Распоряжение ОАО РЖД от 16.10.2009 N 2105р

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 октября 2009 г. N 2105р

О СЛУЧАЕ СХОДА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ГРУЗОВОМ ПОЕЗДЕ N 2528 НА ПЕРЕГОНЕ ЛЕДЯНАЯ - УСТЬ-ПЕРА СВОБОДНЕНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

11 августа 2009 г. в 8 часов 00 минут на 7770 км ПК 1 перегона Ледяная - Усть-Пера в поезде N 2528 при скорости 23 км/час в кривой радиусом 738 м допущен сход восьми вагонов в хвостовой части поезда без нарушения габарита по первому главному пути.
В результате схода повреждено 75 метров пути, 7 вагонов в объеме текущего и один вагон в объеме деповского ремонтов. Перерыв движения по второму главному пути составил 8 часов 30 минут, задержано 70 грузовых поездов на общее время 239 часов 10 минут, 7 пассажирских поездов на 11 часов 45 минут, 6 пригородных поездов на 3 часа 43 минуты. Материальный ущерб компании по предварительным данным составил 1 533 157 рублей.
Путь на месте схода бесстыковой, рельсы типа Р65, шпалы железобетонные с эпюрой 2000 шпал на 1 км пути, скрепление КБ-65, балласт щебеночный. Рельсовая плеть N 77694 закреплена при температуре +23 Град.С. Пропущенный тоннаж составил 746 млн. тонн брутто. Установленная скорость движения поездов 100/80/60 км/ч.
По результатам прохода путеизмерительного вагона N 010 6 августа 2009 г. на 7770 км выявлено 17 неисправностей П-й степени, путь оценен в 40 баллов с оценкой "хорошо".
Расследованием установлено, что 11 августа 2009 г. с 6 часов 30 минут до 8 часов 30 минут на 7770 км ПК 1 второго главного пути перегона Ледяная - Усть-Пера бригада монтеров Михайло-Чесноковской дистанции пути под руководством дорожного мастера Щербы К.Е. производила работы по вырезке дефектного места в рельсовой плети с выдачей предупреждения по форме N 1 "Остановка у красного сигнала, а при его отсутствии следовать со скоростью не более 25 км/ч".
В нарушение требований указания МПС России от 19 августа 1996 г. N Г-738у и телеграфного указания ОАО "РЖД" от 24 июля 2009 г. N 12486 инструктаж дорожному мастеру Щербе К.Е. на право производства и ограждения места работ начальником дистанции пути Холопенко В.Д. не проводился.
Вырезка дефектного места и установка временного рельса длиной 8,0 м, в нарушение требований Типовых технически обоснованных норм времени на работы по текущему содержанию пути ТНВ N 52 выполнялась бригадой в составе 5 монтеров пути, при требовании 8 монтеров пути (не включая руководителя работ и сигналистов).
В нарушение требований пункта 4.1 Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ от 28.07.1997 N ЦП-485 (далее - Инструкция N ЦПТ-485) снятие напряжения в рельсовой плети производилось путем резки газовым резаком и выполнения пропила рельсорезным станком без установки петард и красных щитов, осуществляя пропуск поездов со скоростью 25 км/ч.
В нарушение требований пункта 4.2 приложения N 4 Технических указаний по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути (далее - ТУ-2000) на место пропила не были установлены шестидырные накладки и на месте реза газовым резаком накладки не были закреплены.
В нарушение требований пункта 4.5.4 ТУ-2000 пропил рельсорезным станком производился на расстоянии 1,02 метра от места реза газовым резаком, рельс указанной длины был закреплен на 2-х шпалах 4-мя клеммными болтами.
Вследствие динамических воздействий подвижного состава, на упорной нити кривой произошла раскантовка вырезанной части рельса длиной 1,02 метра с последующим сходом 8 вагонов в хвостовой части поезда N 2528.
Установлено, что на Михайло-Чесноковской дистанции пути в нарушение требований ТУ-2000 работы с разрывом рельсовой колеи проводятся без закрытия перегонов для движения поездов. Технология производства работ при выполнении вышеуказанных работ не выполняется.
Работа по временному восстановлению плетей в дистанции пути систематически проводится с нарушением требований "ТУ-2000" и технологии работ без выдачи заявок на предоставление "окон".
Инструктажи дорожным мастерам на право производства и ограждения места работ сигналами остановки начальником дистанции пути не проводятся.
В дистанции пути техническая учеба бригадиров пути, дорожных мастеров и старших дорожных мастеров технологии выполнения путевых работ осуществляется без практического закрепления знаний, в том числе и на полигоне бесстыкового пути. Обучение сигналистов в дистанции пути не организовано, данный вид обучения ограничен собеседованием на околотке. Электрогазосварщики не обучены технологии выполнения работ по резке рельсов в плети бесстыкового пути при температуре плети, превышающей температуру ее закрепления.
В нарушение требований приказа начальника Свободненского отделения Забайкальской железной дороги от 14 мая 2009 г. N 244/К "О распределении обязанностей между начальником и заместителями начальника отделения" начальник Свободненского отделения Забайкальской железной дороги Савчук С.В. не обеспечил должный уровень организации безопасности движения поездов, упустил контроль за организацией работ по текущему содержанию бесстыкового пути, не организовал выполнение системных мер, направленных на обеспечение высокого уровня управляемости безопасностью движения поездов.
Главный инженер Забайкальской железной дороги Большаков А.Н. не организовал необходимую работу на Забайкальской железной дороге по повышению уровня обучения руководителей и специалистов в подразделениях путевого хозяйства.
Департаментом пути и сооружений не было принято своевременных мер по разработке и утверждению установленным порядком типовых технологических карт на работы по краткосрочному, временному и окончательному восстановлению рельсовых плетей с учетом внедренных бесподкладочных упругих скреплений и новых методов сварки рельсовых плетей.
Причиной схода вагонов в поезде N 2528 явились нарушения технологии производства работ, установленные пунктом 4.2 приложения 4 и пунктом 4.5.4 ТУ-2000, и невыполнение требований главы 4 Инструкции N ЦП-485.
За допущенный сход вагонов в грузовом поезде N 2528 приказом начальника Забайкальской железной дороги Иванова С.Ю. от 22 августа 2009 г. N 305/Н привлечены к дисциплинарной ответственности в виде выговора исполняющий обязанности главного ревизора Свободненского отделения Забайкальской железной дороги Вольский И.Н., ревизор службы пути Забайкальской железной дороги Лемайкин В.П., первый заместитель начальника службы пути Забайкальской железной дороги Юсупов В.М. Начальник Михайло-Чесноковской дистанции пути Забайкальской железной дороги Холопенко В.Д. уволен с железнодорожного транспорта.
На основании разбора, проведенного в ОАО "РЖД" 28 августа 2009 г., и в соответствии с требованиями приказа Минтранса России "О порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий" от 25 декабря 2006 г. N 163, сход вагонов в грузовом поезде N 2528 на перегоне Ледяная - Усть-Пера 11 августа 2009 г. классифицировать как событие, связанное с нарушением правил безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта, и отнести к учету по ответственности за Михайло-Чесноковской дистанцией пути Забайкальской железной дороги.
В целях недопущения случаев схода с рельсов подвижного состава, повышения уровня профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов:
1. Начальнику Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б., начальнику ПТКБ ЦП Рабчуку С.А. разработать и до 31 марта 2010 г. в установленном порядке утвердить типовые технологические карты на работы по краткосрочному, временному и окончательному восстановлению рельсовых плетей с учетом внедренных методов сварки и новых типов промежуточных скреплений.
2. Всем начальникам железных дорог:
а) ознакомить с обстоятельствами и причинами допущенного схода вагонов в грузовом поезде N 2528 на перегоне Ледяная - Усть-Пера Свободненского отделения Забайкальской железной дороги работников, связанных с движением поездов, под роспись;
б) организовать и провести техническую учебу с дорожными и старшими дорожными мастерами с практическим показом технологии выполнения работ при нарушении целостности пути. Рассмотреть все случаи схода поездов, произошедшие в 2008 - 2009 годах по причине нарушения технологии и неограждения места производства работ;
в) организовать работу руководителей всех рангов в вопросах обеспечения безопасности движения на основе требований функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса. На основе факторного анализа причин возникновения нарушений безопасности движения поездов ежемесячно разрабатывать и принимать корректирующие меры, направленные на снижение числа нарушений;
г) исключить случаи формализма при проведении внезапных проверок соблюдения технологии при производстве работ путевыми бригадами, для чего приказами по дороге установить следующий порядок:
ежемесячно проводить внезапные проверки по соблюдению технологии работ, ограждения мест производства работ, наличия сигнальных принадлежностей и соответствующих удостоверений у сигналистов с охватом всех путевых бригад и околотков силами инженерно-технических работников и руководителей дистанций пути;
силами руководителей дистанций пути обеспечить проверку на всем протяжении ограждения мест производства работ, выполнение путевой бригадой плана работ, утвержденного начальником дистанции пути, при следовании в голове поезда не менее 2-х раз в месяц;
установить норматив ежемесячного проведения внезапных проверок по соблюдению технологии работ и ограждения мест производства работ для начальников служб пути и заместителей начальников служб пути не менее - 2-х проверок, для заместителей начальников отделений по инфраструктуре и заместителей начальников отделений по путевому хозяйству не менее - 4-х проверок;
материалы проверок оформлять в суточный срок, рассмотрение результатов проверок с принятием мер и доведением их до руководителей среднего звена осуществлять в течение трех суток;
при повторном выявлении нарушений технологии производства работ, а также не ограждения места производства работ в отношении виновных руководителей рассматривать в установленном порядке вопрос об их соответствии занимаемой должности;
провести персональный анализ деловых качеств, исполнительской и технологической дисциплины непосредственных исполнителей работ начальников участков, старших дорожных мастеров, дорожных мастеров, бригадиров пути. Работников, имевших неоднократные нарушения требований безопасности, отстранить от руководства, подбирая на эти должности наиболее ответственных лиц.
3. За невыполнение на Свободненском отделении Забайкальской железной дороги системных мер, направленных на обеспечение высокого уровня управляемости безопасности движения поездов, начальнику Свободненского отделения Забайкальской железной дороги Савчуку С.В. объявить выговор.
4. Указать главному инженеру Забайкальской железной дороги Большакову А.Н. на неудовлетворительную организацию технической учебы руководителей и специалистов в подразделениях путевого хозяйства Забайкальской железной дороги.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Воробьева В.Б.

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов