполнения предприятием-производителем рекомендаций, выданных в процессе сертификации продукции и СМК (СМБ).
98. При получении от органов по сертификации или предприятия-производителя информации о проведении испытаний в аккредитованном испытательном центре, расположенном на территории предприятия-производителя, ЦТА организует своими силами контроль за соблюдением установленных требований при проведении сертификационных испытаний продукции и подтверждает полученные результаты испытаний.
99. ЦТА вправе информировать органы по сертификации продукции, органы по государственному регулированию в области железнодорожного транспорта, государственные органы по надзору в сфере железнодорожного транспорта о неисполнении предприятием-производителем установленных требований к продукции и процессам ее изготовления в порядке, установленном законодательством по техническому регулированию.
100. Запрашиваемая заинтересованными сторонами информация от ЦТА должна подтверждаться актами проверок, материалами, содержащими сведения о маркировке продукции, ее учетном номере, изготовителе, дате изготовления и характере нарушений требований нормативной и технической документации, копиями актов и протоколов испытаний.
101. ЦТА представляет заинтересованным сторонам ежегодно в порядке, установленном ОАО "РЖД", отчет о результатах своей деятельности.

10. Организация стратегического управления качеством

102. В целях организации стратегического управления качеством ЦТА:
формирует и обновляет базу данных о работе предприятий-изготовителей по повышению качества продукции;
осуществляет контроль за реализацией мероприятий по обеспечению внедрения требований стандарта IRIS на предприятиях - изготовителях продукции;
организует подготовку, одобрение и заключение соглашений ОАО "РЖД" с предприятиями-изготовителями продукции на среднесрочную перспективу о повышении качества продукции, в том числе по срокам подготовки и внедрения стандарта IRIS;
проверяет соблюдение предприятиями-изготовителями продукции дополнительных требований ОАО "РЖД" к качеству продукции с учетом положений стандарта IRIS;
проводит мониторинг выполнения соглашений о повышении качества продукции с проведением оценки изготовителей продукции;
осуществляет контроль исполнения изготовителями продукции корректирующих и предупреждающих мероприятий по установленным несоответствиям требованиям стандартов в области качества для повышения надежности и безопасности продукции;
рассматривает и согласовывает в установленном порядке методы и инструменты, используемые предприятиями-производителями для управления качеством продукции.
103. ЦТА организует проведение оценки производственно-технологических систем и СМК изготовителей продукции.
104. ЦТА осуществляет регулярное формирование рейтинга изготовителей продукции.
105. ЦТА использует данные рейтинга, оценки производственно-технологических систем и СМК при проведении конкурсных процедур и подготовке договоров.
106. Для мотивации предприятий-производителей к улучшению качества продукции ЦТА:
организует в ОАО "РЖД" проведение конкурса на лучшее качество подвижного состава и сложных технических систем;
осуществляет внедрение системы категорирования продукции и дифференцирования по сортности в зависимости от прогрессивности технологии и уровня дефектности, которая позволит повысить экономическую заинтересованность производителей к улучшению качества;
вносит предложения заинтересованным подразделениям о введении инвестиционной составляющей в стоимость продукции для поощрения предприятий-производителей к освоению новой продукции, требования, к качеству которой соответствуют или превосходят требования к качеству лучших зарубежных аналогов.
107. ЦТА принимает участие в проводимых ОАО "РЖД" конференциях и совещаниях с предприятиями-производителями по вопросам улучшения качества продукции.

11. Взаимодействие в области качества с международными и российскими организациями и их объединениями

108. ЦТА осуществляет в установленном ОАО "РЖД" порядке взаимодействие в области качества с международными и российскими организациями и их объединениями - НП "ОПЖТ", ООО "Союз машиностроителей России", UNIFE, IRIS, AAR и другими.
109. ЦТА осуществляет координацию заинтересованных подразделений ОАО "РЖД" по взаимодействию с НП "ОПЖТ", ООО "Союз машиностроителей России", UNIFE, IRIS, AAR.
110. ЦТА участвует в работе комитетов, комиссий и рабочих групп организаций и объединений, указанных в пунктах ПО и 111 настоящего Регламента, по разработке новой нормативно-технической базы, формированию новых методов работы с предприятиями-производителями и вопросам улучшения качества изготовления, ремонта и модернизации продукции железнодорожного машиностроения.
111. Взаимодействие ЦТА с объединениями собственников подвижного состава осуществляется в рамках организации и проведения технического аудита, инспекционного и приемочного контроля, в процессах создания, изготовления и испытания новых видов подвижного состава.
112. Программы и планы контактов с зарубежными партнерами разрабатываются, и переговоры с ними осуществляются по согласованию с Департаментом международных связей.
113. ЦТА в пределах своей компетенции принимает участие в качестве полномочного представителя ОАО "РЖД" в работе соответствующих комиссий, рабочих групп, действующих в рамках дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ и стран Балтии, Организации содружества железных дорог, Международного союза железных дорог.
114. ЦТА сотрудничает с Европейским объединением железнодорожной индустрии (UNIFE) и центром менеджмента IRIS в части гармонизации стандартов железнодорожной промышленности и внедрения международного стандарта IRIS на предприятиях отечественного железнодорожного машиностроения и ОАО "РЖД" как основного потребителя продукции.