Нормы управляемости для мастеров участков производства, бригадиров (освобожденных) предприятий железнодорожного транспорта вагонного хозяйства от 29.09.2009 г.

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

УТВЕРЖДАЮ
Вице-президент ОАО "РЖД"
В.А.Гапанович
29 сентября 2009 г.

СОГЛАСОВАНО
Профсоюзный комитет
первичной профсоюзной
организации ОАО "РЖД"
РОСПРОФЖЕЛ
Постановление
от 28 сентября 2009 г.
N 10/9

НОРМЫ УПРАВЛЯЕМОСТИ
ДЛЯ МАСТЕРОВ УЧАСТКОВ ПРОИЗВОДСТВА,
БРИГАДИРОВ (ОСВОБОЖДЕННЫХ) ПРЕДПРИЯТИЙ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ВАГОННОГО ХОЗЯЙСТВА

I. Общие положения

Нормы управляемости разработаны отделом организации труда в вагонном хозяйстве Центра организации труда и проектирования экономических нормативов при участии Департамента вагонного хозяйства и Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов, с учетом предложений, поступивших с железных дорог - филиалов ОАО "РЖД", и предназначены для определения и обоснования численности мастеров участков производства и бригадиров (освобожденных) предприятий железнодорожного транспорта и метрополитенов, установления должностных обязанностей, регламентации их труда.
Норма управляемости - это установленная численность работников или структурных подразделений, которые должны быть непосредственно подчинены одному руководителю. Норма управляемости применяется при нормировании труда руководителей всех рангов (от мастера до начальника).
Нормы управляемости отражают прогрессивные тенденции совершенствования управления производством, рационально и эффективно организовывают работу аппарата управления, оптимизируют трудовые и материальные ресурсы.
Нормы управляемости являются неотъемлемым элементом системы нормативов по труду для руководителей и других категорий работников, которые осуществляют функциональное управление всеми сторонами деятельности подразделения и производственными структурными подразделениями.
За основу разработки норм управляемости приняты Положение о системе нормирования труда в ОАО "РЖД", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 3 июля 2006 г. N 1350р; действующие в вагонном хозяйстве нормативные документы; данные о производственной деятельности структурных подразделений, фактической трудоемкости и объемах выполняемых работ; результаты анализа и исследования функций, выполняемых в структурных подразделениях; статистический анализ численности работников.
При разработке норм управляемости использованы руководящие, методические и нормативные материалы:
- Распоряжение ОАО "РЖД" от 18 июля 2006 г. N 1505р "Об утверждении квалификационных характеристик и разрядов оплаты труда должностей руководителей, специалистов и служащих открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
- Решение итогового Правления ОАО "РЖД" от 23-24 декабря 2008 г. Протокол N 43.
Наименование профессий рабочих и должностей руководителей в нормах управляемости указаны в соответствии с действующим Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, выпуск 56 с учетом изменений и дополнений, и распоряжением ОАО "РЖД" от 18 июля 2006 г. N 1505р "Об утверждении квалификационных характеристик и разрядов оплаты труда должностей руководителей, специалистов и служащих открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Нормы управляемости регламентированы действующими нормами времени, нормами выработки, нормами обслуживания, инструктивными указаниями.
При разработке норм управляемости приняты следующие факторы:
- численность работников на участке;
- объем выполняемых работ в натуральных измерителях;
- номенклатура выпускаемой продукции;
- количество смен работы;
- количество рабочих мест на участке;
- тип производства;
- количество технологических операций;
- должностные обязанности руководителей производственных структурных подразделений.
При анализе полученных данных были использованы положения о производственных структурных подразделениях и должностные инструкции руководителей с целью установления перечня выполняемых ими работ.
Нормы управляемости, указанные в таблице, устанавливаются от фактической численности и принимаются, как минимально допустимые величины.
В случае если фактическая численность на участке отличается от минимально допустимой, установленной нормами управляемости, в меньшую или большую сторону, то обязанности по руководству структурным подразделением возлагаются на вышестоящего руководителя (мастера, старшего мастера, заместителя начальника депо). При численности рабочих на производственном участке меньше, чем предусмотрено нормами управляемости для бригадира (освобожденного) предприятий железнодорожного транспорта и метрополитенов (но не менее 5 человек), из числа рабочих назначается неосвобожденный бригадир. Нормы управляемости для мастеров производственных участков эксплуатационных вагонных депо устанавливаются с учетом сменности.
Нормы управляемости рекомендуются для применения в структурных подразделениях вагонного хозяйства железных дорог и дирекций по ремонту грузовых вагонов.
Перечень условных обозначений, используемых в нормах управляемости:
КП - контрольный пост;
ПОТ - пункт опробования тормозов;
ППВ - пункт подготовки вагонов к перевозкам;
ППС - промывочно-пропарочная станция;
ПТО - пункт технического обслуживания вагонов;
ПТП - пункт технической передачи;
ТОР - текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов.

II. Нормативная часть

Нормы управляемости для мастеров (включая старших)
производственных участков и бригадиров (освобожденных)
предприятий железнодорожного транспорта и метрополитенов
вагонных депо и промывочно-пропарочных станций

Виды ремонта или
обслуживания    

Наименование   
должности      
(профессии)    
руководящих    
работников     

Норма        
управляемости,
чел.         

Наименование 
должности    
(профессии)  
руководимых  
работников   

       1        

      2        

      3      

      4      

                    ВАГОННЫЕ РЕМОНТНЫЕ ДЕПО                    

Все виды ремонта

Старший мастер 
участка        
производства (1)

 

   4-5       

Мастер участка
производства 

Деповской и     
капитальный     
ремонт вагонов, 
включая         
заготовительные 
участки         

Мастер участка 
производства (2)

   20-35     

Профессии    
рабочих (всех
наименований)

Ремонтно-       
строительные    
работы          

 

 То же         

 

  25-40      

 

 То же       

Подготовка      
цистерн под налив
нефтепродуктов  

 

 - " -         

 

  40         

 

 - " -       

Деповской и     
капитальный     
ремонт вагонов, 
включая         
заготовительные 
участки         

Бригадир       
(освобожденный)
предприятий    
железнодорожного
транспорта и   
метрополитенов 

 

 10-18       

 

 - " -       

Ремонтно-       
строительные    
работы          

 

  То же        

 

 10-20       

 

 - " -       

                 ВАГОННЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ДЕПО                

Техническое     
обслуживание и  
ремонт вагонов  
(на ПТО грузовых
вагонов, на ПТО 
пассажирских    
вагонов, ПТП,   
ПОТ, ППВ, ППС)  

Мастер участка 
производства (2)

 44-110      

Профессии    
рабочих (всех
наименований)

Ремонтно-       
строительные    
работы          

- " -          

  22-44      

  - " -      

Техническое     
обслуживание    
грузовых вагонов
на ППВ          

Бригадир       
(освобожденный)
предприятий    
железнодорожного
транспорта и   
метрополитенов 

 

  15         

 

  - " -      

Текущий         
отцепочный ремонт
грузовых вагонов

 

 То же         

 

  10         

 

  - " -      

Техническое     
обслуживание на 
ППС             

 - " -         

  15         

  - " -      

Примечание:
(1) - численность старших мастеров участка производства определяется из числа рассчитанных по нормам управляемости мастеров участка производства.
(2) - численность мастеров участка производства определяется с учетом численности бригадиров (освобожденных) предприятий железнодорожного транспорта и метрополитенов.

Бригадиры (освобожденные) предприятий железнодорожного транспорта и метрополитенов в эксплуатационных вагонных депо предусматриваются только на участках текущего отцепочного ремонта вагонов, пунктах подготовки вагонов к перевозкам и промывочно-пропарочных станциях.
При выполнении вагонными депо несвойственных работ (котельные и др.) численность мастеров участка производства и бригадиров (освобожденных) предприятий железнодорожного транспорта и метрополитенов определяется по нормативам соответствующих хозяйств.
С утверждением настоящих норм управляемости Методика определения численности мастеров, электромехаников, машинистов-инструкторов локомотивных бригад, машинистов-инструкторов бригад путевых машин и моторно-рельсового транспорта, утвержденная указанием МПС от 26 января 1998 г. N Б-78у, в части определения численности мастеров участков производства в структурных подразделениях филиалов ОАО "РЖД" вагонного хозяйства не применяется.