Директива по качеству ОАО РЖД N ДК 1.06.002 от 11.09.2009 г. N 1892р

Утвержден
распоряжением ОАО "РЖД"
от "11" сентября 2009 г. N 1892р

ДК 1.06.002

ДИРЕКТИВА ПО КАЧЕСТВУ ОАО "РЖД"

Система менеджмента изменений ОАО "РЖД".
Проведение изменений в ОАО "РЖД".
Основные положения

Дата введения - 1 сентября 2009 года

Введение
Настоящая директива по качеству относится к документам, описывающим процесс проведения изменений в системе менеджмента изменений ОАО "РЖД" на основе лидерства. Этот документ содержит описание основных элементов системы проведения изменений в ОАО "РЖД", включающей каскадную схему развертывания изменений, начиная от целевой модели корпоративной системы менеджмента до реализации проектов на уровне работников линейных предприятий, а также показывает взаимодействие системы менеджмента изменений с административной системой управления.
Использование настоящей директивы по качеству позволяет быстро проводить изменения в компании с вовлечением большого количества сотрудников, получать запланированный результат, организовывать четкую, согласованную работу по изменениям во всех системах управления.
Опыт проведения каскадной схемы развертывания показал большой ресурс и возможности компании в условиях преобразований.
Результаты проведения каскадов 2006-2008 годов, на которые опирается система менеджмента изменений:
- Подготовленные для реализации изменений люди (сотрудники компании).
- Функциональные проекты, содержащие развернутые планы, выполненные самими разработчиками или их последователями на последующих каскадах.
- Учителя, быстро осваивающие новую информацию и передающие ее участникам каскадов.
Периодическое проведение каскадов позволит ОАО "РЖД" быстро и эффективно достигать поставленные цели.

1. Область применения
1.1 Настоящая директива по качеству используется при проведении изменений в ОАО "РЖД" на основе лидерства.
1.2 Настоящая директива по качеству распространяется на организационные структуры ОАО "РЖД", участвующие в процессе изменений, применяется всеми подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД", филиалами ОАО "РЖД", Центром менеджмента изменений и иными структурными подразделениями ОАО "РЖД", задействованными в деятельности по реализации изменений в ОАО "РЖД".
1.3 Данный документ применяется при планировании проведения изменений для разработки целевой модели системы менеджмента изменений на основе лидерства в ОАО "РЖД" (ДК 1.06.001).

2. Цель создания концепции проведения изменений в ОАО "РЖД"
Целью создания концепции проведения изменений в ОАО "РЖД" является определение единых требований по осуществлению деятельности по изменениям.

3. Определение понятий
3.1 В настоящем документе применены следующие понятия с соответствующими определениями:
Административная система проведения изменений - система проведения изменений, использующая административные механизмы и инструменты.
Примечание - Традиционно включает такие механизмы и инструменты как приказы, распоряжения, программы мероприятий, совещания, бюджеты и т.п.
Жизненный цикл изменений - последовательность этапов проведения изменений от момента появления потребности в изменениях до их реализации.
Каскадная схема развертывания изменений (каскадная схема) - схема поэтапного планирования и реализации изменений от верхнего уровня управления ОАО "РЖД" к нижнему уровню на основе проектного подхода с постоянным увеличением количества вовлеченных сотрудников в процесс изменений.
Примечание - Каскадная схема основана на вовлечении сотрудников последующего уровня управления ОАО "РЖД" в развитие проектов изменений предыдущего уровня через выполнение собственных проектов изменений.
Каскадный уровень (каскад) - реализация каскадной схемы для одного уровня управления ОАО "РЖД" или его части.
Примечание - Примерами уровней управления ОАО "РЖД" являются: уровень вице-президентов, уровень руководителей филиалов, уровень руководителей департаментов, уровень руководителей отделений дорог и т.д.
Команда проекта - совокупность сотрудников, привлеченных к выполнению проекта и ответственных перед руководителем проекта за их выполнение [1].
Концепция изменений - основные направления планируемых изменений корпоративной системы менеджмента ОАО "РЖД".
Корпоративная система менеджмента (КСМ) - система менеджмента ОАО "РЖД", распространяющаяся на все элементы структуры компании, включая дочерние зависимые общества (ДЗО) и бизнес-единицы.
Примечание - Система менеджмента организации может включать различные системы менеджмента, такие как система менеджмента качества, система менеджмента финансовой деятельности или система менеджмента охраны окружающей среды (ГОСТ Р ИСО 9000).
Менеджмент изменений - скоординированная деятельность, направленная на планирование, реализацию, мониторинг, улучшение в области изменений.
Проект - уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам (ГОСТ Р ИСО 9000).
Проект изменений - это проект, реализуемый в системе менеджмента изменений ОАО "РЖД" на основе лидерства, направленный на улучшение процессов, продукции, услуг на конкретном объекте (компании, дороге, отделении дороги, линейном предприятии, цехе, участке и т.п.).
Система менеджмента изменений ОАО "РЖД" на основе лидерства - часть системы менеджмента ОАО "РЖД", основанная на принципах лидерства, направленная на реализацию изменений с использованием каскадной схемы.
Сессия - элемент каскада, имеющий определенные цели, результаты и протяженность во времени. Сессия может быть очной и заочной.
Участник каскада - сотрудник ОАО "РЖД", филиала ОАО "РЖД" или ДЗО, руководящий проектом изменений.
Учитель - сотрудник ОАО "РЖД" или сторонней организации, прошедший специальную подготовку для проведения сессий каскада.
Целевая модель КСМ - совокупность целей изменений, которые необходимо достичь за один жизненный цикл изменений; основных направлений и параметров изменений, разрабатываемый на основе стратегических целей ОАО "РЖД", отраженных в соответствующих документах.
Центр менеджмента изменений (ЦМИ) - структурное подразделение, осуществляющее оперативное управление системой менеджмента изменений на основе лидерства при проведении жизненного цикла изменений.
Экспертный совет по системе менеджмента изменений в ОАО "РЖД" (Экспертный совет) - коллегиальный орган, осуществляющий принятие решений по определению соответствия целевой модели корпоративной системы менеджмента принятой стратегии, общего содержания изменений, проводимых в ОАО "РЖД", а также экспертизу промежуточных и конечных результатов проводимых изменений.

4. Основные положения
4.1 Внешняя среда требует постоянных изменений в компании. Изменения могут быть разного масштаба: от ежедневных улучшений на одном рабочем месте до крупномасштабных изменений всей системы менеджмента ОАО "РЖД". Несмотря на то, что крупномасштабные изменения происходят реже, они требуют большего внимания при проектировании изменений, их осуществлении, подведении итогов.
4.2 Крупномасштабные изменения требуют наличия системы менеджмента изменений.
4.3 Крупномасштабные изменения проводятся с определенной периодичностью: 5-7 лет [2,  3], что составляет жизненный цикл изменений.

5. Жизненный цикл изменений
5.1 Проведение одного крупномасштабного изменения можно представить в виде жизненного цикла изменений. Жизненный цикл изменений представлен на рисунке 1.
5.2 Жизненный цикл включает в себя последовательность действий (этапов) от момента появления потребности в изменении до его реализации.
5.3 Кроме этапов, описывающих последовательное проведение изменений, участники процесса изменений должны осуществлять поддержку изменений, которая заключается в создании среды изменений, появлении агентов изменений, развитии мотивации к изменениям. Поддержка изменений как деятельность не является определенным этапом проведения изменений, она должна осуществляться непосредственно на каждом из этапов.
5.4 Среда изменений - это совокупность условий, в которых проводятся изменения. Условия включают: физические, социальные, психологические факторы, а также информационную поддержку, стили управления при проведении изменений, принципы взаимодействия, методы принятия решений, методы признания и поощрения достижений и т.д. Процесс информационной поддержки изменений представлен в СТК 1.06.006. Взаимодействие основных участников каскадной схемы проведения изменений в ОАО "РЖД" описано в СТК 1.06.008.
5.5 Агенты изменений - это:
- сотрудники компании, мотивированные к изменениям, разделяющие цели изменений, активно поддерживающие и участвующие в изменениях и вовлекающие других сотрудников в изменения;
- разработчики документов, участники проекта апробации на пилотных объектах;
- сотрудники компании, которые на последующих этапах жизненного цикла принимают участие в развертывании изменений.
Примечание - Агенты изменений не только являются непосредственными участниками проводимых изменений, они информируют других сотрудников о том, как проходят изменения, какие достигнуты результаты. Этому каналу информацию следует уделять столько же внимания, как и официальным каналам информирования о процессе изменений.
5.6 Развитие мотивации к изменениям необходимо для вовлечения сотрудников в процессы изменений, в достижении запланированных результатов. Необходимо не только материальное стимулирование, но и применение методов нематериальной мотивации (СТК 1.04.002).
5.7 В зависимости от целей проводимых изменений циклы изменений отличаются друг от друга продолжительностью, полнотой представленных этапов, составом и числом участников и рядом других характеристик.
5.8 Все основные характеристики жизненного цикла изменений, ответственные исполнители за выполнение этапов определяются Экспертным советом по системе менеджмента изменений (СТК 1.06.004).

6. Требования к этапам жизненного цикла изменений
6.1 Этап 1. Появление потребности в изменениях
6.1.1 Данный этап реализуется в рамках административной системы управления и включает в себя следующие действия:
- сбор информации (SWOT-анализ);
- бенчмаркинг;
- рассмотрение конкурирующих способов проведения изменений;
- определение необходимых результатов изменений.
6.1.2 Прогнозируемые результаты этапа:
- сформулированные требования направлений изменений (видение концепции изменений, цели изменений);
- распоряжение о разработке концепции изменений.
6.2 Этап 2. Разработка концепции изменений
6.2.1 Данный этап проводится в рамках административной системы управления и включает в себя следующие действия:
- анализ сформулированных требований направлений изменений;
- планирование деятельности по разработке концепции изменений;
- разработка концепции;
- рассмотрение альтернативных вариантов концепций;
- выбор наиболее приемлемой концепции изменений;
- утверждение концепции изменений.
Примечание - Этап проходит более эффективно, если разрабатывается несколько вариантов концепции изменений. В этом случае могут привлекаться к участию сторонние организации.
6.2.2 Прогнозируемые результаты этапа:
- утвержденная концепция изменений;
- распоряжение о разработке модели изменений.
6.3 Этап 3. Разработка целевой модели изменений
6.3.1 Целевая модель изменений должна быть представлена в форме документа, который содержит описание целей, которые необходимо достичь за один жизненный цикл изменений, основных направлений и параметров изменений, разрабатываемый на основе стратегических целей ОАО "РЖД", отраженных в соответствующих документах (ДК 1.06.001).
6.3.2 Данный этап проводится в рамках административной системы управления и включает в себя следующие действия:
- планирование разработки целевой модели;
- разработка модели.
6.3.3 Прогнозируемые результаты этапа:
- варианты целевой модели.
6.4 Этап 4. Экспертиза целевой модели (рассмотрение конкурентных моделей)
6.4.1 Экспертиза и утверждение целевой модели проводится Экспертным советом.
6.4.2 Этап экспертизы модели изменений нацелен на:
- рассмотрение альтернативных вариантов модели;
- выбор наиболее приемлемой модели изменений;
- утверждение модели изменений;
- выбор объекта для апробации (при необходимости).
- Корректировка целевой модели (при необходимости).
6.4.3 Прогнозируемые результаты этапа:
- утвержденная президентом ОАО "РЖД" модель изменений;
- распоряжение о проведении апробации на пилотных объектах.
6.5 Этап 5. Создание документации для апробации изменений на пилотных объектах
6.5.1 Данный этап реализуется участниками проекта на пилотном объекте и включает в себя следующие действия:
- создание проекта на пилотном объекте;
- разработка нормативно-методических документов участниками проекта для выбранного пилотного объекта;
- согласование и утверждение документов руководителем данного подразделения.
Примечание - В команду проекта пилотного объекта могут быть включены разработчики модели изменений.
6.5.2 Прогнозируемые результаты этапа:
- согласованные и утвержденные нормативно-методические документы для пилотного объекта.
6.6 Этап 6. Апробация изменений на пилотных объектах
6.6.1 Данный этап реализуется участниками проекта на пилотном объекте и включает в себя следующие действия:
- распространение разработанных нормативно-методических документов по всем структурам пилотного объекта;
- применение разработанных документов;
- анализ результатов апробации;
- подведение итогов апробации и направление их в ЭС.
6.6.2 Прогнозируемые результаты этапа:
- результаты апробации.
6.7 Этап 7. Коррекция концепции, модели, нормативно-методической базы по результатам апробации изменений
6.7.1 Данный этап включает в себя следующие действия:
- принятие решения Экспертным советом на основе результатов апробации о необходимости доработки документов: концепции, модели, нормативно-методических документов, разработанных и апробированных на пилотных объектах;
- доработка при необходимости соответствующих документов;
- принятие решения Экспертным советом о необходимости повторной апробации.
6.7.2 Прогнозируемые результаты этапа:
- разработанный пакет документов: концепция, модель, нормативно-методическая база.
6.8 Этап 8. Повторная апробация изменений (при необходимости)
6.8.1 Повторная апробация используется при необходимости проверки доработанных документов. Последовательность действий осуществляется в соответствии с этапом 6.
6.8.2 Прогнозируемые результаты этапа:
- утвержденный пакет документов: концепция, модель, нормативно-методическая база.
6.9 Этап 9. Разработка документации и институирование изменений для реализации целевой модели во всей компании
6.9.1 Данный этап включает в себя следующие действия:
- принятие решения Экспертным советом о достаточности нормативно-методических документов, разработанных на пилотном объекте, для использования во всей компании;
- разработка необходимых нормативно-методических документов для использования во всей компании;
- принятие решения Экспертным советом о создании условий для применения разработанного пакета документов: концепция, модель, нормативно-методическая база.
6.9.2 Прогнозируемые результаты этапа:
- измененная нормативно-методическая база соответствующих подразделений компании.
6.10 Этап 10. Развертывание изменений по компании (технология зависит от структуры и масштаба компании)
6.10.1 Данный этап включает в себя следующие действия:
- оценка руководителями подразделений необходимости изменений в регулярной деятельности в соответствии с разработанными документами;
- приведение регулярной деятельности в соответствие с разработанными документами.
6.10.2 Прогнозируемые результаты этапа:
- регулярная деятельность в соответствие с разработанными документами.
6.11 Этап 11. Получение обратной связи (сверху-вниз и снизу-вверх)
6.11.1 Данный этап включает в себя следующие действия:
- оценка руководителями подразделений результатов приведения регулярной деятельности в соответствие с разработанными документами;
- получение ЦМИ обратной связи от участников изменений на всех уровнях управления о результатах использования предложенного пакета документов: концепции, модели, нормативно-методической базы;
- проведение ЦМИ анализа обратной связи и подготовка сводного отчета для Экспертного совета;
- принятие решения Экспертным советом об изменении нормативной базы всей компании;
- информирование участников изменений о промежуточных результатах реализации модели изменений.
6.11.2 Прогнозируемые результаты этапа:
- Распоряжение о внесении изменений в нормативную базу.
6.12 Этап 12.Внесение изменений в нормативную базу
6.12.1 Данный этап включает в себя следующие действия:
- внесение изменений в нормативную базу: разработка новых документов, изменение существующих документов, отмена несоответствующих новой концепции.
6.12.2 Прогнозируемые результаты этапа:
- Измененная нормативная база.
6.13 Этап 13. Регулярная деятельность по новым стандартам
6.13.1 Данный этап включает в себя следующие действия:
- регулярная деятельность по новым стандартам;
Примечание - Данный этап предполагает продолжительную работу в соответствии с новыми стандартами для выявления долгосрочных результатов проведенных изменений, которые не были или не могли быть обнаружены при апробировании на пилотном объекте - этап 6 (рисунок 1), при развертывании изменений по компании - этап 10 (рисунок 1).
6.13.2 Прогнозируемые результаты этапа:
- регулярная деятельность в соответствие с разработанными документами.
6.14 Этап 14. Оценка результативности и эффективности проведенных изменений
6.14.1 Данный этап включает в себя следующие действия:
- проведение аудита подразделений компании, которых коснулись изменения, на соответствие измененным документам;
- оценка результатов аудита;
- принятие решения Экспертным советом о завершении жизненного цикла изменений или возвращении на определенный этап цикла для соответствующей корректировки.
6.14.2 Прогнозируемые результаты этапа:
- отчет о результатах проведенных изменений.

7. Варианты реализации этапов жизненного цикла
7.1 Проведение изменений организовано как процесс. Описание проведения изменений как процесса представлено на рисунке 2. Этапы процесса представлены в п 5.1 в виде жизненного цикла изменений.
7.2 Деятельность в рамках этапов жизненного цикла изменений может осуществляться как в административной системе, так в рамках системы менеджмента изменений ОАО "РЖД" на основе лидерства.
7.3 Система менеджмента изменений ОАО "РЖД" на основе лидерства рекомендуется к применению на следующих этапах жизненного цикла изменений: 3, 5, 6, 8, 9, 10 (рисунок 1) и на остальных этапах при необходимости.
7.4 Административная система проведения изменений установлена в действующих нормативных документах ОАО "РЖД".
7.5 Административная система проведения изменений базируется на классической схеме вертикальной иерархии и использует распоряжения, приказы, совещания. Часто при подобном подходе проведение изменений становится частью регулярной деятельности, которая не выделяется в обособленный проект, что приводит к потере связи между выполняемыми задачами и планируемыми результатами. Для того чтобы решить эту проблему, необходимо выделить деятельность по проведению изменений в отдельный проект.
7.6 Каскадная схема развертывания изменений осуществляется в форме внутреннего проекта, заказчиком которого выступает президент ОАО "РЖД", а его исполнителями - работники ОАО "РЖД" различных уровней управления.
7.7 Участники административной системы проведения изменений действуют в соответствии с занимаемой должностью и должностной инструкцией.
Примечание - Участники административной системы проведения изменений как участники процесса изменений чаще всего рассуждают с точки зрения влияния изменений на их собственную деятельность, а не на эффект изменений для всей компании. Для решения этой проблемы необходимо создать у участников изменений эффект отстраненности.
7.8 При развертывании изменений через каскадную схему сотрудники ОАО "РЖД" являются членами межфункциональной команды (объединяющей специалистов различных профилей), выполняющих проект, который напрямую может быть не связан с их функциональными обязанностями.
7.9 При организации процесса изменений необходимо учитывать особенности проведения изменений такого крупномасштабного объекта как ОАО "РЖД".
Пример - Формируется распоряжение о выполнении некоторого ряда действий на каждом уровне управления ОАО "РЖД". Из-за большого количества уровней управления, из-за возрастающего количества руководителей, представляющих тот или иной уровень управления, эффективность подобных приказов быстро снижается. Понимание того, зачем необходимо выполнить эти действия, уменьшается по мере продвижения приказа по иерархии управления. На уровне производственно-транспортной системы понимание необходимости изменений уже отсутствует.
7.10 В каскадной схеме для каждого уровня управления изначально проектируются определенные задачи, которые известны всем участникам.
7.11 Каскадная схема позволяет вовлечь большое количество сотрудников в процессы изменений, сформировав тем самым критическую массу агентов изменений для дальнейшего распространения изменений по всей компании.
7.12 При проведении изменений в рамках административной системы слабо развита информационная поддержка изменений. Направление всех инициатив по изменениям носит характер сверху-вниз по организационной иерархии. В некоторых случаях это является необходимым и достаточным. При проведении изменений системы менеджмента необходимо учитывать большое количество различных аспектов деятельности организации, поэтому существует высокий риск появления неучтенных преград для проведения изменений. Для решения этой цели необходимо сформировать восходящий поток предложений, инициатив и обратной связи.
7.13 В каскадной схеме развертывания изменений возможно создание структур, которые управляют процессом изменений: на уровне всего жизненного цикла, на уровне его этапов, на уровне каскадов. В рамках рассматриваемой системы менеджмента изменений создается две структуры: Экспертный совет, Центр менеджмента изменений. Экспертный совет несет ответственность за формирование и организацию всего жизненного цикла изменений и его этапов. Более подробно его деятельность описана в СТК 1.06.004. ЦМИ несет ответственность за формирование и организацию каскадной схемы развертывания изменений. Более подробно деятельность этого подразделения описана в СТК 1.06.005.

8. Каскадная схема развертывания изменений
8.1 Каскадная схема развертывания изменений (каскадная схема) используется при планировании и реализации изменений от верхнего уровня иерархии к нижнему уровню на основе проектного подхода с постоянным увеличением количества вовлеченных сотрудников в процесс изменений.
Примечание - При выборе тем проектов возможны направления, которые выходят за рамки функциональных обязанностей менеджеров и затрагивают другие подразделения. Продвижение таких проектов, таких предложений требует привлечения к принятию решений руководителей более высокого уровня и является движением "снизу-вверх".
8.2 Принципы работы каскадной схемы развертывания изменений:
- Ответственность руководства. Каскадная схема предполагает непосредственное участие руководства ОАО "РЖД" в процессе изменений путем обязательного участия в 1-ом каскаде в качестве руководителей проектов, а также в комиссиях по приемке результатов проектов на последующих каскадах.
- Согласованность. Система менеджмента изменений на всех уровнях изменений основана на взаимодействии каскадной схемы с административной системой.
- Преемственность. Планирование проектов каждого каскада проводится как развитие результатов проектов предыдущего каскада.
- Воспроизводимость. Каскадная схема позволяет проводить этапную информационную, техническую, финансовую и прочую подготовку и реализацию изменений на всех организационных уровнях ОАО "РЖД" по единой схеме, снижая необходимые ресурсы для организации этого процесса.
- Цикличность. Каскадная схема (шесть каскадов) проводится каждые 3-5 лет при внесении принципиальных изменений в действующую или принятии новой целевой модели КСМ ОАО "РЖД".
- Процессный подход. Каждый каскад выполняется как отдельный процесс, входы которого являются выходами предыдущего каскада, а выходы - входами последующего. Входом первого каскада является целевая модель КСМ, а выход последнего каскада данного цикла - входом для изменения действующей целевой модели КСМ или разработки новой. Каскадная схема является совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих процессов отдельных каскадов.
- Проектный подход. Изменения выполняются в форме проектов на каждом каскадном уровне.
8.3 Направленность каскадов: проектирование и реализация.
8.3.1 Направленность функциональных проектов на каскадах различается и представлена на рисунке 3.

 ┌────────────────┐
│Каскадная схема │                  Направленность
└────────────────┘              функциональных проектов
1-й каскадный уровень    ─┐
┌──┐ ┌──┐ ┌──┐ ┌──┐ ┌──┐   │       ┌────────────────────┐
└──┘ └──┘ └──┘ └──┘ └──┘   │       │   Проектирование   │
2-й каскадный уровень      >      │Что для этого должно│
┌──┐ ┌──┐ ┌──┐ ┌──┐ ┌──┐   │       │    быть сделано?   │
└──┘ └──┘ └──┘ └──┘ └──┘   │       └────────────────────┘
─┘
3-й каскадный уровень             ┌────────────────────┐
┌──┐ ┌──┐ ┌──┐ ┌──┐ ┌──┐           │   Проектирование и │
└──┘ └──┘ └──┘ └──┘ └──┘           │     реализация     │
│  Как это сделать и │
│    что сделано?    │
└────────────────────┘
4-6 каскадные уровни              ┌────────────────────┐
┌──┐ ┌──┐ ┌──┐ ┌──┐ ┌──┐           │    Реализация      │
└──┘ └──┘ └──┘ └──┘ └──┘           │    Что сделано?    │
└────────────────────┘

          Рисунок 3 - Направленность проектов изменений

Пример - На каскадах 1 - 2 участники (президент, вице-президенты, начальники Департаментов, дорог, руководство дирекций, управлений, центров, дочерних обществ, филиалов) осуществляют проектирование изменений: выбирают приоритетные направления в своих областях, определяют, что для этого должно быть сделано.
Участники каскада 3 развивают проекты предыдущих каскадов на дорогах, предлагают свои инициативы по улучшению, готовят направления для улучшений для участников последующих каскадов.
Участники каскадов 4 - 6 предлагают и реализуют инициативы по улучшениям.
8.4 Требования к количеству каскадов
8.4.1 Каскадная схема развертывания изменений. Для развертывания и реализации выбранной "Целевой модели корпоративной системы менеджмента" используется каскадная схема, представленная на рисунке 4.
┌──────────────────────┐
│     КАСКАД 1         ├────────────┐
│  Топ-менеджмент      │            V
│   Целеполагание      │┌─────────────────────────┐
│    Определение       ││     КАСКАД 2            ├────────────┐
│   стратегических     ││Менеджмент среднего      │            V
│    направлений.      ││      уровня             │┌───────────────────────┐
│ Инновационная среда. ││   Развертывание         ││     КАСКАД 3          │
│Стратегические проекты││   стратегических        ││      Гемба            │
└──────────────────────┘│направлений и проектов   ││(производственные      │
│в проекты внедрения и    ││     процессы)         │
│инициативы по улучшениями││    Кайдзен            │
│   преобразованиям       ││(постоянные улучшения) │
└─────────────────────────┘│Инициативы по улучшению│
│на конкретных рабочих  │
│      местах.          │
│   Стандартизация      │
└───────────────────────┘

                      Рисунок 4 - Каскадная схема

4.2 Количество каскадов определяется количеством уровней управления, на которые распространяются изменения (рисунок 5).

┌──────────────────────┐
│    КАСКАД 1          ├─────────────┐
│   Президент          │             V
│  Вице-президенты     │┌────────────────────────────┐
│ Начальники дорог     ││       КАСКАД 2             ├────────────┐
│  Целеполагание       ││Начальники Департаментов    │            V
│  Определение         ││  Начальники дорог          │┌───────────────────────┐
│ стратегических       ││Руководство Дирекций,       ││      КАСКАД 3         │
│  направлений.        ││Управлений, Центров,        ││ Зам.начальников дорог │
│Инновационная среда.  ││дочерних обществ, филиалов  ││Главные инженеры дорог │
│Стратегические проекты││Развертывание стратегических││   Представители       │
└──────────────────────┘│направлений и проектов в    ││Университетов путей    │
│проекты внедрения и         ││    сообщения          │
│инициативы по улучшениями   ││Инициативы по улучшению│
│   преобразованиям          ││и развитие проектов    │
└────────────────────────────┘│предыдущих каскадов на │
│дорогах.               │
│Подготовка направлений │
│для улучшений для      │
┌──────────────────────┐                              │участников последующих │
│      КАСКАД 4        ├──────────────┐               │    каскадов           │
│Начальники дорожных   │              V               └───────────────────────┘
│       служб          │┌────────────────────────────┐
│Руководители отдельных││       КАСКАД 5             ├───────────┐
│линейных предприятий  ││ Руководители линейных      │           V
│ Создание проектов    ││     предприятий            │┌───────────────────────┐
│    внедрения         ││ Главные инженеры всех      ││      КАСКАД 6         │
│инициатив по улучшению││  линейных предприятий      ││Руководящие работники  │
└──────────────────────┘│ Создание проектов внедрения││линейных предприятий   │
│ инициатив по улучшению     ││Создание проектов      │
└────────────────────────────┘│внедрения инициатив    │
│по  улучшению          │
└───────────────────────┘

 

     Рисунок 5 - Каскадная схема реализации изменений проекта
"Лидерство как система. Школа лидерства"

Примечание - Проведение проекта "Лидерство как система. Школа лидерства" (2007 - 2009 гг.) показало, что для достижения уровня производственных процессов каскадная схема развертывания изменений должна состоять из шести каскадов (рисунок 5).
8.4.3 Каскадная схема является совокупностью каскадов. Каскад как отдельный процесс описан в документе СТК 1.06.002.
8.4.3.1 Каждый каскад является отдельным процессом, при этом выход предыдущего каскада является входом для последующего.
8.4.3.2 Выходами каскадов являются:
- проекты изменений или нормативно-методические документы;
- задания с коротким обоснованием для участников следующего каскада. Задания отражают не реализованные в данной работе или связанные с данной работой цели и задачи, которые необходимо и возможно осуществить последователями на следующих каскадах.
8.4.3.3 Основанием к началу проведения изменений по системе лидерства (через каскадную схему развертывания изменений) является распоряжение президента ОАО "РЖД", поступающий в Центр менеджмента изменений и административную систему.
8.4.3.4 При проведении каскадной схемы взаимодействуют:
- организаторы подготовки и проведения каскадов - представители ЦМИ;
- учителя качества - руководители ОАО "РЖД", преподаватели УПСов, представители сторонних организаций;
- участники каскада - работники ОАО "РЖД", принимающие участие в подготовке на каскаде. После защиты проекта им присуждается соответствующее звание.
8.4.3.5 Категории участников каскадов и их статус приведены на рисунке 6.

                  ┌──────────────────────────┐
│    Идеологи качества     │                    Каскад 1
│Президент, вице-президенты│
┌─────┴──────────────────────────┴──────┐
│         Руководители качества         │
│ Начальники Департаментов, Управлений, │             Каскад 2
│         железных дорог,               │
│      группа управления качеством      │
┌──┴───────────────────────────────────────┴──┐
│              Директора качества             │
│   Заместители начальников железных дорог,   │          Каскад 3
│            главные инженеры дорог           │
┌─┴─────────────────────────────────────────────┴─┐
│                Менеджеры качества               │
│            Начальники дорожных служб,           │        Каскад 4
│   руководители отдельных линейных предприятий   │
┌──┴─────────────────────────────────────────────────┴──┐
│                    Мастера качества                   │
│        Руководители всех линейных предприятий,        │     Каскад 5
│       главные инженеры всех линейных предприятий      │
┌──┴───────────────────────────────────────────────────────┴──┐
│                     Инструкторы качества                    │
│          Руководящие работники линейных предприятий         │  Каскад 6
└─────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

                 Рисунок 6 - Категории участников

8.4.3.6 Руководители ОАО "РЖД", включенные в каскадную схему развертывания изменений, выступают в качестве:
- участников каскада;
- авторов-разработчиков проектов по преобразованию компании (через написание практических работ);
- лидеров команд, непосредственно реализующих программу преобразований;
- членов комиссии при защите функциональных проектов (для последующих каскадов).
8.4.4 Продолжительность каскадов
8.4.4.1 Рекомендуемая продолжительность цикла - 2-3 года.
8.4.4.2 Продолжительность выполнения одного проекта:
- связанного с планированием (каскад 1 - 3) - 2 месяца;
- связанного с реализацией изменения (каскад 3 - 6) - 3 месяца.
8.4.4.3 Проекты каскада 3 могут быть направлены и на планирование, и на реализацию изменений.
8.4.4.4 Ориентировочная длительность каскадов:
Каскад 1 - 2 месяца.
Каскад 2 - 2 месяца.
Каскад 3 - 3 месяца.
Каскад 4 - 4 месяца.
Каскад 5 - 5 месяца.
Каскад 6 - 8 месяцев.
Итого: 24 месяца (2 года).
8.4.4.5 Каскад 5 может быть начат до завершения четвертого каскадного уровня, а, соответственно, каскад 6 - до завершения пятого каскадного уровня, если определены все темы проектов изменений.
8.4.4.6 В случае необходимости (организационные ограничения), время жизненного цикла изменений может быть увеличено до трех лет. При этом целесообразно увеличивать продолжительность только каскадов 3 - 6, т.к.:
- большое количество участников каскада требует сложной организации и координации;
- проекты каскадов 3 - 6 направлены на реализацию целей, получение конкретного измеримого результата.
8.4.4.7 Количество участников:
Каскад 1 - 25 человек.
Каскад 2 - до 100 человек.
Каскад 3 - до 200 человек.
Каскад 4 - до 500 человек.
Каскад 5 - до 4000 человек.
Каскад 6 - 10 000 человек.
8.5 Сессия каскада
8.5.1 Сессии организуются ЦМИ и проводятся учителями в рамках каскада для достижения конкретных целей.
8.5.2 Сессия каскада может включать несколько форм работы в зависимости от цели сессии. Цели сессии приведены в СТК 1.06.002.
8.5.3 Формы работы на сессии: информирование, проектирование, реализация, методическая поддержка и оценка.
8.5.3.1 Форма работы "Информирование"
- Цель - предоставление участникам каскада информации, необходимой для разработки и реализации проектов и проектирования документов.
- Результат - информированные участники каскада.
8.5.3.2 Форма работы "Реализация"
- Цель - разработка и реализация проектов изменений или апробация документов.
- Результат - реализованные проекты и апробированные документы.
8.5.3.3 Форма работы "Проектирование"
- Цель - разработка и экспертиза документов.
- Результат - разработанные документы соответствующего статуса.
8.5.3.3.1 Статусы документов приведены в таблице 1.

Таблица 1

Статус

Степень одобрения              

Готовность к применению 

ААА  

Полностью одобренный (концепция,
основные положения)            

Принятый для применения 

АА   

Полностью одобренный (концепция,
основные положения)            

Направлен на апробацию  

А    

Частично одобренный (концепция)

Документ на рассмотрении

БББ  

Полностью одобренный (концепция,
основные положения)            

Одобрены и приняты для  
применения документы    
следующего уровня       

ББ   

Полностью одобренный (концепция,
основные положения)            

Разрабатываются документы
следующего уровня       

Б    

Частично одобренный (концепция)

Документ на рассмотрении

В    

Не одобрен                     

Требует рассмотрения    

Г    

Не одобрен                     

Документ направлен на   
пересмотр               

Где:
группа А - документы, принятые как основополагающие;
группа Б - документы, требующие развертывания на следующих уровнях.
8.5.3.4 Форма работы "Методическая поддержка"
- Цель - оказание методической поддержки при разработке и реализации проектов изменений, проектировании документов в виде консультирования и рецензирования.
- Результат - проекты и документы, соответствующие методическим требованиям.
8.5.3.5 Форма работы "Оценка"
- Цель - анализ и оценка разработанных и реализованных проектов изменений и спроектированных документов.
- Результат - оценка достигнутых участниками результатов, решение о передаче проектов на следующей каскад; определение статуса проанализированных и спроектированных документов.

9. Принятые сокращения
9.1 В настоящем документе применяются следующие обозначения и сокращения:
ГОСТ Р - государственный стандарт Российской Федерации;
ДК - директива по качеству;
КИ СМК - корпоративная интегрированная система менеджмента качества;
КСМ - корпоративная система менеджмента;
ОАО "РЖД" - открытое акционерное общество "Российские железные дороги";
СТК - стандарт по качеству;
ЦМИ - Центр менеджмента изменений;
ЭС - Экспертный совет;
УПС - Университет путей сообщения.

10. Нормативные ссылки
ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ДК 1.06.001 Система менеджмента изменений ОАО "РЖД". Требования к целевой модели корпоративной системы менеджмента
СТК 1.06.002 Система менеджмента изменений ОАО "РЖД". Руководство по организации каскадного уровня развертывания изменений
СТК 1.06.004 Система менеджмента изменений ОАО "РЖД". Деятельность Экспертного совета по системе менеджмента изменений в ОАО "РЖД"
СТК 1.06.005 Система менеджмента изменений ОАО "РЖД". Деятельность Центра менеджмента изменений (ЦМИ)
СТК 1.06.006 Система менеджмента изменений ОАО "РЖД". Руководство по информационной поддержке изменений
СТК 1.06.008 Система менеджмента изменений ОАО "РЖД". Порядок взаимодействия основных участников системы менеджмента изменений

Приложение А
(обязательное)

Документы системы менеджмента изменений

А.1 Документы системы менеджмента изменений образуют четыре группы:
А.1.1 Основополагающие документы:
- Директива по качеству ОАО "РЖД" "Система менеджмента изменений ОАО "РЖД". Требования к целевой модели корпоративной системы менеджмента";
А.1.2 Документы, описывающие процесс:
- Директива по качеству ОАО "РЖД" "Система менеджмента изменений ОАО "РЖД". Проведение изменений в ОАО "РЖД". Основные положения
- Стандарт по качеству ОАО "РЖД" "Система менеджмента изменений ОАО "РЖД". Руководство по организации каскадного уровня развертывания изменений"
- Стандарт по качеству ОАО "РЖД" "Система менеджмента изменений ОАО "РЖД". Форматы проектов изменений"
А.1.3 Документы, устанавливающие оргструктуры, управляющие процессом:
- Стандарт по качеству ОАО "РЖД" "Система менеджмента изменений ОАО "РЖД". Деятельность Экспертного совета по системе менеджмента изменений в ОАО "РЖД".
- Стандарт по качеству ОАО "РЖД" "Система менеджмента изменений ОАО "РЖД". Деятельность Центра менеджмента изменений (ЦМИ)".
А.2 Документы менеджмента изменений отражены на рисунке А.1.

                  ┌───────────────────────────┐
│Требования к целевой модели│
Основополагающий  │   корпоративной системы   │
документ          │        менеджмента        │
└───────────────────────────┘
----------------------------------------------------------------------------------
┌─────────────────────┐┌─────────────────┐┌─────────────────┐
Документы,           │      Проведение     ││  Руководство по ││Форматы проектов │
описывающие процесс  │изменений в ОАО"РЖД".││   организации   ││   изменений     │
проведения изменений │  Основные положения ││каскадного уровня│└─────────────────┘
└─────────────────────┘│  развертывания  │
│    изменений    │
└─────────────────┘
┌─────────────────────┐┌─────────────────┐
Документы,           │   Деятельность      ││   Деятельность  │
устанавливающие      │Экспертного совета по││      Центра     │
оргструктуры,        │системе менеджмента  ││   менеджмента   │
управляющие процессом│изменений в ОАО "РЖД"││ изменений (ЦМИ) │
изменений            └─────────────────────┘└─────────────────┘
----------------------------------------------------------------------------------
Документы,           ┌─────────────────────┐┌─────────────────┐┌─────────────────┐
описывающие          │  Руководство по     ││ Руководство по  ││     Порядок     │
деятельность по      │  информационной     ││ формированию и  ││ взаимодействия  │
поддержанию          │поддержке изменений  ││поддержанию базы ││    основных     │
процессов            └─────────────────────┘│    проектов     ││   участников    │
и закреплению                               │    изменений    ││     системы     │
изменений                                   └─────────────────┘│   менеджмента   │
│    изменений    │
└─────────────────┘

 

      Рисунок А.1 - Документы системы менеджмента изменений

А.3 Центр менеджмента изменений
Структурным подразделением, реализующим проведение изменений на основе каскадной схемы, является Центр менеджмента изменений (ЦМИ).
ЦМИ действует на основе СТК 1.06.005.
А.4 Организация взаимодействия при разработке и реализации проектов изменений
Организация взаимодействия при разработке и реализации проектов изменений рассмотрена в СТК 1.06.008.

 

Приложение Б
(обязательное)

Пример каскадной схемы, направленной на проектирование

Б.1 Цель каскадной схемы - доработка и внедрение пакета документов КИ СМК на всех уровнях управления ОАО "РЖД", определенным согласно СТК 1.10.012.
Б.2 Рассматриваемый пакет документов КИ СМК:
1) Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Руководство по качеству;
2) ДК 1.10.001 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Политика в области качества;
3) ДК 1.09.001 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Целеполагание;
4) СТК 1.10.012 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Модель основных процессов;
5) СТК 1.04.003 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Мотивация сотрудников к улучшению процессов. Мотивация в процессах корректирующих действий;
6) СТК 1.04.004 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Мотивация сотрудников к улучшению процессов. Мотивация при выполнении проектов улучшения;
7) СТК 1.04.002 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Мотивация сотрудников к улучшению процессов. Управление мотивационной средой;
8) СТК 1.04.001 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Мотивация сотрудников к улучшению процессов. Основные положения;
9) СТК 1.10.011 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Основные принципы и положения;
10) СТК 1.10.014 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Планирование и оценка результатов улучшений показателей;
11) СТК 1.10.013 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Руководство по применению модели основных процессов;
12) СТК 1.10.010 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Термины и определения;
13) СТО РЖД 1.05.514.1-2009 "Технические аудиты в системе управления безопасностью ОАО "РЖД". Основные положения";
14) СТО РЖД 1.05.514.2-2009 "Технические аудиты в системе управления безопасностью ОАО "РЖД". Требования, предъявляемые к аудиторам";
15) СТО РЖД 1.05.515.1-2009 "Методы и инструменты улучшений. Методы решения проблем. 8 шагов";
16) СТО РЖД 1.05.515.2-2009 "Методы и инструменты улучшений. Анализ Парето";
17) СТО РЖД 1.05.515.3-2009 "Методы и инструменты улучшений. Диаграмма Исикавы";
18) СТО РЖД 1.05.515.4-2009 "Методы и инструменты улучшений. Корреляционный анализ. Диаграмма рассеяния";
19) СТО РЖД 1.05.515.5-2009 "Методы и инструменты улучшений. Исследование разброса параметра. Гистограммы";
20) СТО РЖД 1.05.515.6-2009 "Методы и инструменты улучшений. Z-график и исследование вариабельности";
21) СТО РЖД 1.05.515.7-2009 "Методы и инструменты улучшений. Формат корректирующих действий. Метод "5W +1H + 1S".
Каскадная схема, реализующая поставленную цель, представлена на рисунке Б.1.
Б.3 Каскад 1 - уровень корпоративного управления
Перед началом каскада 1 все рассматриваемые документы КИ СМК имеют статус "В" согласно п.8.5.3.3.1 за исключением СТК 1.10.010. Данный стандарт носит информационный характер, не требует экспертизы со стороны руководителей ОАО "РЖД" разных уровней управления, поэтому ему сразу присваивается статус "ААА".
Деятельность в рамках каскада 1 представлена на рисунке Б.2.
Основными результатами каскада 1, направляемыми на каскад 2, являются:
- согласованные описания процессов уровня корпоративного управления;
- документы для экспертизы и разработки документов своего уровня:
1) ДК 1.10.001 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Политика в области качества - статус Б;
2) Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Руководство по качеству - статус Б;
3) ДК 1.09.001 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Целеполагание - статус Б;
4) СТК 1.10.012 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Модель основных процессов - статус Б;
5) СТК 1.10.013 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Руководство по применению модели основных процессов - статус Б.
- документы для ознакомления:
1) СТК 1.10.011 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Основные принципы и положения - статус ААА;
2) СТК 1.10.010 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Термины и определения - статус ААА;
3) СТК 1.04.003 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Мотивация сотрудников к улучшению процессов. Мотивация в процессах корректирующих действий - статус АА;
4) СТК 1.04.004 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Мотивация сотрудников к улучшению процессов. Мотивация при выполнении проектов улучшения - статус АА;
5) СТК 1.04.002 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Мотивация сотрудников к улучшению процессов. Управление мотивационной средой - статус АА;
6) СТК 1.04.001 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Мотивация сотрудников к улучшению процессов. Основные положения - статус АА;
7) СТК 1.10.014 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Планирование и оценка результатов улучшений показателей - статус АА;
8) СТО РЖД 1.05.514.1-2009 "Технические аудиты в системе управления безопасностью ОАО "РЖД". Основные положения" - статус АА;
9) СТО РЖД 1.05.514.2-2009 "Технические аудиты в системе управления безопасностью ОАО "РЖД". Требования, предъявляемые к аудиторам" - статус АА;
10) СТО РЖД 1.05.515.1-2009 "Методы и инструменты улучшений. Методы решения проблем. 8 шагов" - статус АА;
11) СТО РЖД 1.05.515.2-2009 "Методы и инструменты улучшений. Анализ Парето" - статус АА;
12) СТО РЖД 1.05.515.3-2009 "Методы и инструменты улучшений. Диаграмма Исикавы" - статус АА;
13) СТО РЖД 1.05.515.4-2009 "Методы и инструменты улучшений. Корреляционный анализ. Диаграмма рассеяния" - статус АА;
14) СТО РЖД 1.05.515.5-2009 "Методы и инструменты улучшений. Исследование разброса параметра. Гистограммы" - статус АА;
15) СТО РЖД 1.05.515.6-2009 "Методы и инструменты улучшений. Z-график и исследование вариабельности" - статус АА;
16) СТО РЖД 1.05.515.7-2009 "Методы и инструменты улучшений. Формат корректирующих действий. Метод "5W +1H + 1S" - статус АА.
Б.4 Каскад 2 - департаменты и региональные центры корпоративного управления
Деятельность в рамках каскада 2 представлена на рисунке Б.3.
Основными результатами каскада 2, направляемыми на каскад 3, являются:
а) согласованные описания процессов уровня региональных центров корпоративного управления;
б) документы для экспертизы и разработки документов своего уровня:
1) ДК 1.10.001 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Политика в области качества - статус ББ;
2) Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Руководство по качеству - статус ББ;
3) ДК 1.09.001 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Целеполагание - статус ББ;
4) СТК 1.10.012 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Модель основных процессов - статус ББ;
5) СТК 1.10.013 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Руководство по применению модели основных процессов - статус ББ.
в) документы для ознакомления:
1) СТК 1.10.011 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Основные принципы и положения - статус ААА;
2) СТК 1.10.010 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Термины и определения - статус ААА;
3) СТК 1.04.003 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Мотивация сотрудников к улучшению процессов. Мотивация в процессах корректирующих действий - статус АА;
4) СТК 1.04.004 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Мотивация сотрудников к улучшению процессов. Мотивация при выполнении проектов улучшения - статус АА;
5) СТК 1.04.002 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Мотивация сотрудников к улучшению процессов. Управление мотивационной средой - статус АА;
6) СТК 1.04.001 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Мотивация сотрудников к улучшению процессов. Основные положения - статус АА;
7) СТК 1.10.014 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Планирование и оценка результатов улучшений показателей - статус АА;
8) СТО РЖД 1.05.514.1-2009 "Технические аудиты в системе управления безопасностью ОАО "РЖД". Основные положения" - статус АА;
9) СТО РЖД 1.05.514.2-2009 "Технические аудиты в системе управления безопасностью ОАО "РЖД". Требования, предъявляемые к аудиторам" - статус АА;
10) СТО РЖД 1.05.515.1-2009 "Методы и инструменты улучшений. Методы решения проблем. 8 шагов" - статус АА;
11) СТО РЖД 1.05.515.2-2009 "Методы и инструменты улучшений. Анализ Парето" - статус АА;
12) СТО РЖД 1.05.515.3-2009 "Методы и инструменты улучшений. Диаграмма Исикавы" - статус АА;
13) СТО РЖД 1.05.515.4-2009 "Методы и инструменты улучшений. Корреляционный анализ. Диаграмма рассеяния" - статус АА;
14) СТО РЖД 1.05.515.5-2009 "Методы и инструменты улучшений. Исследование разброса параметра. Гистограммы" - статус АА;
15) СТО РЖД 1.05.515.6-2009 "Методы и инструменты улучшений. Z-график и исследование вариабельности" - статус АА;
16) СТО РЖД 1.05.515.7-2009 "Методы и инструменты улучшений. Формат корректирующих действий. Метод "5W +1H + 1S" - статус АА.
Б.5 Каскад 3 - территориальные филиалы дирекций
Деятельность в рамках каскада 3 представлена на рисунке Б.4.
Основными результатами каскадов 1 - 3, направленных на проектирование, являются:
а) согласованные описания процессов уровня корпоративного управления;
б) согласованные описания процессов уровня региональных центров корпоративного управления;
в) согласованные описания процессов уровня территориальных филиалов дирекций;
г) документы, полностью одобренные и принятые к применению:
1) СТК 1.10.011 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Основные принципы и положения - статус ААА;
2) СТК 1.10.010 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Термины и определения - статус ААА;
3) ДК 1.10.001 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Политика в области качества - статус БББ;
4) Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Руководство по качеству - статус БББ;
5) ДК 1.09.001  Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Целеполагание - статус БББ;
6) СТК 1.10.012 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Модель основных процессов - статус БББ;
7) СТК 1.10.013 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Руководство по применению модели основных процессов - статус БББ.
д) документы для апробации:
1) СТК 1.04.003 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Мотивация сотрудников к улучшению процессов. Мотивация в процессах корректирующих действий - статус АА;
2) СТК 1.04.004 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Мотивация сотрудников к улучшению процессов. Мотивация при выполнении проектов улучшения - статус АА;
3) СТК 1.04.002 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Мотивация сотрудников к улучшению процессов. Управление мотивационной средой - статус АА;
4) СТК 1.04.001 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Мотивация сотрудников к улучшению процессов. Основные положения - статус АА;
5) СТК 1.10.014 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Планирование и оценка результатов улучшений показателей - статус АА;
6) СТО РЖД 1.05.514.1-2009 "Технические аудиты в системе управления безопасностью ОАО "РЖД". Основные положения" - статус АА;
7) СТО РЖД 1.05.514.2-2009 "Технические аудиты в системе управления безопасностью ОАО "РЖД". Требования, предъявляемые к аудиторам" - статус АА;
8) СТО РЖД 1.05.515.1-2009 "Методы и инструменты улучшений. Методы решения проблем. 8 шагов" - статус АА;
9) СТО РЖД 1.05.515.2-2009 "Методы и инструменты улучшений. Анализ Парето" - статус АА;
10) СТО РЖД 1.05.515.3-2009 "Методы и инструменты улучшений. Диаграмма Исикавы" - статус АА;
11) СТО РЖД 1.05.515.4-2009 "Методы и инструменты улучшений. Корреляционный анализ. Диаграмма рассеяния" - статус АА;
12) СТО РЖД 1.05.515.5-2009 "Методы и инструменты улучшений. Исследование разброса параметра. Гистограммы" - статус АА;
13) СТО РЖД 1.05.515.6-2009 "Методы и инструменты улучшений. Z-график и исследование вариабельности" - статус АА;
14) СТО РЖД 1.05.515.7-2009 "Методы и инструменты улучшений. Формат корректирующих действий. Метод "5W +1H + 1S" - статус АА.

 

Приложение В
(обязательное)

Пример каскадной схемы, направленной на реализацию

В.1 Данный пример основан на проекте каскадного обучения "Лидерство как система. Школа лидерства", проходившем в ОАО "РЖД" в 2007-2009 гг.
Цель каскадной схемы1) - повышение квалификации работников с тем, чтобы вооружить руководителей новым комплексом знаний, необходимых для проведения в ОАО "РЖД" системных преобразований. Главной целью преобразований должно являться повышение качества предоставляемых услуг и эффективности труда на всех технологических и управленческих операциях.
Каскадная схема, реализующая поставленную цель, представлена на рисунке В.1.
Примечание - Согласно данной каскадной схемы, каскады 1 и 2 были направлены полностью на проектировании, каскад 3 - на проектирование и частичную реализацию. Каскады 4, 5, 6 направлены на реализацию. Для данного примера будут рассмотрены каскады 3 и 4, чтобы показать различные схемы организации каскада.

______________________________
1) Функциональная стратегия управления качеством в ОАО "РЖД". Утверждена распоряжением ОАО "РЖД" от 15 января 2007 г. N 46р.
2) То же.

В.2 Каскад 3 - Директора качества
Деятельность в рамках каскада 3 представлена на рисунке В.2.
Основными результатами каскада 3, направляемыми на каскад 4, являются:
- согласованные функциональные проекты;
- задания для развертывания функциональных проектов на следующем уровне.
В.3 Каскад 4 - Менеджеры качества
Деятельность в рамках каскада 4 представлена на рисунке Б.3.

Основными результатами каскада 4, направляемыми на каскад 5, являются:
- согласованные функциональные проекты;
- задания для развертывания функциональных проектов на следующем уровне.

Приложение Г
(справочное)

Библиография

[1] СТК 1.10.010 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Термины и определения*).
[2] Матвеева А. Рыба растет с головы // Эксперт. - 1999. - N 8.
[3] Филонович С.Р., Кушелевич Е.И. Теория жизненных циклов организации И.Адизеса и российская действительность //Социологические исследования. - 1966. - N 10.
[4] СТК 1.04.002 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Мотивация сотрудников к улучшению процессов. Управление мотивационной средой*).
[5] СТК 1.10.012 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Модель основных процессов*).

______________________________
*) В процессе разработки.

 

Изменения


Версия

  Дата  
изменения

Разработчик
изменений  

Краткое описание изменения